Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением
методическая разработка (физкультура и спорт, 7,8,9 класс) по теме

Дольников Игорь Иванович

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением

Методическая разработка учителя физкультуры гимназии № 399

Дольникова  Игоря Ивановича

В наши дни особенно актуальна проблема инвалидности. Экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, отягощенная наследственность, заболевания, травмы увеличивают число инвалидов из года в год. Категория лиц со зрительным дефектом, т.е. инвалидов по зрению достаточно велика: она составляет около 40 млн человек в мире и около 2 млн - в нашей стране, причем, несмотря на успехи медицины, число слабовидящих неуклонно растет [9]. Особую тревогу вызывает рост детской инвалидности.

В связи с нарушением функции зрительного анализатора у детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушение и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве. У слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выражены отклонения в развитии таких детей [2, 3, 7, 8].

Значимость адаптивной физической культуры для младших школьников с различными степенями зрительной патологии не может быть переоценена. Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для детей с ослабленным зрением занятия физическими упражнениями жизненно необходимо, так как служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций [2, 7].

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми, имеющими патологию зрительного анализатора, посвящены работы ряда исследователей [1- 4,7,8,10].

Между тем в современной тифлопедагогике и адаптивной физической культуре остаются малоисследованными вопросы конкретизации форм и методов физической и социальной реабилитации младших школьников, имеющих нарушения зрения. Недостаточно активно ведется поиск оптимизации содержания физической активности средствами физической культуры и других форм физической подготовки [6, 10].

В связи с этим актуально исследование влияния внеурочных занятий по физической культуре на уровни физического развития, физического здоровья, физической подготовленности, а также мотивации к занятиям физической культурой младших школьников, имеющих нарушения зрения.

Исследование проводилось на базе гимназии 399 в три этапа.

На первом этапе были проанализированы данные медицинских карт, проведено анкетирование испытуемых и их родителей, изучены уровни физического развития, физического здоровья и физической подготовленности учащихся младших классов, имеющих нарушения зрения, и произведено сравнение с практически здоровыми детьми того же возраста. Физическое развитие оценивалось по методике Е.П. Сушко с помощью центильных таблиц, определялись соматотипы. Физическое здоровье исследовалось по методике С.В. Хрущева и с помощью Гарвардского степ-теста (модифицированная методика). Физическая подготовленность оценивалась по следующим тестам: бег 30 м, челночный бег 3х10 м, 6-минутный бег, прыжок в длину с места, тест на гибкость, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с и унифицированный комплексный тест для оценки баллистической координации.

На втором этапе была разработана и теоретически обоснована программа внеурочных занятий по физической культуре со школьниками 7-9 лет c нарушениями зрения.

На третьем этапе проведен педагогический эксперимент, целью которого была проверка эффективности специально разработанной программы, направленной на повышение уровней физического здоровья, физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой слабовидящих школьников.

В педагогическом эксперименте приняли участие 38 человек. В контрольной группе (практичес ки здоровые дети) - 24 человека: 16 мальчиков и 8 девочек. В экспериментальной группе (слабовидящие дети) - 14 человек: 8 мальчиков и 6 девочек .Занятия проводились два раза в неделю по одному часу во внеурочное время. Контрольная группа занималась по утвержденной советом МОК № 9 программе внеурочных занятий; экспериментальная группа - по разработанной программе в том же объеме.

Результаты эксперимента в конце учебного года были сопоставлены с исходными данными и обработаны методами математической статистики.

В основу разработанной программы легли:

- исследование уровней физического развития, физического здоровья, физической подготовленности школьников с ослабленным зрением 7-9 лет и определение слабых звеньев в данных показателях;

- целенаправленное воздействие в процессе занятий физической культурой на развитие и совершенствование тех компонентов, которые были определены как слабые.

Разработанная программа, общим объемом 51,35 ч, состояла из нескольких разделов, в которых наибольший удельный вес в течение года имели разделы ""Основы хореографии".

Основной формой проведения внеурочных занятий по физической культуре являлся урок, который решал не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи (например: коррекция скованности и ограниченности движений, развитие музыкального слуха, чувства ритма).

Подготовительная часть (10-15 мин) преимущественно была представлена разновидностями ходьбы, бега, прыжков (только в воде) и ОРУ. В конце подготовительной части выполнялись упражнения на тренировку зрительных функций.

В основной (25-30 мин) изучался новый материал - хореографические позиции, танцевальные шаги, элементы либо танцевальная композиция целиком и закреплялся ранее пройденный материал.

Заключительная часть (5 мин) состояла из подвижной игры, либо тренинга (в спортзале).

В результате анализа медицинских карт выявлено, что наиболее распространены следующие заболевания зрительного анализатора:, косоглазие и астигматизм. Кроме основного диагноза у школьников с нарушением зрения выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), заболевания дыхательной системы и различные нервно-психические нарушения. Наличие у слабовидящих соматических заболеваний связано со снижением двигательной активности, что, в свою очередь, ведет к отставанию в показателях физического здоровья и физической подготовленности от показателей здоровых детей.

Дети с патологией зрения отстают от своих практически здоровых сверстников (при Р < 0,05) в уровне физического здоровья по таким показателям, как: ЧСС, АД, ЖЕЛ, время задержки дыхания на вдохе (ВЗД), в индексах Робинсона (ИРб) и Скибинского (ИС).

Значительное отставание в физической подготовленности обнаружено по результатам бега на 30 м, челночного бега 3х10 м, 6-минутного бега и показателям гибкости (у мальчиков).

После эксперимента по многим показателям физического здоровья слабовидящие дети превзошли своих здоровых сверстников, имея до эксперимента более низкие результаты. Обнаруженное достоверное различие во всех исходных показателях контрольной и экспериментальной групп в пользу первой (при Р<0,05) стало недостоверным (Р>0,05) в большинстве конечных данных (см. таблицу), т.е. после эксперимента показатели слабовидящих детей практически не отличаются от показателей здоровых детей. Полученные результаты позволяют сделать вывод об оздоровительном эффекте предложенной программы.

За время проведения педагогического эксперимента наблюдалась тенденция к улучшению показателей физической подготовленности испытуемых экспериментальной группы: во всех показателях у них произошли положительные сдвиги.

Показатели физического здоровья испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента 

Показатели

Группа

Мальчики

Девочки

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

Х ср.

Р

Х ср.

Р

Х ср.

Р

Х ср.

Р

ЧСС

КГ

82

<0,02

90

>0,05

84

>0,05

95

<0,05

ЭГ

93

 

89

 

93

 

83

 

АД

КГ

87

<0,002

92

>0,05

86

<0,001

90

>0,05

ЭГ

99

 

90

 

105

 

91

 

ИРб

КГ

70

<0,003

83

>0,05

73

<0,004

85

<0,05

ЭГ

91

 

80

 

97

 

76

 

ЖЕЛ

КГ

1463

<0,05

1800

>0,05

1275

>0,05

1333

<0,05

ЭГ

1329

 

1900

 

1150

 

1683

 

ВЗД

КГ

41

<0,001

29

>0,05

20

<0,01

21.5

<0,05

ЭГ

16

 

23

 

14

 

35

 

ИС

КГ

804

<0,001

584

>0,05

255

<0,001

287

<0,05

ЭГ

216

 

495

 

161

 

589

 

Наиболее существенное улучшение результатов (Р<0,05) наблюдалось в следующих тестах: у мальчиков - в беге на 30 м, в челночном беге 3х10 м. В прыжке в длину с места мальчики экспериментальной группы не только улучшили свой результат, но и превзошли результат контрольной группы. У девочек наиболее существенный прирост результатов (Р<0,05) наблюдался в тех же показателях, что и у мальчиков. Значительное улучшение результатов выявлено в тесте на гибкость.

Эффективность разработанной программы подтверждается не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством слабовидящих детей после эксперимента над их практически здоровыми сверстниками в большинстве показателей физической подготовленности.

Анализ данных анкетного опроса испытуемых выявил следующее:

1. Более высокую потребность в занятиях физической культурой у детей, имеющих нарушения зрения.

2. Низкий уровень знаний о пользе занятий физической культурой и здоровом образе жизни у младших школьников.

3. Заметное рассогласование в позитивной мотивации к занятиям физической культурой у детей, имеющих нарушения зрения. Так, 93% опрошенных хотели бы заниматься в спортивной секции и достичь определенных результатов, но только 64% верят, что смогут их достичь, а 28,5% уверены, что не смогут.

Данные анкетного опроса родителей показали их низкую веру в возможности слабовидящих детей, что, безусловно, сказывается на их психоэмоциональном состоянии.

Результаты анкетирования испытуемых после эксперимента выявили их положительную тенденцию к повышению уровня мотивации к занятиям физической культурой: возрос интерес к занятиям (100%), улучшилось самочувствие (93%), повысился уровень знаний в вопросах здорового образа жизни (100%). Особого внимания заслуживает факт повышения самооценки слабовидящих детей. Так, результаты проведенного эксперимен та показали, что занятия помогли детям поверить в свои возможности, о чем свидетельствуют данные анкетирования.

Отмечены положительные сдвиги и в ответах родителей испытуемых. После эксперимента родители отмечали повышенный интерес детей к занятиям физической культурой (100%). Подавляющее большинство (92%) наблюдали у детей положитель ный эффект от занятий. Самое, на наш взгляд, важное изменение произошло в сознании родителей относительно возможностей их детей. Так, если до эксперимента только 25% родителей верили, что, регулярно тренируясь, ребенок сможет достичь определенных результатов в спорте, то после эксперимента уже 50% поверили в это.

Сравнительный анализ медицинских карт до и после эксперимента показал, что количество заболеваний вирусными инфекциями в течение учебного года резко снизилось. У детей с различными нервно-психическими нарушениями выявлено определенное улучшение в состоянии. Также нами отмечена положительная тенденция к исправлению нарушений осанки у 100% испытуемых, имеющих вторичные отклонения в физическом развитии. Особого внимания заслуживает тот факт, что ни у одного ребенка за период эксперимента не произошло ухудшения остроты зрения, а у 14% наблюдалось даже улучшение. Полученные данные дают основание считать, что предложенная программа позволяет корректировать имеющиеся вторичные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, обусловленные основной зрительной патологией, и, что не менее важно, улучшать функциональное состояние зрения у детей.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Дети с патологией зрения имеют более низкий уровень физического здоровья и физической подготовленности (Р<0,05) в большинстве показателей, чем их практически здоровые сверстники.

2. У слабовидящих детей выявлена более высокая потребность в занятиях физической культурой и вместе с тем низкая вера в свои возможности, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

3. Реализация предложенной программы в течение педагогического эксперимента привела к статистически достоверному (Р<0,05) росту показателей физической подготовленности по сравнению с результатами до эксперимента. По некоторым тестам (прыжок в длину с места, количество наклонов за 30 с, гибкость - у девочек) слабовидящие дети превзошли практически здоровых сверстников.

4. Использование программы позволяет существенно улучшить уровень физического здоровья слабовидящих школьников 7-9 лет. По всем показателям произошли достоверные сдвиги (Р<0,05). А преимущество здоровых детей в показателях ЧСС, АД, индексе Робинсона, ЖЕЛ, времени задержки дыхания на вдохе, индексе Скибинского, количестве наклонов за 1 мин, индексе Шаповаловой, индексе Гарвардского степ-теста после эксперимента перешло к их слабовидящим сверстникам.

5. Программа положительное влияет на уровень знаний о здоровом образе жизни слабовидящих детей, существенно повышает уровень их мотивации к занятиям физической культурой и веру в свои возможности и тем самым способствует формированию у слабовидящих школьников и их родителей ценностного отношения к физической культуре.

Литература

1. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Физкультура при близорукости.- М.: Знание, 1985. - 23 с.

2. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. М.,1987.

3. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М.: Советский спорт, 2000. -160 с.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -238 с.

5. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Пер. с англ. А. Озерова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

6. Мишарина С.Н. Методика целенаправленного развития координации движений в группах элементарной реабилитации инвалидов по зрению первой группы: Автореф. канд. дис. СПб., 1997. - 24 с.

7. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания. Автореф. канд. дис. СПб., 1999. - 24 с.

8. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М., 1983.

9. Смурова Т.С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам: Автореф. канд. дис. М., 1999.

10. Чернобыльская Е.В. Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей: Автореф. канд. дис. СПб., 1999.