Главные вкладки

    Влияние занятий физической культурой на психофизическое состояние школьников
    статья по физкультуре

    Шевляков Алексей Юрьевич

    Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние занятий физической культурой на психофизическое состояние школьников

    Шевляков Алексей Юрьевич,

    учитель физической культуры

    ГБОУ №579 Приморского района

    Санкт-Петербурга

    Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

    Изучение влияния физических упражнений на организм человека говорит об огромном и разнообразном воздействии, которое они оказывают на повышение его работоспособности и активное сохранение. Факты свидетельствуют о том, что из всех сдвигов в организме, большая часть не связана непосредственно с обеспечением двигательной функции. Сущность влияния физических упражнений на организм раскрывается только при оценке всех реакций, как обеспечивающих двигательную функцию, так и раскрывающих меняющуюся реактивность организма в его столкновениях с различными раздражителями внешней и внутренней среды.

    Организм человека отвечает на физическую нагрузку не одной какой-либо реакцией, а целым рядом психических, физиологических, биохимических и морфологических процессов. Они связаны с изменениями в двигательной и вегетативной сфере. К наиболее важным результатам двигательной активности, имеющим важное значение для механизмов общей адаптации относятся: совершенствование функций ЦНС, координации различных органов и системы, увеличение энергетического потенциала организма, расширение возможностей транспорта кислорода.

    Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышению работоспобности, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Медико-биологической основой этих процессов являются физиологические, биохимические и морфологические изменения, возникающие во время занятий физическими упражнениями, а также совершенствования нервной и гуморальной регуляции функций организма учащихся.

    Одно из основных физиолого-педагогических требований урока физической культуры состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении тренировочный эффект заключается, прежде всего, в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам.

    Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или превышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки. Выбирая величину пороговой нагрузки, следует учитывать, функциональные возможности организма, возраст и пол школьников. Одна и та же нагрузка может быть выше или ниже пороговой для школьников разного возраста (младший, средний, старший) и разного пола. Для решения различных задач урока величина пороговых нагрузок также должна быть различной.

    Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

    Задачи физической культуры в школьном возрасте:

    • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
    • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
    • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
    • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
    • воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
    • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств развития психических процессов и свойств личности.

    В процессе преподавания физической культуры решаются разнообразные задачи: формирование личности школьника, воспитание его волевых качеств, эстетических вкусов, привитие трудовых привычек, умственное и физическое развитие, физической подготовленности, трудовой деятельности.

    3адачи физического воспитания: 

    •  укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,

    закаливание организма, содействие гармоничному физическому

    развитию;

    • выработка устойчивости к неблагоприятным условиям; 
    • овладение основами разнообразных жизненно важных движений; 
    • развитие координационных способностей; 
    • формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье; 
    • выработка представлений об основных видах спорта; 
    • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

    Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни.

    В школе большинство детей с ОВЗ обучаются на дому, поэтому занятия по физической культуре проходят индивидуально или малыми группами, что позволяет больше внимания уделить каждому отдельному ребенку. Наряду со здоровыми детьми – дети с ОВЗ охотно принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья.

    Заключение

    Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

    В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

    Список литературы:

    Литература:

    1.Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд

    2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка

    3.Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199''. №1.

    4. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» ,Институт социальной работы, М., 1996 г.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

    Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

    Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

    Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

    Влияние занятий физической культурой на организм человека

    Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?Наибо...

    Доклад на тему "Влияние занятий физической культурой на развитие личности"

    Физическая культура и спорт являются не только эффективным средствомфизического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферойобщения и проявления социальной активности людей, разумной фо...

    Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья.

    Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья....

    Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности учащихся

    Значение различных физических упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движенияОбъем упражнений в соответствии с возрастными особенностями ребенка...