Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков
статья по физкультуре по теме

Харлов Николай Михайлович

Результат исследовательской работы учителя физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

 Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет,   соответствующий   обучению   в   V- IX   классах   образовательных учреждений, его называю еще трудный, переходный, кризисный возраст.

Подростковый кризис - самый трудный из всех возрастных кризисов, в его основе лежат как биологические (половое созревание, «бомбардировка гармонов», смена настроения), так и социальные (становление самосознания, построение «Я» концепции) причины (Р.Байярд, Д.Байярд, И.Кон, В.Леви и

ДР-) Своеобразие подросткового возраста составляет противоречие между

стремлением   его   к   взрослости   и   сохранением   прежнего   социального

положения, зависимого от взрослых. Это противоречие имеет возможность

разрешиться   за   счет    активного    включения    подростка   в    социально

одобряемую     деятельность, какой  является физкультурно-спортивная

деятельность.

Вопрос о влиянии занятий физкультурно-спортивной деятельностью на психо-эмоциональное состояние занимающихся рассматривался рядом исследователей /Ю.Л. Ханин, В.А. Марищук, Л.Н. Собчик, Г.Д. Горбунов, А.Д. Ганюшкин и другие/.

Однако влияние занятий физической культурой и спортом на психо эмоциональное состояние подростков требует дополнительного рассмотрения.

Объектом нашего исследования является процесс занятий физической культурой и спортом подростков.

Предметом    -    особенности    психо-эмоционального        состояния

подростков.

Цель исследования - изучение влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков.

Рабочей гипотезш| исследования явилось предположение о том, что дополнительные       занятия       физкультурно-оздоровительной    деятельностью оказывают позитивное влияние не только на физическую подготовленность, но и на психо-эмоциональное состояние подростков, тем самым, снижая проявление тревожности.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материалов литературных источников по изучаемой проблеме и дополнении раздела педагогики физической культуры и спорта аспектами, отражающими значение физкультурно-спортивной деятельности для благополучного психо эмоционального развития подростка.

Практическая значимость определяется тем, что изучение психо эмоционального состояния подростков и -ею возможность его коррекции в условиях физкультурно-спортивной деятельности помогут педагогам, тренерам и родителям в поиске путей преодоления кризисных явлений надросткового^возраста.

Положение, выносимое на защиту  занятия физкультурно-спортивнойдеятельностью     оказывают существенное  влияние  на коррекцию  психо-эмоционального состояния подростков.

 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ И СПЕЦИФИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Физическое развитие подростков

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового созревания взаимосвязаны, подчиняются биологическим законам и отражают общие закономерности роста и развития, но в тоже время существенно зависят от социальных, санитарно-гигиенических и других условий жизни, влияние которых в значительной степени    определяется    возрастом человека /27/.

Организм подростков во многом отличается от организма взрослого человека. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания..

Подростковый возраст - период активного развития мышечной системы двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений.Однако работа сердца еще не совершенна, а условно-рефлекторный механизм, влияющий на сердечно-сосудистую систему, окончательно не сформирован. Поэтому выносливость сердца сравнительно мала и продолжительные физические нагрузки отрицательно сказываются на деятельности сердца. Однако, строгое нормирование физических нагрузок тренирует сердце, повышает его функциональные возможности. Обуславливает предельную экономичность работы сердца, и повышают работоспособность и выносливость.        Несовершенство сердечно-сосудистой и дыхательной систем приводит к тому, что у подростков невелик коэффициент полезного действия, то есть прирост энергии, расходуемой на" работу", у них меньше чем у взрослых. Организм затрачивает много энергии помимо - работы на пластические процессы ,также на интенсивную деятельность    сердца    и   дыхания.    Все    это    в    значительной    степе ограничивает .  возможности  подростков  при  длительной  ,  интенсивной нагрузке.

Физическая подготовленность - это уровень развития таких физических качеств человека как силовые , скоростные, скоростно-силовые, а также выносливость и гибкость /28/.

1.2. Развитие познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы   подростка

Возраст с 12-15 лет является периодом рождения гипотетико-
дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от
действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и
делать предметом анализа собственную мысль. Мышление в 11 -12 лет носит
конкретно-образный характер /24/. При усвоении знаний подросток
стремится опереться на наглядный материал. Поэтому огромное значение
имеет применение при анализе действий четко нарисованных плакатов,
кинограмм с важнейшими элементами упражнений.

При восприятии предмета большую роль играет первое впечатление. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Поэтому возможно формирование наблюдения как целенаправленное и организованное восприятие.

Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет представление о ней. Четкое и правильное двигательное представление упражнения является критерием высокого спортивного мастерства. Для этого необходимо требование правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действия /24/.

Умственное развитие детей этого возраста заключается не столько в
накоплении знаний и изменение отдельных свойств интеллекта, сколько в
формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В
познавательных процессах он выступает как стиль мышления, то есть
устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия,
запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения
информации. Стиль мышления зависит от типа нервной системы. Поэтому
необходим
        индивидуальный       подход,       который       стимулирует

самостоятельность и творчество подростков

1.2.2.    Эмоционально- мотивационная сфера личности подростка.

Для понимания механизмов развития психических свойств ребенка необходимо иметь в поле зрения 2 основных   их   источника: природные данные /врожденные биологические, включая генетические/ и социальные факторы /особенности семьи, воспитание, обучение и другие формы общественных отношений, формирующие личность/.

Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения подростков.18

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов деятельности, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, отрицательно - наоборот /2119. Среди проблем
психологического   обеспечения
        спортивной   тренировки   поддержание

мотива к хорошей, продуктивной, многолетней работе можно считать проблемой № 1. Что может предпринять тренер, руководитель, администратор, психолог, врач, массажист или любой человек, находящийся рядом со спортсменом, для того, чтобы поддерживать как можно более высокую активность, продуктивность и качество тренировочного процесса, как побудить спортсмена к полной отдаче сил, как сохранить эту активность и интерес к спорту на долгие годы - вот некоторые вопросы этой проблемы. Постановка далеко отставленных целей. На каком бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка. Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно прививается мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает новая, более высокая, Поэтапное достижение этих целей обеспечивает спокойное и уверенное состояние спортсмена, формирует и укрепляет так называемый чемпионский характер. На основании материалов, полученных в исследованиях И.С. Кона и других психологов, можно утверждать, что в период подросткового возраста уже складывается определенная, относительно устойчивая направленность личности. Она определяет нравственную сторону его личности, а также многие особенности его поведения в деятельности.

Итак, потребности лежат в основе всех других побудителей человеческого поведения, в том числе и самых высоких. Мотивы представляют собой особый ряд побудителей поведения.

Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Ее формирование тесно связано с процессом самосознания, которое особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте дети часто ориентируются не столько на оценку окруж24 особенно     интенсивно   формируется  чувство   собственного   достоинства, самоуважение /19/.

1.3. Понятие стресса и его влияние на психо-эмоциональное состояние подростка

В переводе с английского, стресс, обозначает давление, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние /20/. Впервые это слово появилось в 1303 году, в стихах Роберта Маининга: эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим в большом стрессе".

Селье предположил различать стресс и дистресс. Сам по себе стресс, Селье рассматривал как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых стрессах, в таких  сочетаниях неблагоприятных факторов, когда    преобладает    не    радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, "сознания общей несправедливости чрезмерных усилий".

В работе с подростками необходимо   выделить   модели   защитного поведения и группу риска.

1. Псевдоадаптивная модель. Наличие у подростков не соответствующей возрасту защитных механизмов, уход в детство, преобладание пассивных форм защиты: тенденция избегания неудачи, неустойчивая мотивация. Личностные особенности: неустойчивая негативная

 Я   -      концепция,   заниженная   самооценка,   низкий   уровень   восприятия социальной поддержки.

  1. Пассивная /дисфункциональная/ модель. Используют только детские копинги /защитный механизм /, пассивные. Не развиты навыки разрешения проблем. Ведущий механизм - уход от реальности, избегание неудач. Легко подчиняются влияниям среды. Все проблемы воспринимают как угрозы. Никогда не убирают стресс.
  2. Модель активного копинг - поведения /идеальная/. Подростки умеют активно адекватно разрешать свои проблемы, так как есть богатые защитные механизмы. Они умеют находить социальную поддержку, у них преобладает мотивация на достижение успеха, они готовы активно противостоять негативному влиянию среды. У них есть благоприятные психически особенности: позитивная Я - концепция, развито чувство эмпатии, низкая чувствительность к отверганию, наличие эффективной социальной поддержки.

Готовность к усилиям - один из главных факторов стрессоустойчивости. Активность - эффективное лекарство от стресса /11, 24/. "Человек может вынести любое "как", если знает "зачем жить" - пишет известный психотерапевт Франкл. Цель порождает усилие. Необходимо заранее предвидеть успешный результат. Внушение веры в успешность усилий составляет нередко суть психотерапевтической помощи.

Исследуя влияние различных типов поведения на течение стрессовых процессов, В.С. Ротенберг и В.А. Аршавский пришли к выводу, что основной фактор положительного действия при активно - оборонительном поведении - это поисковая активность, отрицательное же влияние пассивных вариантов поведения связано с отказом от поиска.

.4. Специфика физкультурно-спортивной деятельности

Термин «физическая культура» наиболее часто употребляется в трех основных значениях:

  1. Физическая культура как составная часть совокупной культуры общества и личности как компонент образа жизни.
  2. Физическая культура как специфическая деятельность, как процесс по владению ценностями особой отрасли культуры, их распредмечиванию в интересах гармонизации развития человека, совершенствованию общения и повышению эффективности общественно полезной деятельности.
  3. Физическая культура как обязательная учебная дисциплина в системе общего и профессионального образования.

В Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте физическая культура определена как важная часть культуры народа, являющаяся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации

Спорт как вид деятельности органически включен в систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими факторами. Философия, социология, психология и другие общественные науки отмечают все возрастающую и многогранную роль спорта в обществе.

Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:

  1. Спорт как соревновательная деятельность. Спортивная деятельность без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте — это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психических нагрузок.
  2. Спорт как средство разностороннего развития человека, воспитания и подготовки к другим видам деятельности. Спорт является средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсмена, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из основных факторов его нравственного воспитания и формирования личности. Однако следует отметить, что конкретное воспитательное значение спорта зависит от социальной направленности спортивной деятельности в том или ином обществе.
  1. Оздоровительно-рекреативная функция спорта. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье человека. Спорт является одной из самых доступных и популярных форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источником положительных эмоций. Спорт является прекрасным средством борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гиподинамия, психическое перенапряжение и др.В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения: между членами одной спортивной команды, соревнующимися спортсменами, спортсменами и судьями, спортсменами и тренером, спортсменами и болельщиками и т. д. Эти специфические отношения включены в широкую систему социальных отношений.Для психологического анализа спортивной деятельности все виды спорта необходимо классифицировать и систематизировать. Ниже приводится психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений, принятая в отечественной психологии (Т. Т. Джамгаров). В ее основу легли следующие критерии:

1)        противоборство противников: непосредственное (при жестком,
нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при
отсутствии физического контакта);

2)        взаимодействие партнеров при совместно взаимосвязанных,
совместно синергетических, совместно последовательных и совместно
индивидуальных действиях.

Для всех этих случаев характерен контакт психический; однако в первом случае имеет место конкуренция, а во втором — кооперация.

Эти критерии позволили выделить девять групп видов спорта. Особенностью данной классификации является то, что виды спорта, отнесенные к одной группе, имеют много общего в психологическом отношении при очевидных различиях в энергетические биомеханических и других характеристиках деятельности.Так, внутренняя психическая структура соревновательной деятельности волейболиста характеризуется максимальной концентрацией внимания, психической настройкой непосредственно перед выходом на старт, приемами самоконтроля за ключевыми составляющими техники приема мяча и нападающего удара, умением противостоять сбивающим воздействиям и др., а внешняя непосредственным противоборством, нежестким физическим контактом, совместно взаимосвязанными действиями. Эта классификация позволяет сравнить психологические особенности соревновательной деятельности в различных видах спорта.Таким образом, в результате анализа литературных источников нами были сделаны следующие выводы:

  1. процессы физического, психического и личностного развития взаимосвязаны, подчиняются биологическим законам и отражают общие закономерности возрастного развития человека, на которые оказывают существенное влияние условия среды;
  2. развитие ребенка в подростковом возрасте в силу биологических, психологических и социально-психологических причин сопровождается кризисными ситуациями, характеризующимися негативными реакциями и не благоприятными психо-эмоциональными состояниями;
  3. характер воздействия стресс - факторов зависит от личностных особенностей подростка, модели конструктивного приспособления к среде, проявляющейся либо в "поисковом поведении", либо в отказе от "поиска";

физкультурно-спортивная деятельность позволяет совершенствовать как биологическую природу человека, так и его социально-психологические, личностные функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности приобщения подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом

В статье говориться о том, как привлечь подростков к занятиям физической культурой и спортом....

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья.

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья....

Статья "Влияние занятий Физической Культурой и Спортом на формирование положительных качеств личности."

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой....

Влияние занятий физической культурой на психофизическое состояние школьников

Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являют...

Коррекция личности трудных подростков с помощью занятий физической культурой и спортом

Формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни должно начинаться сегодня именно со здоровья, и в первую очередь детей и молодёжи. Назрела необходимость усиления роли дополнительн...

Выступление на родительском собрании. Тема:"Занятие физической культурой и спортом, как средство профилактика правонарушений подростков"

Данное выступление характерезует влияние физической культуры и спортом на здоровье подростка. Пропоганда к систематическим занятиям спортом....