открытый урок "Влияние физических нагрузок на организм человека"
план-конспект урока физкультуры (8 класс) по теме

Егорова Елена Юрьевна

Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. 

Урок построен на основе взаимосвязей процесса физического воспитания с другими видами воспитания, в частности, с умственным и нравственным. Я старалась сделать акцент на творческом взаимообмене между учителем и учениками, создавать условия для реализации творческого потенциала ребят. Представленные в ходе урока средства и методы подобраны мной с учетом возрастных особенностей занимающихся. Содержание и форма представленных упражнений  и творческих заданий соответствуют уровню физической, функциональной и психической подготовленности учащихся данного класса.

Содержание всего урока построено на основе изучения функциональных возможностей организма при выполнении физических нагрузок с практическим закреплением теоретического материала. В ходе урока ребята научатся применять двигательные умения и навыки, использовать полученные ранее специальные физкультурные знания в нестандартных ситуациях, осваивать возможности ИКТ при изучении особенностей своего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_egorova.doc61 КБ
Файл samoanaliz_uroka_fizicheskoy_kultury.docx22.92 КБ
Файл osnova_otkrytogo_uroka.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                  План – конспект (рабочий вариант)  

                      урока по физической культуре в 8 «С» классе

                            МОУ СОШ №8 г.Комсомольска-на-Амуре

                                   Учитель ФВиС –Егорова Е.Ю.

               Тема :« Влияние физической нагрузки на организм человека

                                     при выполнении  физических   упражнений »

Цель данного урока: формирование специальных знаний, практических умений и навыков использования средств физической культуры для определения изменений в функционировании систем организма под воздействием физических нагрузок

 

   Общеобразовательные:

1.Актулизировать теоретические знания о строении и функционировании организма

2.Обучить практическим навыкам проведения функциональных проб

3.Обучить приёмам диагностики функционирования (деятельности ) систем организма (сердечно - сосудистой, , нервной систем) при выполнении физических упражнений

Оздоровительные:

1.Воспитание физических качеств (скоростно-силовые качества, силовая выносливость, двигательно-координационные качества)

2.Укрепление сердечно -сосудистой , дыхательной, нервной системы.

Воспитательные:

 1.Воспитание морально-волевых качеств (настойчивость, упорство, смелость, инициативность)

2.Воспитание нравственных качеств у учащихся( эмпатия, толерантность, рефлексивность, общительность)

3.Формирование у учащихся устойчивого интереса и положительной мотивации к физической культуре

Место проведения урока: большой спортивный зал МОУ СОШ №8

Оборудование, инвентарь, техническое обеспечение  урока : 3 ноутбука,3  учебных парты, 3 стула, скакалки, гантели гимнастические, 3 корзины, шары воздушные, шарики пластмассовые разных цветов, маркеры, шариковые ручки, секундомеры, цветовые сигнальные круги- штандарты (красный, синий, жёлтый), музыкальное сопровождение.

 

Время проведения: 40 минут

                                                           

Ход урока:

  1. До урока на занятии факультатива по валеологии проводится диагностика по цветовым ощущениям учащихся («Какой цвет ты бы выбрал?»). Объясняется значение каждого цвета, формируются команды «красных» , «синих» , «жёлтых» .

Учитель:  Добрый день, уважаемые гости и члены комиссии! Разрешите познакомить вас с учащимися  спортивного класса 8С. (Звучит музыка «Герои спорта»).

    Капитан «жёлтой» команды: Наша команда по итогам жеребьёвки  выбрала жёлтый цвет, который  отражает наше отношение к себе и миру. Это цвет жизнерадостных людей, способствует решению задач и проблем. Жёлтый – это солнце, жизнь, великолепие, радость, женственность!

Капитан «синей» команды:  Наша команда  выбрала синий цвет. Его предпочитают люди, которые стремятся к порядку и стабильности. Синий цвет оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Синий – это цвет искренности, чести, безопасности, порядка.

Капитан «красной» команды:  В нашей команде собраны лидеры спортивных секций, так как красный цвет – это цвет лидерства, он стимулирует мозг, улучшает настроение.  Красный – это цвет красоты и здоровья, доброты и отваги, храбрости и энергии.

Учитель:  Вы правильно выполнили домашнее задание, команды сформированы, в основу вы положили принципы соответствия психологического значения цвета на личность каждого. Сегодня на нашем уроке предстоит совместно продолжить изучение функциональных возможностей организма. Рассмотрим влияние спортивных занятий на здоровье человека. Я предлагаю  сформулировать гипотезу урока, давайте закончим предложение вместе:

 если вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом,  изучать свой организм, то мы будем физически здоровыми и добьёмся успеха в( жизни, карьере, любви,учёбе и  т.д.)

Молодцы! Проверим в конце урока, как мы смогли подойти к решению данной гипотезы.

Но урок – это процесс, поэтому давайте определим вместе алгоритм выполнения замеров на уроке  , чтобы выявить особенности функционирования определенных систем организма. Даю 30 секунд  на обсуждение в командах  

 Ученики: Обсуждают в командах, выдвигают своих представителей для того, чтобы озвучить решение. Они выстраиваются в колону. Остальные члены команд  собираются вдоль стены зала выстраиваются в шеренгу.  

Учитель: Озвучьте алгоритм   действий:

1-й ученик:  Измерить первоначальный показатель ЧСС в состоянии покоя (сказал, отходит в сторону, начинает выстраивать шеренгу).

2-й ученик: Занести первоначальные индивидуальные данные в таблицу, компьютер.

3-й ученик: Определить, какие особенности нашего организма мы будем исследовать.

4-й ученик: Определить, какие физические упражнения дают максимально точные показатели при исследовании работы каждой системы нашего организма.

5-й ученик: Провести упражнения, полностью соблюдая требования к технике безопасности.

6-й ученик:  После каждого комплекса упражнений выполнить замер показателей ЧСС, внести показатели в таблицу.

7-й ученик: Сделать выводы о влиянии упражнений  на каждую группу мышц, на систему нашего организма.

8-й ученик: Подвести итоги исследования.

Учитель: Алгоритм работы на уроке определен правильно, вы не забыли о соблюдении требований техники безопасности на каждом этапе урока. Я определяю вам круг исследований на уроке:

- работа мышечно-связочного аппарата;

- работа сердечно -сосудистой системы,

- работа нервной системы организма.

Мы продолжаем  работать в режиме индивидуальных заданий. Чья очередь сегодня работать в составе нашей контрольной группы по составлению наглядных графиков  пульсометриии.(Выходят три ученика  , по одному от каждой группы) ). Подпишите свои листы графиков в соответствии со цветом вашей команды (ученики подходят к листам на стене, подписывают свои ФИ внизу графика). (Учитель не ждёт окончания их работы, а продолжает). Чья сегодня очередь работать на уроке экспертами по компьютерной обработке измерений? (Тоже выходят 3 человека от каждой команды). Получите инструкции для выполнения работы и набор упражнений для гимнастики, которую вы проведете самостоятельно по мере  утомления. (Ученики получают инструкции, набор упражнений для гимнастики, отходят к компьютерам, открывают на рабочих столах папки с файлами).

         И прежде чем перейдем к разминке с элементами аэробики, нам необходимо измерить первоначальный показатель ЧСС в покое. Обратите внимание, что  все данные заносятся в компьютер, работа  в режиме текстового редактора.

(УЧАЩИЕСЯ ИЗМЕРЯЮТ ЧСС И эксперты быстро опрашивают каждый свою команду, заносят данные в табличку, уходят к компьютерам. Контрольная группа сама ставит точку измерения на листе).

Учитель: Прошу перестроиться для занятия аэробикой, начинаем 1-й этап исследования. Обратите внимание, что на этом этапе урока мы используем нестандартное оборудование, изготовленное самими учениками под индивидуальную нагрузку.

( проходит разминка под музыку. Используем  гантели из пластиковых бутылок 0.5 л наполненные крупой) 3-5 минут.

После измеряем ЧСС после нагрузки (по режиму экспертов и контрольной группы).

Учитель: Что произошло с организмом? Прошу обсудить и сделать выводы.

( 1 ученик от любой  команды озвучивает вывод )

Учитель: Продолжаем работу, нам с вами необходимо для следующего этапа сделать выбор. Перед вами 3 вида снарядов (скакалка, мяч, обруч), вам необходимо выбрать самый интенсивный по физической нагрузке предмет. И приготовиться выполнить упражнение за 1 минуту. И так какой же это снаряд? Приведите свои аргументы.  

Ученики выбирают скакалку, 1 человек из класса даёт обоснование.

Учитель: Есть другие мнения? Выполняем данное упражнение в группе. Капитанам команд обеспечить соблюдение требований техники безопасности при работе со скакалкой, правильно сгруппировать команды в спортивном зале. (Капитаны команд разводят команды по 3-м секторам зала, дальше от компьютерной техники, расставляют членов команды кругом, но на таком расстоянии друг от друга, чтобы ученики не задевали соседа при прыжках).По свистку учителя начинают выполнять упражнение. По свистку - заканчивают. Дети выполняют прыжки на скакалке и по окончании упражнения замеряют ЧСС, убирают инвентарь.

Учитель: Прошу сделать вывод . Кто готов?

(1 ученик от любой команды делает общий вывод )

Эксперты на местах выполняют задания для осанки.

Учитель:

Спорт раскрывает  безграничные возможности человека. Еще в Древней Греции в гимнасиях  учеников не только приучали к физическим упражнениям, но и развивали их ум. Формировали умение принимать решения, анализировать любую ситуацию и находить правильные выходы из трудных положений. Не случайно культура Древней Греции до сих пор считается эталоном развития человечества.

На этом этапе урока мы проведем исследование  возможностей головного мозга и нашей нервной системы. Парасимпатическая и симпатическая системы  – понятия нам известны из курсов биологии и валеологии.  Как наше мышление работает при незначительной физической нагрузке? Вам предстоит сейчас проверить свои знания в различных областях науки. Перед вами задания по разным предметам. Ваша задача как можно быстро и точно решить тестовое задание и вернуться к команде, передав эстафету. Работаем в парах. Капитан команды стартует последним и приносит все ответы к столику, где вы проверяете правильность своих ответов по ключам  и принимаете решение – что же повлияло на решение тестовых заданий, что произошло с организмом и почему именно так, а не иначе?

(Проводится эстафета. Ученики решают тестовые задания, у каждого ученика сразу после бега информацию заносят в листы эксперты).

Учитель: Измеряем ЧСС. Обращаю ваше внимание, что в компьютере заложены также проблемные вопросы, ответы на которые вы обсудите на факультативе «Валеология» по итогам нашего урока.

( в ноутбуке  – Вопрос: Что заставило работать ваш мозг мобильней? Что способствовало быстрому принятию решения? Объяснить реакцию организма  на ваше действие!)

Учитель: Мы переходим к изучению возможностей немало важной системы – мышечно-связочного аппарата (мышечный корсет). Я предлагаю  провести игру. Наш Дальний Восток населяют  люди многих национальностей, среди коренных народностей Приамурья  много представителей  древнего и мудрого народа – нанайцев. В их сказках прославляются богатыри- мэргены, защитники  слабых, воины, охотники. И любимые игры в основном связаны с силовыми упражнениями.  Сегодня мы разучим нанайскую игру «СИЛОЧИ», т.е. «медведи».  И заключается она в следующем. От каждой команды юноши  

проявят свои волевые и силовые качества, они будут перетаскивать  рывком соперника. Тот участник, которому  удастся  перетянуть  соперника , и будет являться победителем. Мы, делаем выводы, почему победит сильнейший ? Девушки не играют в эту игру. Но у нанайского народа для девушек есть прекрасные танцы, которые также способствуют развитию гибкости и укреплению  мышечного корсета.  Девочки до урока получили  задание -  разучить несколько танцевальных движений национального танца. Инструктором будет Самар Рада. Прошу всех занять свои места. (Девочки выстраиваются вдоль стены для танца. Мальчики рассаживаются  за границами круга на пол).

Учащиеся играют в игру «СИЛОЧИ», под музыку девочки выполняют танцевальные па на гибкость (не более 3-х минут).Эксперты на местах проводят гимнастику для глаз.

Учитель: Измеряем ЧСС.

Учитель: Представителю команды необходимо сделать вывод - что происходит с организмом. Почему победил тот или иной участник?  Обосновать!

(Один ученик обосновывает вывод, могут быть дополнения )

Учитель: Программу исследований   урока мы выполнили. Сейчас нужно обобщить полученные данные, сделать выводы. Команды у нас были разные, возможно, что и выводы тоже будут немного разниться. У компьютеров работают  эксперты, у листов заканчивают составление графиков  ребята контрольной группы.

    А сейчас, пока я буду работать с экспертами, вам предлагаю  провести  самоанализ своей деятельности. Капитаны команд  в середине зала выкладывают разноцветные шары. Вам необходимо оценить свою деятельность на уроке, свои ощущения,  положив шары в корзины. И тем самым вы ответите на вопросы:

1.Я узнал (узнала) много интересного…

2.Я хочу узнать ещё больше, и пополнять свои знания ….

3. Я ничего нового не узнал……

Затем найти на шведских стенках свиток  цвета  формы своей команды и выполнить то задание, которое указано в нём.

(Ученики раскладывают шары, готовят слоган (по свиткам), выстраиваются в шеренгу).    

Учитель: Внимание! Подводим итоги,  настроились на работу: сделайте по 2 глубоких вдоха и выхода. Капитаны, постройте свои команды! (капитаны выстраивают свои команды по диагонали зала).

 Сегодня на уроке мы изучили функциональные возможности организма при занятиях физической культурой.  Командам в ходе исследования удалось прийти к определённым выводам. Прошу  экспертов озвучить  выводы  (выступают  с выводами). Обратите внимание на графики контрольной группы: у Щетинкина Димы график двигательной активности совпадает с идеальным, потому что он систематически занимается спортом; у Тихонова Алексея график двигательной активности отличается от  идеального,  ему необходимо обратить внимание на следующие упражнения;  у Скришевской Анны график почти приближен к идеальному, соответствует возрастным особенностям девочки 13-14 лет. Необходимо обратить внимание на  умение расслабляться при смене видов деятельности.

        Вы подготовили рекламные слоганы о пользе физических упражнений и спорта. Прошу каждую команду озвучить их.  (Команды хором проговаривают слоганы).

Скажите, в ходе занятия вы изменили своё мнение по выбору цвета формы для своих команд или утвердились в правильности решения?  Вспомним ту гипотезу, которую мы выдвинули вместе на начало урока (учитель снова её называет). Было ли наше предположение верно? (капитан одной команды  делает вывод). Все ваши замеры и выводы эксперты  перенесут на флэш-карту, передадут для анализа на занятие по валеологии.

Нам в течение четверти  предстоит провести исследования  по влиянию спорта на другие функции организма. Всем спасибо за работу,  до новых встреч! (Учащиеся  выходят из зала под музыку «Герои спорта»).

ЧТО ПОДГОТОВИТЬ:

  1. Файлы для 3-х членов экспертных групп: инструкция к работе, упражнения для гимнастики (для глаз и осанки), секундомеры.
  2. 3 ватманских листа, на которых  закреплены цвета команд (кружок красный, синий, жёлтый), маркеры. На листах нарисованы оси графиков.
  3. «Свитки» со слоганами: на свитках цвета (красный, синий, жёлтый). Внутри написаны начало слогана и задание («Продолжите рекламный слоган, проговорите его хором всей командой»):

- 1 слоган «Спортом заниматься -  ….» (окончание – «ума набираться»)

- 2 слоган «Бег и прыжки – наши…» (окончание – «лучшие дружки»)

- 3 слоган «Физкультура поможет …» (окончание – «здоровья умножить»).

    4. Таблицы  для гимнастики для глаз (кружки со стрелками) над столами с ноутбуками.

 



Предварительный просмотр:

Егорова Елена Юрьевна , учитель физической культуры МОУ СОШ №8 , г.Комсомольска-на-Амуре

Самоанализ урока физической культуры

 в 8 «С» классе

Место и время проведения: спортзал МОУСОШ № 8  , 12 апреля 2011 год

Преподаватель: Егорова Е.Ю.

Раздел учебной программы: «Знания о физической культуре»

Тема урока: Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений

Данный урок, в этом разделе по программе А. П. Матвеева является 2-й в системе работы  над изучением функциональных возможностях организма человека при выполнении физических нагрузок. Проведенный урок соответствует календарно- тематическому планированию. Он является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается уже на имеющиеся у учащихся знания, двигательные умения и навыки. Сегодняшний урок служит основой для дальнейшего обучения в этом разделе программы.

 В этом классе уровень физической подготовленности выше среднего.  

 Тип представленного урока –  урок с образовательно-тренировочной  направленностью изучение  изменений в функционирования систем организма человека под воздействием физической нагрузки.

Формы и методы работы, содержание урока соответствует физиологической, психической и физической подготовленности  учащихся  данного класса. С этими детьми я работаю, второй  год и стараюсь изучить их потенциал и творческие возможности. Учащиеся доверяют мне, легко идут на сотрудничество, сотворчество, сами активно проявляют инициативу. Большую часть ребят удалось увлечь и заинтересовать одним из сложных разделов школьной программы как «плавание », своей убежденностью, верой в него, значимость для  учащихся  и личным примером. Благодаря тесному сотрудничеству с классным руководителем и  социальным педагогом  нашей школы были выявлены формальные и неформальные лидеры. При организации урока таких  учащихся я назначаю старшими в своих  микрогруппах.

 В связи с тем, что   учащиеся данного класса изучают  «Валеологию», мною была сформирована следующая цель урока: формирование специальных знаний ,практических умений и навыков используя средства физической культуры для определения изменений в функционировании систем организма под воздействием физических нагрузок.

Исходя из цели, на урок были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

1.Актулизировать теоретические знания о строении и функционировании организма

2.Обучить практическим навыкам проведения функциональных проб

3.Обучить приёмам диагностики функционирования (деятельности ) систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем) при выполнении физических упражнений

Оздоровительные:

1.Воспитание физических качеств (скоростно-силовые качества, силовая выносливость, двигательно-координационные качества)

2.Укрепление сердечно - сосудистой , дыхательной, нервной системы.

Воспитательные:

1.Воспитание морально-волевых качеств (настойчивость, упорство, смелость, инициативность)

2.Воспитание нравственных качеств у учащихся (эмпатия, толерантность, рефлексивность, общительность)

3.Формирование у учащихся устойчивого интереса и положительной мотивации к физической культуре

Стержневой задачей считаю воспитательную, так как именно она способствует развитию и  становлению личности, раскрывают их задатки, мотивы, порывы проявить себя.

 Структура урока выстроена таким образом не случайно. Вводная часть урока рассчитана на 12 минут, в связи с тем на этом этапе были проведены задания, способствующие подготовке основных систем организма учащихся к решению педагогических, практических и оздоровительных задач. Предлагаемые задания вводной части урока: такие как рефлексия, которая продемонстрировала настроение, и настрой на урок, позволяющая успешно решить задачи  основной части урока, где психологически настраивает учащихся на активное и сознательное отношение к уроку. Также был предложен комплекс  шаговой  ритмической гимнастики. Степ-аэробика - одна из разновидностей образовательно - развивающих видов гимнастики, содержанием ее является разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные). Они выполнялись преимущественно поточным способом под эмоционально – ритмическую музыку. Поточный способ выполнения характеризует упражнения непрерывно одно за другим в виде комплекса.  Предлагаемые упражнения явились эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности.

Перед началом и к  концу вводной части урока был проведен контроль над здоровьем и физической подготовленностью  учащихся. ЧСС на увеличение нагрузки составила 130- 170 ударов в минуту и оказала тренирующее воздействие на организм занимающихся, подготовила их к значительным физическим и психическим напряжениям в  основной части урока.

На основную часть урока я выделила 21 минут для того чтобы достичь поставленных целей. В данной части урока я попыталась реализовать основные образовательные задачи:

воспитание физических качеств (скоростно-силовые качества, силовая выносливость, двигательно-координационные качества),укрепление сердечно- сосудистой , дыхательной, нервной системы.  

Для достижения поставленной цели и задач учащиеся были разделены на три подгруппы. Перед тем как  начать изучать функциональные возможности организма , учащиеся выдвинули гипотезу , которую должны доказать в конце урока.  Гипотеза сформулирована учащимися: Если вести здоровый образ жизни , заниматься физической культурой и спортом , изучать свой организм , то мы будем физически здоровыми , успешными , что повлечёт повышение качества обученности. Так же им предстояло определить контрольную группу ребят  для работы с индивидуальными наглядными  графиками-схемами(пульсовая кривая)

При выполнении первого задания ребята, определив ЧСС после выполнения прыжков на скакалке, сделали правильный вывод – произошёл подъём  пульса, т.к мы выполняли интенсивные упражнения . Далее  совместно изучаем функциональные возможности нервной системы. При  выполнении  ускорения до средней линии зала, ученики выполняли тестовые задания  по различным  учебным дисциплинам (биология, алгебра, русский язык, информатика, технология, физическая культура, ОБЖ,, музыка).Ребята принимали правильные и не правильные решения. Из выводов, сделанными учащимися, ясно что спровоцировало их быстрые, правильные ответы.  В конце основной части урока  учащиеся выполнили работу на ноутбуках с целью подведения итогов нашего занятия.

В третьем  задании учащиеся проверяли мышечно-связочный аппарат .Проведена игра народов Приамурья «СИЛОЧИ», где участники трёх команд выбрав соперника, перетягивают их за определённую линию. Тем самым демонстрируют  работу мышечно-связочного аппарата. После  выполненных действий – подвели итоги , работая с ноутбуком.  

Заключительная часть урока была планирована на 7 минут. Группа ребят работала с ноутбуками и определяла  доказательства гипотезы, выводы урока, а остальным участникам предстояло  составить  рекламные  слоганы .  Так же применялась рефлексия для самоанализа своей деятельности. Учащиеся определили для себя  ответы, разложив цветные шары в корзины ( зелёный шар - «Я узнал много интересного», розовый - «Я хочу узнать ещё больше», оранжевый – « Я ничего не узнал»)

Кроме этого мною использовались специфические методы организации деятельности учащихся:

- фронтальный метод применялся вводной части урока;

- групповой метод  применялся в основной части урока;

 - индивидуальный метод применялся во всех частях урока;

Общепедагогические методы физического воспитания:

- словесные (дидактический рассказ, объяснение, беседа, инструктирование, комментарии и замечания, команды, указания).

- наглядные (1 - непосредственная наглядность «показ упражнения учителем или учащимся», 2 - направленного   двигательного действия , 3- срочной информации, исследования).

Во время урока осуществлялся дифференцированный подход; применялись личностно – ориентированные, здоровье -  сберегающие, групповые, игровые и компьютерные (информационные) технологии. Также на уроке преобладала проектная деятельность, т. е. умение спроектировать свое двигательное действие.

На любом уроке физической культуры, нельзя ограничиваться каким- то одним методом, подходом или технологией, так как только оптимальное сочетание перечисленных методов  в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

На протяжении всего урока велся систематический контроль над состоянием деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем организма. Уровнем усвоения учебного материала методом оценки и самооценки.

По моему мнению, урок способствовал физическому и психологическому развитию учащихся. Поставленные цели, задачи в ходе урока в максимальной степени были реализованы.

Я считаю, что на протяжении всего урока сохранялась высокая работоспособность  учащихся, за счет правильно выбранных средств, форм и методов организации учащихся на уроке. В зале рационально размещен спортивный инвентарь и техническое оборудование , что позволяет экономить время на его размещение и уборку.  Учащиеся  знают терминологию, владеют навыками самоконтроля.

Так как урок в целом решал, в большей степени, развивающие и воспитательные задачи, то основной упор был сделан на развитие активности, осознания своей значимости в данном коллективе. Взаимная поддержка позволяла сохранять на протяжении всего урока благоприятную психологическую атмосферу, культуру общения между учителем и учениками.

Я со своей стороны старалась поддерживать и поощрять ребят, так как – это кислород для детской души,  который может стимулировать учащихся к дальнейшей положительной мотивации   и устойчивого интереса к физической культуре, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимися как одобрение.



Предварительный просмотр:

 Краевой конкурс «Школа года -2011»

методическая разработка

                      урока по физической культуре в 8 «С» классе

                            МОУ СОШ №8 г.Комсомольска-на-Амуре

                                   Учитель ФВиС –Егорова Е.Ю.

               Тема : « Влияние физической нагрузки на организм человека

                                     при выполнении  физических   упражнений »

Цель: формирование специальных знаний, практических умений и навыков использования средств физической культуры для определения изменений в функционировании систем организма под воздействием физических нагрузок

 Задачи:

Общеобразовательные:

 1.Актулизировать теоретические знания о строении и функционировании организма

2.Обучить практическим навыкам проведения функциональных проб

3.Обучить приёмам диагностики функционирования (деятельности) систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем) при выполнении физических упражнений

Оздоровительные:

1.Воспитание физических качеств (скоростно-силовые качества, силовая выносливость, двигательно-координационные качества)

2.Укрепление сердечно - сосудистой , дыхательной, нервной системы.

Воспитательные:

1.Воспитание морально-волевых качеств (настойчивость, упорство, смелость, инициативность)

2.Воспитание нравственных качеств у учащихся (эмпатия, толерантность, рефлексивность, общительность)

3.Формирование у учащихся устойчивого интереса и положительной мотивации к физической культуре 

Место проведения: большой спортивный зал МОУ СОШ№8

Обеспечение урока:  скакалки, секундомер, 3ноутбука, фитоболы, гантели, баскетбольные мячи, воздушные шары по 20 штук, 3 школьных стола, гимнастические  ролики.

Подготовка к проведению открытого урока:

Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях.  

Урок построен на основе взаимосвязей процесса физического воспитания с другими видами воспитания, в частности, с умственным и нравственным. Я старалась сделать акцент на творческом взаимообмене между учителем и учениками, создавать условия для реализации творческого потенциала ребят. Представленные в ходе урока средства и методы подобраны мной с учетом возрастных особенностей занимающихся. Содержание и форма представленных упражнений  и творческих заданий соответствуют уровню физической, функциональной и психической подготовленности учащихся данного класса.

Содержание всего урока построено на основе изучения функциональных возможностей организма при выполнении физических нагрузок с практическим закреплением теоретического материала. В ходе урока ребята научатся применять двигательные умения и навыки, использовать полученные ранее специальные физкультурные знания в нестандартных ситуациях, осваивать возможности ИКТ при изучении особенностей своего организма.

Сюжет:

 Класс  разделён до начала урока на три команды (красные, жёлтые, синие) Разделение прошло путём – жеребьёвки. Во время урока учитель дает задания (эстафеты, тестовые задания  и т. д.) учащимся и их задача доказать гипотезу, которую они  формулируют  в начале урока. Главная сюжетная линия – это исследовательская работа учащихся во время урока (с использованием  ноутбука и индивидуальных  схем - графиков) с аргументацией  своих выводов.

Ход  урока:

Вступление:

Вводная часть-12 минут

Под музыку (марш «Герои спорта») выходят три команды по 8 человек.  Музыка стихает,  и учитель озвучивает задачи и цель урока. Даёт возможность аргументировать своё разделение на команды по цветовой диагностике. Капитаны команд объясняют значение  каждого цвета. После чего  учащиеся выдвигают гипотезу урока: если вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом,  изучать свой организм, то мы будем физически здоровыми что повлечёт  повышение качества обученности.

Учащиеся совещаются между собой в командах и определяют алгоритм действий на данном уроке. Каждая команда озвучивает свой алгоритм действия на уроке.

Учитель  для сравнения данных, полученных в результате изучения функциональных возможностей организма, учащимся предлагает  проверить пульсовую кривую у трёх  учеников по их выбору, причём этот выбор ученикам (используются два листа ватмана, маркеры) предлагается обосновать.

Далее проводится диагностика деятельности сердечно-сосудистой системы с помощью измерения частоты сердечных сокращений(первый замер) Школьники измеряют пульс на запястье в течение 6 секунд, после чего умножают результат на 10 и записывают свои параметры  пульса  на листах здоровья и отдают на обработку данных своим  напарникам по команде.

Результаты конкурсных заданий (подсчет баллов, ведение протокола  измерений  ЧСС) осуществляет  на  протяжении урока каждый член  команды  является экспертом (каждый работает с ноутбуком), за счёт чего обеспечивается смена деятельности каждого учащегося на уроке.

Поле учащиеся перестраиваются в три шеренги в шахматном порядке, и  совместно  с учителем начинают  степ-аэробику  используя нестандартное оборудование (пластмассовые бутылки  с крупой, с песком, с водой различного веса, гантели). Разминка идёт под весёлую музыку в течение 3-4 минут.

         После разминки учащиеся проводят второй замер и фиксируют результаты.

Основная часть-21 минута

1 задание (изучение  сердечно-сосудистой  системы)

Для дальнейшей работы учитель предлагает учащимся принять решение и сделать выбор. Им стоит определить спортивный снаряд для выполнения более интенсивной нагрузки. Учащиеся определяют  его и расходятся по спортивному залу, готовятся выполнять упражнение на выбранном снаряде за 1 минуту (скакалка, медицинбол, обруч). Далее школьники производят замеры  третий раз.

Учащимся предоставляется возможность самостоятельно сделать выводы из получившихся результатов.

2 задание ( изучение  нервной системы)

Спорт раскрывает безграничные возможности человека. Еще в Древней Греции детей приучали не только к физическим упражнениям, но и развивали ум, формировали  умение  принимать  решения, анализировать любую ситуацию  и находить выход из трудных положений.

На данном этапе учащимися проводится исследование нервной системы. Как же  реагирует нервная система на раздражители (в данном случае - физические  упражнения) Задача учащихся  выполнить  эстафетные задания и решить тесты по различным предметам. Ребята в парах выполняют эстафетные задания, решают тесты и возвращаются к команде, передают эстафету следующим участникам. Капитан команды бежит последним и приносит все задания с правильными ответами, участники проверяют самостоятельно свои выполненные тесты. Ученикам предстоит сделать вывод – что же повлияло на решение простых тестовых заданий, что произошло с организмом. В чём причины таких изменений?

Проводится четвёртый замер.  На основании  четырёх  измерений ЧСС  учитель анализирует состояние занимающихся совместно с ними, подводит к выводам и просит их занести  данные в ноутбук.

Эстафетные задания в парах:

1 пара: бег в паре, держа между собой фитобол (руки напарников лежат на плечах, фитоболы  участники держат, прижав его телом, перемещаются   по площадке  приставным шагом).

2 пара:  участники двигаются лицом друг к другу, передавая баскетбольный мячик от груди двумя руками, после выполнения тестов возвращаются тем же способом.

3 пара: участники эстафеты прыгают на обручах, проворачивают в руках его и продвигаются вперёд. Выполнив задание, возвращаются тем же способом.

4 пара: участники выполняют бег с футбольными мячами, обводя фишки на площадке. Один из участников – капитан команды, он же забирает тесты.

3 задание (изучение мышечно-связочного аппарата)

Наш Дальний Восток  населяют люди многих национальностей, среди коренных народностей Приамурья много представителей древнего и мудрого народа – нанайцев. В их сказках  прославляются  богатыри, воины, защитники слабых, охотники, и их игры  в основном связаны с силовыми упражнениями. Учащимся предлагается разучить нанайскую игру «Силочи» (медведи). Заключается она в следующем: каждый участник  выбирает себе напарника (необходимо выбрать соперника одинакового веса и мышечно-связочного аппарата), далее встать напротив друг друга, взявшись за правую руку.  По сигналу учителя (свисток) начинать перетягивать соперника за указанную линию. Второй раз повторить, взявшись другой рукой. Побеждает  тот, кому удалось дважды перетащить соперника за указанную линию. Девушки исполняют  танцевальные  упражнения  .

Пятый замер ЧСС учащиеся выполняют после подведения итогов игры. После пяти  измерений ЧСС  учитель анализирует  совместно с учащимися состояние занимающихся, подводит к выводам и просит их занести  данные в ноутбук.

Учащимся  необходимо  сделать выводы – почему участник игры с большим мышечно-связочным аппаратом победил? Что происходит с организмом во время мышечного усилия? Какую роль играет мышечно-связочный аппарат  в данной игре и в развитии ребёнка?

         Учащиеся класса после  пятого  измерения ЧСС, переходят к работе на ноутбуках (по два человека). Представителям команд предстоит подвести  итоги урока, обсудить результаты с командой и сформулировать выводы по функционированию систем организма человека при выполнении физических нагрузок. Участникам даётся 3 минуты на работу и до 1 минуты на представление результатов. 

Заключительная часть – 7 минут

Построение команд и подведение итогов урока

Учитель даёт команду на общее построение. Подводит итоги  исследовательской работы учащихся, даёт слово ребятам для  формулирования выводов. Совместно с учащимися анализируются графики  «Кривая ЧСС ученика», ставятся задачи по изучению своего организма на следующие уроки. Учащиеся доказывают гипотезу, которая была сформулирована в начале урока.

Рефлексия проходит  при помощи цветных шариков одинакового размера, но разного цвета. Вопросы расположены на рабочей  стене, ребятам предстоит оценить  себя, роль урока для него и свою роль на данном уроке. Учитель высыпает из корзины цветные шары на пол перед стоящими ребятами. Дети выбирают  определённого цвета шары и опускают в корзину, стоящую под  вопросом на стене. После чего ученики  возвращаются в строй. Учитель благодарит  учащихся за урок, после чего они организованно покидают зал под музыку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в услов...

Виды физических нагрузок

Эффективность физических нагрузок. Выбор оптимальных нагрузок, их виды. Интенсивность нагрузок. Методы определения интенсивности нагрузки. Критерии пульсового контроля реакции организма на физическую ...

« Организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам или освобождёнными от физических нагрузок на уроках физической культуры в МБОУ СОШ№16»

Цели: привлечь внимание к проблемам учителей физкультуры при работе с учащимися, отнесёнными к спецмедгруппе Задачи: - познакомить с некоторыми аспектами работы с о...

Виды физических нагрузок, их интенсивность

ПЛАН: Вступление Эффективность физических нагрузок Выбор оптимальных нагрузок, их виды Интенсивность нагрузок Методы определения интенсивности нагрузки Критерии пульсового контроля реакции...

Индивидуально-дифференцированный подход к организации работы с учащимися освобожденными от физических нагрузок на уроках физической культуры

Вовлечение обучающихся в физкультурную деятельность Укрепление здоровья, обучающихся, относящихся к СМГУлучшение показателя физического развитияОсвоение жизненно важных двигательных умений, навык...

Статья по физической культуре "Дозирование физических нагрузок школьников".

Дозирование физических нагрузок школьников: основные понятия....

Технологическая карта урока "Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями."

Задача: Закрепить умения учащихся осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Урок был проведен в 11 классе. Дети максимально самостоятельно работали на уроке....