Главные вкладки

    Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"
    классный час по физкультуре (9 класс) по теме

    Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas.docx22.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час

    «Береги здоровье смолоду»

    Цель: 1. Привлечь детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

               

    2. Научить самоконтролю при занятиях физическими упражнениями.

               

     3. Научить с детства беречь свое здоровье.

    Многие задают себе вопрос: «Как бы прожить, чтобы не заболеть?»

    И многие себе отвечают: «Так не бывает». Да, каждый человек, хоть чем-то да болеет. Но почему один попадает в больницу 2 раза за всю жизнь, а другой – чуть ли не каждый месяц?

    Уже давно установлено, что за своим здоровьем необходимо следить с детства.

    В наш видавший виды век

    Живет на свете человек

    И ходит он, как носорог,

    И не видит своих ног.

    У него такая полнота…

    А размеры живота…

    Мы хотим советы дать,

    О физкультуре рассказать

    Если грустен и не весел,

    И печально нос повесил –

    Соберись! Вечерком пробегись!

    Утром сделай зарядку –

    Будет здоровье в порядке!

    Не умел и не плечист?

    В мяч играть ты научись.

    Будешь бодр ты и здоров,

    К жизни и труду готов!

    Не нравится фигура?

    Займись ты физкультурой.

    Ты пораньше вставай, трико надевай,

    Бегай, прыгай, шагай,

    Каждое движение не раз повторяй!

    Будет трудно, будет ад,

    Зато будет результат!

    Будет сила и здоровье,

    А это – жизненная основа.

    По данным НИИ педиатрии 14% детей практически здоровы, 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% страдают хроническими заболеваниями.

     Глубокую тревогу вызывают и другие недуги современной молодежи: зависимость от табака, алкоголя, наркотиков.

    Факторами, влияющими на здоровье, являются: образ жизни, наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, медицинское обслуживание.

    Сосредоточим внимание на образе жизни как наиболее значимом в укреплении здоровья человека. Слагаемое здорового образа жизни – это: режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, занятие физическими упражнениями и спортом.

    Режим дня придаст жизни четкий ритм, создаст наилучшие условия для отдыха и работы, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Важное значение в режиме дня имеет утренняя гимнастика – комплекс физических упражнений, облегчающих переход ото сна к бодрствованию.

    Кто с зарядкой дружит смело,

    Тот с утра прогонит лень,
    Будет смелым и умелым,
    И веселым каждый день.

    Комплекс утренней гимнастики выполняется в такой последовательности: 1 – дыхательные упражнения, 2 – ходьба с движением рук, 3-4 – упражнения для рук и плечевого пояса, 5-6 – упражнения для туловища, 7-8 – упражнения для ног, 9-11 – силовые  упражнения (выпады, упоры, приседания), 12 – прыжки, 13 – бег, 14 – дыхательные упражнения. Упражнения выполняются по 7-8 раз.

    Зарядка всем полезна,

    Зарядка всем нужна,

    От лени и болезни

    Спасает нас она.

    Не надо бояться, что будут смеяться.

    Зарядку свою не бросай никогда,

    Лишь тот, кто не плачет,

    Добьется удачи –

    Ничто не дается легко без труда.

    Особое место в режиме дня занимает сон. Это жизненно необходимая потребность человека, источник отдыха и восстановления организма.

    Для того чтобы сон был полноценным, необходимо соблюдать правила:

    1. Перед сном проветривать комнату (температура в ней должна быть 17-18 градусов).
    2. Ужинать за 2 часа до сна.
    3. Перед сном не следует пить крепкий чай и кофе.
    4. Спать рекомендуется на матраце средней жесткости.
    5. Перед сном необходимо совершать небольшую прогулку.
    6. Постельное белье должно быть чистым.
    7. Лучше спать на правом боку.
    8. Не следует накрывать голову одеялом.

    Все физиологические процессы в организме протекают в определенном биологическом режиме: сон сменяется бодрствованием, работа – отдыхом, в определенное время возникает и чувство голода.

    Питание должно быть не только умеренным, но и разнообразным, т.е. правильное питание- необходимое условие здоровья. Говорят, человека мучают только 2 вопроса: «Что бы поесть?», «Как бы похудеть?». Сегодня весь мир стоит перед этой дилеммой. С одной стороны, нам надо есть меньше, чтобы не страдать от ожирения (человеку необходимо 2000-2500 ккал в день). С другой стороны, человек должен есть больше, чтобы восполнить дефицит витаминов и микроэлементов. При составлении меню уместно вспомнить пословицу: «завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу». Питаться рекомендуется 4 раза в день. Интервал между питанием не должен превышать 4-4,5 часа.

    Глубоко ошибается тот, кто считает, что о своем здоровье должны заботиться люди среднего и пожилого возраста.  Не случайно древние люди говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Жизнь человека связана с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Известно, что даже в состоянии сна человек расходует энергию. Например, в состоянии покоя расход энергии в час на 1 кг массы тела равен 1 килокалории. Допустим, что вы весите 45 кг, то в 1 час расходуете 45 килокалорий, а в сутки 45х24=108. Если вы занимаетесь физическими упражнениями, то требуется питание в зависимости от характера мышечной деятельности.

    При регулярных занятиях спортом требуется от 2 до 2,5 г белка на 1 кг массы тела. Наиболее богаты белком молоко, мяса, рыба, яйца и молочные продукты.

    Потребность в жирах составляет 100-120 г. в сутки. Жиры содержатся в сливочном и топленом масле, сметане, сливках. Углеводы являются источником энергии. Источники углеводов: сахар, белый хлеб, макаронные изделия, горох, фасоль, крупы, картофель, фрукты, шоколад, изюм, мед, варенье.

    Пословицы.

    1. Умеренность – лучший враг.
    2. Не в меру еда – болезнь и беда.
    3. Хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много;

    хочешь быть здоровым – не ешь много.

    1. Только при умеренном образе жизни можно

    дожить до старости, при излишествах близка смерть.

    Трудно найти ребенка, не мечтающего вырасти высоким и стройным. Особенно благоприятны для увеличения роста упражнения на растягивания, прыжковые упражнения, плавание, волейбол, баскетбол.

    Воздействия на процесс роста эффективны до 16-18 лет у девочек и до 18-20 лет у мальчиков.

    Как же можно высчитать окончательную длину тела?

    Для мальчиков: рост отца + рост матери х 0,54-4,5.

    Для девочек: рост отца + рост матери х 0,51-7,5.

    В большинстве случаев прогноз точен. Но окончательная длина тела определяется не только ростом родителей, но и ростом их наиболее дальних родственников. Существенное влияние на рост оказывает питание, образ жизни, климат, занятия спортом.

    Заболевания опорно-двигательного аппарата очень распространены. На улице нередко можно встретить людей сутулых, хромых.

    Осанка – это привычная поза или манера человека. Осанка может быть правильной и неправильной.

    Правильная: голова и туловище держатся прямо; грудная клетка слегка выступает  вперед, а плечи отведены назад, живот подтянут; в области поясницы есть изгиб вперед.

    Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слаженно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная. При неправильной осанке голова наклонена вперед, спина сутуловатая, грудь впалая, живот выпячен вперед. (Заболевания: кифоз, лордоз, плоская спина, сколиоз).

    Как проверить осанку? Подойдите к стене, станьте к ней вплотную спиной. Примите привычную для вас позу. Если вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка. Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний.

    Одной из причин нарушения осанки является слабая мускулатура тела. В вертикальном положении тело человека поддерживается более чем 400 мышцами. И если основные мышцы развиты слабо, то соблюдать хорошую осанку трудно.

    Вторая причина -  неправильные позы. Обратите внимание, как сидите за столом. Сидеть надо на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между телом и краем стола должен быть зазор не менее 5 см, ноги должны быть согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым углом. Стул должен быть обязательно со спинкой.

    А вы когда-нибудь обращали внимание на то, как носите сумки, поднимаете тяжести, стираете белье? (Ученики демонстрируют как они переносят груз). Груз перед собой.

    Как вы думаете кто из них правильно поднял груз? Наши предки поступали очень мудро, используя коромысло и заплечный груз. Эти движения следует делать рационально с наименьшим воздействием на межпозвоночные диски: поднимать груз, не наклоняя предварительно туловище вперед, а сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и сохраняя прямое положение спины; переносить груз не в одной руке, а равномерно распределив его на обе руки или положив на плечо, сохраняя спину прямой. Врачи рекомендуют носить не сумки, а ранцы.

    А лежать, свернувшись «калачиком» на слишком мягкой постели с высокой подушкой? Ходить, опустив голову, согнув спину, да еще шаркать ногами? Сидеть за столом согнувшись и развалившись? Если все это повторяется изо дня в день, осанка быстро становится неправильной.

    В заключении хотелось бы обобщить услышанный материал:

    1. Проверьте свою осанку. При подозрении на нарушение обратитесь к хирургу.
    2. Тренируйте мышцы, придерживаясь принципа «Не навреди!». Выбирая спорт или комплекс упражнений, посоветуйтесь  с врачом.
    3. Постоянно следите за собой, за своей осанкой, походкой, позами во время занятий за столом. Правильно поднимайте и носите тяжести.
    4. Спите на жесткой постели.
    5. Следите за рационом питания.
    6. Соблюдайте правила, снижающие риск появления болезни глаз.

    Крупнейший русский хирург ХIХ века Николай Иванович Пирогов как-то сказал, что с фунт профилактики стоит пуда лечения.

    Быть в движении, значит укреплять свое здоровье. Кто из нас не хочет быть стройным. Давайте же определим: «Соответствуем ли мы норме?».

    1) От роста в сантиметрах – 100.

    2) 50+0,75 (рост в см – 150) + (возраст в годах – 20) : 4.

    К одному из правил здорового образа жизни относится активная деятельность и активный отдых. Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Заведите себе привычку после школы играть в футбол или утром бегать, прыгать через скакалку. Сейчас статистика говорит, что менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. У нас в классе посещают спортивные секции 7 человек.

    Дефицит движений неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Близорукость, которая возникает в школьные годы, проявляется преимущественно у учащихся с недостаточным физическим развитием.

    Какие же элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз мы знаем?

    1. Письменный стол должен быть хорошо освещен, свет должен падать слева.
    2. Расстояние от глаз до рабочего стола должно составлять 30-45 см.
    3. При чтении надо использовать подставку для книг; нельзя читать лежа.
    4. Через каждые 40-50 минут занятий надо сделать перерыв.
    5. При просмотре телепередач надо сидеть прямо перед телевизором (на расстоянии 4-5 м.).
    6. Расстояние от компьютера до глаз должно быть не менее 50-70 см.
    7. Необходимо выполнять специальную гимнастику для глаз.

    Гимнастика для глаз.

    1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 сек (6-8 раз)
    2. Сидя быстро моргать в течение 1-2 мин.
    3. Стоя смотреть прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взгляд на кончик носа, смотреть 3-5 сек (7-8 раз).
    4. Сидя,  держа голову неподвижно, перевести взгляд вверх, зафиксировав его на 2-3 сек, затем прямо на 3-5 сек, вниз-прямо, вправо-влево, в одну, в другую сторону (3-4 раза).
    5. Сидя, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
    6. Стоя, смотреть на указательный палец, удаленный от глаз на 25-30 см, медленно приблизить его к кончику носа. Потом перевести взгляд вдаль. Смотреть 5-6 сек (4-5 раз).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка классного часа "О психологическом здоровье личности"

    Классный час, посвященный психологическому здоровью, сопровождается не только беседой, но и тренинговыми упражнениями, играми....

    Методическая разработка классного часа "Плен иллюзий.Береги здоровье смолоду."

    Цель:   формировать у учащихся осознанное негативное отношение к                    а...

    Методическая разработка классного часа «Питаться здорОво – это здОрово!»

    Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф...

    Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровый образ жизни"

    Данное мероприятие могут использовать учителя-предметники и классные руководители. Целью данного классного часа является формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни: науч...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему«Здоровье – привилегия мудрых! Есть ли у нас будущее?»

           Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровье современных подростков неуклонно ухудшается. И в тоже время результаты соц...

    Методическая разработка классного часа "Береги честь смолоду"

    Методическая разработка  классного часа "Береги честь смолоду" по профилактике правонарушений для учащихся 8-9 классов....