Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп
методическая разработка по физкультуре по теме

Письменная Ирина Леонидовна

Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнений на учебный год, а учащихся,  ориентировать в том, как они физически развиты, в чём состоят их слабые и сильные стороны. Всё это позволяет выявить результативность проводимой работы, определить,  насколько эффективна применяемая система, удачно ли подобраны средства и соответствующим образом откорректировать учебный процесс.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

     Основная цель моей педагогической деятельности, как учителя физической культуры  это содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры  личности школьника. Достижение своей цели сводится к овладению самостоятельных занятий физическими упражнениями и сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

    Методическая система этого направления сроится по следующим принципам:

  1. не преподносить ученикам новое задание в готовом виде, а организовывать обучение так, чтобы они добыли это знание в процессе учебно – тренировочной  деятельности;
  2. соблюдать возрастные психологические и физические особенности детей;
  3. формировать знания  и способность  к  адекватному принятию решения выбора  игровой ситуации;
  4. создать условия для приобретения учащимися опыта правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  5. создать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  6. предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и  обеспечивать при этом на уровне государственного стандарта знаний;

  С целью формирования и отслеживания у учащихся самостоятельных занятий физическими упражнениями  проводится мониторинг  физических способностей разных возрастных групп

Двигательные качества

Класс

5-6

7-8

9

Виды упражнений

Быстрота

Бег на месте  высоко поднимая бедро

Подвижные игры на развитие скорости

Линейные эстафеты

Варианты челночного бега, бег с ускорением 60-80м

Бег с ускорением

100м; 200м

Скоростно-силовые

Разновидности прыжков

Разновидности прыжковых упражнений

с использованием гимнастического инвентаря

Выполнение простейших прыжковых программ с отягощением

Сила

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (увеличить кол-во раз и подходов)

Подтягивание из виса

Упражнения с отягощением

Упражнения в висах и упорах

Гибкость

ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночника

ОРУ с повышенной амплитудой движения  для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночника

ОРУ с повышенной амплитудой движения  для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночник

Выносливость

Круговая эстафета, минутный бег

Выполнение простейших прыж.программ с отягощением

Кроссовый бег

 3 км

Развитие физических способностей фиксируются в начале и конце  учебного года через мониторинг физического развития учащихся.

      Тестирование по физической подготовленности выполняли учащиеся 8»А» класса в течение трех учебных лет. В диаграммах представлены проценты полученных результатов по итогам тестирования.

       Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся.

      Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнений на учебный год, а учащихся,  ориентировать в том, как они физически развиты, в чём состоят их слабые и сильные стороны. Всё это позволяет выявить результативность проводимой работы, определить,  насколько эффективна применяемая система, удачно ли подобраны средства и соответствующим образом откорректировать учебный процесс.  

    Тестирование проводится в начале и в конце учебного года,  по пяти контрольным упражнениям: бег 30 м, прыжок в длину с места, см, подтягивание на высокой  перекладине (юноши), кол-во раз, подъем туловища в сед, кол-во раз за 30 с (девушки), бег 1000 м (оценка по бальной системе).                                                                                                                                                                       

Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности учащихся 8»А» класса за три года.

Оценка уровня физической подготовленности  учащихся 8»А» класс   

    Проведем сравнительный анализ физической подготовленности учащихся 8»А» класса. По данным тестирования,  оценка уровня физической подготовленности на май 2012 года такова: 13% учащихся имеют высокий уровень физической подготовленности, 43% -  в/среднего уровня физической подготовленности, 30% -средний уровень физической  подготовленности и 8,6%-  н/среднего уровня физической подготовленности. По сравнению с прошлыми учебными годами общий уровень физической  подготовленности учащихся 8»А»  повысился:   высокий уровень – на 5%,  в/среднего на 4%, средний уровень снизился на 4%,  низкий уровень снизился  -  на 13% .  Данные анализа позволяют сделать вывод, что правильный педагогический контроль за физической подготовленностью школьников повысил уровень физического состояния школьников и дает возможность более рационально распределять уровень нагрузки на каждого конкретного занимающегося.

Уровень физической подготовленности учащихся.

  С целью выявления уровня физической подготовленности учащихся 8 «А» класса с помощью оценочной шкалы был проведен анализ тестирования, приведенный в диаграммах:

                              Мальчики (юноши): бег 30м

      Задачей теста №1 являлась проверка уровня развития быстроты

Мальчики (юноши): бег 1000м

Тест № 2 оценивает уровень развития физического качества выносливость

Мальчики (юноши): подтягивание из виса на высокой перекладине,

кол-во раз

В задании 4 проверялся уровень силовой подготовки. Согласно результатам большая часть учащихся имеет низкий уровень силовой подготовки. Начиная с 2010 года, выделилась группа учащихся, которая показала рост силовой подготовки.

                       

                   Мальчики (юноши): прыжок в длину с места (см)

В тестовом задании №4 определялся уровень скоростно-силовых качеств

Девочки (девушки): бег 30м

Задачей тестового задания являлась проверка  скоростных качеств у учащихся. Из данных диаграммы наблюдается не стабильность показателей

Девочки (девушки): бег 1000м

 

                                      Тестовое упражнение на выносливость

              Девочки (девушки): подъем туловища в сед, кол-во раз за 30с.

Согласно результатам, учащиеся на протяжении 3-х лет успешно       справляются  с заданием.

                 

                             Девочки (девушки): прыжок с места в длину, см

Данное тестовое задание рассчитано на проверку скоростно-силовых качеств.

                               

                                           Анализ и рекомендации:

Анализируя данные показатели физической подготовленности, можно сделать выводы, что на улучшение уровня физической подготовленности во всех группах в значительной степени влияет, прежде всего, организованная форма физкультурно- оздоровительных мероприятий, их эмоциональность, соблюдение режима, сочетание различных видов учебных занятий и внеурочной деятельности.

Тем не менее, выявлен низкий рейтинг, который показали учащиеся в тестировании:

           - в подтягивании у  мальчиков (юношей)

         Рост рейтинга показали учащиеся в тестировании:

             - в прыжке с места у  мальчиков и девочек;

         Стабильность в результатах показали учащиеся  в беге на 1000м (мальчики, девочки) и тестовом задании «подъем туловища в положение «сед»»- девочки.

           Решения по организации учебного процесса, прежде всего,  должны быть связаны с преподаванием предмета «физическая культура», который должен обеспечить гармоничное физическое развитие детей.

    Необходимо также ознакомить с результатами мониторинга физического развития педагогический и родительский школьные коллективы с целью выстраивания стратегии по повышению  эффективности образовательного процесса и воспитанию грамотности общефизического развития ребенка в семье.

Следует выработать конкретные рекомендации для учащихся и родителей по изменению режима для школьника, комплексы упражнений по развитию  двигательных качеств.

Регулярный мониторинг позволяет вести постоянное слежение за изменением физического состояния школьников, осуществлять диагностику их состояния и вносить соответствующие коррективы в процесс воспитания гармонически развитого человека и способствует укреплению здоровью обучающихся. Определяется главный результат в работе учителя физической культуры и всего педагогического коллектива – содействие здоровью учащихся.

Выводы:

По итогам анализа результатов мониторинга можно разработать систему поощрений лучших учеников, имеющих положительную динамику уровня знаний и показателей здоровья:

- дети с высоким уровнем физической подготовленности отбираются для участия в соревнованиях различных рангов, вовлечения в различные спортивные секции;

- для учащихся с низким и н/средним уровнем физической подготовленности на летний период разработать комплексы упражнений по развитию двигательных качеств.
        Таким образом, мониторинговое исследование выступает в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого уп...

Методика построения комплекса ритмической гимнастики для разных возрастных групп

Развиваясь и прогрессируя, педагогика ищет новые пути к воспитанию всесторонней личности, способной не только принять сложности будущей жизни, но и пережить полноценность её на каждом возрастном этапе...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы  усталость. Первые...

Физическая подготовка горнолыжников разных возрастных групп

В данной разработке предложены общие рекомендации по физической подготовке и развитию спортсменов-горнолыжников разных возрастных групп....

Совершенствование физических качеств в разных возрастных группах.

Развитие физических качеств, содержание технической и тактической подготовки спортсменов, в зависимости от возраста...

Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп»

Консультация для воспитателей«Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп» Значение утренней гимнастикиВ дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гим...