«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»
учебно-методический материал по психологии на тему

Зейтунян Рафаэль Суренович

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskie_osobennosti.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеская спортивная школа «Олимп»

 

Зейтунян Рафаэль Суренович

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»

 

                                                          Г. Губкинский

                                                                  2013 г.

Содержание

Введение        

1. Психологические особенности обучения игре в шахматы        

2. Психологические особенности воспитания учащихся различных возрастных групп        

2.1. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста        

2.2. Особенности обучения младших школьников        

2.3. Психологические особенности обучения игре в шахматы подростков        

2.4. Особенности обучения взрослых        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

   Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

  Цель работы: рассмотреть психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп (на примере обучения шахматам).

1. Психологические особенности обучения игре в шахматы

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.

В гипотетическом плане целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Использование шахмат позволит развивать интеллект детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Методическое пособие построено с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе пособия прослеживаются принципы от простого к сложному, принцип доступности, наглядности, индивидуального подхода.

Крутецкий В.А., учитывает возрастные особенности детей на разных этапах знакомства детей с шахматной игрой. Цели и задачи ставятся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями [14, c.55]. Воспитатель раскрывает используемые методы и приемы при обучении детей шахматной игре. В его программе предложена система мониторинга, определения уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста, на каждом этапе обучения игре в шахматы.

Шахматный педагог должен быть не только человеком  любящим шахматы; он должен быть психологом, и в силу этого хорошо представлять себе, как игра в шахматы влияет на здоровье учащихся.

В связи с тем, что шахматы могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье ребенка, то началу систематических занятий с детьми должен предшествовать медицинский отбор, задача которого прежде всего исключить или не допустить к занятиям больных детей, особенно  с неустойчивой психикой и заболеваниями  сердечно-сосудистой системы, т.к. шахматы являются такой формой спортивной деятельности,  которая приводит к большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузке на играющего.

Важнейшим фактором, содействия формированию интеллектуальных способностей ребенка является создание воспитательно-образовательного процесса «семья – дошкольное образовательное учреждение». В работе с родителями используются различные формы и методы работы, что делает процесс обучения детей игре в шахматы более эффективным.

Правила и принципы шахмат довольно простые, их способен усвоить даже дошкольник. Однако процесс обучения шахматам детей и взрослых отличается. Разница заключается в методах обучения, регулярности и продолжительности тренировок.

Программа обучения шахматам направлена на получение знаний, умений и приобретение опыта в игре. Она ориентирована на тех, кто уже имеет навыки игры, и на тех, чьи знания и умения в шахматах находятся на низком или нулевом уровне [11, c.53].

Программа обучения построена с учетом возрастных особенностей. Выделены 4 основные группы:

  • дети до 6 лет — дошкольники
  • дети от 7 до 10 лет – младшая школа
  • дети от 11 до 16 лет — подростки
  • 17 лет и старше — взрослые.

Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматное образование включает в себя общую образованность, теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры, создание интеллектуального потенциала, раннее развитие у детей навыков волевой регуляции.

В зависимости от возрастных особенностей учащихся, эффективно применения тех или иных  форм и методов:

   • уроки;

  • групповые занятия;

   • индивидуальные занятия;

   • игровая деятельность;

   • конкурсы – решения;

  • турнирная практика;

   • разбор партий;

• работа с компьютером.

Общая образованность – это знания о мире в единстве с интеллектуальным потенциалом воспитанников – мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих наклонностей, гуманных нравственных и эстетических установок, уверенности в своих возможностях и умение преодолевать трудности.

Шахматы помимо бытовой интуиции требуют применения ее высшего уровня – интуиции непознанного. Успешное общество развивается деятельностью здоровых, активных индивидов, ведущих правильный образ жизни. Значение спорта в формировании здорового образа жизни нельзя переоценить. Каждый вид спорта развивает те или иные качества человеческой личности и тела, формирует потребность саморазвития и здорового образа жизни. Особенно огромную роль играет спорт в жизни подрастающего поколения в период обучения в школе.   Физические виды спорта  целенаправленно развивают функциональные возможности тела и те психологические черты личности (характер), которые позволяют более эффективно достигать физических результатов. 

Шахматы – это интеллектуальный вид спорта.  Со спортом их роднят огромные волевые усилия,  умственная работоспособность,  спортивное упрямство в достижении цели,  то есть,  спортивный характер.  Второй общий спортивный компонент – ограниченное время соревновательного процесса, особенно в активных шахматах.    Роль тела в шахматах весьма ограничена и не играет особой роли в соревновательном процессе.  Соревнуются не мышцы - а психика, обитающая в теле.

Шахматист должен обладать интуитивными и аналитическими способностями. Интуиция является важнейшим качеством, поскольку она ограничивает возможности перебора: очевидно, что все рассчитать шахматист не может. В некоторых случаях интуитивное решение бывает обусловлено трудностью аналитического подхода к выбору хода.

Для успешного творческого развития шахматиста, для его спортивных достижений важно не ограничивать работу занятиями шахматами: изучением дебютов, разборам и комментированием сыгранных партий, анализом эндшпилей. Очень важно, чтобы шахматист обладал способностью видеть игру со стороны. Чтобы он мог оценивать как свои способности, так и способности противника вести борьбу.



2. Психологические особенности воспитания учащихся различных возрастных групп

2.1. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста

Рассмотрим возрастные особенности детей 4-х - 5-ти лет. В этом возрасте увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут.  В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция, при этом речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.  Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются конкурентность, соревновательность.

Целью обучения игре в шахматы на данном этапе является развитие интеллектуальных способностей детей в процессе обучения детей игре.

Задачами являются: пробуждение  интереса к игре; развитие наблюдательности, внимания, памяти,  знакомство с  пространственным ориентировании, знакомство с  количественным и порядковым счетом.

Ожидаемые результаты

  • умение считать до 10 и более;
  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;
  • учить работать с диаграммами, понимать и выполнять несложные задачи;
  • воспитывать интерес к игре.

Возрастные особенности детей 5-ти – 6-ти лет. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.  Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.

Цели: прививать интерес к шахматной игре, развивать интеллектуальные способности детей.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат.
  • формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Возрастные особенности детей 6-ти – 7-ми лет. К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно [12, c.125].

В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Развитие движений:

  • дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
  • способны освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
  • могут выполнять простые графические движения (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.).

Задачи:

  • овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация);
  • формировать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Ожидаемые результаты:

  • видеть цель игры, самостоятельно идти к ней;
  • иметь знания о взаимодействии фигур, способах постановки мата;
  • иметь игровые навыки;
  • решать этюды, задачи в 1, 2 хода;
  • правильно, реагировать на проигрыш и победу.

2.2. Особенности обучения младших школьников

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо [11, c.127].

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.

Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.

Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно - логический отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста [12, c.147].

 Примерно с семилетнего возраста ребенок способен в уме совершать простейшие мыслительные операции, что очень требуется в игре. К этому времени ребенок уже имеет развивающуюся пытливость ума и склонность к анализу, умеет обобщать и классифицировать, отличать главное от второстепенного, и самое главное способен улавливать закономерности.

Согласно мнению психологов, именно в этом возрасте дети любят учиться и познавать что-то новое. Возможно, по этой причине при наборе в ДЮСШ отдается предпочтение детям этого возраста.

  Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

2.3. Психологические особенности обучения игре в шахматы подростков

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Отличительной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение ко все более дифференцированным отношениям с другими. Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях (в деятельности, поведении, общении, во внутренних переживаниях), и ее совокупным результатом являются сложности при «врастании» в новые содержательные области.

В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служат:

· учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого «нет понимания отношений, лежащих за явлениями» [16, c.78]. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность;

· общение. Ведущим мотивом поведения подростка, по мнению Д.Б. Эльконина [17, c.139] является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников.

· общественно-полезный труд. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности [7, c.145].

 11 – 16 лет - возраст всем знакомый как пубертатный период, когда на первое место в стремлениях ребенка становится общение со сверстниками и собственный статус с коллективе. Желание заниматься шахматами в этом возрасте продиктовано скорее собственными интересами, чем волей родителей, как это было в предыдущей возрастной группе 7-10 лет. И хотя тренера отдают предпочтение именно последним, для подростков двери в ДЮСШ никто не закрывает. Напротив, их желание получить результат, стремление достигнуть цели часто играют хорошую службу в обучении шахматами. Ребята часто показывают хорошие результаты.

Например, в крымской шахматно-шашечной школе есть яркий пример, когда начав обучение в возрасте 13 лет, юноша за 1 год тренировок достиг уровня 1 разряда. Сейчас он не только планирует стать мастером спорта, и на самом деле очень близок к этому, но и хочет связать с шахматами свою жизнь.

 2.4. Особенности обучения взрослых

Обучающегося взрослого человека отличают следующие характеристики:

1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения и его самого, и его коллег;

3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решать свои жизненно важные проблемы и достигать конкретной цели;

4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

Эти специфические особенности, отличающие взрослого обучающегося, являются главным основанием в определении подхода к организации процесса обучения взрослых. Опираясь на социально-экономические, науковедческие и андрагогические факторы, исходя из тех характерных особенностей взрослого обучающегося, которые проявляются в процессе его обучения, ученые разработали основы андрагогики. При этом к основным, исходным посылкам были добавлены еще две, касающиеся ведущей роли обучающегося в учебном процессе, а также характера взаимодействия обучающего при организации процесса обучения. Итак, исходные, основополагающие посылки андрагогики были сформулированы следующим образом.
         1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

2. Обучающийся взрослый стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и таковым себя осознает.

3. Взрослый обучающийся уже имеет жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
         4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений и навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и – в определенной мере – коррекции.

Хотя желающих в этом возрасте освоить тонкости шахматного искусства не так много, но они все же имеются. Как правило, у каждого своя причина начать обучение шахматам или подтянуть свои навыки. Одни хотят воплотить мечту детства, другие желают обучаться с целью саморазвития, стремятся постичь нечто новое для себя, третьи поставили перед собой задачу обыграть коллег на работе или соседа.

Заключение

Обучение игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Сегодняшняя программа должна быть современной, т.е. содержать изложение и осмысление новых достижений теории и практики во всех стадиях партии.

При этом весьма важным представляется высокое качество объяснений и показа  роли, как отдельных элементов, так и эффекта их совместного проявления.

Важным элементом, определяющим спортивную форму шахматиста, является психологическая подготовка. Психологическая подготовка должна включать в себя решение двух  основных задач. Первая заключается в совершенствовании собственных психологических качеств – таких как эмоциональная устойчивость, способность к длительной концентрации внимания, развитие долговременной, оперативной памяти, высокой внешней и внутренней помехоустойчивости. Вторая – изучение психологии противника, сильных и слабых  сторон его личности и, разумеется, индивидуальных особенностей его игры.

Повышению эффективности начального обучения детей шахматам способствуют следующие психолого-педагогические особенности, выбор рациональных средств и методов обучения, развивающий характер индивидуализированных классных и домашних заданий, оптимальное сочетание в процессе обучения деятельности педагога и родителей.

Список литературы

  1. Аверин В.А.  Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 314.
  2. Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. – М., 1980. – 253 с.
  3. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. – Ростов н /Д: «Феникс», 2010. – 384 с.
  4. Андреева Г. М.Социальная психология. – Москва.: Аспект пресс, 2008. – 406 с.
  5. Андреева Г.М. Функции общения / Г.М. Андреева // Психологический журнал. – 2011. - №3. – С. 55-56.
  6. Бодалева А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика, 2003. – 312 с.
  7. Бодалева, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалева. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 162 с.
  8. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. - М.: Издательство РИОР, 2006
  9. Добрович А. Б. Воспитатель о психологии и психологии общения. – М.: Просвещение, 1997 г. – 328 с.
  10. Жуков, Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию / Ю.М.Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  11. Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 1993. – 198 с.
  12. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – Москва.: Наука, 2006. – 367 с.
  13. Ковалев А.Г. Возрастная психология / А.Г. Ковалева. – М.: Наука, 2000. – 316 с.
  14. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Эксмо, 2001. – 270 с.
  15. Кузнецова Л.В. Социально-педагогическая работа в школе // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru
  16. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  17. Методика и технология работы социального педагога/М.Ф.Шакурова. – М.: издательский центр «Академия», 2002.-51-55с
  18. Молина И.Б. Социализация подростков в детских общественных объединениях. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.perm.ru/sections/
  19. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  20. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  21. Эстрин Я.Б. Теория и практика шахматной игры. – М.: Высшая школа, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнени...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Презентация на тему «Психологические особенности физического воспитания детей с избыточным весом»

Презентация на тему «Психологические особенности физического воспитания детей с избыточным весом»...