Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
методическая разработка по физкультуре по теме

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

- Проблема преподавания

- Средства решения проблемы

- Опыт осуществляемой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_prepod.fiz-ry_v_selskoy_malokomp._shkole.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Казенная муниципальная Понькинская основная общеобразовательная школа

 «Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе»

Автор:

Нагарёв Вадим Валентинович

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

2011 год

  1. Проблема

     Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов.

Удалённость школы от культурных и методических центров затрудняет оказание методической помощи учителю, лишает школу помощников в проведении культурно-массовой и спортивной работы с детьми, снижает воспитательное влияние на школьников учреждений культуры.

    Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся.

   Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, где находится школа, для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытом помещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает школа; личный опыт. Важное условие планирования — соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.

Учитель малокомплектной школы работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов (I—III). Кроме того, в большинстве таких школ нет физкультурных залов или соответствующих приспособленных помещений. Поэтому работу нужно начать с подготовки материально-технической базы.

   

 

  1. Средства решения сформулированной проблемы.

Гипотеза.

      В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. В процессе такой деятельности и тесного общения учащихся с товарищами, у них развиваются такие качества, таких как дружелюбие, взаимопомощь,  отзывчивость. Малочисленность класса создаёт условия для привития на уроках физической культуры каждому учащемуся любви к конкретному виду спорта.  Зачастую в малокомплектных школах многие ученики становятся «спортсменами-универсалами», защищая честь школы на соревнованиях муниципального, регионального и даже всероссийского уровней. Малая наполняемость предоставляет учителю такую возможность, и, естественно, он должен использовать её полностью.

Основная идея. 

  Работа учителя – это творческий по природе труд. Она требует от него определённого заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям.

   Профессионально-педагогическая подготовка учителя требует сориентированности на присущие малокомплектным школам специфические условия их деятельности.

  Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает школа.

   Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания.

   Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения.

  Технология.

Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.

   Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.

      В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.

   В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.

      При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.

   Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны.  Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.

   При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания.

      В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения

выполняются первым потоком с участием детей 3-4 классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста.

   Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока, но проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно.  Предложенные варианты игры (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.

   Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.

В содержание заключительной части урока, задачей которой является приведение организма детей в спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т.д.

   Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно.

  1. Опыт осуществляемой деятельности.

   Понькинская основная школа находится в Палехском районе Ивановской области. На период 2011-2012 учебного года в школе обучается 33 человека.

   Радиус разбросанности деревень, входящих в микрорайон школы достигает 8 км. Подвоз детей из отдалённых деревень осуществляется школьным автобусом. А дети, чьи деревни расположены на расстоянии 1-3 км, ходят в школу пешком.

   В школе работают 10 педагогов. В классах обучается от 4х до 9и человек.

   Уроки физической культуры являются обязательным для всех практически здоровых учащихся. На уроки физической культуры в неделю отведено 3 часа.

   Из всего начального звена в 2011-2012 учебном году в школе обучается лишь 3-й класс в количестве 4-х человек. Поэтому для проведения уроков физкультуры классы объединяют в группы. Первая группа – это 3-й и 5-й классы, вторая – 6-7-е классы, третья – 8-9 классы.

   Одна из трудностей состоит в том, что в школе отсутствует спортивный  зал. Уроки проводятся в классной комнате, коридоре или на открытом воздухе. Проведение уроков на улице, исходя их опыта многих школ, очень благотворно влияет на здоровье учащихся. В то же время создаются отдельные трудности в изучении некоторых видов упражнений. В школе очень мало спортивного инвентаря,  все мячи, которыми дети играют на уроках, они сами же выигрывают на соревнованиях. Спортивными играми учащиеся занимаются лишь весной и осенью, когда позволяет погода, так как заниматься в помещении нет возможности. Основными спортивными играми являются волейбол и футбол. В младшем звене ребят обучают пионерболу. Баскетбол в школе не развит.

   У меня существует своя программа по физическому воспитанию, которую я разработал исходя из уровня физического развития учащихся, климатических условий района, где находится школа, а также от оборудования, которым располагает школа.

   При подготовке к урокам я опираюсь на поурочный четвертной план: уточняю сформулированные в нём учебно-воспитательные и оздоровительные задачи, разрабатываю содержание урока с учётом результатов предыдущих занятий, выбираю методы и методические приёмы, подбираю необходимый инвентарь и оборудование.

   Готовясь к уроку, я подбираю соответствующий программный материал для всех частей урока: вводной, основной, заключительной. Сначала подбираю материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной.

   Урок физической культуры во всех классах начинается с построения и приветствия учащихся, сообщения задач урока. Обязательным в каждом классе является ежеурочная проверка знаний строевых упражнений: построений перестроений, различные варианты передвижений.

   Проведение общеразвивающих упражнений носят оздоровительный и воспитательный характер. Все физические упражнения, рассчитанные на укрепление мышц, способствуют формированию осанки. Проведение упражнений способствуют воспитанию чувства товарищества и коллективизма.

  На каждом уроке я использую помощь наиболее подготовленных учащихся (физоргов): они демонстрируют упражнения, оказывают страховку, подготавливают необходимый инвентарь.    

   Подвижные игры являются обязательным компонентом почти каждого урока. Игры повышают положительный эмоциональный тонус всех классов. Обычно первую игру я предлагаю сам, а вторую выбирают дети. Для приведения детей в спокойное состояние я часто провожу игры: «Найди предмет»(шашку) и «Руки».

Заканчивается урок так:

   Учитель: «Урок закончен, до свидания!»

    Дети: «Счастливо оставаться!»

   Учитель: «Класс, напра-во! На перемену шагом - марш!»

Таким образом, дети организованно покидают спортивный зал.

   Каждый учебный год школа ездит на соревнования по лёгкой атлетике, лыжным

гонкам, гимнастике, шахматам, настольному теннису.

   Мы тщательно готовимся ко всем предстоящим соревнованиям. Например, при подготовке к легкоатлетическому кроссу я делаю предварительную прикидку на определённые дистанции для всех учащихся. Для кандидатов на соревнования проводятся специальные тренировки. Мы вместе с ребятами анализируем ошибки. Провожу инструктаж детей по правилам соревнований, технике безопасности, учу не волноваться во время проведения соревнований.

   В каждом классе есть от одного до трёх ребят-спортсменов разных видов спорта. (Учитывая, что самый маленький класс состоит из четырёх человек!!!). Есть и «незаменимые универсалы», которые принимают участие во всех соревнованиях!

   Причинами такой физической подготовленности ребят являются: жизнь в сельской местности, природные данные ребят и мастерство учителя. Результатом тщательной подготовки к каждому соревнованию является то, что ребята всегда занимают призовые места, и вот уже 12 лет подряд Понькинская школа держит первое место в спартакиаде района.  

   Выпускница нашей школы Слепова Валентина в 2011 году стала чемпионкой области среди школьников по лёгкой атлетике в прыжках в длину с результатом 4 м. 75 см. и призёром региональной олимпиады по физкультуре в 2011 г.

     Организация учебных занятий в Понькинской школе направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей, а также на воспитание чувства товарищества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности полихудожественного воспитания школьников в сельской малокомплектной школе во время внеурочной деятельности"

В статье рассказывается о политехническом подходе к преподаванию предметов эстетического цикла....

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....

Районный семинар по теме «Особенности преподавания в разновозрастных группах в малокомплектных школах»

Районный семинар по теме «Особенности преподавания в разновозрастных группах в малокомплектных школах» ...

Особенности преподавания физической культуры в начальной школе

Наше общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с самого раннего возраста, росли здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Физическая культура играет главнейшую роль в совершенствовании чел...

Особенности преподавания физической культуры в основной школе согласно требований ФГОС

Особенности преподавания физической культуры в основной школе согласно требований ФГОС...

Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в сельской малокомплектной школе»

Актуальность проблемы физического воспитания заключается в том, что в последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. В школьном возрасте наиболе...