Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
методическая разработка по физкультуре

Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:

1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов.

2) Малочисленность учащихся в классе, которая создаёт условия для индивидуальной работы с каждым учащимся.

3) В условиях малокомплектной учитель   ориентируется на подготовку так называемых «спортсменов-универсалов», которым приходится участвовать в соревнованиях разного профиля, от индивидуальных видов спорта до игровых коллективных.

4) Недостаточность ресурсной базы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_priemy_urokov_fizkultury_v_mksh.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

 « Методические приемы  преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе»

Автор:

Круглов Андрей Викторович

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

2020 год

  Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся.

   Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, где находится школа, для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытом помещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает школа; личный опыт.

Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:

1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов.

2) Малочисленность учащихся в классе, которая создаёт условия для индивидуальной работы с каждым учащимся.

3) В условиях малокомплектной учитель   ориентируется на подготовку так называемых «спортсменов-универсалов», которым приходится участвовать в соревнованиях разного профиля, от индивидуальных видов спорта до игровых коллективных.

4) Недостаточность ресурсной базы.

   Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания.

Особенностями целеполагания на уроках физической культуры в малокомплектной школе являются:

  1. Разновозрастной состав учащихся.
  2. Различный уровень дошкольной физической подготовки.
  3. Ориентированность на формирование универсальных физических навыков.

К отличительным особенностям воспитания на занятиях, уроках в содержательном аспекте относятся: создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, духовной культуры символами и ритуалами.  

   Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения.

  Технология.

Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.

   Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.

      В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.

   В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.

      При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.

   Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны.  Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.

   При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания.

      В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей 3-4 классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста.

   Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока, но проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно.  Предложенные варианты игры (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.

   Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.

 В этой части урока   активно используется методика обучения мини- футболу. Мини-футбол- это игра, для которой требуется площадка длиной от 38 до 42 м и шириной от 18 до 25 м. Продолжительность матча — 2 тайма по 20 минут «чистого» времени.

 На уроках физкультуры сокращаем таймы до 10-15 минут.

  С начала учебного года на уроках отрабатываем технику или технические приемы игры в мини-футбол.

Обучение ударам по мячу

Удары по мячу –основное средство ведения игры. Выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои разновидности. Удары по мячу ногой выполняют следующими основными способами: внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней частями подъема, носком, пяткой. Удары выполняют по неподвижному мячу, а также по мячам, катящимся и летящим в различных направлениях: с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении.  Выделяются фазы движений, которые являются общими для многих способов.

Предварительная фаза – разбег. Разбег способствует предварительному наращиванию скорости ударных звеньев. Величина разбега, его скорость определяются индивидуальными особенностями футболистов и тактическими задачами. Подготовительная фаза – замах ударной и постановка опорной ноги. Замах выполняется во время последнего бегового шага после заднего толчка.  Чтобы правильно выполнить замах ударной ноги, нужно несколько удлинить последний шаг разбега. Опорная нога ставится справа или слева от мяча.

Рабочая фаза – ударное движение и проводка. Удар осуществляется резким захлестывающим движением голени и стопы. В момент удара нога закреплена в голеностопном и коленном суставах. Превращение ноги в «жесткий рычаг» позволяет увеличить массу ударяющего звена. Рабочая фаза заканчивается выполнением так называемой проводки, когда ударная нога движется вместе с мячом, обеспечивая большую скорость движения и точность полета мяча.

Завершающая фаза – принятие исходного положения для следующего движения. После удара нога продолжает движение вперед –вверх и ОЦТ перемещается в сторону движения ноги.

Обычно обучение технике ударов по мячу ногой начинается с изучения удара внутренней стороной стопы, который применяется в основном при коротких и средних передачах и при ударах в ворота с близкого расстояния. Место начала разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Замах выполняется за счет заднего толчка последнего бегового шага. Ударное движение начинается с одновременного сгибания бедра и поворота ноги снаружи. В момент удара стопа находится строго под прямым углом по отношению к направлению полета мяча. Удар выполняется серединой внутренней поверхности стопы. Удар внутренней частью подъема используется при средних и длинных передачах, «прострелах» вдоль ворот и ударах по цели со всех дистанций. Разбег выполняется под углом 45° по отношению Удар внутренней стороной к мячу и цели. Опорная нога, слегка согнутая в коленном суставе, ставится на внешнюю часть стопы. Замах ноги близок к максимальному. Туловище несколько наклонено в сторону опорной ноги. Ударное движение начинается со сгибания бедра и заканчивается резким разгибанием голени. Носок стопы оттянут вниз, нога напряжена. Удар выполняется внутренней частью подъема ноги

Удар средней частью подъема по технике исполнения во многом схож с вышеописанным, однако детали исполнения несколько отличны. Направление разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Опорная нога ставится с пятки в 10–15 см в сторону от мяча. Во время ударного движения происходит перекат опорной ноги с пятки на носок. Условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, в момент удара строго вертикальна. Значительная площадь соприкосновения стопы и мяча позволяет наносить удар достаточно точно, а выполнение всех фаз удара в одной плоскости увеличивает его силу по сравнению с другими способами. Удар внешней частью подъема наиболее часто применяют для выполнения резаных (крученых) ударов по воротам и передач. Структура движений при ударах средней и внешней частью схожа. Отличия заключаются в том, что во время ударного движения поворачиваются внутрь голень и стопа бьющей ноги.

 Как правило, после удара и проводки мяча вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Наиболее часто в игре используются удары по мячу головой серединой лба и его боковой частью. Удар серединой лба может быть выполнен с места и в прыжке. Мяч после такого удара, как правило, летит по прямой траектории. Удар боковой частью лба используется, когда мяч летит сбоку (справа или слева) от игрока. Таким способом можно отбить мяч на наибольшее расстояние. Это достигается за счет того, что туловище может быть сильнее отклонено в сторону, что увеличивает мощность разгиба. Поскольку чаще всего этот удар вынужденный и ставит целью ликвидировать опасность у ворот, применяют его не столько нападающие игроки, сколько защитники

Обучение остановке мяча

Остановки служат средством приема и овладения мячом. Цель остановки – погасить скорость катящегося или летящего мяча для осуществления дальнейших целесообразных действий. Остановки выполняются ногой, туловищем и головой. Остановка мяча ногой используется наиболее часто. Существуют различные способы остановок, имеющие общие двигательные фазы.    

Подготовительная фаза – принятие исходного положения. Поза футболиста – одноопорная. Вес тела на опорной ноге, несколько согнутой для устойчивости. Останавливающая нога движется навстречу мячу и разворачивается к нему встречающей поверхностью. Рабочая фаза–уступающее(амортизирующее) движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Завершающая фаза –принятие исходного положения для последующих действий. ОЦТ переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. Остановка мяча внутренней стороной стопы используется при приеме катящихся и летящих мячей. Благодаря значительной останавливающей поверхности и большому амортизационному пути этот способ остановки мяча имеет высокую степень надежности. При его выполнении в момент соприкосновения мяча и развернутой стопы нога отводится назад до уровня опорной. Остановка мяча внутренней стороной стопы

Остановка мяча подошвой используется для остановки катящихся и опускающихся мячей. При приближении мяча останавливающая нога, несколько согнутая в коленном суставе, выносится навстречу мячу. Носок стопы приподнят вверх на 30–40°. Пятки стопы находятся над поверхностью на расстоянии 5–10 см. В момент соприкосновения мяча с подошвой выполняется небольшое уступающее движение назад.

В случае опускающегося мяча используется и остановка мяча подъемом. Стопа останавливающей ноги поднята вверх и расположена параллельно земле. Мяч принимается на нижнюю часть подъема. Уступающее движение производится вниз–назад. Остановка мяча подъемом

При остановке мяча бедром осуществляется надежный прием опускающегося мяча за счет большой величины останавливающей поверхности и значительности амортизирующего пути. В подготовительной фазе бедро выносится вперед под прямым углом к подлетающему мячу. Мяч соприкасается со средней частью бедра. Уступающее движение выполняется вниз и назад

Остановка мяча грудью основана также на принципах амортизации и уступающего движения. В подготовительной фазе грудь подается вперед. При приближении мяча туловище отводится назад, а плечи и руки подаются вперед. В завершающей фазе ОЦТ переносится в сторону предполагаемых действий с мячом. Остановка мяча головой используется в игре реже, так как она более трудна по исполнению и менее надежна. Остановка производится преимущественно серединой лба. Из-за твердости лобных костей амортизация происходит только за счет уступающего движения ног, туловища и головы.

Обучение ведению мяча

С помощью ведения осуществляются всевозможные перемещения игроков на поле. При этом мяч находится под их постоянным контролем. При ведении используется бег (реже ходьба) и выполняются в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой и головой. Некоторые способы ведения не имеют самостоятельного значения (например, бедром или головой), но в сочетании с другими находят применение в игре. Ведение мяча ногой–основной прием ведения, который представляет собой сочетание бега и ударов по мячу ногой различными способами. Различают несколько способов ведения мяча ногой, наиболее часто используемых в игре. Их отличие заключается только в способе нанесения ударов (внешней или внутренней частью подъема, серединой подъема, внутренней стороной стопы, носком, бедром). При ведении средней частью подъема и носком осуществляется преимущественно прямолинейное движение. Ведение внутренней частью подъема дает возможность выполнить перемещение по дуге. Ведение внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения.  Наиболее универсальным  является  ведение внешней частью подъема, позволяющее выполнять как прямолинейное перемещение, так и движение по дуге, а также с изменением направления.

Обучение отбору мяча

Осуществляется главным образом в момент приема мяча соперником или во время ведения, когда он несколько отпускает мяч от себя. В этот момент атакующий игрок делает рывок к мячу и ударом ногой, остановкой или толчком плеча выполняет отбор. Отбор мяча ногой может производиться в выпаде или в подкате. При попытке соперника обойти игрока справа или слева последний делает быстрый выпад в сторону мяча. Его ширина зависит от расстояния до мяча. При отборе в выпаде применяют «удар» и «остановку». В первом случае мяч выбивается из-под ног соперника преимущественно носком. При использовании остановки стопа располагается на пути движения мяча и не дает возможности протолкнуть мяч по ходу движения Отбор мяча в подкате позволяет овладеть мячом, находящимся на расстоянии более 2 м от игрока. Атакующий игрок, сближаясь с соперником, располагающимся от него сзади или сбоку, в падении выбрасывает ноги вперед. Скользя, игрок преграждает путь мячу или выбивает его ногой.

 Упражнения по подготовке к игре мини-футбол можно условно поделить на вспомогательные и основные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы - общеподготовительные и специально-подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения, предназначенные для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у школьников специальных физических способностей. Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложнокоординированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение технического приема без мяча - это подводящее упражнение, смысл которого - овладение структурой данного приема.

В содержание заключительной части урока, задачей которой является приведение организма детей в спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности и т.д.

   Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно.

Заключение и обобщения

  Существующая в МБОУ Новоселенгинская средняя школа программа по физическому воспитанию, разработана и адаптирована исходя из уровня физического развития учащихся, климатических условий района, где находится школа, а также от оборудования, которым располагает школа.

   Подготовка к урокам происходит с опорой на поурочный и четвертной план: уточняются сформулированные в нём учебно-воспитательные и оздоровительные задачи, разрабатывается содержание урока с учётом результатов предыдущих занятий, подбираются методы и методические приёмы, необходимый инвентарь и оборудование.

Программный материал адаптирован с учетом возможностей и потребностей конкретных учащихся для всех частей урока: вводной, основной, заключительной.   Урок физической культуры во всех классах начинается с построения и приветствия учащихся, сообщения задач урока.   Проведение общеразвивающих упражнений носят оздоровительный и воспитательный характер. Все физические упражнения, рассчитанные на укрепление мышц, способствуют формированию осанки. Проведение упражнений способствуют воспитанию чувства товарищества и коллективизма.

  На каждом уроке используется помощь наиболее подготовленных учащихся (физоргов): они демонстрируют упражнения, оказывают страховку, подготавливают необходимый инвентарь.

 Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно.

В процессе педагогической рефлексии были выработаны дополнительных образовательных и воспитательных приемов и методов, а именно:

дисциплина, образовательный ритуал, режим занятий и принципы поведения, создающие внутреннюю атмосферу: 

- дисциплина - формирует ответственность и старательность обучающего на пути к результату;

-  образовательный ритуал - создает условия тренировочного процесса и тем самым повышает его качественный уровень;
          - режим занятий — это регулярность и последовательность действий необходимых для правильного формирования умений и навыков;
           - внутренняя атмосфера — это комфортное состояние духа, основанное на стремлении к достижению результатов при взаимодействии с учителем и сотоварищами по занятиям.

В уклад, режим, распорядок занятий закладывается принцип социального закаливания – включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления препятствий разной направленности.

Особенностями воспитательного процесса в Новоселенгинской средней школе, применяемого в ходе обучения физической культуры, является организация таких мероприятий как «Посвящение в спортсмены», присвоение звания «Лучшая спортсменка года», ведение «Книги спортивной доблести» и др.

Таким образом, эффективность уроков физической культуры в малокомплектной школе в большой степени зависит от умения учителя правильно распределить программный материал, максимально использовать все возможности, которыми располагает школа, и от четкой организации и проведения занятий. Чтобы провести урок физической культуры в классе-комплекте на высоком уровне, учителю необходимо тщательно продумать и подобрать более эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»

laquo;Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании  творческого союза единомышленников»...

«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»

laquo;Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании  творческого союза единомышленников»...

Дипломная работа «Тестирование физических качеств учащихся в сельской малокомплектной школе».

Методика преподавания физической культуры в объединённых классах сельской малокомплектной школы....

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в сельской малокомплектной школе»

Актуальность проблемы физического воспитания заключается в том, что в последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. В школьном возрасте наиболе...