«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»
статья

Ушакова Валентина Александровна

 «Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании  творческого союза единомышленников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании  творческого союза единомышленников»

           Заместитель директора по УВР МОУ СОШ п.Мирный Дергачевского     района Валентина Александровна Ушакова.

Миссия методической службы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты – это создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.         Основной целью методической работы  нашего образовательного учреждения стало - формирование профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

    Исходя из этого, в школе  была разработана инновационная  программа «Внутришкольная модель научно-методического сопровождения как условие развития учительского потенциала в условиях реализации ФГОС».

Цель программы: создание и апробация внутришкольной модели научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающей развитие педагогического потенциала, их готовность к реализации в своей практике идей деятельностного-компетентностного подхода в рамках реализации новых ФГОС.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Разработать и апробировать внутришкольную модель научно-методического сопровождения педагогов.

2. Создать условия, обеспечивающие научно-методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.                         

4.Осуществить переход от управленческой к менеджерской системе руководства.

    Данная модель  методической службы МОУ СОШ п.Мирный, являясь стержнем организации всей работы в рамках внедрения ФГОС НОО и ООО, предполагает согласно уровням:

  1. индивидуальное  сопровождение педагога  в процессе его  личностного роста;
  2. организацию взаимодействия между педагогами через коллективные виды  методической работы;
  3. управление процессуальными  аспектами научно-методической работы.

Программа предусматривает основные направления деятельности:

1.Аналитическая деятельность:                                                                        - мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;                                                                                                         - создание базы данных о педагогических работниках;                                 - изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;                                                 - выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;                                                                                 - сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы;                                                                                                         - изучение,  обобщение и распространение ППО.

2. Организационно-методическая и консультационная  деятельность:

 - организация семинаров, совещаний, конкурсов профессионального  мастерства, конкурсов с обучающимися и воспитанниками;

-  проведение методических дней;

-организация работы метапредметныхобъединений;

- организация работы межшкольной творческой группы учителей начальных классов «В ПОИСКЕ»;

- взаимодействие, координация действий  с  ИМО, с учреждениями дополнительного образования;

-участие в разработке основных образовательных программ;

- организация консультаций для педагогических работников,  родителей  по обучению и воспитанию детей и подростков;

- организация курсовой переподготовки;

- аттестация педагогических кадров.

3. Информационная деятельность

- ознакомление  педагогических  работников с опытом инновационной  деятельности  по внедрению ФГОС  образовательных учреждений   и педагогов района;

- информирование  педагогических  работников  образовательных  учреждений  о новых  направлениях в развитии   общего,  дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, о новых  учебниках, учебно-методических  комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

- формирование банка педагогической информации.

 Научно-теоретическое обоснование внутришкольной модели научно-методического сопровождения.

В теории менеджмента термин «развитие» означает весь объем мероприятий, процессов, процедур, которые, во-первых, помогают  персоналу овладеть необходимыми компетенциями для эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией, во-вторых, способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого,  «развитие» и «обучение сотрудников» рассматриваются как идентичные понятия.

Основываясь на положениях кадрового менеджмента, можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:

1. Прежде всего, нужна мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, и то, каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также как это скажется на его будущем личном благосостоянии.

2. Администрация школы разработала ряд мероприятий по созданию «самообучающего» климата, способствующего обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы тестов и анкет. Организация работы с подобным, поощряющим и поддерживающим климатом,  называется «самообучающим».

3. Процесс обучения разбит на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них.

4. Отрабатывается обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т. п.

  Для создания внутришкольной модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики. Андрагогика– наука об обучении взрослых. Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь – деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся – педагог – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. На базе основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по развитию учительскогопотенциала.

Модель  методической службы МОУ СОШ п.Мирный.

Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей моделью:

   Педагогический совет определяет основную стратегию развития методической деятельности, а в период между работой педагогического совета методическое сопровождение учителя осуществляет методический совет школы, который координирует деятельность метапредметных групп и творческой  группы учителей по реализации проектов, внедрению современных образовательных технологий, работу по анализу рабочих программ, организует деятельность по развитию профессионального мастерства педагогов, пропаганде актуального для наших учителей педагогического опыта.                                                                        В школе работает методический совет, который одновременно является координационным советом по введению ФГОС, осуществляет стратегическое планирование методической и опытно-экспериментальной деятельности, анализ учебных планов, рабочих программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.                                                                В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий семинар «Технология деятельностного метода обучения как основа внедрения ФГОС второго поколения», целью которого является педагогическое просвещение по вопросам внедрения ФГОС НОО  и ООО. Вопросы к рассмотрению  предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы.За два последних года на ПДС были изучены и активно внедряются современные инновационные технологии, например, технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, внедряется технология оценивания, развиваются проектная и исследовательская деятельность, коммуникативная культура обучения                Весомый вклад в дело повышения педагогического мастерства учителей вносят метапредметные группы педагогов (таких групп - две), объединенных одной проблемой: внедрение ФГОС ООО.Эти  группы учителей, участвуют в реализации проектов, занимаются  внедрением в практику ФГОС, современных приемов и методов работы, освоением новых педагогических технологий. Учителя разрабатывают технологические карты уроков на основе системно-деятельностного подхода, соответствующих требованиям ФГОС, участвуют в региональных конкурсах. Такие объединения позволяют педагогам выйти за рамки предметных объединений, создают условия для ознакомления и обмена наработанными технологиями обучения, соответствующими новому стандарту.                                                Создана межшкольная творческая группа учителей начальных классов «В ПОИСКЕ», которая успешно работает в течение трех лет, внедряя ФГОС НОО.  «В ПОИСКЕ» - это объединение учителей, созданное для совершенствования педагогического мастерства, творческого общения, методической поддержки и помощи в реализации ФГОС НОО, для профессионального роста педагогов.                В предлагаемой модели методической службы  предпочтение отдается активным формам, способствующим превращению учителя в субъект своего профессионального роста.

Формы методического сопровождения педагогов в условиях внедрения ФГОС:                                                                                 (методическая служба школы предлагает педагогам разнообразные виды и формы работы, оставляя право выбора за учителем).              Организация методической поддержки осуществляется в следующих формах: фронтальные, групповые, индивидуальные. Консультирование, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы – эти направления носят, в основном, характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные и пассивные.

Пассивные:

1. Выступление на педсовете (конференции),

- анкетирование (другие формы опроса),

- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т.д.        

2. Создание организационных и методических (консультирование) условий для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсы, конференции, круглые столы, семинары практикумы и т. д.

3. Оказание методической поддержки для педагогов, ведущихпедагогический эксперимент.

4. Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Активные:

Апробируется новая форма методического сопровождения «Есть идея!» -  это взаимодействие учителей из цикла «Школы передового педагогического опыта» с целью презентации инновационного профессионального опыта. Эта форма работы предполагает 40-45-минутное (1 раз в две недели) изучение и отработку одного-двух приемов, соответствующих концепции внедрения ФГОС. Изучаются и апробируются на заседаниях «Есть идея!» приемы из конструктора педагогической техники, формирующие УУД. Отработаны  и внедряются учителями следующие методы и приемы:фишбоун, ромашка Блума, «толстые» и «тонкие вопросы», метод ключевых слов, тетрадь открытий, да-нетка, повторение с расширением, метод вживания и т.д.В связи с тем, что учителями начальных классов уже накоплен определённый опыт использования системно-деятельностного подхода  в образовательном процессе (четвертый год в эксперименте), мы стараемся использовать его и в основной школе. Для этого практикуем совместную подготовку (учителем начальной и  средней школы) открытых мероприятий по обмену опытом работы: круглые  столы, мастер-классы, семинары и др. Такая форма работы оказывается очень   результативной, так как в методическом плане происходит педагогическое  взаимодействие учителей начальной и средней школы.

Одним из важнейших направлений деятельности МОУ  является  сетевое взаимодействие  по  обмену  передовым  педагогическим  опытом.Учителя участвуют  в работе Открытого класса: по вопросам введения ФГОС. Представлены материалы педагогов на сайте «Про школу», размещены  материалы на страницах других сетевых образовательных сообществ.
   Для успешного мониторинга внедрения ФГОС  в течение всего времени проводится контрольно-аналитическая экспертиза, по следующим направлениям:

- состояние и результативность методической работы;

- эффективность и действенность управления научно-методической работой;

 - уровень профессиональной компетентности учителя;

- состояние и эффективность инновационной работы;

- раскрытие творческого потенциала учителей.

   Контрольно-аналитическая экспертиза осуществляется на диагностической основе. Хорошим инструментом для анализа является диагностическая карта учителя, она фиксирует все достижения и успехи конкретного педагога.                

Предложения по распространению опыта работы школы:

Можем поделиться опытом по темам:

  1. Разработка  ООП НОО и ООО.
  2. Комплексная  оценка  результатов образовательной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС  НОО и ООО.
  3. Организация внеурочной деятельности в условиях малокомплектной сельской школы.
  4. Система оценки достижения предметных результатов.
  5. Система оценки достижения метапредметных результатов.
  6. Организация  работы  по каждому из разделов ООП  НОО.

   Организация деятельности методической службы школы способствует реализации компетентностного подхода в работе с педагогами, создает условия для профессионального роста учителей в условиях внедрения ФГОС.          На заключительном этапе учителя анализируют полученный результат, отрабатывают собранную информацию, выступают с творческими отчетами и методическими рекомендациями перед коллективом.

Ещё говоря  о роли методической службы в условиях внедрения ФГОС, хочется  отметить незапрограммированные результаты: основной эффект в объединении педагогов не только в профессиональном единстве, непроизвольно образовался творческий союз единомышленников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы в инновационной деятельности школы

Выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района....

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте м...

Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...

«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»

laquo;Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании  творческого союза единомышленников»...

Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...