Методическая разработка "Футбольная лапта"
методическая разработка по физкультуре по теме

Футбольная лапта как средство повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_futbolnaya_lapta.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ФУТБОЛЬНАЯ ЛАПТА

как средство повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

учитель высшей категории

2-кратный чемпион Польши по футболу,

KMC по лыжным гонкам,

Курочкина Елена Александровна,

гимназия № 105 Выборгского района

г. Санкт - Петербурга.


Содержание.

1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ФУТБОЛЬНОЙ ЛАПТЫ».

3. ПРАВИЛА ИГРЫ.

4. СХЕМА РАЗМИНКИ.

5. ПРИНЦИП КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Педагогическое значение

«Футбольной лапты».

1. Оздоровительное значение.

"Футбольная лапта" является хорошим средством укрепления здоровья, оказывая благотворное влияние на сердечно сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является возможность проведения игры на открытом воздухе и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме, а также способствует закаливанию детей.

Футбольная лапта может быть активным отдыхом после длительной умственной деятельности.

С этой целью игру можно применять не только на уроках ФК, но и после окончания уроков на площадке во время прогулки (при продленном дне).

2. Воспитательное значение.

Футбольная лапта - эффективное средство развития у детей и подростков положительных психологических качеств личности (инициативы, смелости, взаимовыручки).

Игра развивает у ребят наблюдательность, сообразительность, умение анализировать.

3. Образовательное значение.

"Футбольная лапта" заключается в том, что она по своей двигательной структуре очень сходна с футболом. Таким образом, она направлена на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков футбола.

"Футбольная лапта" направлена на развитие следующих физических качеств: ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость, то есть все те качества, которые необходимы футболисту.

1. Ловкость - это способность правильно и быстро выбирать и выполнять нужные движения.

В лапте изменяющаяся постоянно обстановка, требующая от учеников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости.

Ловкость игрока проявляется и в действиях с мячом - передачи мяча, удары по мячу, защита ворот, требует от игрока самого широкого, проявления координационных качеств.

Одним из упражнений на развитие ловкости является:

а. жонглирование мячом в одиночку

б. жонглирование в парах, группах

в. игровое задание "Кто больше удержит мяч в воздухе?"

г. на переменах можно жонглировать самодельным мячом (чулок, носок свернутый в комочек).

Очень важно, что упражняясь в жонглировании, развиваются как ловкость, так и гибкость одновременно.

2. Гибкость - это подвижность в суставах, способствующая выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость оказывает значительное воздействие на силу, быстроту, выносливость и ловкость.

Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой движения, которые делятся на две группы - активные и пассивные. В первой группе - простые и маховые движения. Во второй - упражнения с помощью партнера или груза.

3. Быстрота - это способность человека совершать действие в минимальный отрезок времени.

Важное значение в "Футбольная лапте" имеют скорость бега, стартовая скорость, скорость выполнения приема.

Одним из основных средств воспитания быстроты являются упражнения, которые выполняются с маховой скоростью (используется повторный метод).

Упражнения на развитие быстроты: повторная пробежка коротких отрезков, челночный бег, бег с быстрым изменением способа бега, бег с мячом, обводка стоек, с последующим ударом по воротам.

4. Выносливость - способность человека выполнять непрерывную динамическую работу определенной мощности в течение длительного времени.

Различают общую и специальную выносливость. В футбольной лапте развивается как общая (выполнение упражнений в течение длительного времени) так и специальная (обеспечивающая возможность переносить в течение определенного времени физическую и психологическую нагрузку, выполнять характерные для футбола технические приемы и принимать тактические решения).

5. Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление мышечными усилиями.

В лапте имеет место "взрывная" сила мышц ног, которая помогает быстро напрячь и быстро расслабить мышцы.

К примеру, когда игроку необходимо сделать рывок, высоко выпрыгнуть, нанести резкий удар по мячу.

Развивать силу можно следующими упражнениями:

а. прыжки (в длину, в высоту)

6. бег на короткие дистанции

в. метания

г. упражнения    с    отягощением    относительно    небольшой массы.

Футбольная лапта.

Правила игры.

I. Состав команды:

В игре могут участвовать 2 команды по 6 человек (в спортивном зале) или по 8 человек (на стадионе).

II. Правила игры:

1. Партии и продолжительность игры. В игре, одна команда занимает линию города ("бьющая"), а другая ("водящая") располагается в поле.

2. Игра состоит из трех партий, перерыва между партиями не существует, Каждая партия проводится до 15 очков.

3. После окончания партии, право начать игру получает команда, которая в предыдущей партии была водящей ("полевой").

4. Смена команд происходит в следующих случаях: свободная - если игроки поля ("водящие") забили гол в ворота;

игровая - если игрок, водящей команды осалит мячом (не выше колена) игрока города.

5. При свободной смене команд все игроки водящей команды должны занять места в городе или за линией кона, а игроки бьющей команды должны немедленно покинуть линию города или кона и занять место в поле. На смену дается (6 сек.)

6. При игровой смене команд "осаленный" игрок имеет право осалить убегающих игроков команды противника.

7. Ответное осаливание может выполняться неограниченное число раз, пока игроки, осалившие противника последними, не окажутся за линиями города и кона.

8. В случае свободной или игровой смены команд все игроки бьющей команды получают право на удар.

III. Начало игры:

1. Партия начинается ударом ноги по мячу игрока бьющей команды из зоны подачи. Дальнейшие удары производятся из зоны подачи согласно очередности, установленной до начала игры.

2. Игроки бьющей команды, ожидающие очереди, располагаются в зоне "очередности''.

3. Мяч считается "в игре" с момента правильного удара по нему до возвращения мяча на линию города.

Примечание: Право первого удара определяется жеребьевкой, которую проводит учитель (судья).

IV. Удар по мячу:

1. Мяч в игру вводится ударом ноги (внутренний стороны стопы).

2. Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной линии.

3. Если бьющий сделал промах, право удара переходит к следующему игроку.

4. После выполнения ударов по мячу всеми игроками согласно очередности право    на     новый    удар,     игроки     приобретают    после перебежки.

V. Перебежки:

1. Право на перебежку получает каждый игрок бьющей команды после правильного удара.

2. Полной перебежкой считается перебежка до линии кона и обратно, игрок, сделавший полную перебежку, приносит очко команде.

VI. Осаливание:

1. Осаленным считается игрок бьющей команды, которого при обратной перебежке в пределах поля коснулся мяч.

2. Игроки полевой команды имеют право передавать мяч друг другу.

VI. Удар по воротам:

1. Полевая команда, овладевшая мячом, стремится как можно быстрее забить гол в ворота, в результате чего команда получает очко.

2. Если мяч после неправильных действий полевых игроков вышел за линию кона, бить по воротам запрещено. В этом случае полевая команда старается осалить с мячом (не выше колена) перебегающего игрока.

VIII. Защита ворот:

1. После того, как бьющий игрок ввел мяч в игру, обежал фишку, его задача успеть защитить ворота.

2. Защита ворот разрешается и руками, и ногами. Отбив мяч, игрок должен успеть обежать вторую фишку и вернуться за линию города, чтобы игроки полевой (водящей) команды не успели его осалить.

IX. Результаты игры:

1. За каждую полную перебежку команда города получает одно очко.

2. За мяч забитый в ворота полевая команда получает одно очко.

3. Команда, победившая в 2 партиях, становится победителем.


Принцип круговой тренировки.

Начиная с пятого класса, одним из интересных методов организации занятий (урока или тренировки) является круговая тренировка в различных вариантах.

Класс или группа делится на 3 группы. Каждая группа начинает с серии своих заданий, выполняя их поточно. По истечении определенного времени (5-7 классы - 2 мин, 9-11 классы - 3 мин) происходит смена сериями.

I серия заданий - специальные упражнения с мячом:

1 станция. И.п. - одна нога на мяче. Прыжки со сменой ног (6 раз).

2 станция. Передача мяча между стопами ног (6 раз).

3 станция. Жонглирование головой (6 раз).

4 станция. Передача мяча внутренней стороной стопы в стену (6 раз).

5 станция. Ведение мяча по "восьмерке" (в одну и другую сторону).

II серия заданий - развитие выносливости (общей или специальной),

равномерный бег или бег с ведением мяча.

1. Передвижение в равномерном беге определенное количество времени.

2. Равномерный бег в сочетании с ускоренным бегом.

III серия заданий - упражнения на развитие физических качеств:

1 станция. Прыжок через барьер и пролезание под ним (3 раза).

2 станция. Сгибание и разгибание рук в упоре (6 раз).

3 станция. Прыжки через скамейку (6 раз).

4 станция. Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа (6 раз).

5 станция. Поднимание туловища из положения лежа (6 раз).

По истечении указанного времени происходит смена сериями. Между сериями пауза отдыха - 1 мин. По выполнению всех трех серий (одного круга) пауза отдыха - 2-3 мин.

Чем старше и подготовленнее ребята, количество полных кругов увеличивается.

5-6 классы - 1 круг.

7-8 классы - 2 круга.

9-11 классы - 3 круга.



Схема разминки

для “Футбольной лапты’’.

Инвентарь: мини-барьеры (6 - 8 шт.), футбольные мячи.

Построение. Сообщение задач.

Ходьба, бег с заданиями по спортивному залу,

а. бег змейкой

б. бег спиной вперед

в. бег приставными шагами (между барьерами).

ОРУ (в движении, поточно)

1. Наклоны стороны с продвижением вперед и сменой рук.

2. Наклон вперед у каждого барьера.

3. Приседания у каждого барьера.

4. Ходьба выпадами.

5. Скрестные махи ногами.

6. У каждого барьера - подтягивание колена к груди.

7. Перемахи через барьеры.

8. Прыжки через барьеры.

9. Бег с высоким подниманием бедра.

10. Бег с захлестыванием голени.

11. Ускорения.

Эстафета (беговая) в 2 группах.

Первые номера бегут, касаются последнего барьера рукой и бегут обратно.

Специальные упражнения с мячом (в парах)

1. И. п. одна нога на мяче, вторая на полу.

Ведение мяча, проталкивая мяч вперед, со сменой ног.

2. И. п. мяч между стопами ног.

Небольшими толчками передавать мяч между стопами ног.

3. И .п. стоя левым боком по направлению движения, правая нога на мяче.

Прокатывать мяч, не убирая ноги с мяча.

4. И.п. то же, но правым боком.

5. Передача мяча в парах внутренней стороной стопы между барьерами.

6. Передача мяча под барьером.

7. Один игрок набрасывает мяч руками, второй внутренней стороной стопы выполняет ответную передачу (над барьером).

8. То же, но передача головой.

9. Ведение мяча " змейкой    Партнер ведение по прямой и смена заданий.


Литература.

1. Сушков М.П. "Ваш друг, кожаный мяч", 1989 г.

2. Вихров К.Л. "Футбол в школе", 1990 г.

3. Жуков М.Н. "Подвижные игры", 2000 г.

4. "Спортивная лапта. Правила игры", 2000 г.

5. Погадаев Г.И. "Настольная книга учителя физической культуры", 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Игра "Футбольная лапта"

Описание игры "Футбольная лапта"...

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

Методическая разработка урока физкультуры по теме «Техника игры в русскую лапту» (8–9-е классы)

Автор работы:учитель физической культуры  Шипилов И.В. Цель: всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности движения и здорового образа жизни через приобщение ...

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Методическая разработка по русской лапте

Методическая разработка по русской лапте освещает основные правила игры...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти».

Урок направлен на развитие речи обучающихся, их творческих способностей, читательской наблюдательности, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизи...

"Эх, лапти, да лапти!" Сценарий театрализованного музейного часа для младших школьников

Сценарий театрализованного музейного часа для младших школьников....