Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти».
методическая разработка по литературе (7 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Урок направлен на развитие речи обучающихся, их творческих способностей, читательской наблюдательности, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизировать информацию, строить устные высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_tatarenkova_n.v_oosh_n.bykovka.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе

по теме:

«Подвиг во имя жизни.

По рассказу И.А. Бунина «Лапти»

УМК, авторы:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2017.

                                                                                               Выполнила

                                                                                               учитель русского языка и литературы

                                                                                               ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

                                                                                               Татаренкова Наталья Викторовна

                                                                                               высшая квалификационная категория

2020

Технологическая карта урока

Тема урока

Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти».

Дата проведения урока

__.02.2020г.

Цели урока

Обучающая: познакомить  обучающихся с  художественным  миром  прозы  И.А. Бунина  на  основе  его рассказа «Лапти»;  обеспечить  развитие  критического  мышления  посредством  интерактивного  включения  учащихся  в процесс  анализа текста; формировать умение  анализировать прочитанное;  оценивать  художественное произве-дение, понимать авторский замысел.                                                                                                                        Развивающая:  развитие  речи обучающихся, их творческих способностей, читательской наблюдательности; со-вершенствование  коммуникативных  навыков  на  основе  умения анализировать, обобщать и систематизировать информацию, строить устные высказывания.                                                                                                        Воспитательная: способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей:  милосердия, состра-дания, доброты, самопожертвования.                                                                                                             Здоровьесберегающая: предупреждение  переутомления  обучающихся путем  смены  видов деятельности, прове-дение физкультминутки.

Тип урока

Освоение нового материала.

Ожидаемые                    результаты

Личностные:   научатся применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотно-сить с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения.                                                                  Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, владение навыками анализа прозаического про-изведения; определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в рас-крытии идейно-художественного содержания произведения.                                                                                                                                       Метапредметные:  самостоятельная  организация  работы  с  источником  информации:  ее  отбор,  оценка,  сис-тематизация,  анализ,  подбор  аргументов  для  подтверждения  собственной  позиции, структурирование матери-ала;  формулирование  темы,  цели,  выдвижение  обобщенных выводов по ключевым вопросам урока.

Технология

Развитие критического мышления.

Виды учебной деятельности

Работа с художественным текстом.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net      http://www.festival.1september.ru/subjects    http://www.zavuch.info     http://www.nsportal

Оборудование

Мультимедийный проектор,  интерактивная доска (экран),  ноутбук, толковый словарь С. Ожегова, тексты рас-сказа И.А. Бунина «Лапти», таблица «Композиция рассказа».

Наглядный материал

Презентация по теме урока, лапти.

Организационная структура «сценарий урока»

№ п/п

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Организационный момент

Слайд 1

Приветствует  учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет гото-вность к уроку.                                                             - Здравствуйте, ребята. Обычно люди  говорят при  встрече  это доброе слово, желая  друг другу здоровья. А теперь давайте поздоровае-мся с гостями, которые присутствуют на  на-шем уроке и пожелаем всем  доброго  здоро-вья. Будем надеяться, что  такое  позитивное начало поможет вам добиться хороших резу-льтатов.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

-  самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

2.

Вызов

Активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения.

Слайд  2

Слайд 3

Слайд 4

В нашей стране каждый год посвящается каким-то важным событиям, и наступивший год не исключение. Какому событию он посвящен? 2020 год посвящен 75-летию Победы в ВОВ и назван Годом памяти и славы. Почему важно помнить о войне? Как же сохранить народную память о войне?

Мы живем в мирное время и поэтому должны чтить и помнить наших героев, кто завоевал для нас великую Победу.

Нужно читать книги, смотреть фильмы о войне, принимать участие в патрио-тических акциях: Бессмертном полке, «Читаем детям о войне»; рассказывать потомкам о родственниках-участниках войны.

- Ребята, кто из вас проезжал по Московскому шоссе в Самаре, тот наверняка видел на фасаде многоэтажного дома памятное граффити с изображением летчика Александ-ра Мамкина. Что вам известно об этом человеке? Давайте посмотрим видеоролик.

Вот такой легендарный человек по фамилии Мамкин, словно мать, подарил детям-сиротам вторую жизнь. Как ни странно, беспримерный подвиг Александра Мамкина не был отмечен наградами. И все-таки… Не должен быть герой ненагражденным! Каждый год 1 июня мир отмечает Международный день защиты детей. В России этот день не связывают с каким-либо подвигом во имя спасения детей. А подвиг такой есть!

Сегодня на уроке мы подумаем над этим: «Легко ли рисковать своей жизнью ради спасения жизни другого человека?»

Смотрят презентацию, слушают учителя, воспринимают, анализируют информацию,                  делают вывод.

 Познавательные:

систематизируют информацию до ее изучения

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге

Личностные:

проявляют интерес к поставленной проблеме

3.

Осмысление содержания

Метод «Чтение с остановками»

Работа, направленная на осмысление художественного текста, составление таблицы: «Композиция рассказа».

Слайд 5    

Тема нашего урока: «Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти».

- Можно ли по названию рассказа определить, о чем пойдет речь в рассказе? Как вы думаете, о чем это произведение?

- Что такое лапти? Как они выглядят? Кто их носит? Чем-нибудь украшены они?

Лапти-старинная обувь. Носили крестьяне. Обычные, простые.

Переверните листок с текстом, сегодня мы его будем читать.

-Какие вопросы мы должны поставить к тексту, чтобы ответить на главный вопрос урока.

Прочитать текст, определить его тему, понять его.

Сегодня мы будем работать с таблицей «Композиция рассказа». Горизонтально расположены элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка и примечание. Вертикально будем располагать героев рассказа. Сколько будет героев? (Трое)

Осмысление содержания.                                                           Чтение 1 отрывка.  От слов «Пятый  день несло непроглядной вьюгой…  До слов «Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..»

Анализ текста.

- Как долго бушует вьюга?                                              - Каким эпитетом автор описывает вьюгу? (Непроглядная, что значит?  Темная, беспросветная)                                                                     - С какими персонажами мы сейчас познако-мились? (Больной ребенок, Нефед, барыня, муж).

Записывают в таблицу героев рассказа.

- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему? (Видимо, герой бу-дет главным).

- Вряд ли кто-то из вас слышал это имя рань-ше. А как вы думаете, от какого имени оно образовано?  (Федор, в переводе с греческого означает Бог. Значит, Нефед – это не Бог, но Бунин допускает чудо, а какое, посмот-рим далее).

- Прочитайте эпитеты, описывающие дом ге-роя (Белый от снега, в холодном хуторском доме стоял бледный сумрак).                                      – Какой цвет преобладает в описании дома?                 – Что означает белый цвет у Бунина? Какие ассоциации этот цвет вызывает? С какими словами он соседствует (Бледный сумрак, большое горе.  Значит, белый цвет ассоци-ируется с горем, бедой).                                                        – Найдите слова, которые описывают состоя-ние матери (Плакала горькими слезами).     Что происходит на душе у матери? Что она говорит, осознавая свою беспомощность? (Муж в отъезде, лошади плохие, до больни-цы тридцать верст). Что мы можем сказать о характере матери? (Любит ребенка, боит-ся, не решается что-то сделать). Записывают в таблицу в графу «Завязка».

- Какую удивительную просьбу в бреду озву-чивает ребенок? (Он просит красные лап-ти).                                                                           - Какие ассоциации у нас вызывает красный цвет?  (Кровь, огонь. Говорят, кровь с молоком, это значит здоровый, крепкий. Значит, здоровье, жизнь).                                                        – Что мы узнаем о мальчике в завязке расска-за?  (Он болеет, просит красные лапти). Записывают в таблицу в графу «Завязка»

- Чем занимается Нефед? Кем он был в доме барыни? (Слугой) Что он спрашивает у бары-ни? (Не полегчало ли ребенку).                                 Какое решение на данный момент он прини-мает (Добыть лапти).                                                      - Что означают повторы в словах Нефеда: Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать? (Верит, что лапти могут помочь больному ребенку преодолеть недуг). – Что же придумал Нефед для того, чтобы обыкновенные лапти сделать красными? (Покрасить их фуксином).

 - Что мы можем сказать о характере Нефеда, какой он? Как скоро он принял решение добывать лапти? (Заботливый, решительный, хочет добыть лапти.)  Записывают в таблицу в графу «Завязка».                                                      - Как описана внешность Нефеда в рассказе? (Шапка, борода, старый полушубок, разби-тые валенки, - все в снегу, все обмерзло... )                  - Почему не описан портрет Нефеда? (Значит, главное в нем – душа).                                           - Посмотрите, на каком напряженном момен-те остановилось повествование.  Мать даже отговаривает Нефеда, не видит в этом смысла.В то же время она охвачена горем, И Нефед сочувствует ребенку.                                              - Давайте выскажем предположение, как дальше будет развиваться рассказ?   (Нефед пойдет, Нефед и мама поедут вместе).                 

- Переходим ко 2 эпизоду.                                                  Чтение от слов «Еще подумал…» до слов «…Господи, помоги! Господи, защити!»

- Давайте вернемся к нашим предположениям

Работаем с текстом:  - Как оделся Нефед? (Натянул зипун поверх полушубка).                          -Для чего он так оделся?(чтобы было тепло) – Для чего ему кнут? (Возможно, он идет через лес, для защиты от лесных зверей, собак, кнут может послужить опорой в метель).                                                                              – Конец 2-ого абзаца, прочитайте описание природы. (Утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море) – С чем ассоциируется у Бунина белый цвет?   (С горем, значит, отправляется он в какое-то страшное место).                                            – Переживали ли домашние о Нефеде?                        (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.  Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня).                                – Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефеда было неуютно? Зачитайте. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака).

- Посмотрите в текст, какие цвета окружают ребенка? Какой кажется ему стена? (Огненной). Почему? Что просит опять ребенок в бреду? (Красные лапти) Давайте вспомним про этот цвет, что он означает? (Красный цвет-это цвет огня, жажды жизни, он обозначает силу, возрождение, излучает тепло).                                                      – Записываем в строку «Ребенок» графы «Кульминация»: Ребенок мучается, продолжает думать о красных лаптях.

- Несмотря на этот ужас, где сейчас Нефед? (Добывает лапти).

- А что остается делать в этой ситуации матери ребенка? Молиться.

Вот такой напряженный и сложный момент: Нефеда нет, мать на коленях умоляет Бога спасти ребенка, мрак, неизвестность, бушует вьюга. Давайте подумаем, ребята, как может закончиться рассказ? (Нефед принесет лапти, ребенок выздоровеет, Нефед умрет, ребенок умрет).

Физкультминутка

- Можно ли сказать, что преодоление трудностей – это путь к подвигу?                      Давайте поможем Нефеду справиться с трудностями и выполнить заветное желание мальчика. Для этого отправляемся вместе с ним в дорогу…

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. Не боимся мы пороши, ловим снег хлопком в ладоши. Носом вдох, а выдох – ртом дышим глубже, а потом сядем тихо, отдохнем.

- Читаем 3-ий отрывок. От слов: «И когда, наконец, рассвело…»  До конца рассказа.

- Давайте обратимся к нашим предположениям….

 Анализ текста.

- Почему автор назвал этот стук зловещим?

(Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

 (Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

(Да. Ради жизни мальчика).

В развязке точно по тексту Бунина можем сказать, что

Заполняем графу «Развязка» таблицы:

«Нефед- добыл лапти, спас мужиков»; Ребенок- получил красные лапти», а значит, здоровье. Автор дает нам надежду на выздоровление мальчика.

-Ребята, а почему рассказ называется «Лапти»?

Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда   - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется. 

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям)

- Какой русский характер показал И.А. Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожер-твованию). Типичен ли данный характер для русских людей?

Отвечают на вопросы учителя

Читают текст                            с остановками, отвечают на вопросы, анализируют, приводят аргументы из текста

Записывают в таблицу     в строку «Барыня»                   графы «Завязка»

Записывают в таблицу  в строку «Ребенок» графы «Завязка»

Записывают в таблицу  в строку «Нефед» графы «Завязка»

Читают 2-ой эпизод

Записывают в таблицу  в строку «Ребенок» графы «Кульминация»

Записывают в строку «Нефед» графы «Кульминация» Записывают в строку «Барыня» графы «Кульминация»

Читают 3-ий отрывок

Выполняют двигательную физминутку

Записывают в строку «Нефед» графы «Развязка»

Записывают в строку «Ребенок» графы «Развязка»

Регулятивные:

принимают         и

сохраняют учебную цель и задачу; прогнозирование, контроль.

Познавательные:

анализируют, выдвигают гипотезы, доказывают, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, восприятие художественного текста.

Коммуникативные:

строят монологическое высказывание.

4.

Размышление.

 Систематизация полученных знаний, оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.

Слайды 6-12

Вначале урока мы посмотрели видеоролик о подвиге летчика, спасшего детей из плена. Как вы думаете, а сейчас есть такие герои, готовые прийти на помощь?

В нашей стране действует акция «Горячее сердце» для юных героев, таких, как вы, которые оказались лицом к лицу с бедой и смогли преодолеть трудности.

Просмотр презентации.                                                         А теперь вернемся к вопросу урока: «Легко ли рисковать своей жизнью ради спасения жизни другого человека?»

Какими чертами должен обладать человек, который может рискнуть своей жизнью ради спасения других?

Учащиеся смотрят презентацию.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

5.

Домашнее задание

Слайд 13

Написать сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».

Записывают домашнее задание.

6.

Рефлексия. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Ребята, у вас на парте лежат смайлики-сердечки. Если вам урок понравился,  то поднимите сердечко вверх, если не понравился, пусть сердечко останется на месте.

Будем надеяться, что этот урок навсегда останется в вашем сердце.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и незнания». Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

Приложение к уроку

Таблица «Композиция рассказа И.А.Бунина «Лапти»

Герои

рассказа

Элементы сюжета

Завязка

Кульминация

Развязка

Барыня

Любит ребенка, боится, не решается что-то сделать.

Молится

Ребенок

Он болеет, просит красные лапти.

Мучается, страдает, продолжает думать о красных лаптях.

Получил красные лапти

Нефед

Заботливый, решительный, кроткий, добрый, хочет добыть лапти.

Добывает лапти

Добыл лапти,

 спас мужиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...