Статья "Детский тренер"
статья (физкультура и спорт) по теме

Каждый вид спорта начинается с детского тренера. Профессия детского тренера очень сложная, ответственная, многогранная, но в тоже время и очень интересная. Хотелось бы, чтобы эта профессия была заметна и почетна. Человек занимающийся, воспитанием подрастающего поколения, будущего нашей страны, вкладывает все свои знания и умения, всю свою энергию в своих воспитанников, в их спортивное и жизненное будущее. Первый тренер своим отношением к делу должен быть примером для своих воспитанников. Тренеру нужно сделать так, чтобы каждый его воспитанник раскрепостился, раскрыл все свои стороны, чтобы у него появилось огромное желание заниматься спортом. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Детский тренер"20.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР

Каждый вид спорта начинается с детского тренера. Спросите знаменитого чемпиона, кто его первый тренер? Любой спортсмен с радостью и улыбкой на глазах начнет рассказывать о своем первом наставнике в спорте, как много он дал ему в жизни. Все спортсмены знают, что первый детский тренер самый главный творец его успехов.

Профессия детского тренера очень сложная, ответственная, многогранная, но в тоже время и очень интересная. Хотелось бы, чтобы эта профессия была заметна и почетна. Человек занимающийся, воспитанием подрастающего поколения, будущего нашей страны, вкладывает все свои знания и умения, всю свою энергию в своих воспитанников, в их спортивное и жизненное будущее. Первый тренер своим отношением к делу должен быть примером для своих воспитанников. Дети должны считать своих наставников вторыми мамами, папами, бабушками, дедушками и полностью доверять им. Ребенок, попадая на первую тренировку, чаще всего не знает, что его ждет после раздевалки и входа в спортивный зал. Тренеру нужно сделать так, чтобы каждый его воспитанник раскрепостился, раскрыл все свои стороны, чтобы у него появилось огромное желание заниматься спортом.

Мне бы хотелось остановиться на таком командном виде спорта, как баскетбол, которым я занимаюсь всю свою сознательную жизнь. Баскетбол - любимый вид спорта огромного количества людей и нет такого уголка на планете, где бы не играли в баскетбол. Он привлекает своей зрелищностью, динамичностью, эмоциональностью и как нельзя лучше способствует всестороннему физическому развитию личности.

Про баскетбол можно говорить бесконечно много и только восторженно, и лучше, чем известный баскетбольный комментатор В.А. Гомельский, не скажешь: «Любите баскетбол, играйте в баскетбол. Это лучший вид спорта. Я в этом абсолютно уверен» и еще: «Хочется смотреть баскетбол, от которого задерживает дыхание, когда люди выходят полетать над площадкой».  

Мне 52 года. Я закончил Узбекский Государственный институт физической культуры по специальности «Физическое воспитание», квалификация «Преподаватель физического воспитания». До сорока лет в моей жизни была профессиональная карьера игрока, а затем и играющего тренера. Из Узбекистана я переехал в Россию и начал тренировать детей, чем и занимаюсь уже 10 лет.  Сейчас я работаю учителем физической культуры в ДСОШ № 4 и тренером-преподавателем по баскетболу в ДЮСШ «Олимп» города Домодедово. Опираясь на свой тренерский опыт в баскетболе, изучая методические пособия для спортивных школ, хочу поделиться мыслями о работе детского тренера.

Я набираю детей с 1-2 класса. Это дает возможность с раннего возраста раскрыть возможности у большего количества детей. Конечно, дети растут и развиваются по разному, некоторые отсеиваются, другие, наоборот, вливаются,  но к 3-му классу остаются самые целеустремленные, кто однажды взяв мяч в руки уже не хочет с ним расставаться.

Набор детей в секцию очень сложное и кропотливое дело. Здесь необходимо приложить все усилия, все терпение, чтобы заинтересовать своих воспитанников, чтобы спорт стал для них неотъемлемой частью жизни. Естественно, если ты одержим задачей достичь спортивных результатов и создать команду, нужно набрать несколько групп одного возраста. Это дает больше шансов подготовит будущих звезд баскетбола.

В 1-х классах закладываются основы ловкости, быстроты, начальной физической подготовки. Сначала детям тяжело заставлять себя подчиняться требованиям тренера. С первых занятий я стараюсь поставить тренировку как игру, которая захватывает детей. В игре дети внутренне расслабляются, у них появляются положительные эмоции и стремление состязаться друг с другом. На этом этапе я применяю простые, подвижные игры: «вышибалы», «пятнашки с мячом и без мяча», эстафеты с мячом, со скакалкой. Провожу соревнования по баскетболу между своими группами с частичным соблюдением правил, например, пробежки и проносы мяча не считаются. Главное при этом, чтобы у детей было желание забить мяч в кольцо и выиграть у соперника. Часто я сам принимаю участие в игре, забирая к себе в команду детей помедлительнее. Глядя на меня, дети стараются больше проявить себя в игре: быстрее пробежать, прыгнуть, забить мяч в кольцо.

Во 2-3 классе я начинаю давать упражнения с баскетбольным мячом чтобы ребенок его почувствовал: подбросы вверх и ловля мяча, удары об пол и стенку с последующей ловлей мяча, вращение мяча вокруг тела и ног, ведение мяча одинаково правой и левой рукой на месте и в движении. Я показываю различные элементы движения с мячом, а дети должны повторить за мной. На этом же этапе начинаю учить защитной стойке – передвижение по площадке на согнутых ногах в наиболее удобной позе передвижения по паркету.

С 1 по 4 классы закладываются основы баскетбола. Сюда входят четыре главных компонента:

1. защитная стойка;

2. ведение мяча;

3. передача мяча;

4. бросок по кольцу.

Индивидуальное мастерство будущего баскетболиста основывается на том, как правильно тренер научит всем этим движениям. Предлагаю разработанный мною мастер-класс по баскетболу: «Начальная школа баскетбола».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Разминка с мячом и без мяча.

1. Построение в одну шеренгу лицом к тренеру. Сообщение задач урока.

2. Передвижения:

– ходьба обычным шагом

– ходьба на носках, руки на поясе

– ходьба на пятках, руки за голову

– ходьба на внешней части стопы

– ходьба на внутренней части стопы

3. Специальные беговые упражнения:

– с высоким подниманием бедра;

– с захлестыванием голени назад;

– правым боком;

– левым боком;

– скрестным шагом правым, левым боком;

– спиной вперед, поворот на 1800 – ускорение.

4. Ходьба, упражнения в движении:

– вращение мяча вокруг разных частей тела (головы, туловища, голени), вправо, влево;

– перебрасывание мяча с руки на руку;

– подбросить мяч из-за спины двумя руками и поймать впереди.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Защитная стойка

  1. Передвижения в защитной стойке приставным шагом по радиусу зала в одной колоне. Спортсмены становятся в одну шеренгу напротив тренера и находятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Сгибают ноги и становятся в защитную стойку в устойчивое положение, одна нога чуть впереди, спина прямая, руки согнуты, кисти на уровне плеч, устойчивое положение тела. По команде тренера начинают медленно передвигаться приставным шагом по периметру зала. Передвижение с носка на пятку, не делая прыжков, ноги не должны заплетаться.
  2. Передвижения в защитной стойке от одной боковой линии до другой боковой линии баскетбольной площадки. Передвижение происходит в одной шеренге зигзагами от одной боковой линии до другой.
  3. В парах нападающий продвигается от лицевой линии до лицевой линии, защитник пытается помешать ему. Спортсмены становятся в парах на лицевой линии лицом друг к другу в защитной стойке. Нападающий пытается пробиться к другому кольцу. Защитник пытается помешать ему. Защитник обязательно должен находиться все время лицом к нападающему.
  4. Передвижение в защитной стойке спиной вперед от лицевой линии до лицевой линии, три шага влево, три шага вправо. Передвижение делают по одному от одной лицевой линии до другой. Тренер обращает внимание на защитную стойку. Передвижение выполняется медленно, без прыжков, не заплетая ноги.
  5. В парах передвижение в защитной стойке по команде одного ведущего из пары. Спортсмены в защитной стойке становятся в парах лицом друг к другу. Один партнер показывает передвижение, другой за ним повторяет.
  6. Передвижение в защитной стойке в колоне по команде тренера. Спортсмены становятся в защитной стойке в одну колонну лицом к тренеру. Тренер показывает передвижения вправо, влево, вперед, назад, спортсмены повторяют за ним.

◄ Ведение мяча

  1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой, двумя руками, низкое, высокое ведение. Положение тела как в защитной стойке. При ударе мяча об пол прямое движение кисти. На мяч не смотреть. Мяч должен подлетать до уровня колена.
  2. Переводы, развороты с мячом по команде тренера. Тренер поднимает правую или левую руку, такой же рукой спортсмены делают ведение. Также при переводах и разворотах.
  3. Выбивание мяча в паре и со всеми остальными партнерами. Спортсмены в парах  или вместе ведут мяч и выбивают его друг у друга. Если партнер ведет мяч правой рукой, то другой партнер выбивает мяч левой рукой и наоборот.
  4. Ведение мяча дальней рукой от мнимого партнера поперек зала. Спортсмены становятся в одну колонну и начинают ведение с левого угла лицевой линии до противоположной боковой линии зигзагами. У боковой линии делают переводы за спиной, между ног, разворотом. Вести мяч нужно дальней рукой от того кольца, к которому продвигаются спортсмены.
  5. В паре нападающий продвигается от лицевой линии до лицевой линии, защитник отступает в защитной стойке. Ведение мяча делается дальней рукой (как в предыдущем пункте) в парах. Один партнер с мячом, а другой параллельно лицом к нему продвигаются в защитной стойке от одной боковой линии до другой зигзагами. На боковой линии делаются переводы за спиной, между ног, разворотом.
  6. В парах обыгрыш и бросок по кольцу. С лицевой линии начинают обыгрыш один на один. Нападающий делает множество переводов мяча до центра поля. Защитник пассивно отступает в защитной стойке. С центра поля делают обыгрыш с борьбой за мяч.

◄ Передача мяча

  1. Передача мяча в паре с одним мячом: от груди двумя руками, от плеча одной рукой, за спиной, передача из-за головы, в воздухе в одно касание. В паре партнеры становятся на расстоянии 4-5 метров друг от друга в защитной стойке. При передаче двумя руками от груди мяч берется так, чтобы большие пальцы почти соприкасались друг с другом. Делается небольшое круговое движение перед грудью, руки полностью выпрямляются и мяч передается партнеру. У партнера согнутые руки выставляются перед грудью, большие пальцы вместе и он ловит мяч. Передачи одной рукой делаются попеременно правой и левой рукой. При передаче за спиной рука с мячом прямая, захлестывается за тело и резким движением делается передача партнеру. При передаче двумя руками из-за головы мяч партнером ловится тоже выше уровня головы. Руки у партнеров прямые. При передаче мяча в прыжке в одно касание партнер должен успеть передать мяч, не успев приземлиться на пол. Передачи делаются сначала двумя, а потом одной рукой.
  2. Передача мяча на месте в паре двумя мячами. Партнеры с мячом становятся на расстоянии 4-5 метров друг от друга и одновременно делают передачу двумя руками друг другу. Один партнер делает передачу об пол, а другой на грудь. При передаче одной рукой делается одновременная передача на противоположную руку партнера.
  3. Передача мяча в движении одним мячом и двумя мячами. Передачи делаются как в предыдущем пункте, но при продвижении от кольца к кольцу
  4. Передача мяча на месте в тройках и в четверках. При передаче в тройках двумя мячами один партнер постоянно ловит, а двое стоящих перед ним попеременно двумя руками от груди делают ему передачи. Четверки становятся квадратом с двумя мячами. Один мяч передается по кругу, а другой мяч по диагонали передается двумя партнерами друг другу. В тройках и четверках три или четыре мяча одновременно передаются друг другу сначала по часовой стрелке, а затем наоборот..  
  5. Передача мяча в паре «пас в отрыв». В парах один партнер стоит с мячом под кольцом. Другой партнер бежит от него лицом к другому кольцу. Когда партнер добегает до центра площадки, ему делается передача мяча вытянутой в сторону рукой.  
  6. Передача мяча в тройках в движении «восьмерка». Партнеры становятся в тройках на лицевой линии на расстоянии 4 метров друг от друга. Мяч находится у центрального партнера. Он делает передачу боковому партнеру, забегает ему за спину и бежит к другому кольцу. Боковой партнер, получив мяч, делает передачу другому боковому партнеру, забегает ему за спину  и бежит к  другому кольцу. Третий партнер, получив мяч,  бежит с ним к другому кольцу и делает бросок в корзину. Все повторяется у другого кольца.

◄ Бросок по кольцу

  1. Бросок из под кольца одной рукой: правой, левой, с левой и с правой стороны от кольца. Бросок делается одной рукой от плеча ударом об щит. Рука выпрямляется полностью, кисть закрывается. При этом разрабатывается рука и кисть.
  2. Штрафной бросок. Штрафной бросок – это основа броска по кольцу. При штрафном броске ноги находятся на ширине плеч, мяч берется пальцами бросающей руки и поднимается до уровня головы, другая рука пальцами сбоку придерживает мяч. Если спортсмен правша (левша) правая (левая) нога на полступни впереди, ноги согнуты, при броске рука и туловище выпрямляются, баскетболист вытягивается по направлению к кольцу.  Глаза смотрят на душку кольца, движение заканчивается кистью руки (акцент делается на указательный и средний палец).
  3. Два шага, бросок по кольцу. В этом упражнении важно, чтобы бросок делался одной рукой. Баскетболист должен тянутся к кольцу. Если бросок делается с правой стороны при двух шагах, первый шаг делается с правой ноги. Если бросок делается с левой стороны при двух шагах, первый шаг с левой ноги.
  4. Два шага, бросок по кольцу в паре со слабым сопротивлением защитника. От лицевой линии в парах на расстоянии 4 метров спортсмены продвигаются от центра с передачами друг другу от груди, с центра нападающий делает ведение, два шага и бросок по кольцу. Защитник слабо сопротивляется, здесь отрабатывается два шага с правой  и левой стороны в движении.
  5. Бросок в прыжке в парах, в сериях по десять бросков. Партнер передает мяч другому партнеру для броска. Тренер смотрит за правильным движением бросающего. Одна серия состоит из 10 бросков.
  6. Бросок в прыжке в парах, бросающий подбирает мяч и отдает партнеру под бросок, десять попаданий на пару. Это упражнение делается для скорострельности. Бросающий сам подбирает мяч и отдает под бросок партнеру. Попадание считается вслух. Выигрывает пара быстрее всех забившая 10 мячей.
  7. В паре партнер бежит до центра, возвращается до линии штрафного броска с ускорением, получает мяч от партнера, производит бросок по кольцу, всего десять повторений. Это упражнение для отработки броска в движении после ускорения.  

Детский тренер, прежде всего, должен быть хорошим психологом и подходить к каждому игроку индивидуально. Он должен знать слабые стороны своих воспитанников и способствовать выявлению сильных  качеств. И в тоже время баскетбол это командная игра и надо внушать игрокам, что они единое целое. На тренировке необходимо создавать такую рабочую обстановку, когда дети вместе с тренером одержимы идеей достичь высоких спортивных результатов.

Современные требования в спорте и в баскетболе предполагают тщательные занятия общефизической и специальной физической подготовкой с самого раннего возраста. Летние спортивные лагеря как нельзя лучше способствуют этому. А для тактической подготовки надо использовать любую возможность соревноваться с другими командами, участвовать в турнирах и товарищеских играх. Конечно, в спорте бывают и победы и поражения. Если команда выигрывает, тренер становится самым счастливым человеком, а если проигрывает, надо в первую очередь искать в своем тренерском процессе причины поражения.  

Хочется вырастить своих воспитанников не только хорошими спортсменами, но и прекрасными, всесторонне развитыми людьми. Регулярные занятия спортом – это, прежде всего, дисциплина, воспитание воли, характера. Все эти качества необходимы подрастающему поколению нашей страны.

Владимир Никифоров.

Тренер-преподаватель ДЮСШ «Олимп» г. Домодедово

Учитель физической культуры ДСОШ № 4 с углубленным

изучением отдельных предметов г. Домодедово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации

Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности тренера-преподавателя

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности тренера-преподавателя подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской акад...

Из опыта работы тренером и руководителем отряда ЮИД

Подготовка школьной команды к соревнованиям "Безопасное колесо"...

Методические рекомендации тренерам. Автор-составитель Полухова О.А., тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ

Обучение плаванию в группах начальной подготовки, уроках физической культуры в начальной школе...

Материалы творческой лаборатории тренера по самбо. Список литературы для тренера.

В данный список включены издания, изучение которых будет способствовать повышению профессионального мастерства тренера по самбо и другим видам единоборств. В нём обозначены материалы научных исследова...

День тренера в России отмечают 30 ноября 2018 года, поздравляем всех тренеров с праздником!

День тренера в России отмечают 30 ноября 2018 года!Тренер - важная и далеко не простая профессия. В честь спортивных наставников даже учрежден специальный праздник, который, активно отмечается в нашей...

1.Особенности организации деятельности тренера – преподавателя по футболу. 2.Советы тренера для домашней тренировки юных футболистов.

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому орган...