Роль физической культуры в организации и проведении спортивно-массовой и оздоровительной работы.
статья по физкультуре по теме

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма. Внеклассная физкультурно–оздоровительная работа и спортивно – массовая работа решает много важнейших задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в организации и проведении спортивно-массовой и оздоровительной работы. Об организации двигательной активности школьников на базе школы.

Горбунов С.А.

учитель физической культуры

МОУ «Горская СОШ»

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья. Культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несет система образования. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом не маловажную роль.

Внеклассная физкультурно–оздоровительная работа и спортивно – массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решений зависит от правильного, четкого планирования и организации методической работы в школе  в которой  принимают активное участие (директор ОУ, завуч- руководитель  методического объединения, классные руководители, медицинский работник, родители, совет  комитета физкультуры, попечительский совет школы).

Только совместная работа всех звеньев управления школы дает возможность грамотно и целесообразно организовывать спортивно – массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья. Ведется совместная работа учителей физкультуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.

Цель анкетирования выявить наиболее популярные  виды спорта, а так же интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.

В анкету входят вопросы:

1.     Занимаетесь ли вы спортом? Каким?

2.     Занимаются ли родители с тобой физической культурой

3.     Что бы ты хотел дополнить к уроку физической культуры?

Анкетные данные помогли выявить  классы с наибольшим риском. Где ребенок предоставлен сам себе. Его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями. Даем рекомендации на общешкольных собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы, с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.

Задачи учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно–оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счет 3 уроков физической культуры крайне сложно, а порой невозможно.

Поэтому мы используем резервы физкультурно–оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно–спортивную работу. Осуществляем это с учреждениями дополнительного образования – ДЮСШ.

Оздоровительная роль достигается:

- организацией учебного процесса с учетом состояния здоровья школьников;

- обеспечение гигиенических условий;

- предупреждение травматизма;

Внеклассные спортивно – массовые  мероприятия включают в себя такие соревнования как: 

−    декада физической культуры , конкурс рисунков о  спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, «Веселые старты», шашки, настольный теннис.

 −    Дни здоровья и спорта

−    « А, ну-ка, парни!»

−    «Безопасное колесо»

В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального–дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методике и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье  сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ. Диаграмма состояния здоровья учащихся,  графический анализ видов заболеваний учащихся, диаграмма качества обученности школьников. Анкетирование учащихся с целью выяснения состояния двигательной активности учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учета пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.

В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс «Лучший реферат», конкурс рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения.

              Внеклассная работа является неотъемлемой частью физического воспитания в школе, способствуя вовлечению учащихся в активную досуговую деятельность, тем самым укрепляя здоровье и воспитывая привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время.

Цели организации внеклассной спортивно-массовой работы в школе:

углубить знания школьников на основе их интересов и склонностей,

расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта,

достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств,

приобщить обучающихся к регулярным тренировкам.

       Внеклассная работа по физической культуре охватывает несколько направлений. Во-первых, это секционная работа (охват учащихся занятиями по видам спорта

       Другой раздел внеклассной работы – это внутришкольные и районные спортивные праздники.  Организация и проведение спортивных мероприятий не только в школе, но и в районе показали, что расширение спортивных мероприятий и разнообразное их проведение позволяет увеличить интерес у учащихся как непосредственно к занятиям физкультурой и спортом, так и к спортивной жизни школы. Традиционно в школе в течение учебного года проводится четыре Дня здоровья: День бегуна, Неделя спортивных и подвижных игр, День Защитника Отечества, А ну-ка, девушки. Кроме этого ежегодно проходит Декада физической культуры. В конце учебного года учащиеся школы принимают участие в общепоселковом легкоатлетическом кроссе, посвященном дню Победы.

      Для успешного проведения физкультурного праздника необходимо создать оргкомитет, в который входят представители администрации, классные руководители, учителя-предметники, представители хозяйственной службы. К его работе привлекаются учащиеся старших классов, которые помогают при судействе и участники художественной самодеятельности школы. В перерывах во время состязаний предусмотрены показательные выступления учащихся ДЮСШ. Следующий этап работы оргкомитета – это оформление и подготовка места соревнований: плакаты, флаги, шары, цветы, необходимый спортинвентарь. Немаловажное значение для успешного проведения спортивного праздника имеет озвучивание и музыкальное сопровождение мероприятия, подготовка мест для зрителей и участников, организация дежурства в спортивных залах и других местах, где находятся учащиеся.

     Школа  организует и проводит районные соревнования по баскетболу  для среднего и старшего звена, а для учащихся начальной школы проходит  районное физкультурно-оздоровительное мероприятие «Веселые старты».

      На этом мероприятии остановимся более подробно. Целями соревнований являются популяризация физического воспитания младших школьников, общефизическая и психологическая подготовка.  Соревнования проводятся по группе 3-4 классов с приглашением команд района. За 2 месяца до начала соревнований по школам района рассылается положение о проведении соревнований «Веселые старты». В программу соревнований включена торжественная часть (парад и представление команд), спортивная часть (соревнования), художественный конкурс (рисунок на спортивную тематику), музыкальный конкурс ( номер на спортивную тематику). Между конкурсами и эстафетами были представлены номера художественной самодеятельности нашей школы. В спортивную часть программы вошли подвижные игры, комплексные эстафеты по видам спорта: баскетбол, футбол, хоккей, в которых присутствовали элементы ведения мяча, обводки, броски и удары в цель. Определение победителей в эстафетах производилось по занятым местам. За каждое место давалось определенное количество очков, общекомандное место определялось по сумме очков. Музыкальный и художественный конкурсы оценивались отдельно, результаты этих конкурсов не входили в общий зачет команды.

      Наша школа стабильно входит в число лидеров районных соревнований по различным видам спорта. В организации и проведении дней здоровья и районных физкультурно-оздоровительных мероприятий вовлекается весь педагогический коллектив школы. Такие мероприятия проводятся в каждой четверти и в каникулярное время, что позволяет охватить спортивными соревнованиями всех учащихся. Спортивные команды школы участвуют в районных и областных соревнованиях.

         

    Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

    Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85%  дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность  (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

    Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

     Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким  обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга : снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

    Отрицательные последствия гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, не тренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

    У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

     В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают  в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно  0,9 см. и 1 кг. 300 гр.

     Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом  умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

      Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в  спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

      При систематических  занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

        Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом : длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см. , масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

       В литературе описаны следующие наблюдения :  у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же  возраста, занимавшихся физической культурой, - на13 кг., а у занимавшихся , кроме уроков физкультуры , ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки  капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в  мышцы питательных веществ. Таким образом обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.

      Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

      Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

     Физ.упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая  умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел  и задумался над сложной задачей и вдруг  почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать , думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно , как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд  требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

    “Ходьба оживляет  и воодушевляет мои мысли.  Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

     Достаточная двигательная активность является необходимым условием  гармонического развития личности.

     Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек , улучшают желез внутренней  секреции : щитовидной,  половых,  надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

     Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток  включается и та кровь , которая в спокойном состоянии не циркулирует  по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровообращение.

     Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается  “жизненная  ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того , полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

    Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями  увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

    Занятие физическими упражнениями  также вызывает  положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений  и спорта, стремится к регулярным занятием ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 5-7 классов "Мы выбираем здоровье"

Методические разботки для работы с учащимися 5-7 классов: программа по пропаганде ЗОЖ, праздник, познавательно-игровая программа, конкурс, анкетирование....

Методические рекомендации по организации и проведению спортивно- массового мероприятия "День здоровья".

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более...

методическая разработка по организации и проведению спортивно- массового мероприятия для оздоровительного лагеря при школе

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно – массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения, программа, план работы, протоколы и т.д., позво...

организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе

спортивный праздник, соревнования, декада физической культуры, реализация ВФСК "ГТО" в ОУ....

Анкета «ЛУЧШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

laquo;ЛУЧШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ ИФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»...

График проведения спортивно – массовых мероприятий на 2018– 2019уч. год среди 5-11 классов, ответственные учителя физической культуры.

График проведения спортивно – массовых мероприятий на 2018– 2019уч. год среди 5-11 классов, ответственные учителя физической культуры. ...