Главные вкладки

    методическая разработка по организации и проведению спортивно- массового мероприятия для оздоровительного лагеря при школе
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Тищенко Анна Александровна

    Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно – массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения, программа, план работы, протоколы и т.д., позволяющие более эффективно организовать проведение мероприятия.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 67

    Методическая разработка по организации и проведению спортивно-массового мероприятия

    для детского пришкольного оздоровительного лагеря

    «Солнышко»

    с дневным пребыванием детей

    2013 г.

    Рассмотрено

      «      » _______________20   год

    А.А. Тищенко   - методические  рекомендации по организации и проведению спортивно – массового мероприятия для детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

    Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно – массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения, программа, план работы, протоколы и т.д., позволяющие более эффективно организовать проведение мероприятия.

    Содержание:

    Введение ……………………………………………………………………………...........4

    Методические особенности организации проведения спортивно - массового             мероприятия, используемые при планировании и проведении лагерной смены ……..5

    Направления и виды деятельности ……………………………………………………….8

    План работы инструктора по физкультуре……………………………………………...15

    Приложение……………………………………………………………………………….24

    Список используемой литературы……………………………………………………….28


    Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

                                                    М. Монтень

    Введение

         Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

         Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

    В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МАОУ СОШ №67. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

    Разработка данной работы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

    • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
    • модернизацией старых форм работы и введением новых;
    • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

    Данная разработка по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

    Методические особенности организации проведения спортивно- массового мероприятия

    Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

    Задачи:

    1. Создание условий для организованного отдыха детей.
    2. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
    3. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
    4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
    5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
    6. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

    Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

    Программа  летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков  опирается на следующие принципы:

    Принцип гуманизации отношений

    Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

    Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

         Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

    Принцип  дифференциации  воспитания

         Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

    • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
    • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
    • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
    • активное участие детей во всех видах деятельности.

    Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

    Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

    • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
    • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

    Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

    Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

    • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
    • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
    • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

    Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

    Этот принцип определяет пять «граней»:

    • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);
    • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
    • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
    • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
    • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

    Принцип уважения и доверия.

    Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

    • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
    • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
    • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

    Направления и виды деятельности

    Для реализации работы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

                    

    Задачи

    Основные формы работы

    Методическое сопровождение

    • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
    • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
    • Расширение знаний об охране здоровья.

    • Утренняя гимнастика (зарядка)
    • Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
    • Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Казаки -Разбойники», «Найди клад»)
    • Эстафеты, спортивные мероприятия  (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода»)
    • Беседы, лекции   «Мое здоровье» (с       использованием ИКТ)

    • Приложение 1
    • Приложение 2

    План работы инструктора по физкультуре

    Цель: формирование здорового образа жизни и содействие всестороннему развитию личности детей.

    Задачи:

    • Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через физическую культуру
    • Развитие интереса к организационно-спортивной деятельности
    • Воспитание по установлению спортивных контактов в духе взаимопонимания, уважения и добра

    Мероприятия:

    • Ежедневное проведение зарядки
    • Проведение спортивных занятий в отрядах по легкой атлетике, футболу, подвижным играм
    • Проведение состязаний  за звание «Чемпион лагеря»
    • Организация общелагерных спортивных мероприятий

                                               

                                                                                   

                                                 


    9.00                   Приход детей

    9.30                    Линейка (Построение)

    На линейку быстро стройся!

    9.40                     Зарядка

    Музыка звучит: пора, пора!

    С добрым утром, детвора,

    И тотчас же по порядку

    Всем ребятам на зарядку!

    10.00           Завтрак

                             Всем за стол! Узнать пора,

                       Чем богаты повара!

    11.00               Отрядные,  лагерные дел

    Кто куда: кто в поход,

                            Кто в цветник, на огород!

          Загорай и закаляйся,

                                        В быстрой речке искупайся.

    Раз пришел веселый час,

    Здесь играют все у нас!

    13.30                 Обед

    Но у всех, смешливых даже,

     За столом серьезный вид.

      За обедом виден сразу аппетит.

    14.00                Отрядные, лагерные дел

    14.30           А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!" 

                    Завтра снова мы придем!

    Законы и правила лагеря «Солнышко»

      Закон хозяина.

    «Дружба» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

    Закон точности.

    Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

    Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

    Закон поднятых рук.

    Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

    Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

    Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

    Верь в себя и свои силы.

    Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

    Подвижные игры на свежем воздухе

     Приложение 1

    Тропа доверия                                                          

    Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.

    Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек, продолжительность: 1,5–2 часа.

    Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название.

    Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.

    На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.

    Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций: «Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.

    Станция «Ритмометр»

    Цель: отработка навыков скоординированности действий команды.

    Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.

    Станция «Трансформер»

    Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия.

    Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).

    Станция « Поводырь»

    Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.

    Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)

    Станция «Кочки»

    Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий.

    Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять

    можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.

    Станция «Монстры»

    Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.

    Форма проведения: Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число расчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.

    Станция « Преграда»

    Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.

    Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.

    Станция «Скала»

    Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.

    Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде

    штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.

    Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка.

    Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладании со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростков.


    Приложение 2

    Захват территории

    Участники игры. В игре принимает участие весь лагерь! Весь лагерь делится на две большие разновозрастные команды. Делиться надо таким образом, чтобы в каждой команде были как маленькие (от 6 лет), так и взрослые (до 16 лет) дети. Задача команд, взявшись за руки, окружить как можно больше лагерных построек.

    Правила игры. До начала игры следует составить список объектов, подлежащих захвату и присвоить каждому их них коэффициент сложности. Лучше капитану каждой команды выдать такой список.

    Командам присваиваются определенные цвета, например, синий и красный. В каждой команде выбирается капитан, как правило, вожатый. Капитану команды выдаются звездочки, сделанные из цветного картона или бумаги цвета его команды (диаметром 5—10 сантиметров). Количество звездочек должно примерно ровняться числу построек в лагере.

    В начале игры все команды собираются на линейке. По команде ведущего игроки под руководством капитанов разбегаются по лагерю.  Рекомендуется, по возможности, к каждому объекту поставить взрослого наблюдателя, который будет смотреть над точностью захвата.

    Когда кольцо детей смыкается вокруг какой-нибудь постройки, капитан команды вешает на эту постройку звездочку. При этом данная постройка считается захваченной. Захваченные постройки не могут быть захвачены другой командой.

    Особенно азартными бывают моменты игры, когда одна команда пытается окружить какую-нибудь постройку, а в это время другая команда окружает ту же постройку более широким кольцом. Кто же сделает это первым? После каждого удачного «захвата» команде следует отправить гонца в главный штаб со сведениями о захваченных постройках.

    Игра длиться до истечения установленного времени, которое зависит от размеров и численности лагеря. Каждой постройке в лагере присваивается определенный коэффициент, пропорциональный ее площади. Побеждает команда, набравшая большее количество очков (сумма захваченных построек, умноженных на их коэффициенты).

    Ход игры и сообщения о захвате построек можно в реальном времени транслировать по лагерной радиосети.

    Список используемой литературы:

    1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
    2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
    3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
    4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
    5. Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ  «Октяборьская средняя общеобразовательная школа №1». Автор: Кондрашова С.А.
    6. Программа оздоровительного лагеря «Солнышко» Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы: Евсеева О.Г., Кириллова Т. А.
    7. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество» МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №12» Автор: Корнеева Н.Д.

    Учебник для  вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические материалы по организации и проведению туристско-краеведческих мероприятий в условиях летнего загородного лагеря (центра)

    В брошюре собран материал  по вопросам организации  туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере. Даются практические рекомендации, материалы реализации программы профильной сме...

    Методические рекомендации по организации и проведению спортивно- массового мероприятия "День здоровья".

    Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более...

    Методическая разработка по организации и проведению игры-акции “День добровольного служения городу”

                                Игра сочетает в себе элементы игры по станциям, городского ориентирования, акции по проведению ...

    Методическая разработка по организации и проведению районной Вахты Памяти

    ВаВахта паВахта Памяти - комплекс  мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Комплекс очень разнообразный. Например, это поисковые работы, когда,  не обращая вним...

    Методическая разработка по организации и проведению областного конкурса «Салон инноваций, изобретений, технологий»

    Методразработка предназначена педагогам, методистам, заведующим технических отделов в помощь при проведении конкурса с учетом опыта его проведения  в ГБОУДОД СОЦДЮТТ: порядок проведения, материал...

    Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября)

    В целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданск...