Учебно-методическое пособие по рукопашному бою для студентов вузов
книга по физкультуре по теме

Диденко Ольга Владимировна

Учебно-методическое пособие по рукопашному бою для студентов вузов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukopashnyy_boy_v_fizicheskoy_kulture_studentov_vuzov.docx64.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

РУКОПАШНЫЙ БОЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

    В В Е Д Е Н И Е

 

 К началу  XXI  века   в  системе  высшего  образования   сложились

объективные предпосылки к пересмотру   ряда фундаментальных представлений,

доминирующих в учебных программах подготовки студентов. Необходимость в

такой  трансформации  обусловлена  не  только  развитием   социально-

экономических  отношений  в  современном  обществе,  но,  главным образом,

ускорением темпов развития  фундаментальной и прикладной наук. Отмеченная

тенденция ,  несомненно,  затронула   и  содержание  теории  и  методики

физического воспитания студенческой молодежи.

  Существовавшая до 90-х годов прошлого  столетия  практика  физического

воспитания  студентов  вузов  привела   к  парадоксальному  разрыву   между

ценностями,  накопленными человечеством  в  сфере   физической  культуры ,  и

уровнем личной физической культуры   отдельно взятой личности студента (2,

с.37).  Студенты  нефизкультурных  вузов,  как правило,  недостаточно  ясно

ориентируются   в  целях и задачах физического  воспитания,  в  содержании

базовых категорий:  «физическая культура»,  «физическое воспитание»,  «спорт  

высших достижений» ,  «двигательная рекреация». Значительные трудности для  

их  понимания  представляют  вопросы ,  раскрывающие  важность  здорового

образа   жизни,  адекватных физических  нагрузок  как предпосылок  здоровья ,

активного  творческого  профессионального   долголетия .  Неудивительно

поэтому,  что  студенты  дают  оценку   здоровья   как некоторой  абстрактной

категории.  Недостаточная  информированность  студентов  в  этих  вопросах

определяет  искажение  их  потребностей  в  сфере   физической  культуры .

Результирующий  вектор  этих  потребностей  подвержен   сильному  влиянию

моды  на  ту  или  иную форму  двигательной  активности,  что  приводит  к

дискретности, несистемности занятий:  сегодня это аэробика , завтра   –   шейпинг.

По  всей  очевидности,  некомпетентность  личности  в  сфере   физической

культуры   способствует   такой  неоправданно  широкой  интеграции  модных

зарубежных форм   и   спортивно-прикладных традиций, несвойственных русской

культуре .  Таким  образом,  наметившаяся   тенденция   противопоставления  

западной  и  восточной  традиций  в физической  культуре   студентов,  является  

негативным фактором, снижающим цельность физического образования  в вузе.

  Формирование адекватных потребностей  студентов в сфере   физической

культуры   является   одним  из  главных  аспектов  физического  воспитания,

поскольку  они определяют структуру   двигательной активности (4, с.41). Одним

из  важнейших шагов  в  этом  сложном  макроструктурном  процессе  является  

повышение  образовательного  аспекта  физического   воспитания.

Целенаправленное  освоение  студентами  сложной  системы  знаний,

накопленных  в  сфере   физической  культуры ,  несомненно  поможет  

сформировать  их  адекватные  потребности  в  двигательной  активности,

повысить уровень личной   физической  культуры .  Решающую роль  в  этом

процессе    играет    личность    преподавателя     физического    воспитания,   его  4

профессиональная  компетентность,  у  р овень  развития   его  личных

профессионально-значимых способностей.

  В  настоящем  учебно-методическом  пособии  отражаются   современные

тенденции в теории и практике физического   воспитания  студентов. В работе

раскрывается   содержание  основных категорий  физической  культуры ,  что

позволяет студентам самостоятельно осваивать парадигму знаний по методике

физического  воспитания   и  спортивной  тренировки  на примере   спортивной

борьбы .  

  В работе освещены  общие теоретико-практические аспекты технологии

физического  воспитания   студентов  с  преимущественным  использованием  

спортивной  борьбы  на  основном  учебном  отделении.  Освещены  пути

повышения  эффективности  физического  воспитания   при   реализации

комплексных  целевых  программ,  обеспечивающих  решение

общепедагогических  задач  физического  воспитания :  образовательных,

воспитательных и оздоровительных.  В  основе  их  решения   лежит  гуманная

концепция   здорового  образа   жизни  человека ,  высокой  профессиональной

работоспособности,  активного  долголетия .  По всей  видимости,  решение этих

глобальных вопросов  на занятиях по физическому воспитанию  выходит  за  

рамки  чисто  прикладной  проблемы и становится   в  ряд общечеловеческих

проблем .  Несомненно,  главным  вектором  личной  физической  культуры  

студентов  является   их  здоровье.  В  широком  понимании  здоровье

рассматривается   не как абстрактная категория ,  а  как абсолютная  жизненная

ценность, основа  самореализации творческого потенциала , высокоэффективной

профессиональной деятельности, оптимальной репродуктивности человека .

 

 

1.СПОРТИВНАЯ БОРЬБА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  НАРОДОВ

МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

  В культуре   народов  древнего  мира   борьба   активно использовалась  для  

воспитания воина, способного  участвовать в завоевательных войнах. О важной

роли  физической подготовки  будущих  воинов можно судить по содержанию

памятников изобразительного  искусства : скульптур борющихся  пар, настенных

изображений  фрагментов  борьбы.  Одним  из  таких  памятников  является  

бронзовая статуя, отлитая в 2800 г. до н.э.  в Древней Месопотамии.  Статуя в

динамике  отражает   проведения   боевого  приема  пленения  противника   при  

борьбе  на  поясах.  Ритуальные  бои,  проводимые  ежегодно  в  новогодние

праздники  в  честь  богов,  на  тысячелетие  опередили  античные  греческие

Олимпиады  (4, с.34).

  Наиболее  древним  из  известных барельефов  с  изображением   борьбы  

является   изображение,  извлеченное  из  захоронения   Фиоххотена  (Древний

Египет , III  тысячелетие  до  н.э.).  Известно,  что  поединок  начинался   из

положения  стоя , включал в себя  различные захваты руками и ногами, переводы

в положение лежа, а  также различные броски. Победа присуждалась атлету за  

бросок противника  спиной на землю.  5

 На   храмовых  празднествах Рамзеса II (1290-1223  гг.  до  н.э.)

проводились  соревнования   по борьбе  с  участием   атлетов  Ливии,  Нубии  и

других  народов.  Поединки  проводились  по правилам.  Соперники  боролись

обнаженными.  Разрешалось  надевать  только  набедренные  повязки.

Тонирование тел  борцов различными красками усиливало  зрелищный эффект

поединков. Особой популярностью  пользовались  групповые схватки 8-10 пар

борцов. Опираясь на исторические материалы , можно сказать, что борьба  была  

самым  распространенным  видом  атлетических  соревнований  в  Древнем  

Египте,  оставаясь  при   этом  эффективной  формой  физической  подготовки.

Особенно много ею занимались профессиональные воины.

  В Древней Индии, как известно из сборника  трактатов Аюр-Веда-Гораки,

физическая  культура   населения   предполагала   занятия   ритуальной

оздоровительной  гимнастикой,  танцами  и  борьбой.  В  поединках  атлетов

использовались удушающие приемы, а  также удары   ногой.

  В  физической  культуре   Древнего  Китая (VIII-VI  вв.  до н.э.)  широкое

распространение  получила   система  самообороны  без  оружия .  В

древнекитайской  книге  «Кун-фу»,  написанной  в 2698  г.  до  н.э.,  были

систематизированы приемы борьбы  без оружия .

  Однако  настоящего  расцвета борьба   достигла   в   Древней  Греции,  где

физическая культура   имела   наивысшие  ступени своего  развития .  Основной

концепцией  методики  подготовки  юношей  в  греческих  школах (палестрах)

была   идея   гармоничного  духовного  и  физического  развития человека .  Греки

считали,  что занятия  борьбой,  наряду с беговой  подготовкой  и  прыжками,

развивают необходимые бойцу   физические качества : силу , ловкость, быстроту,

гибкость, выносливость.  

  Первоначально  греческая  борьба   имела   преимущественно  силовой

характер,  схватки длились подолгу . Впервые правила   соревнований по борьбе

были  разработаны и описаны основателем   Афин Тезеем . Согласно правилам,

борьба  велась только в стойке; победителем  считался  борец, который бросал на

землю  своего  соперника  3 раза ; при   этом разделения на весовые категории не

было.

  Культура   Древней Греции  не могла   не оказывать влияния  на развитие

физической  культуры   Древнего  Рима.  К  началу   нашей  эры ,  когда  Рим

доминировал над Грецией, физическая подготовка  римлян включала  и борьбу .

В высших кругах граждан Рима весьма популярными были  упражнения  в беге,

прыжках,  силовая гимнастика   с  гантелями.  Среди  простого  люда  борьба  

занимала  главное место в физической культуре .

  В  «императорский период» (31г.  до н.э.  – 476  г.  н .э.) в Риме высокую

популярность  приобрели  бои  гладиаторов,  а   продолжительность

развлекательных состязаний превышала  175 дней  в  году. Военно-прикладные

традиции  греко-римской  борьбы   в  этот  период   имели  большое  значение  в

культуре   этноса .  Интерес  к  спорту  был настолько  велик,  что  пришлось  в

дополнение к огромному спортивному сооружению Колизея   построить еще и

арену цирка  Максиледеа , который вмещал до 350 тысяч зрителей.    6

 В культуре   Древней Руси борьба   традиционно  выступает   как одна  из

популярнейших  в  народе  забав.  Об  этом  можно  объективно  судить  по

литературным  источникам.  Записи  собирателей  русского  фольклора   дают

ясные  представления  о  «русском  стиле  борьбы».  На   народных  гуляньях

традиционно проходили борцовские поединки. Как правило, борьба  начиналась

с  «затравки» -  поединков  подростков.  Затем   в  борьбу   вступали  и  взрослые

бойцы . Поединки проходили  по общим для   всех  «уговорам»: не бороться  «по-

увечному».

  О  совершенстве  техники  борьбы   можно  судить  по  сохранившимся  

памятникам изобразительного  искусства : храмовым фрескам, русскому лубку ,

гравюрам и книжной  миниатюре .  В  главном  христианском  храме Киевской

Руси  – Софийском соборе   –   значительная часть фресок посвящена сюжетам,

отражающим  элементы  физической  культуры .  В  северной  башне  собора  

сохранилась  фреска   «Борцы»,  динамично  передающая  один  из  вариантов

русской поясной борьбы .  

  На   Руси  существовали  различные варианты  поединков:  «Охотницкий

вариант» предполагал борьбу   один  на один, при   борьбе  «Стенка   на стенку»

бились  общинами,  «Сцепленка -свалка» -  вариант  борьбы ,  когда  каждый

боролся   сам за  себя  до абсолютной личной победы. Вариант «Палочный бой»  

предполагал борьбу  с использованием предметов: палки и дубинки.

  Поединки  борцов  были  чрезвычайно  интересными,  поскольку   были

насыщены  целым  каскадом  технических  приемов.  Известны  различные

варианты  русской  борьбы .  Борьба   «В  крест» («В  обхват»,  «В  схватку»)

напоминает   современную вольную борьбу ,  где ключевым правилом является  

запрет   на разрыв захвата до окончания  поединка .  Для   победы в этой борьбе

решающее значение имела  физическая сила  атлета. Разновидность борьбы  «Не

в схватку» предполагает   произвольный захват и активную работу ног, что по

технике  в  наибольшей  степени близко  к  современной борьбе  самбо. Успех  в

этом варианте борьбы   определяется   не только  силой борца ,  но и ловкостью.

Борьба   «Об одной руке» («За вороток») предполагает   захват одной  рукой за  

ворот.  Другая  рука   должна  быть  заложена  за   спину  или  находиться   в

произвольном положении (без захвата).

  Таким образом, понятно, что культура   борьбы , технические особенности

«русского  стиля» борьбы   были  в   Древней Руси  чрезвычайно высоки и  имели

устойчивые этнические традиции.

  С  течением  времени техническое  содержание  борьбы   заметно росло  и

развивалось.  Появился   целый  ряд  носивших  уже определенные  названия  

приемов, которые народ  точно знал и употреблял: «броски с носка», «схватить

на косу   бедру»,  «поставить на голову»,  «забрать поперек живота»,  «сокрутой

метать» , «согнуть корчагою».

  В заключение можно сказать, что борьба  в России возникла  и развивалась

как самостоятельное,  национальное  явление.  Самобытная борьба   перешла   в

спортивную форму борьбы  – борьбу  на поясах.  7

 Борьба   на  поясах  вошла   в   Русский  цирк   как своеобразный  вид  

программы.  Последующее  появление  борьбы  (французской)  рассматривается  

как    новая   форма    уже    давно    бытовавшего,   широко   распространенного

самобытного явления на Руси.

 

2. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

 

  Спортивная  борьба   в  системе  физического  воспитания   занимает  

равноправное место среди других видов физических упражнений и реализуется  

в форме учебных занятий на основном отделении, учебно-тренировочных – на

отделении спортивного  совершенствования (за   сеткой учебного  расписания) и

самостоятельных занятий.

  В 1993  году  вышло  постановление  Государственного  комитета

Российской Федерации  по высшему образованию,  которое  обязало  ректоров

учебных заведений  предусмотреть в учебных планах начиная с 1993-94  гг.

выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» как обязательного

базового курса  на весь период  обучения , на основе государственной программы

с подведением  итогов (зачетами).

  В  связи  с  этим  постановлением  был  предложен   Государственный

образовательный стандарт   по дисциплине «Физическая культура» и примерная

учебная программа.

  В 1994 году была   разработана учебная программа для  высших учебных

заведений  по физической  культуре   коллективом  авторов (М.Я.Виленский,

В.И .Ильинич, В.А.Масляков,  В.Г.Щербаков),  в  которой физическая культура  

представлена в высших  учебных заведениях как учебная дисциплина и как

важнейший  элемент формирования  целостного  развития   личности студента.

Являясь  составной  частью  общей  культуры ,  она  входит  обязательным

компонентом в гуманитарный раздел образования .

  Программа  основного  отделения  спортивной  борьбы   базируется   на

программно-целевом  подходе,  предполагающем   поэтапное  достижение

генеральной цели  путем  реализации  комплекса   целей  соответственно курсам

обучения   в  вузе.  Цель 1-го   уровня – адаптация   студентов  к интенсивной  и

объемной  интеллектуальной  деятельности  средствами  спортивной  борьбы.

Цель 2-го  уровня – укрепление  здоровья   студентов,  дальнейшее  изучение

технических действий спортивной борьбы ,  выполнение младших спортивных

разрядов и содействие всестороннему развитию организма. Цель 3-го  уровня –

дальнейшее  освоение  техники  и  тактики  спортивной  борьбы,  развитие

потребности студентов в здоровом образе жизни для  последующей реализации

в социально-профессиональной деятельности. Цель 4-го  уровня – дальнейшее

совершенствование техники и тактики спортивной борьбы , выполнение III – II

разрядов.

  Вторым аспектом программы является  поэтапное освоение технических и

тактических  основ  борьбы ,  целесообразное  сочетание  теоретической  и

практической  подготовки,  организация  занятий  на основе  отбора   наиболее

эффективных средств и методов. В программе раскрыт общедидактический   8

 

принцип  оптимизации учебного  процесса  по курсам, разработаны контрольные

и  зачетные  нормативы  по  семестрам,  предусматривающие  достижение

максимального  результата при   минимальных затратах,  что,  в  свою  очередь,

достигается  тщательной балансировкой цели и задач. Особое внимание уделено

подбору   специальных  средств  подготовки,  которые  определяются   главной

задачей  курса ,  семестра ,  практического   занятия   с  учетом  сопутствующих

факторов.

  Набор на отделение спортивной борьбы   проводится  каждый сентябрь   на

1курсе  с  учетом  состояния  здоровья ,  физической  подготовленности,

спортивной  квалификации  и  личного  желания  студента.  Сформированные

группы закрепляются   за   отделениями (циклами)  на весь  период   обучения   в

вузе.

  Усвоение  студентами учебного   материала   оценивается   по выполнению

ими контрольных упражнений и нормативов, предусмотренных программой по

спортивной  борьбе,  а   также по выполнению  индивидуальных и зачетных

требований.

  Сроки и порядок сдачи контрольных нормативов определяются  учебной

частью  совместно с кафедрой физического  воспитания  на весь учебный год  и

доводятся  до сведения  студентов.

  В конце   каждого  семестра , в течение которого проводятся  обязательные

занятия ,  студенты сдают зачет   по программному материалу .  Для  контроля   за  

динамикой  физического  развития   студентов  в  программе предусматривается  

выполнение ими контрольных упражнений и нормативов.

  Курс   засчитывается  при   условии регулярного посещения  занятий.

  Преподаватель,  работающий  на отделении  спортивной  борьбы ,  обязан

вести  занятия   в  тесном  контакте  с  врачом,  консультироваться   с  ним  и

направлять на повторное освидетельствование  студентов,  состояние  которых

вызывает   у   него  сомнение,  не  допускать  к  занятиям  и  спортивным

соревнованиям  тех,  кто  не  прошли  медицинского  освидетельствования  в

установленные сроки.

  Студенты на основном отделении спортивной борьбы  должны:

-регулярно  посещать  занятия  по  физической  культуре  (теоретические  и    

практические) в дни и часы , предусмотренные учебным планом;

-повышать свою физическую подготовку  и спортивное мастерство;

-выполнять контрольные упражнения  общей и специальной подготовки;

-регулярно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику ,  самостоятельно

заниматься  борьбой по заданию преподавателя ;

-проходить медицинский осмотр в установленные сроки;

-осуществлять  самоконтроль  за   состоянием   своего  здоровья   и   физического

развития .

  Планирование  учебных  часов  на  занятия   основного  отделения   по

спортивной борьбе  выполняется  из расчета 33 недель,  а  остальное время года

уходит на зимние и летние каникулы, экзаменационные сессии.

   9

 

Практическое  занятие  по спортивной  борьбе  на основном  отделении

объединяет   два   академических  часа   по 40  минут и состоит  из  трех  частей,

которые  взаимно  связаны  между  собой:  подготовительная,  основная  и

заключительная части.

  В   подготовительную   часть  включают  вопросы  организации

занимающихся ,  общего  укрепления  организма  и  подготовки  его  к  более

напряженной  работе  в  основной  части  занятия .  Преподаватель  проверяет  

наличие  обучаемых,  соответствие  формы,  объясняет   содержание  занятия.

После  этого  проводятся   разминочные  упражнения  в  виде  ходьбы ,  бега   с

различными заданиями, общеразвивающие упражнения, которые должны быть

несложными,  разнообразными  по  воздействию  на  организм ,  а   также

подготовительные  упражнения   с  учетом  содержания   основной  части.

Упражнения   должны  соответствовать  изучаемым  приемам  борьбы.

Подготовительная часть занятия длится  от 10 до 30 минут.

  В основной  части занятия  по спортивной  борьбе   решают  следующие  

задачи:

Формирование  и  совершенствование  прикладных  навыков,  развитие

физических, специальных и психических качеств, повышение устойчивости к

влиянию негативных факторов, воспитание морально-волевых качеств.

  В основной части изучается  и совершенствуется  техника  и тактика  видов

спортивной  борьбы .  При   этом  большое  внимание  уделяется   укреплению

здоровья  обучаемых.

  В  содержание  основной  части  занятия  включают   игры ,  соревнования,

эстафеты,  комплексную тренировку ,  контрольные упражнения ,  на которых

отрабатывают  коллективные и самостоятельные действия.

  Эффективнее  в  начале  основной  части  занятия   изучать  технические

действия ,  связанные  со  скоростью,  ловкостью,  сложнокоординированные

упражнения . В конце   –   использовать упражнения на силу , выносливость, игры ,

соревнования , комплексную тренировку .

  Время, отводимое на основную часть, - от 30 до 70 минут.

  В   заключительной  части занятия   применяют  упражнения,  которые

способствуют  приведению  организма  в  спокойное  состояние:  ходьба ,

медленный бег, дыхательные упражнения  и упражнения  на расслабление.

  Для   повышения интереса   к  занятиям преподаватели могут использовать

различные пути.  Например,  соревновательный метод  вызывает  у   обучаемых

положительные эмоции и желание заниматься , что, в свою очередь, повышает  

эффективность обучения . Новые упражнения  вносят разнообразие  в  занятия,

снимают   утомляемость.  Однако  упражнения  должны быть  доступными  и

одновременно представлять определенную трудность в выполнении. Интерес  у  

студентов  повышается   к  занятиям  тогда,  когда  места  занятий  хорошо

оборудованы,  постоянно  соблюдаются   санитарно-гигиенические  нормы,

имеются  современные борцовские ковры , хорошие тренажеры .

  Во  время  проведения  занятий  преподаватель  строит  свою  работу,

используя следующие способы  обучения .  10

Способы   обучения

Фронтальный  Одиночный  Самостоятельная работа

Групповой  Индивидуально-групповой

 

 

  Фронтальный  –  обучаемые в составе группы выполняют одни и те же

упражнения  под  непосредственным руководством преподавателя .

  Групповой  –  учебная  группа  разбита  на  несколько  подгрупп,

выполняющих различные  упражнения с последующей  сменой мест . В каждой

группе назначен  старший, а  контролирует и помогает  педагог.

  Одиночный – применяют  при   индивидуальном обучении, как правило,  с

отстающими или при   подготовке к сдаче контрольных нормативов.

  Индивидуально-групповой – состоит в том, что в основной части занятия  

студенты  в  нескольких  подгруппах  на  отдельных  местах  поочередно

выполняют индивидуальные задания под  наблюдением преподавателя .

  Самостоятельная работа – занимающиеся  выполняют ранее разученные

упражнения   индивидуально или  попарно, помогая друг другу , что повышает  

активность обучения,  позволяет   воспитывать  способность к  самоанализу   и

самооценке. Со стороны преподавателя  осуществляется  контроль и помощь.    

 

3.КОНТРОЛЬНЫЕ  НОРМАТИВЫ ПО  ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ (ОФП)  И  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

 

1курс , 1 семестр

 

Теория : Личная гигиена борца  

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,8 14,6 14,3

Кросс 3000 м, мин ., сек. 14,50 14,20 13,50

Прыжок с места, см 200 210 225

Подтягивание в висе, кол-во раз 5 7 9

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, к-во раз 30 35 40

Приседание со своим весом, кол-во раз 3 4 5

Поднимание ног к перекладине до касания, к-во раз 8 10 12  11

 

 

Специальная подготовка :

1.Кувырок вперед , назад, через препятствие.

2.Кувырок через плечо с самостраховкой в положении на боку  в группировке с  

опорой на руки и ноги (справа  и слева ).

3.Стояние на борцовском мосту – 2 мин. (накатывание на подбородок).

4.Умение дожимать на мосту слева и справа .

5.Забегание влево и вправо на мосту по 1 разу .

6.Из партера   переворот рывком двумя руками за  плечо. Защита. Контрприем –  

переворот за  себя  с захватом одноименной руки.

7.Из стойки перевод  в партер «нырком» с захватом шеи и туловища. Защита.

 

II семестр

 

Теория : Профилактика  травматизма у борцов и оказание первой помощи

 

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,5 14,1 13,9

Кросс 3000 м, мин ., сек. 14,50 14,20 13,50

Прыжок с места, см 210 225 230

Подтягивание в висе, кол-во раз 6 8 10

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 35 40 45

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз

(учитывается  время и красота)  1 1 1

Сгибание-разгибание рук в упоре   на брусьях, кол-

во раз  5 7 10

Приседание со своим весом, кол-во раз 3 4 5

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во

раз  8 10 12

 

Специальная подготовка :

1.Дожимание и уходы с моста.

2.Из партера   толчком ног через стойку  встать в положение «мост» и выполнить

забегания  на борцовском мосту по 1 разу  влево и вправо.

3.Из партера   переворот  рычагом с захватом шеи и плеча . Защита. Контрприем  –

переворот за  себя  с захватом разноименной руки под  плечо.

4.Переворот захватом рук и дальнего бедра   снизу  спереди.

5.Переворот рычагом, прижимая голову  бедром.

6.Перворот скручиванием  с захватом дальней руки снизу  и бедра .

7.Из стойки перевод  в партер рывком за  руку  с захватом туловища. Защита.

 

  12

 

IIкурс , III семестр

 

Теория : Основы самоконтроля  при   занятиях борьбой.

 

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,3 14,0 13,9

Кросс 3000 м, мин ., сек. 14,30 14,00 13,40

Прыжок с места, см 210 225 230

Подтягивание в висе, кол-во раз 7 8 10

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 35 40 45

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз

(учитывается  время и красота)  1 1 1

Сгибание-разгиб. рук в упоре   на брусьях, кол-во раз 7 9 12

Приседания со своим весом, кол-во раз 5 7 9

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во раз  10 12 14

 

Специальная подготовка :

1.Из и.п.  «стойка» ноги   врозь  наклониться   назад,  прогнуться   и  встать на

борцовский мост  со страховкой рук.

2.Стояние на борцовском мосту  2-3 мин .(накатывание на подбородок).

3.Забегание на борцовском мосту влево и вправо по 1 разу  не отдыхая.

4.Дожимание и уходы с моста.

5.Из низкого партера   переворот забеганием с захватом рук на ключ.

6.В стойке, переворот нырком с захватом туловища, защита и контрприем.

7.Из стойки бросок через спину с захватом руки под  плечо.

8.Сбивание захватом ног.

9.Броски наклоном с захватом ног.

10.Броски через плечи «мельница».

11.Отбороться  в учебно-тренировочной схватке с заданием .

 

IV семестр

Теория : Роль и значение разминки борца   перед  поединком  

 

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,2 14,0 13,9

Кросс 3000 м, мин ., сек. 14,00 13,55 13,40

Прыжок с места, см 210 225 230

Подтягивание в висе, кол-во раз 9 10 11

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 35 40 45

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз 1 1 1  13

(учитывается  время и красота)

Сгибание-разгиб. рук в упоре   на брусьях, к-во раз 8 10 14

Приседания со своим весом, кол-во раз 5 7 9

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во

раз  10 12 14

 

Специальная подготовка :

1.Забегание на мосту влево и вправо по 2 раза  не отдыхая.

2.В партере , переворот забеганием  с захватом шеи из-под  плеча .

3.Переворот захватом рук сбоку .

4.Переворот захватом рук и дальнего бедра   снизу  спереди.

5.В стойке, бросок через спину с захватом руки и туловища.

6.Сбивание, сваливание, посадки захватом ног.

7.Из стойки бросок через спину с захватом руки под  плечо.

8.Обратный ключ.

9.Бросок через бедро  (подворотом) с захватом корпуса .

10.Одержание 6-ти побед  над новичками в течение года.

 

 

III курс , V семестр

 

Теория : Основные положения правил соревнований по спортивной борьбе  

 

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,2 13,9 13,8

Кросс 3000 м, мин ., сек. 14,00 13,50 13,40

Прыжок с места, см 215 230 235

Подтягивание в висе, кол-во раз 9 10 12

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 35 40 45

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз

(учитывается  время и красота)  1 1 2

Сгибание-разгибание рук в упоре   на брусьях, кол-

во раз  8 10 15

Приседания со своим весом, кол-во раз 5 7 10

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во

раз  10 12 14

 

Специальная подготовка :

1.Переворот рычагом.

2.В партере , болевые приемы на руку , удержание.

3.Переворот захватом рук сбоку .

4.Переворот захватом предплечья  изнутри , прижимая голову  бедром.

5.В стойке, бросок через спину с захватом руки на плече.  14

6.Бросок  через  бедро   подворотом  с  захватом головы и плеча .

7.В стойке, мельница   захватом шеи с плечом сверху .

8.Броски наклоном с захватом ног.

9.Практика  судейства .

10.Участие в соревнованиях (открытые ковры ).

11.Одержание 10-ти побед  над новичками в течение года.

 

VI семестр

 

Теория : Методы психологической подготовки борцов к соревнованиям  

 

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,1 13,8 13,7

Кросс 3000 м, мин ., сек. 14,00 13,50 13,40

Прыжок с места, см 215 230 240

Подтягивание в висе, кол-во раз 9 11 13

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 35 40 45

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз

(учитывается  время и красота)  1 1 2

Сгибание-разгиб. рук в упоре   на брусьях, к-во раз 9 11 15

Приседания со своим весом, кол-во раз 6 8 10

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во

раз  12 14 16

 

Специальная подготовка :

1.В стойке, контрприем  против перевода рывком за  руку  – бросок через спину

захватом руки через плечо.

2.В стойке, бросок мельница   захватом руки и одноименной ноги изнутри .

3.В стойке, бросок через спину с захватом руки снизу  (сверху ).

4.Выполнение бросков через спину на скорость в левую и правую сторону.

5.В партере , бросок накатом с захватом туловища.

6. В партере , переворот рычагом, прижимая голову бедром.

7.Практика  судейства .

8.Одержание 10-ти побед  над новичками в течение года.

 

IV курс ,VII семестр

 

Теория : Биомеханические основы техники и тактики в спортивной борьбе

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,1 13,8 13,7

Кросс 3000 м, мин ., сек. 13,45 13,40 13,35  15

Прыжок с места, см 215 230 240

Подтягивание в висе, кол-во раз 10 12 14

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 40 42 45

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз

(учитывается  время и красота)  1 1 2

Сгибание-разгиб. рук в упоре   на брусьях, к-во раз 9 12 17

Приседания со своим весом, кол-во раз 6 8 10

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во

раз  12 14 16

 

Специальная подготовка :

1.В стойке, выполнить бросок через спину на скорость за  одну минуту.

2.Выполнить бросок через плечи (мельница ) на скорость за  одну минуту.

3.Выполнить бросок через бедро  (подворотом) с захватом корпуса  на скорость

за  одну минуту.

4.Сбивание в партер захватом двух ног.

5.Бросок отхватом изнутри   с   захватом руки и туловища.

6.В партере , выполнить накаты за  грудь, туловище, защиты и контрприемы.

7.В партере , выполнить болевой прием на руку , удержание.

8.Выполнить III спортивный разряд (одержать 6 побед  над борцами III разряда

или 12 побед  над борцами без разряда) в течение года.

 

VIII семестр

 

Теория : Прикладное значение спортивной борьбы  

Контрольные нормативы  по ОФП

 

   Удовл.  Хорошо  Отл.

Бег 100 м, сек. 14,0 13,7 13,5

Кросс 3000 м, мин ., сек. 13,40 13,35 13,30

Прыжок с места, см 217 235 245

Подтягивание в висе, кол-во раз 10 12 15

Сгибание-разгибание рук в упоре   лежа, кол-во раз 42 45 50

Лазание по канату без помощи ног, кол-во раз

(учитывается  время и красота)  1 1 2

Сгибание-разгиб. рук в упоре   на брусьях, к-во раз 10 14 18

Приседания со своим весом, кол-во раз 6 8 10

Поднимание ног к перекладине до касания, кол-во

раз  12 14 16

 

Специальная подготовка :

1.Уметь  технически  грамотно  выполнять  перевороты  рычагом,  ключом,

забеганием , накатом в партере .

2.Уметь  технически  грамотно  выполнять  приемы  подворотом,  отхватом,

скручиванием  в стойке.  16

 

3.Провести учебно-тренировочные занятия   по спортивной борьбе  на учебных

занятиях I-II курсов.

4.Принять участие в судействе (не менее 2-х раз).

5.Знать терминологию судей на международных языках «ФИЛА».

6.Принимать участие в Универсиаде г. Воронежа по видам борьбы .

 

 

4.ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ НА ОСНОВНОМ

ОТДЕЛЕНИИ

 

  Для   современной  технологии  подготовки  борцов  в  условиях

неспортивного  вуза   характерно поэтапное  освоение  больших  по объему и

интенсивности  нагрузок  при   параллельном  совершенствовании  различных

компонентов  спортивно-технического  мастерства .  Такой  подход  позволяет  

студентам уже к третьему курсу   обучения  в  вузе  демонстрировать высокие

спортивные результаты.  

  Общая  физическая  подготовка (ОФП)  обеспечивает  решение

преимущественно всестороннего  развития  двигательных способностей борцов,

а  также повышение  общей  работоспособности  их  организма.  Основными

средствами  ОФП  являются   общеразвивающие  упражнения ,  выполнение

которых  способствует   развитию  скоростно-силовых  качеств  атлетов,  их

выносливости,  а   также существенно расширяют   диапазоны их двигательных

умений.  Это  могут  быть  различные  виды  ходьбы   и  бега ,  прыжковые

упражнения ,  спортивные и подвижные  игры ,  упражнения   с  отягощениями

(гантелями,  гирей,  резиновыми  амортизаторами,  штангой),  акробатические

средства (табл.1).

 

Таблица  1.

Примерный  перечень общеразвивающих  и специальных упражнений  

борцов

 

Содержание  Особенности

основного  Модификация  упражнения  выполнения  

упражнения  

 

Общеразвивающие упражнения

 

Обычная; на носках; на  Следить за  осанкой и

пятках; на внешней и  дыханием. Темп – ниже

1.Ходьба   внутренней стороне стопы; в  среднего. Ускоренная

полуприсяде; в приседе;  ходьба  – темп высокий

спортивная ходьба  

Равномерный; переменный; с  Грудью и спиной

2.Бег  высоким подниманием бедра ;  вперед ; «змейкой»   и   17

с захлестом голени;  противоходом; с

ускорения  и спурты 3х30 м и  изменением

4х50 м; бег трусцой;  направления по сигналу  

кроссовый бег  Ускорения по одному, с

сопротивлением

(отягощением), в парах.

Подскоки  попеременные  в  В подскоках активно

движении; подскоки боком,  выполнять мах руками

3.Прыжки  приставными шагами;

подскоки с поворотом кругом

Махово-рывковая смена  Постепенное

4.Гимнастические  положения  рук; круговые  увеличение амплитуды

упражнения ,  движения  руками, бедрами,  движений; темп

выполненные из  туловищем; наклоны  движений - средний

исходного положения  туловища вперед , в сторону,

основной стойки  назад; повороты туловища;

маховые движения  ногами

Приседания  на носках и на  Выполнять с

полной  стопе;  приседание  и  различными

5.Упражнения  в  вставание  на  одной  ноге;  положениями рук,

приседе  перенос  тела   в  приседе  с  в медленном, среднем и

одной ноги  на другую  быстром темпе

Подтягивание коленей к  Выполнять плавно, в

6.Упражнения  в седе  животу и груди; наклоны  медленном темпе

на ковре   вперед , доставая грудью

колени выпрямленных ног

Прогибание туловища с  Постоянное повышение

упором на плечи и пятки;  темпа и амплитуды

перекат через спину на  движений; силовой

лопатки, касаясь ковра   характер движений

7.Упражнения  лежа  носками за  головой; переход  в

на спине  стойку  на лопатках;

гимнастический мост ;

сгибание и разгибание

туловища с подъемом и

опусканием рук и ног

Захватив голеностоп ,  Темп – медленный.

8.Упражнения  лежа  прогнуться  в положение  Сгибание рук

на груди  «натянутый лук»; сгибание и  выполнять с широким и

разгибание рук в упоре   лежа  узким упором рук

Кувырок вперед  в  Выполнять сериями по

группировке; кувырок  3-5 движений. Прыжок-

9.Кувырки  прыжком; кувырок назад;  кувырок можно

кувырок назад с выходом в  выполнять через

стойку  на кистях  препятствие  18

10.Перевороты и  Переворот  боком;  перекат в  Выполнять  серями 3-5

перекаты из стойки  сторону  раз в каждую сторону

Пружинистые покачивания  в  Выполняется  под  счет  

упоре   стоя  согнувшись, руки -  8-12 раз с увеличением  

на плечи партнера   амплитуды

Растяжки  из  положения   стоя   Темп – средний,

спиной друг к другу , хват за   сделать 8-12 выпадов;

кисть  не допускать болевых

В стойке поочередное  ощущений в мышцах

11.Общеразвивающие  сгибание и разгибание рук в  Темп

упражнения  в парах  упоре   обесп е–ч сиртеьд пноисйи; льное

Ходьба   с  переносом партнера   отягощение партнером

на спине  Сделать круг по

Кувырки  в  парах с захватом  периметру   ковра  

голеностопа партнера   Обратить  внимание  на

жесткий  захват голени

партнера  

 

Специальные упражнения борцов

 

Падение вперед  с приземлением  на

руки из положения стоя  на коленях

Падение вперед  из основной стойки

с опорой на руки; падение на бок и

1.Упражнения   спину с последующим кувырком;  Темп медленный,

страховки и  падение на спину и бок через  выполнять сериями

самостраховки  препятствие и прыжком; падение  по 8-12 раз

вперед  с поворотом на 90 или 180

градусов вправо и влево; падение

вперед  на руки, преодолевать

сопротивления партнера  

2.Упражнения  в  Выталкивание с ковра   «сумо»  Упражнение

стойке  Тяга  партнера   на себя   выполняется  по

Приседания с партнером на плечах  сигналу  

Захват «мельница»

3.Упражнения   Наклоны головы вперед , назад, в  Упражнения  

для   стороны, круговые движения  выполнять в парах.  

укрепления   головой с отягощением  Партнер оказывает  

мышц шеи  Из положения  высокого партера   с   оптимальное

упором головой в ковер, движения   отягощение

туловища вперед , назад, в стороны,   Выполнять со

круговые движения  страховкой партнера  

То  же на борцовском мосту;  Выполнять в

забегания   медленном темпе с

Из положения  «мост» толчком ног  обязательной  19

перейти в партер и обратно  страховкой

Из стойки, прогнувшись, перейти в  Повторить в обратной

положение «мост» и толчком ног  последовательности

перевернуться  через голову  в партер

 

 

5. РАЗВИТИЕ  И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛОВЫХ  

СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ

 

  Классическая  концепция  отечественной  физиологии  спорта -

«деятельность формирует  орган» - в значительной степени определяет логику  

силовой  тренировки  борцов.  Ее  иллюстрацией  является   пример  античного

олимпийца   Милона (500  г.  до н.э.),  вошедшего  в   историю  оригинальной

методикой  силовой  тренировки.  Для   того  чтобы  развить свою  физическую

силу , Милон ежедневно поднимал молодого бычка . По мере   того, как набирало

вес животное,  прибавлялись  силы   атлета. Когда же он   смог поднять зрелого

быка , весом не менее полутоны, его  собственное физическое развитие и мощь

обеспечили победу в борьбе  на Олимпийских играх. Успеху   античного  борца  

способствовало  соблюдение  основных  принципов  силовой  тренировки,  не

потерявших  свое  значение  и  в  современной  спортивной  технологии:  это

регулярность  в  занятиях  с  отягощениями,  постепенность  наращивания  

физической нагрузки и  высокая целеустремленность в подготовке. Исходя из

этой  концепции,  совершенно  очевидно,  что  регулярные  занятия   с

отягощениями  способствуют  компенсаторным  перестройкам  скелетной

мускулатуры ,  что  выражается   в  увеличении  физиологического   поперечника  

мышцы   и   значительном возрастании ее силовых параметров.  

Проявление  силовых  способностей  атлетов,  специализирующихся   в

спортивной борьбе, обусловлено комплексом свойств их организма. Наиболее

значимыми  морфофункциональными  предпосылками,  определяющими

индивидуальное своеобразие общей и специальной силовой подготовленности,

являются :

 -физиологические особенности архитектоники мышц;

 -энергетические возможности организма;

  -конституционные особенности мышечного развития .

  Средствами  развития  силовых  способностей  являются   силовые

упражнения, которые принято делить на три   большие группы:

 -упражнения с внешним сопротивлением (противодействие партнера , вес

предметов,  сопротивление  упругих  предметов,  тренажеров,  сопротивление

внешней среды;

 -упражнения с преодолением веса  собственного тела ;

 -комбинированные упражнения.

  Примерные комплексы силовых упражнений отражены в таблице  3.

 

 

Комплексы  силовых упражнений , используемые в подготовке борцов

 

Содержание упражнения   Дозировка   Методические указания  

 

Для развития мышц  брюшного   пресс

 

1.Подъем  ног из положения  на  5 х20 раз  Темп медленный, ноги

наклонной скамье головой вверх   в  коленях не сгибать

2.Сгибание туловища из положения   5х20 раз  Фиксировать спину в

лежа на наклонной скамье головой  грудном и поясничном

вниз (варианты: руки за  головой;  отделах

удержание отягощения; со

скручиванием  туловища)

3.Из стойки ноги врозь с гирей в  5х20 раз  

руке – наклоны вперед  с  каждой

последующим выпрямлением    рукой

4.Из положения стоя  (сидя) со  3кха2ж0 друаюз  в  пТруялмоови; щскер дучерижвааютьщ ее

штангой на плечах повороты вправо  сторону  движение начинать от

– влево    поясницы  

 

Для развития грудных мышц  

 

1.Жим штанги лежа с широким  3х10 раз  Фиксировать

хватом (расстояние между кистями  положение груди и таза  

80-85 см)

6 х  В каждом подходе  доб-

2.Жим штанги лежа узким хватом  (15+10+8+6+4+ ктьо лвиечс ешсттваон гпио,в чттоорбеын ий

3)

было до отказа  

3.Сдвоенное упражнение: жим  (3х10) + (3х10)  Фиксировать

штанги  широким хватом лежа на  раз  положение груди. Темп

наклонной скамье 45 град. Вверх   медленный

головой + то же, лежа вниз головой

4.Разводка  гантелей в стороны лежа  (3х10) + (3х10)  Руки полусогнуты  в

на спине + то же, лежа на  раз  локтях, фиксировать

наклонной скамье вверх   головой  грудь при   сведении рук

5.Тяга  веса  из-за  головы, лежа на  2х(3х15) раз  пФоиякссниирцоу в,а птрьи сжпиимнуая и и х

спине  к скамье

  21

 

Для развития дельтовидных мышц  (передних, средних и задних пучков)

 

1.Из основной стойки с гантелью  в  5х10 раз  Выполнять п оочередно

руке, подъем ее до вертикального  каждой  каждой рукой

положения   рукой

 

2.Из положения сидя с гантелями в  Фиксировать

руках, разведение рук в стороны до  х10 раз  позвоночонтидке лве  грудном

горизонтали  5

 

3.Из положения стоя  в наклоне, в  Фиксировать

опущенных руках гантели,  2х(3х10 раз)  положение спины с

разведение рук в стороны  прогибом в пояснице  

 

Для развития широчайших мышц  спины

 

Разновидности: хват

средний, узкий, сверху ,

1.Из виса  на перекладине,  5 подходов  снизу ; подтягивание до

подтягивание широким хватом  «до отказа»  касания грудью, до

касания лопатками

Свободной

5х30 раз  опираться  н рау ккоолйе но,

2.Тяга  гири   в   наклоне  каждой  фиксируя положение

рукой  спины

3.Из основной стойки со штангой на  х(3х10 раз)  нНаокглио пное лпурсооггннууттьы с, ппирниу  

плечах, наклоны вперед   3

4.Из положения сидя, тяга  через   Спину держать прямой;

 верхний блок до касания  лопаток  3х(5х10 раз)  движение выполнять

(на тренажере )  медленно

5.Из положения сидя с упором ног,  Фиксировать спину в

тяга  груза  через  нижний блок  3х(5х10 раз)  грудном отделе, тягу  

двумя руками широким хватом  начинать от поясницы  

 

Для развития трехглавых мышц  плеча  (трицепсов)

 

Расстояние между

1.Жим штанги лежа узким хватом 2х(3х10 раз)  кистями  - 8-10 см

2.Из положения сидя, штанга  в   Фиксировать

вытянутых вверх   руках, опускание  х5 раз  пвеорлтоижкеанлиьен опел еча  

веса  за  голову, спина прямая   3

(жим из-за  головы)

3.Сгибание рук в упоре   на  х(3х10 раз)  пАрмепдлеилтьнудаяа   движений

параллельных брусьях  2 22

 

Для развития двуглавых мышц  плеча  (бицепсов)

 

1.Из основной стойки, штанга  в   При   сгибании рук

опущенных руках, сгибание рук в  3х(3х10 раз)  фиксировать

локтевых суставах  положение спины

2.Из основной стойки с гантелями в  х20 раз  РазТнеомвипд мнеодслтеьн: нтоы йж. е в

опущенных руках, попеременное  каж3дой рукой  и.п. сидя

сгибание и разгибание рук

3.Из положения сидя на «станке»  с  Осуществлять тягу  

фиксированными локтевыми  х(3х10 раз)  ртоулкь вк ол озка т сечвеытх с гибания

суставами, тяга  груза  через нижний  2

блок  суставах

 

Для развития мышц  ног, таза   и   поясницы

 

1.Из стойки ноги врозь со штангой  Приседания

на груди (или на спине), глубокие  3х(3х15 раз)  осуществлять с прямой

приседания , стоя  на всей стопе  спиной

2.Разгибание ног в коленных  2х(3х10 раз)  Добиваться  полного

суставах через нижний блок, сидя  разгибания  ноги в  

на «станке» . Вес фиксирован на  коленных суставах

голени

3.Из положения лежа на животе,  2х(3х10 раз)  Работу в уступающем  

сгибание ног в коленных суставах,  режиме осуществлять

выполняя тягу  через нижний блок  плавно, медленно

(на «станке»). Вес фиксирован на

голени

 

Таблица  4

Тесты   для диагностики силовых способностей   студентов, занимающихся

спортивной  борьбой  

 

Оцениваемые силовые  Содержание теста  Оборудование,

способности  единицы   измерения

Диагностика  развития общей силовой подготовленности

Максимальная  Становая тяга   Динамометр на

изометрическая сила     длинной связи, кг

Кистевая динамометрия   Ручной динамометр, кг

Максимальная  Приседания с отягощением на  Штанга , кг  

динамическая сила   плечах  

Тяга  веса  до груди  Штанга , кг  

Жим лежа  Штанга , кг

Подтягивания с отягощением  Перекладина,  кг  23

Взрывная сила   Рывок штанги весом,  Штанга , секундомер,

составляющим 60% ПМ   сек.

Бросок гири   на дальность  Гиря , см  

Силовая  Тяга  лежа. Вес штанги 40%  Штанга , закрепленная

выносливость  ПМ , время – 1 мин.  доска , секундомер, кол-

Подъем  штанги на грудь с  во раз

пола . Вес 40% ПМ , время – 1  Штанга , секундомер,

мин.  кол-во раз

Диагностика  развития специальной силы борца

Максимальная сила   Бросок партнера   собств. веса   Манекен , кг

и выше, 1 ПМ , 105% ПМ  

Максимальная  Переворот на мосту с  Пояс, мешок с песком,

динамическая сила   отягощением  сек

Взрывная сила   Бросок манекена весом 60%  Манекен , время (сек.)

ПМ  5 раз

Силовая выносливость  Серийное приседание с  Партнер, секундомер,

партнером на плечах весом  кол-во раз

40% ПМ , 1 мин.

 

ПМ   –  повторный  максимум (предельное  число  возможных  повторений

упражнения  до отказа  с постоянной величиной отягощения).

  Руководящая  роль  в  процессе  обучения   в  спортивной  борьбе

принадлежит  преподавателю-тренеру .  Это  проявляется   в  руководстве

обучением (планирование,  организация и контроль),  руководстве  в  процессе

обучения  (управление и оптимизация  процесса  обучения ) и руководстве через

обучение (формирование личности обучаемых).

  Эффективность  процесса   обучения  зависит  во  многом  от  условий

социально-педагогических и психолого-дидактических.

  К  первой  группе  условий,  обеспечивающих  успешность  процесса  

обучения   студентов,  относятся :  наличие  квалифицированного,  творчески

работающего  преподавателя -тренера ;  создание  сплоченного,  дружного

коллектива  занимающихся ;  наличие  благоприятного  психологического

климата; материально-технические  условия (зал,  ковры ,  тренажеры ,  учебно-

методические  пособия ,  средства   восстановления  и  т.д.);  соблюдение  правил

гигиены и режима занятий и отдыха .

  Ко  второй  группе  условий  можно  отнести:  достаточный  уровень

сформированности  мотивов  к  занятиям  борьбой,  обеспечивающий  интерес

студентов  к  самостоятельной  учебно-познавательной  деятельности  под  

руководством  преподавателя ;  высокий  уровень обученности занимающихся ,

соответствующий этапу их обучения; соблюдение дидактических принципов и

правил организации учебно-воспитательного  процесса ; применение активных

форм   и   методов обучения  (5, с.212).

 

 

  24

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Целью  физического  образования  является   удовлетворение  объективной

потребности человека  в приобретении специальных знаний, умений и навыков

в  процессе  его  развития .  Физическое  образование  представляет   собой

непрерывный  процесс  воспитания  гармонично  развитой  личности,

формирования его физического, интеллектуального  и духовного  потенциала . В

круг обязанностей  каждого  специалиста,  работающего  в   сфере   физической

культуры , входит работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья  

молодежи,  формирование  потребности в физическом  совершенствовании  и

здоровом образе жизни.  

  Феномен   спорта  представляет   собой  обобщенную  категорию

деятельности человека ,  исторически  сложившуюся   в  форме соревнования   и

подготовки к нему .  Спорт   тесно связан со  сферой физического  образования.

Однако его цели несколько иные. Деятельность человека  в спорте нацелена не

только  на  совершенствование  физической  подготовленности,  волевых  и

духовных качеств личности, но, главным образом, на достижение предельных

результатов в избранной специализации.

В  основу   новых  подходов  к  организации  физического  воспитания  

студентов  отделения  спортивной  борьбы   должен   быть  заложен   принцип  

индивидуализации,  актуализирующий  ведущую роль  личности  студента  в

определении  целей  и  меры   физических  нагрузок.  Предлагаемая  нами

концепция  подготовки борцов в рамках университета, когда в центре   внимания  

находится   личность студента,  его  потребности,  обеспечивает   более  высокий

уровень самореализации будущих специалистов.

  Накопленный  в  университете  опыт  работы  по  данной  методике

показывает,  что занятия   спортивной  борьбой  позволяют  достичь  заметных

результатов в повышении потенциала  физической культуры   каждого   студента,

занимающегося   на  цикле  спортивной  борьбы   университета:  значительно

улучшить  его  телосложение,  избежать  негативного  воздействия  

гиподинамического  синдрома,  существенно повысить уровень его  физической

и умственной работоспособности.  

  Борьба  – это спорт   сильных и смелых людей. Однако это не означает , что

борьбой могут заниматься  только сильные и здоровые люди. Все  эти качества  

приобретаются  в процессе  занятий данным видом спорта. Поэтому заниматься  

борьбой  в  равной  мере   могут студенты подготовительной  и основной групп

здоровья ,  получившие  на  это  разрешение  врача ,  только  лишь нагрузки,

создаваемые для  них в процессе занятий, должны быть различны в зависимости

от  степени  их  подготовленности.  Следовательно,  в  зависимости  от

поставленной цели, борьба  может  быть средством общефизической подготовки

и  средством достижения спортивного  мастерства . Все  это зависит от состава  

группы тренирующихся  и поставленной цели.  25

  Однако  необходимо  помнить,  что  для   достижения  определенных  

спортивных результатов,  повышения спортивного  мастерства   и  даже просто

физического  развития   человека   необходимы регулярные,  круглогодичные и

правильно  организованные  занятиях  под   руководством  специалиста  при  

постоянном медицинском контроле.

 

 

Основная литература  

 

1. Галочкин Г.П. Самбо:  спортивное и боевое / Г.П.Галочкин. – Воронеж :

«Черноземье», 1997. – 256 с.

2. Греко-римская борьба : Учебное пособие / Под  общей ред . А.Г.Семенова  и  

М .В.Прохоровой. – СПб.: Изд -во СПбГУЭФ , 2000. – 314 с.

3.  Замятин Ю .П. О равновесии в борьбе: Учебное пособие / Ю .П.Замятин. –

СПбГАФК, 1998. – 53 с.

4. Лубышева Л .И . Физическая культура   и   молодежь: Учебное пособие / Л .И .

Лубышева, А.В.Лотоненко, А.С.Игнатьев . – М .: ТиПФК, 2000. – 182 с.

5. Шахмурадов  Ю .А.  Вольная борьба  /  Ю .А.Шахмурадов. –  М .:  Высшая

школа , 1997. – 187 с.

 

Дополнительная литература  

 

1. Алиханов И .И .Техника  и тактика   вольной борьбы / И .И .Алиханов. – М .:

ФиС, 1986. – 304 с.

2. Бальсевич  В.К.  Физическая  культура   для   всех  и  для   каждого /

В.К.Бальсевич. – М .: ФиС, 1988. – 208 с.

3. Выдрин  В.М .  Введение  в  профессиональную деятельность:  Учебное

пособие для  физкультурных вузов / В.М .Выдрин. – СПб: ВИФК, 1995. –

120 с.  

4. Кун Л. Всеобщая история  физической культуры   и   спорта / Л .Кун; пер. с

венгер. – М .: Радуга , 1982. – 390 с.

5. МедведьА.В.Совершенствование  подготовки  мастеров  спортивной

борьбы  /А.В.Медведь, Е .И .Кочурко. – Минск: Полымя, 1985. – 144 с.

6. Мильнер  Е .Г.  Формула   жизни:  медико-биологические  основы

оздоровительной физкультуры  / Е.Г.Мильнер. – М .: ФиС, 1991. – 112 с.

7.  Рыбалко  Б.М .  Силовая подготовка   борцов /  Б.М .Рыбалко.  –  Минск:

Беларусь, 1971. – 96 с.

 

     Электронный  каталог Научной  библиотеки. – (http: //www.lib.vsu.ru/)

 

 

 

 

 

  26

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

1. Спортивная борьба  в физической культуре   народов мира :

исторические аспекты……………………………………………………………. 4

 

2. Программное содержание курса  спортивной борьбы ………..…………….  7

 

3. Контрольные нормативы по общефизической подготовке (ОФП) и

специальной подготовке …………...…………………………………………... 10

 

4. Общая и специальная подготовка  борцов на основном отделении ..…….. 16

 

5. Развитие и совершенствование силовых способностей борцов ………….. 19

 

Заключение………………………………………………………………………  24

 

Литература   ……….……………………………………………………………..  25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

Учебно - Методическое пособие ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РУКОПАШНОМУ БОЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Одним из эффективных методов физического воспитания   являются занятия по рукопашному бою. Решая специфические задачи, занятия по рукопашному бою играют в то же время существенную роль в нра...

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)

   Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в ...

План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петер

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУ...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...