Прыжки, как профилактика гипокинезии у водителей автотранспорта
методическая разработка по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
В нашем лицее обучаются юноши от 15 до 20 лет – 580 учащихся. Готовятся две профессии: автомеханики с правами категории «В» и «С» и газосварщики. Из 21 группы – 3 группы сварщиков и 18 групп автомехаников.
Проводя учебные занятия, первенства лицея, и участвуя в районных и городских соревнованиях, я заметила, что учащиеся нашего лицея успешно занимаются и выступают в соревнованиях по игровым видам спорта.
Поначалу я говорила, что у нас «игровой» лицей. Но, общаясь с коллегами-автомобилистами, своим мужем – водителем автобуса, я начала изучать методическую литературу по профессионально-прикладной физической подготовке. И нашла объяснение игровой наклонности наших учащихся в научной литературе.
Труд водителя автотранспорта относится к одной из наиболее ответственных и напряженных форм деятельности, хотя только 25 % мышц тела активно участвует в процессе работы. Основная нагрузка падает на мышцы рук, глаз, голеней и стоп. Совершается от 30 до 120 действий в минуту, однако общий уровень энергозатрат невелик.
Для того, чтобы сбалансировать нагрузку по основным группам мышц и подготовить их к предстоящей профессиональной деятельности мною было принято решение использовать такую форму двигательной деятельности, как прыжки.
Прыжки – ценные физические упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм учащихся.
Многообразие прыжков позволяет с помощью них решать задачи на развитие разных способностей.
С их помощью можно развить силу мышц ног, быстроту реакции, ловкость, точность движений и координационные способности.
Для воспитания скоростно-силовых качеств, используют многократные, через препятствия, на одной и двух ногах, прыжки.
Для развития устойчивости к выполнению работ в вынужденной позе сидя используются прыжки с поворотами.
Прыжки через препятствия связаны с некоторым риском, поэтому воспитывают решительность, смелость, концентрацию внимания, эмоциональную устойчивость.
Рабочая поза сидя (сгибы в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах) и низкая интенсивность работы мышц нижних конечностей приводит к ухудшению подвижности этих суставов.
Подвижность в суставах является тем благоприятным фоном, той резервной средой, которая стимулирует развитие, как физических качеств, так и прикладных навыков, способствующих более качественному выполнению профессионально-прикладных приемов.
Прыжки используют для улучшения подвижности в суставах.
Для работников сидячей профессии, которыми являются автомобилисты, позвоночный столб несет большую нагрузку. Особенно полезны - повороты, вращения туловища, наклоны его в стороны, вперед, прогибы назад. Эти движения улучшают кровоток в мышцах околопозвоночной области, способствуют лучшему восстановлению. Эффективны прыжки, приседания, выпады, ходьба с высоким подниманием бедра.
За счет сведения плеч ограничивается подвижность грудной клетки, изменяется частота и глубина дыхательных движений, управляя автомобилем на городских улицах, он часто оказывается в ситуации близкой к аварийной. В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять необходимые операции по управлению автомобилем в очень быстром, навязанном темпе, близком к пределу его психофизиологических возможностей. В таких случаях ежесекундно водитель осуществляет приблизительно 10 разного рода операций, совершает минимум 2 наблюдения и принимает от 1 до 3 решений. По своей напряженности один час работы в условиях интенсивности движения соответствует шести часам деятельности человека занятого тяжелым физическим трудом.
Таким образом, длительное и значительное нервно-эмоциональное напряжение, ограничение мышечной деятельности, неблагоприятные условия в кабине и нерациональный режим труда и отдыха приводят к снижению работоспособности.
Для развития профессионально-важных психофизиологических качеств и профилактики профессиональных заболеваний рекомендуются, в первую очередь, активные занятия видами спорта, которые развивают определенные функции, специальные физические упражнения, в том числе и прыжковые, способствующие лучшей подготовленности учащихся к трудовой деятельности, высокой производительности труда, быстрой адаптации к часто меняющимся ситуациям на дороге.
Обратим внимание на один из основных факторов, оказывающий неблагоприятное воздействие на будущую рабочую специальность наших занимающихся.
Гипокинезия: неравномерная загруженность мышц, застойные явления в области таза и нижних конечностей, рабочая поза сидя, несколько наклонившись вперед, монотонность и однообразие рабочих движений.
Новые формы труда предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе, органам чувств. Для эффективного управления современной техникой необходимы хорошо развитые многие качества: быстрота восприятия обстановки и переработка за короткий промежуток времени, полученной информации, быстрота переключаемости реакции и внимания, высокая точность движений, а так же способность длительно сохранять работоспособность в условиях малой подвижности.
Наряду с физической подготовкой нельзя забывать и о психологических требованиях к профессии: чувство риска, смелость, самообладание, решительность, эмоциональная устойчивость. Эвристические способности – предвосхищение событий, тактическое чутье.
Физические упражнения, как фактор адаптации, имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями. С помощью их может быть обеспечен большой эффект: за более короткий срок лучше развиты нужные качества и прикладные навыки. Это доказано многими научными экспериментами.
Опираясь на научно-методическую литературу я использую в своей работе контрольные упражнения и зачетные нормативы, отвечающие требованиям к двигательным качествам будущей профессии наших учащихся. Вот некоторые из них, используемые в разделе ППФП на 1 курсе: на развитие координации рук и ног: метание на заданное расстояние гранаты и мяча, прыжки, а именно четверной многоскок на заданное расстояние, передача мяча для большого тенниса в парах с ловлей только сверху правой и левой рукой. На переключение внимания: упражнение в парах с двумя баскетбольными мячами: один – передача двумя руками от груди, другой – передача с отскоком от пола.
На 1 курсе раздел ППФП выделен в отдельный раздел учебной программы. А на более старших курсах ППФП включена в разные разделы программы: легкую атлетику, спортивные игры и раздел общей физической подготовки.
Мною представлен мониторинг на контрольные упражнения: протоколы и диаграммы результативности одной из групп автомехаников за 3 года (с 1 по 3 курс). Я постоянно отслеживаю полученные результаты своих учащихся с момента поступления до выпуска.
Конечно, в своей работе я использую не только прыжки, передачи и метания. Большое место занимают спортивные игры: футбол и мини-футбол, баскетбол и стритбол, волейбол и настольный теннис. Я сама очень люблю спортивные игры и учащимся прививаю любовь к ним, а так же знания и умения из тех разделов спортивных игр, которые помогают развивать и совершенствовать профессионально-важные физические качества и двигательные навыки.
В ППФП водителя автотранспорта ведущими прикладными видами спорта являются волейбол, баскетбол и настольный теннис. Такие элементы волейбола, как верхняя передача мяча над собой, в движении, прием подачи, прямая нацеленная подача.
Элементы баскетбола – ведение мяча, передачи 1 и 2 руками, броски по кольцу – развивают необходимую для этой профессии подвижность и ловкость мышц кисти, точность движений, координацию, динамическую выносливость рук и плечевого пояса.
В раздел спортивные игры; на учебных и факультативных занятиях я использую, рекомендуемые элементы спортивных игр и из раздела – волейбол: верхняя передача над собой и в парах, прием подачи, на старших курсах – нацеленную подачу. Из раздела баскетбол – ведение мяча, ведение с обводкой препятствий и пассивных соперников. Ведение с остановкой по сигналу. Передачи от стены, в парах, по кругу. И конечно всевозможные броски по кольцу с разных дистанций.
Соревнования так же являются хорошей тренировкой для нервной системы. Учащиеся перестают бояться непривычного, учатся принимать решения в неожиданных ситуациях. С помощью игр развиваются многие двигательные качества, в том числе и ловкость. Непременным показателем, характеризующим ловкость, является так же точность выполнения движений, способность быстро перестраиваться в меняющейся игровой ситуации, как раз те эвристические способности, которые являются психологическими требованиями к профессии наших учащихся.
Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. В системе занятий эти способности совершенствуются и в трудовой деятельности, оказываются ценными и необходимыми. Так же спортивные игры вырабатывают двигательную память, формируется автоматизм движений. Трудно переоценить значение игровых видов спорта и для нервно-психической сферы. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, согласно воззрениям И.П. Павлова, «заряженные» нервные центры в коре головного мозга, а те в свою очередь стимулируют деятельность всех внутренних органов (так называемая картико-весцеральная связь).
Применение соревновательного метода ускоряет развитие волевых качеств. В эпоху автоматизации, механизации и компьютеризации характер трудовых операций видоизменился и вызывает необходимость развивать определенные двигательные навыки и реакции. Оттачивать их можно с помощью правильно подобранных упражнений и спортивных игр.
Такие упражнения, выполняемые систематически избавляют организм от последствий гипокинезии и гиподинамии, создают условия для его готовности к экстренной мобилизации резервов и предупреждению нарушения здоровья.
На своих занятиях, используя вышеперечисленные упражнения и двигательные действия, элементы спортивных игр и сами игры, учащиеся нашего лицея оттачивают жизненно-важные, профессионально-необходимые – физические, психологические и морально-волевые качества, что является первоочередной задачей ППФП.
Использованная литература.
- В.М. Баранов «Ф.к. и с.» 1987 г.
«Физкультура для тех кто за рулем»
- Н.Ф. Герепа СПб университет 2004 г.
«Развитие и поддержание подвижности в суставах в процессе занятий по физической культуре»
- И.П. Залетаев М. 2006 г.
«Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профтехобразования»
- В.А. кабачков, С.А. Полиевский 1982 г.
«Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ»
- Г.И. Куценко, И.А. Жашкова М. 1982 г.
«Проведение гигиенических мероприятий при обучении подростков рабочей профессии»
- Н.И. Косилина, А.П. Колтановский М. «Ф.к. и с.» 1985 г.
«Производственная гимнастика при монотонном труде»
- Н.И. Косилина, С.П. Сидоров М. «Знание» 1988 г.
Гимнастика в режиме рабочего дня»
- Н.А. Мусаелов, журнал «Физкультура и здоровье», М. 1982 г.
Комплекс «Как не уставать за рулем»
- Н.А. Мусаелов, Л.Н. Нифонтова, М. 1985 г.
«Производственная физическая культура в трудовом коллективе»
- Р. Нордемар М. 1991 г.
«Боль в спине»
- Ю.А. Орешкин М. 1980 г.
«К здоровью через физкультуру»
- С.А. Полиевский, И.Д. Старцева 1988 г.
«Физическая культура и профессия»
- Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын М. 2001 г.
«Физическая культура»
- Б.Н. Рогатин 1986 г.
«Физкультуру в повседневную жизнь»
- П.З. Сирис, В.А Кабачков М. 1988 г.
«Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников»
- Ф.Т. Ткачев 1977 г.
«Физическая культура в трудовом процессе»
- Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов М. 2006 г.
«Теория и методика физического воспитания и спорта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние автотранспорта на экологию городов и сел
Исследовательская работа выполнена учащейся 10 класса. В работе проведен анализ литературы по проблеме исследования. Проведены практические исследования автотранспорта на территории села. Сформу...
ШКОЛА ПРЫЖКА НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ СПОСОБОМ «ФОСБЕРИ-ФЛОП»
Вопросы начального обучения в научно-методической литературе раскрыты достаточно полно, однако практика показывает, что даже у спортсменов в технике прыжка в высоту встречаются значительны...
урок физической культуры «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки» 5 класс (со здоровьесберегающими технологиями)
Цели и задачи урока:Образовательная: обучать прыжкам со скакалкой, закрепить перестроение из одной...
План-конспект урока по физической культуре «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки»
Тема урока: «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки».Цели: Образовательная цель:- расширение компетенции у учащихся за счет включения в понятийную б...
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"
Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...
Презентация "Профилактика ДДТТ с участием водителей веломототехники"
Презентация может быть использована как наглядный материалк выступлению на родительском собрании....
СТАТЬЯ "ПРОФИЛАКТИКА ГИПОДИНАМИИ И ГИПОКИНЕЗИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при инвалидности, - это активный отдых и организованная физическая деятельность, с этими задачами можно справиться ср...