Методика проведения подвижных игр с младшими школьниками в различных организационных формах физического воспитания.
методическая разработка по физкультуре по теме

Данилова Наталья Витальевна

В данном материале описаны подвижные игры, а так же даны методические рекомендации по их использованию в различных формах физкультурного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения подвижных игр с младшими школьниками в различных организационных формах физического воспитания.

Спортивно - игровой метод физического воспитания нашел широкое применение в практике работы по физической культуре и спорту с детьми дошкольного возраста, с учащимися общеобразовательных школ и лицеев, со студентами колледжей и вузов, с призывниками и военнослужащими, с взрослым населением.

Игра является одним из важнейших средств формирования у детей и подростков высоких нравственных физических качеств. Особенно большое место они занимают в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста, так как игры благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья.

  Диапазон применения  подвижных игр очень широк:

-Они могут быть составной частью урока и служить для обучения, тренировки и проверки подготовленности учеников;

-Применяться во внеурочных занятиях (на переменах, на спортивных праздниках, экскурсиях, в походах, в спортивных лагерях);

 В начальных классах доля подвижных игр и упражнений игрового характера составляет приблизительно  около 70%  всего учебного времени на уроке. Основой учебного материала в 1-4 классах являются сюжетные игры с речитативом.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр младших классах:

Развитие ловкости, быстроты, гибкости.

Закрепление и совершенствование двигательных действий.

Обучение согласованным действиям в паре, тройке, команде.

Классическое построение урока физической культуры подразумевает наличие в его структуре трех основных частей, подготовительной, основной и заключительной. Желательный подбор игрового материала, как основного средства физического развития, в начальных классах, будет способствовать эффективному решению учебно-воспитательных задач в каждой части урока. Основу игрового материала для подготовительной части урока составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность 5-7 минут, а учебное содержание включает в себя  общеразвивающие и строевые упражнения.

Максимальная продолжительность игр 10-15 минут, они проводятся в основной части урока и по степени воздействия относятся к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя: одна из них связанна с выбиванием игроков, вторая- с наличием штрафных очков. Первый способ является более простым и наглядным. Зато второй - позволяет ученикам, независимо от уровня физического развития, участвовать в состязании на протяжении всего игрового времени.  Главная роль в руководстве игрой на уроке принадлежит учителю. Он следит за ходом игры, определяет победителя. Содержание игры в начальных классах в отличие от содержания дошкольных  игр становится более сложным и требует от игроков соблюдения правил. Введение правил  в игровой процесс должно осуществляться постепенно, по ходу усвоения основного двигательного содержания.

Следующий момент, на который педагог должен обратить внимание – выбор водящего. Водящего или водящих назначает учитель. Мотивацией при этом может служить дисциплинированное поведение ученика или хорошее выполнение предыдущих заданий  учителя.

Для заключительной части урока также характерны малоинтенсивные  игры. Целью таких игр является постепенное снижение показателей эмоциональной и физической нагрузки в конце урока. Продолжительность игр 3-5 минут. (Лях  В. И. 1999)

Основными задачами, которые должны решать физкультурные мероприятия в режиме дня школы, являются: предотвращение умственной и физической перегрузки учащихся; рациональная организация физического и трудового воспитания учащихся; организация активного отдыха учащихся; укрепление здоровья школьников.

Для решения поставленных задач в режиме дня школы, наряду с уроками физического воспитания, предусмотрены следующие физкультурные мероприятия:

Гимнастика до занятий;

Динамический или спортивный час группах продленного дня;

Подвижные игры на переменах, прогулках;

Спортивные секции, праздники физической культуры, дни здоровья.

Основные требования к играм, используемым для проведения подвижной перемены:

 Должны соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста.

Простые игры, доступные по содержанию, которые бы вызывали интерес у детей.

Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность.

Предпочтение следует отдавать играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из нее по своему желанию.

Дозировка нагрузки с учетом подготовленности детей осуществляется за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. ( Фатеева Л. П. 2006, Минина Л. Н. , Луткова Н. В. 2003)

Основные особенности игр используемых на спортивных праздниках:

Игры, подбираемые для этой формы работы, как правило, игры- аттракционы и соревнования – поединки.

Игры- аттракционы - это особая группа упражнений, развивающая силу, ловкость, совершенствующая координацию движений, воспитывающая настойчивость, волю и хладнокровие.

Соревнования – поединки - это особая группа упражнений для двух участников, при выполнении которых выявляется победитель.

Эти игры не требуют громоздкого инвентаря, длительной подготовки инвентаря и специальной подготовленности участников.

«Подбери предмет», «Извилистой тропой», «Ударь по мячу».

Подвижные игры, используемые, в условиях летних пионерских лагерей направлены, на решение различных педагогических задач в условиях летнего отдыха детей. Данные игры группируются по разделам:

-Игры на площадке,

-Игры на местности,

-Игры на воде.

Подбор подвижных игр для секционных занятий  зависит от задач учебно-тренировочного процесса, возраста занимающихся, числа участников, инвентаря и места проведения. (Лях В. И. 1999)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная эстафета.Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры

Спортивные конкурсы для  всей семьи.Для чего необходимо применение подвижных игр на уроках физической культуры....

Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания

Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенс...

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности измене...

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста...

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...