Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме

В данном материале раскрыты целевые установки и принципы здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредств вам внедрениям в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровьем обучающихся.

    Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимает первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накаливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана.  Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

    В соответствии с Законом « Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям  государственной  политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.  Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих  различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённом мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет «Физическая культура»

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие  технологии предполагают  комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

проведение комплексной диагностики;

организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

пропаганда здорового образа жизни;

применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми;

   Работа с детьми занимает особое место в моей педагогической деятельности, создавая условия, способствующие мотивации старшеклассников к занятиям физической культуры и осознанному отношению к своему здоровью. Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:

утренняя гимнастика до занятий;

занятия в спортивных секций;

занятие в кружке «Юный стрелок»

внеклассные мероприятия физического воспитания;

уроки физической культуры;

   Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект. Основными в подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия, беговые упражнения не высокой интенсивности, дыхательные упражнения, игры с элементами дыхательной гимнастики. В основной части урока у детей формирую навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. Создаю такие условия, чтобы у ребёнка « появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. В заключительной части (5-7мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющие в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

  Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

    Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.

Конспект интегрированного урока по физической культуре и ОБЖ в 10-м классе

Мурзина Марина Александровна, учитель физической культуры

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей

Цель: Формировать сложно координационные способности обучающихся.

Задачи:

1. Совершенствовать верхнюю прямую подачу и прием мяча с подачи

2. Способствовать развитию координационных способностей обучающихся (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных движений).

3. Воспитывать коммуникативные навыки (взаимовыручки, толерантности).

4. Познакомить с влиянием пагубных привычек на организм человека.

Оборудование: сетка волейбольная, волейбольные мячи, гимнастические скамейки, плакаты, секундомер, 2 обруча.часть урока        содержание        время        методические указания        1. Построение, сообщение задач урока.        1мин        

2. Ходьба: а) перекатами с пятки на носок с круговыми движениями рук вперед, кисти к плечам; б) быстрая.        1мин        

3. Бег: а) скрестно правым, левым боком; б) по свистку – остановка с имитацией приема мяча снизу; в) змейкой с приставными прыжками правым, левым боком; г) спиной вперед; д) с имитацией нападающего удара.        2,5-3,5 мин        Следить за скоростью бега, соблюдать дистанцию

4. Ходьба: а) быстрая; б) с упражнениями на восстановление дыхания.         1 мин        

5. Общеразвивающие  упражнения в движении.        3-4 мин        

а) И.п.- руки перед грудью пальцы переплетены, 1-4 круговые движения кистями;        4-5 раз        Выполнять в виде волны, к себе, от себя

б) И.п.- руки перед грудью, 1,2,3 -надавливание пальцами одной руки на пальцы другой; 4 – расслабляем пальцы.        4-5 раз        

в) И.п. - руки в стороны, кисти сжаты в кулак, 1,2 – 2 круговых движения вперед кистями, 3,4 – 2 круговых движения назад кистями, 5,6 – 2 круговых движения вперед предплечьем, 7,8 – 2 круговых движения назад предплечьем.                 Локти не опускать

г) И.п. – руки к плечам, 1-4 – круговые движения вперед, 5-8 – круговые движения назад.        4-5 раз        

д) И.п. - руки к плечам, 1-шаг правой, поворот туловища направо, руки к плечам, 2-шаг влево, поворот туловища налево, руки к плечам, 3, 4-тоже.        4-5 раз        С максимальной амплитудой

Скручивание выполнять на каждый шаг

е) И.п. – руки к плечам, 1-выпад правой, руки в стороны, 2-и.п., 3-выпад вперед, руки в стороны, 4-и.п.        4-5 раз        

6. Перестроение в две команды.                  Основная часть.        1. Расстановка: игроки встают спиной к сетке в зонах 2, 3, 4 на двух площадках, остальные в колонну по одному в зоне 1 на одной площадке, мячи у игроков у сетки.

Схема выполнения: игрок в зоне 2 выполняет передачу двумя руками сверху первому игроку в колонне. Тот выполняет прием мяча снизу и возвращает мяч обратно, перемещается приставными шагами параллельно сетке в зону 6, получает мяч от игрока из зоны 3 и выполняет прим мяча снизу, возвращая его назад и т.д. Пройдя по кругу зоны 2, 3, 4, 2,3, 4 (на другой стороне площадки), возвращается и встает в конец колонны. Выполнить 4-5 раз.        5-6 мин        Принять правильное исходное положение перед приемом мяча

Выполнять точно передачу назад игрокам у сетки

2. Расстановка та же, что и в упражнении №1.

Схема выполнения: игрок из зоны 1 выполняет верхнюю подачу мяча на игрока в зоне 2, тот принимает мяч снизу, догоняет, ловит и отдает мяч игроку, выполнившему подачу. Игрок из зоны 1 перемещается приставными шагами в зону 6 и выполняет верхнюю подачу на игрока в зоне 3, тот принимает мяч снизу, догоняет, ловит его и возвращает его назад и т.д. Пройдя по кругу зоны 2, 3, 4, 2,3, 4 (на другой стороне площадки), возвращается и встает в конец колонны. Выполнить 4-5 раз        5-6 ми        Игроки встают за линию подач или чуть ближе

Подачу выполнять точно на игрока, стоящего у сетки

3. Расстановка: Игроки работают в паре. Один из них подает, другой – принимает. Принимающие стоят в зоне 1,5,6 друг за другом. Подающие в зону 1 стоят в зоне 5, в зону 6 – в зоне 6, в зону 5 – в зоне 1 на другой стороне сетки.

Схема выполнения: Принимающий игрок стоит ближе к лицевой линии. Подающие стараются выполнить подачу точно в зону своего игрока. Игрок, который выполняет прием мяча, после приема старается мяч догнать, поймать и уйти за лицевую линию своей площадки.        5-6 мин        Можно провести в виде игры, выигрывает команда, выполнившая больше результативных подач или результативных приемов

4. Круговая тренировка в сочетании с теорией - “Влияние табака на организм человека”.

1) Упражнения на мышцы брюшного пресса (Желудочно-кишечный тракт).

2) Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке (Мышечная и половая системы).

3) Челночный бег по 10м (Дыхательная система).

4) Передача мяча сверху на точность в цель на стене (Центральная нервная система).

5) Прыжки через скамейку боком (Сердечно - сосудистая система).

6) Прием мяча снизу от стены (Пассивное курение).        7-8 мин по 25-30 сек на выпол. упр.        Теоретический материал напечатан на листах, развешан на станциях

Сначала дети читают информацию, а потом выполняют упражнения и переход на следующую станцию

Заключительная часть.

        1.Игра “ Пролезть в обруч”.

Все игроки встают в круг, взявшись за руки. Руки 2-х игроков, стоящих рядом проходят внутри обруча. Нужно не разрывая рук, пролезть каждому игроку через обруч (внутри) и вернуть его на место.

2.Подведение итогов.        3-4 мин

1мин        При выполнении задания обруч не должен касаться пола, руки разрывать нельзя, разговаривать нельзя.

Станция № 1 “Желудочно-кишечный тракт”.

От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает также пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть проявлением гастрита, язвенной болезни желудка. Среди мужчин, заболевших язвенной болезнью желудка, 96-97% курили. Употребление табака повышает риск заболевания раком ротовой полости, горла, губы, гортани, пищевода, желудка, почек.

Задание: упражнения на мышцы брюшного пресса.

Станция №2 “Мышечная и половая системы”.

Курение может быть главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации (удалению) нижней конечности.

Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости – импотенции.

Задание: сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке.

Станция №3 “Дыхательная система”.

Курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. Велика роль курения в возникновении туберкулеза, т.к. 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

Задание: челночный бег по 10м.

Станция№4 “Центральная нервная система”.

Никотин – очень сильный нервный яд. Смертельная доза для человека составляет 0,01-0,08 г. При выкуривании одной сигареты в дым переходит 10% смертельной дозы никотина, из которых 25% попадает в легкие курильщика, остальное остается в воздухе, которым дышат окружающие. Никотин в больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность центральной нервной системы, что проявляется в снижении трудоспособности, дрожании рук, ослаблении памяти.

Задание: передача мяча сверху на точность в цель на стене.

Станция №5 “Сердечно - сосудистая система”.

Окись углерода, содержащаяся в табаке, уменьшает количество кислорода, поступающего к сердечной мышце. А никотин вызывает подъем частоты сердечных сокращений, кровяного давления, увеличивает количество работы, производимой сердечной мышцей, вследствие этого увеличивается ее потребность в кислороде. Никотин и окись углерода увеличивает сужение артерий, образование тромбов, что приводит к инфаркту миокарда. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6-10 мин.

Задание: прыжки через скамейку боком.

Станция №6“Пассивное курение”.

В комнате площадью 50 кв. м, где выкуривают 6 сигарет за 2 часа, некурящий человек получает такую же дозу никотина и других табачных ядов, как будто он сам выкурил 1 сигарету.

В семьях курильщиков некурящие члены семьи в среднем на 20% чаще заболевают раком желудка и легких, чем в семьях, в которых не курят. Ежегодно фиксируется до 1000000 случаев бронхиальной астмы у детей, родители которых курят.

У детей, в семьях которых есть активные курильщики, почти 3 выше уровень тяжелых аллергических реакций.

Задание: прием мяча снизу от стены.        



Предварительный просмотр:

Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей

Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, в выработке потребности регулярно и систематически использовать физические упражнения для укрепления своего тела и духа.

"Физическое воспитание по цели ничем не отличается от воспитания нравственного, эстетического. Целью любого воспитания является формирование конкретных убеждений, определенной системы ценностей. Формируя потребности и интересы, происходит воздействие на душевную и психическую сферу человека. В современной возрастной педагогике и психологии (в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова) разработана концепция, согласно которой основу психологического развития личности человека составляет специфический процесс присвоения достижений предшествующих поколений. К таким достижениям можно отнести и спортивную, физкультурную деятельность".

Спортивная, физкультурная деятельность влияет на качественные изменения их личности, способствует формированию чувства "взрослости", основ самосознания, рефлексии на собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности совершенствуется умение подростка учитывать чувства, интересы, позиции других людей, развиваются отношения эмпатии, потребность принести благо людям, а это уже является формированием основ социальных, что имеет большое значение, особенно в переходном подростковом возрасте. Поэтому так важно формировать у подростков положительную мотивацию и устойчивый познавательный интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Как известно, основным средством физического воспитания являются физические упражнения, следовательно, они могут, служить условием воспитания интереса у школьников к физической культуре.

Физические упражнения укрепляют и оздоравливают организм, повышают его функциональные возможности. Занятия физической культурой положительно воздействуют на психику, на эмоциональную сферу.

Физические упражнения являются осмысленным актом поведения с одновременным участием и психических и физических категорий личности.

В оценке терапевтического влияния физических упражнений следует учитывать, что их действие способно стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее влияние физических упражнений осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм характеризуется усилием нервных связей, которые развиваются между функционирующей мышечной системой, корой головного мозга и любым внутренним органом.

"Мышечная деятельность, создающая доминанту двигательного анализатора (А.А. Ухтомский) или функционирующих нервных центров (И.П. Павлов), прежде всего, повышает тонус центральной нервной системы. Мышечная работа изменяет функцию внутренних органов, системы кровообращения и дыхания. Дозированную мышечную деятельность при применении физических упражнений можно расценивать как фактор, способствующий восстановлению вегетативных функций, нарушенных болезнью".

Под воздействием физических упражнений выравнивается течение основных нервных процессов - повышается возбудимость при возросших тормозных процессах, развиваются тормозные влияния при выраженном патологическом раздражении. Регулярное применение дозированных физических упражнений способствует формированию нового динамического стереотипа, устраняющего или ослабляющего патологический стереотип, что содействует ликвидации болезни или функциональных отклонений во внутренних системах. "Системы физических упражнений, физические тренировки можно рассматривать как фактор, усиливающий подвижность физиологических процессов, повышающий иммунобиологические свойства организма. К подобному заключению пришли Э. Бесси и П. Фантем, Н. Тенбалл (Великобритания) - физические упражнения могут улучшить здоровье, воспрепятствовать болезни, смягчить ее воздействие".

Большое значение имеет физическое воспитание в компенсации отставания в развитии двигательных, физических качеств - быстроты, силы, координации движений, выносливости, гибкости. Мышечная нагрузка способствует активизации всех процессов в организме больного ребенка, благотворно влияет на центральную нервную систему. С помощью многочисленных средств и специальных методов физического воспитания можно целенаправленно воздействовать на имеющиеся аномалии двигательной и психической сферы детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, регулярные физические упражнения вызывают в организме человека определенные изменения (по данных биохимических и психофизиологических методов исследования). "Стимулируется становление стереотипов, то есть вырабатывается потребность в совершении определенных действий. В их основе лежат физиологические действия, порожденные переживанием человеком чувства "мышечной радости" (И.П. Павлов), подъем настроения, положительные эмоции, которые и составляют у человека основу для формирования интегральной оценки собственного здоровья".

Сущность человека, личности предполагает единство его биологической, психологической и социальной природы.

Развитие моторных функций может являться, и является на деле, одной из центральных сфер компенсации умственной недостаточности и обратно: при моторной недостаточности у детей происходит усиленно интеллектуальное развитие. Относительная независимость функций при их единстве приводит к тому, что развитие одной функции компенсируется и отзывается на другой.

В психологической теории и педагогической практике исследуются процессы развития, становления личности, коррекции неадекватного поведения детей и подростков.

"Еще И.П. Павлов установил, что форма поведения, действие не могут быть поняты до конца без рассмотрения в перспективе будущего, цели. Этот фундаментальный факт И.П. Павлов закрепил в гениальном термине "рефлекс цели". Существование препятствий создает "цель" для психических актов, то есть вводит в развитие психики перспективу будущего, а наличие этой цели создает стимул для стремления к компенсации: из способности возникает сила, из недостатков способности".

К детям с асоциальным поведением, в собственном смысле слова, могут быть отнесены функциональные случаи отклонения от нормы в поведении, развитии психическом, нравственном, физическом, а так же дети подросткового возраста, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья (сколиоз, зрение, сердечно-сосудистые заболевания, болезни нервного происхождения).

Наибольшее число случаев дисгармоничного развития приходится на детей с избыточной массой тела.

По мере вступления детей в стадию полового созревания отмечаются существенные изменения контингента здоровых учащихся. В период интенсивного роста и развития, когда происходит бурная перестройка нейроэндокринных механизмов и повышается активность желез внутренней секреции, отмечается, что за период с 1 по 8 классы число детей, относящихся к 1 группе здоровья уменьшается на 35%, одновременно вдвое возрастает 2 группа (детей с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья), в основном нарушения зрения, осанки, дисгармоническое физическое развитие. Примерно в два раза, возрастает так же число учащихся, имеющих хронические заболевания (3 группа здоровья).

За годы обучения в школе, дети буквально "обрастают диагнозами", особенно в период полового созревания. Все более актуальной становится проблема психического здоровья школьников, что объясняется значительным увеличением числа детей, испытывающих трудности при обучении, имеющие отклонения в поведении, эмоциональной сфере, различные невротические расстройства.

В динамике нервно-психических заболеваний отмечается общая тенденция - заметный рост функциональных расстройств ("пограничных" состояний). "По данным Всемирной организации здравоохранения, их частота за несколько последних десятилетий выросла более чем в четыре раза, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Число детей с этими расстройствами равняется примерно 25% от их общего числа". Среди факторов, обуславливающих "пограничные" нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте, особо следует отметить факторы, связанные с условиями жизни ребенка в семье, как биологического, так и социального характера. Это - алкоголизм родителей, конфликтные ситуации в семье, безнадзорность, воспитание ребенка в неполной семье, эмоциональная депривация, гипо- и гиперопека со стороны родителей. По данным исследователей, каждые четыре из пяти учащихся, страдающих невротическими расстройствами, воспитывались в семьях, страдающих напряженными межличностными отношениями, среди детей с "пограничными" нервно-психическими расстройствами в 33% случаев имели место, неблагоприятные семейные условия и конфликтная обстановка в семье, в 50% - алкоголизм родителей. Сочетание неблагоприятных социальных условий является основным фактором риска в возникновении различных нарушений нервно-психического развития детей и приводит вначале к школьной дезадаптации, а в пубертатном возрасте, при отсутствии своевременной коррекции, к манифестации психоподобных и психоорганических проявлений с наклонностями к асоциальным формам поведения.

Среди различных нервно-психических расстройств "пограничного" характера наиболее часто встречаются систематические и невротические проявления - раздражительность, нарушение сна, энурез, навязчивые состояния (тики, навязчивое стремление грызть ногти, волосы) и другие формы неврозов, в том числе логоневроз, задержки психического развития, различные отклонения в поведении и др.

Чтобы решить вопрос необходимо помнить, что воспитание является педагогическим процессом формирования разнообразных интересов. Важнейшим из них, как нам кажется, являются физкультурные (спортивные) интересы.

Направленность личности характеризуется интересами. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. В методологическом плане необходимо разделять:

Таким образом, можно утверждать, что физические упражнения являются одним из ведущих компонентов, условий воспитания интереса к физической культуре у детей и подростков, систематические занятия физической культурой и спортом способствуют перерождению личности асоциальной в личность социально значимую, а интерес к физическим упражнениям, будет являться условием сохранения психического, физического, социального здоровья детей и подростков. Игра как средство оптимизации психических свойств и состояний учащихся.

    Сегодня очень многие заговорили о всеобщем нездоровье нации. Об этом говорят и журналисты, и мамы, в страхе воспроизводящие на свет слабожизнеспособных и вечно болеющих малышей, и высокие государственные деятели. На это указывают и официальные данные, полученные в результате специальных медицинских осмотров. Например, по данным Минздрава, из 6 миллионов подростков 13-15 лет, прошедших профилактический осмотр, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. «Молодое поколение деградирует, на него свалилась психическая эпидемия! Мы вымираем!» Экология. Экономика. Политика. И…. деньги, деньги, деньги! В последние годы уровень заболеваемости школьников повысился: на 2,9% увеличился удельный вес болезней нервной системы, на 2,1%- костно-мышечной системы, на 1,4%- органов пищеварения; обычным является употребление алкоголя и наркотиков- 24,4%; 65,4%мальчиков и 18,5% девочек участвуют в драках; 12,9% мальчиков и 22,9% девочек указали на мысли о самоубийстве.

          Систематические занятия «вне интереса»- это систематическое пребывание ребенка в состоянии духовно-психической невыносимости – флустрации. Это состояние - основа для развития глубокого психического нарушения. Массовый рост курения и наркомании среди школьников происходит из-за глубокого угнетения и как следствия угасания интереса к живой жизни.

          Физическое воспитание - совершенно особый предмет, который  затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Адекватные формы физического воспитания способны  не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Ни на одном предмете во всей программе общеобразовательной школы ученик не получает столько знаний, навыков и умений, нужных для жизни, как на уроке физкультуры.

            Все чаще в печати и на телевидении уделяется внимание проявлению агрессивного поведения, причина которого - социальная напряженность в обществе. Усиливают психическую напряженность у школьников видеофильмы, печатные издания, пропагандирующие насилие. Школьники в этот период жизни не в состоянии произвести нравственный отбор в потоке поступающей информации. Накопление негативной информации изо дня в день, из года в год способствует привыканию школьников к проявлению агрессивности, она закрепляется в поведении, а личность в целом деградирует и распространяет свои действия в социальную среду. В этой связи - физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. В этом случае подвижные игры будут занимать важное место в педагогическом процессе. Учитывая относительную доступность подвижных игр, используя их многообразие в целях снижения отрицательных  психических образований у школьников на уроках физической культуры.

           В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм  с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

            Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В статье рассматривается возможность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Использование здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры

 В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...