Активизация двигательной деятельности учащихся. Урок в 1 классе
методическая разработка по физкультуре на тему

Рыбакова Лариса Владимировна

Урок в 1 классе.

Активизация двигательной деятельности учащихся.

          Каждый учитель знает, как непросто привить учащимся начальных классов интерес и устойчивое внимание к любому виду учебной деятельности, в том числе и к урокам физической культуры. Привитие интереса к учению – одна из важных задач школьного облучения, решая которые, мы можем воспитывать прочную привычку выполнять необходимую работу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_1_klasse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе.

Активизация двигательной деятельности учащихся.

       Каждый учитель знает, как непросто привить учащимся начальных классов интерес и устойчивое внимание к любому виду учебной деятельности, в том числе и к урокам физической культуры. Привитие интереса к учению – одна из важных задач школьного облучения, решая которые, мы можем воспитывать прочную привычку выполнять необходимую работу.

        На первых порах детей привлекает больше всего внешняя сторона обучения: сама обстановка занятий, красочный инвентарь, оформление мест занятий». Что тебе больше всего понравилось на уроке физической культуры?» - спрашиваю малышей. «Мне очень понравился наш школьный спортивный зал, мы дружно бегали и играли». «А мне понравились мячи. Их много и  они красивые».

        Для активизации  двигательной деятельности ребенка совершенно не безразлично, захвачен ли школьник прочесом обучения или учение оставляет его равнодушным. Постепенно учащихся начинает увлекать само содержание учебной работы. Поэтому важно придавать уроку соответствующую окраску, применять необычные формы проведения упражнений, делать урок занимательным.

       Занимательность на уроках физической культуры в 1 классе является одним из способов приблизить содержание учебного материала к возрастным возможностям детей, обеспечить преемственность дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения.

        Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь и усилить внимание детей, активизировать двигательную активность учащихся. Ребятам надоедает скучный схематизм стандартных уроков, шаблонное проведение упражнений. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы игрового настроения, делает урок эмоциональным и насыщенным.

В связи с эти заслуживает внимания проведение физических упражнений под стихотворные тексты учителя. Каждое упражнение носит сюжетный характер, а дети самостоятельно имитируют движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Такой прием развивает у детей любознательность, воображение, стимулирует образность движений.

    Вот  пример проведения с учащимися 1 класса комплекса общеразвивающих упражнений. (Рифмованные строчки, которые обладают ритмом, помогают ребятам выполнять упражнения)

«Ловля комара»

И.п.  – о. с., ноги не ширине плеч. Повороты туловища в вправо-влево, руки вверх, хлопок в ладоши. Вернуться в и.п. упражнение сопровождается рифмованным текстом, который читает учитель:

«Руки вверх поднять пора, чтоб поймать нам комара, а потом их дружно вниз – в стойку прежнюю вернись!»

«Самолет»

И.п. – о. с., ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоны туловища вправо и влево. Текст:  «Руки ставим  все вразлет, - появился самолет. Мах  крылом туда-сюда.  Делай – раз и делай  - два!»

3. «Флюгер»

И.п. – о.с., ноги вместе, руки за голову. Повороты туловища вправо и влево.

Текст: «Флюгер строится у нас, совращаемся сейчас. Ветер справа, ветер слева – флюгер вертится умело»

      4. «Дровосек»

И.п. – о.с., ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы в «замок». Наклоны вперед с глубоким выдохом. (Все хором произносят: «Бах!»)

Текст: «Дровосеками мы стали, топоры дружно подняли, и руками сделав взмах, по полену сильно – бах!»

5. «Карлики и великаны».

И.п. – о.с., присесть, руки положить на колени, голову опустить. Подняться на  коски, руки вверх, прогнуться.

Текст: «Чудеса у нас на свете, стали «карликами» дети, а потом все сразу встали, «великанами» мы стали».

6. «Мяч»

И.п. – о.с., Прыжки на обеих ногах.

Текст: « Скачет, скачет, скачет мяч, припустился резво вскачь. Скок, скок, скок, приземляйся на носок».

7. «На парад»

И.п. – о.с., Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.

Текст: «Сильный, смелый наш отряд дружно вышел на парад. Выше ногу, тверже взгляд, как в строю идет солдат!»

   Увлекает первоклассников выполнение движений под так называемые дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают рассказ соответствующими движениями, стараясь творчески воспроизвести всю ситуацию в действии (ходьба, бег, лазанье и др.) желательно, чтобы эти рассказы носили тематический характер и имели тоже стихотворную форму. Темы рассказов могут быть разные: «В походе», «В лесу», «Режим дня», «На прогулке» и т.д. Такой прием можно применять чаще всего во вводной части урока в качестве разминки. Этот вид работы с применением дидактических  рассказов требует тщательной  длительной подготовки, однако получаемый эффект оправдывает затраченные усилия.

       Вот один из примеров проведения вводной части урока подобным способом.

«В походе»

Дети идут в обход по залу в колонне по одному. Их ходьба сопровождается дидактическим рифмованным рассказом, который читает учитель: «Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем,  друг за дружкою идем»

 Ученики  подходят к гимнастической скамейке и разводят руки в стороны.

Текст: «Вот предстал овраг преградой, перейти его нам надо. Руки в стороны разводим, смело к бревнышку подходим»

Ребята друг за другом идут на носках по гимнастической скамейке.

Текст: « Все в затылок подровнялись, на носки быстро поднялись. На бревно тихо взошли – вот овраг и перешли».

Дети снова идут по залу. Затем переходят на ходьбу с высоким подниманием коленей. Текст: «По тропинке вновь шагаем, вдруг ручей в пути встречаем. Неужели здесь поворот? Нет, пройдем речушку вброд».

Дети подходят к наклонной гимнастической скамейке, закрепленной на гимнастической стенке, и передвигаются по ней на четвереньках, спускаясь затем вниз по стенке. Текст: «Дружно на берег крутой забираемся гурьбой, перешли на четвереньки и спустились по ступеньке».

Первоклассники продолжают идти по залу, совершая наклоны, различными движениями рук имитируя сбор ягод, переходя на ходьбу в полуприседе.

Текст: «Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника! Мы по ягоды идем, дружно ягоды берем. Ниже, ниже приседай, а теперь скорей вставай!».

Дети по сигналу учителя делают остановку, поворачиваются кругом и бегут по залу в другую сторону. Текст: «Снова вышли на дорожку, постояли тут немножко. Повернулись все кругом и пустились все бегом».

Ребята переходят на ходьбу и перестраиваются для последующих видов движений.  Текст: «Порезвились, поиграли, снова мы в колонну встали, и знакомою тропой класс отправился домой».

Хорошо воспринимаются детьми и подвижные игры, сопровождаемые диалогами, считалками. Они, как правило, захватывают всех ребят, даже обычно пассивных,  легко отвлекающихся от решения учебной задачи. Игры с текстом украшают урок, придают ему соответствующий колорит.

В начальной  школе, особенно в 1 классе, очень много подвижных игр со стихотворным текстом, такие, как «Два Мороза», «Гуси-лебеди»,  «Мы веселые ребята» и др. Наряду с ними есть игры без текста. Чтобы сделать их более увлекательными и эмоциональными, можно подобрать к ним незатейливые тексты, как для водящих, так и для всех играющих. Игра в этом случае приобретает новый вариант. Тексты должны быть краткими и легкими для произношения. Например, как в игре «Зайцы, сторож и Жучка». На одной стороне зала за линией располагаются игроки (серые и белые зайцы), на другой – огород, охраняемый сторожем и Жучкой. Сначала по сигналу выходят в огород серые зайцы, приседают со словами: «Зайцы серые сидят и капусту едят».                        

       Сторож на это отвечает: «У меня собаки злые, берегитесь их косые!». После этих слов выбегает Жучка и начинает ловить зайцев. Те, спасаясь от Жучки, бегут к себе в логово. Затем в игру вступают белые зайцы со словами «Зайцы серые сидят и капусту едят» - и ….              

т.д.  В конце игры ребята и учитель подсчитывают,  каких больше – серых или белых зайцев – было поймано Жучкой. Так определяется победитель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории.

Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель  расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако  больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен ...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории.

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания по теме: "Содействие процессу познанию на уроках истории, через активные формы деятельности"....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории

Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории

Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....