Методические рекомендации по написанию рабочей программы по физической культуре.
статья по физкультуре на тему

Серышева Людмила Александровна

Представлены разработки по теме "написание рабочей программы по предмету физическая культура. Данные методические рекомендации были рассмотрены на городском заседании учителей физической культуры г. Братска, получили положительную оценку и были рекомендованы к использованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»

Методические рекомендации

 по написанию рабочей программы по  физической культуре.

Подготовили: Серышева Людмила Александровна

Инякина Людмила Александровна,

учителя физической культуры

МБОУ "СОШ №40"

г.Братск

2012 год

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

Закон «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

    

     Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

     Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.

    

.

Структура рабочей программы.

     Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

титульный лист;

пояснительная записка;

содержание учебного предмета, курса;

тематический план;

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);

критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

список литературы (основной и дополнительной);

учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист содержит:

наименование общеобразовательного учреждения;

грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;

название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

указание класса, параллели, на которой изучается программа;

год составления программы.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № »

РАССМОТРЕНО

на заседании ШЦМО учителей физической культуры

                   МБОУ «СОШ № »

Протокол № _____________

от «   »       201  г.

Руководитель ШЦМО

_______________________

        (подпись)

СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

МБОУ «СОШ № »

Протокол № _____________

                    от «   »       201 г.

                   Руководитель НМС

 _________________________

(подпись)


УТВЕРЖДАЮ

«___» ___________ 201 г.

Приказ № _____________

Директор МБОУ «СОШ № »



_______________________

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Физическая культура»

для учащихся    классов

Образовательная область: физическая культура

Разработал:

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

201 г

    

     В пояснительной записке к программе должны быть отражены:

место учебного предмета «физическая культура» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;

роль учебного предмета в формировании двигательных умений и навыков, ключевых компетенций;

     Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

особенности организации учебного процесса по физической культуре в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню физической подготовленности учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;

предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, а также уровня физической подготовленности учащихся;

сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;

внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);

педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

     Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
     Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

     Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

     Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы.

      Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:

название раздела («Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности», «Физическое совершенствование»)

название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение;(«История физической культуры» -4 ч, «Гимнастика с основами акробатики» -12ч и т.д.)

требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения данной темы (например, обучающийся должен «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь опыт», «демонстрировать»);

содержание учебного материала (понятия, двигательные действия, подлежащие освоению, и др.).

     Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел  «Тематическое планирование» может быть представлен в виде таблицы:

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 1-4 классах

Раздел

Учебная тема

Количество часов

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1. Знания о физической культуре

1.1 Физическая культура

1.2 Из истории физической культуры

 1.3 Физические упражнения

2. Способы двигательной (физкультурной)  деятельности

2.1 Самостоятельные занятия

2.2 Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью

2.3 Самостоятельные игры и развлечения

3. Физическое совершенствование

3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность

3.2 Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:

гимнастика с основами акробатики

легкая атлетика

лыжные гонки

подвижные  и спортивные игры

Итого:

      В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:

основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом «физическая культура»;

конечная система знаний, способов деятельности;

перечень формируемых умений и навыков, способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.

уровни формирования УУД

Ученик научится: (например: измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость), вести систематическое наблюдение за динамикой)

Ученик получит возможность научиться:

(вести дневник наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности)

     Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

Календарно-тематическое планирование

     В календарно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.

     При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

     Форму календарно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

Календарно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

– Наименование раздела программы и количество часов на раздел.

– Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.

– Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала.

Тип урока.

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.

Формирование УУД

Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.).

Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).

Дата проведения. При составлении календарно -тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок. (см. пример)

Название  раздела : Физическое совершенствование (кол-во часов)

Планируемые результаты освоения содержания (освоение предметных знаний, базовые понятия):



Направления исследовательской работы, предусмотренные в процессе изучения раздела; темы проектов, на  каких уроках проекты презентуются…

Название раздела : Знания о физической культуре

№ урока

Тема урока

Урок

Тип урока

Оборудование и инвентарь

Характеристика деятельности учащихся

УУД



Форма контроля

Дата проведения урока по календарю

Дата фактического проведения урока

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1.

Физическая культура

Что такое физическая культура

Урок с образовательно-познавательной направленностью

Например: презентация «Мой друг – физкультура»

Раскрывать понятие «физическая культура»;

Характеризовать основные формы занятий (утренняя зарядка, уроки, игры во время отдыха)

Ориентироваться в понятиях «физическая культура»;

Характеризовать роль и значение утренней зарядки

Составлять комплексы утренней гимнастики

Входная проверочная контрольная работа

I неделя

    

       Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

    Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

     Раздел «Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, двигательных умений и навыков, а также уровень физической подготовленности обучающихся на предварительном, промежуточном и итоговом этапах изучения предмета «физическая культура».

      Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения учебного предмета, возрастным, психическим и физиологическим особенностям обучающихся, функциональному состоянию и уровню их здоровья. При конструировании тестов для оценки уровня физической подготовленности учащихся рекомендуется разрабатывать отдельные тестовые материалы для каждой медицинской группы: основной, подготовительной и специальной.

     В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы учебно-спортивного инвентаря и оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.

      Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

     В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.

     Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.

Учебно-методическое обеспечение

     Оборудование, спортивные снаряды, инвентарь, методические и дидактические материалы и др.

      В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.

Примерный алгоритм составления рабочей программы

Изучить ФГОС и примерные программы по предмету

Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.

Оценить имеющуюся учебно-спортивную базу.

Определить содержание (разделы, темы) вариативной части программы.

Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), распределить содержание образования по годам обучения.

Расширить исходя из представленных академических свобод содержание разделов и тем примерной программы.

Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки уровня физической подготовленности учащихся, освоения двигательных действий, а также оценки теоретических знаний и методических умений.

Внедрение рабочей программы

     Первый этап. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00. Руководитель МО (подпись). Расшифровка подписи. Дата. Если в школе менее трех учителей-предметников, то рабочая программа согласовывается на заседании районного (городского) методического объединения.

     Если в рамках внутреннего рецензирования были сделаны замечания и пожелания, то программа отправляется на доработку.

Рецензируемая рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям:

отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления;

иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения;

обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета;

обеспечивать полноту раскрытия целей обучения с включением всех элементов содержания: оригинального учебного материала, описания известных способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, опыта творческой деятельности в физическом воспитании, опыта эмоционально-ценностного отношения к практике физического воспитания и спортивной деятельности.

     Второй этап. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее УВР) на предмет соответствия программы учебному плану ОУ и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне и представляется к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете школы перед началом учебного года, где она может быть принята или отправлена на доработку. По решению педагогического (методического) совета рабочая программа может быть направлена для проведения процедуры внешнего рецензирования.

     На последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

При использовании данной программы без внесения каких-либо изменений в последующие годы достаточно проведения внутренней экспертизы.

      Третий этап. В случае положительного заключения педагогического (методического) совета школы рабочая программа утверждается руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью (на титульном листе (вверху справа): «УТВЕРЖДАЮ». Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата.). Этот этап устанавливает статус рабочей учебной программы как локального нормативного документа, регламентирующего реализацию содержания учебного предмета «физическая культура».

     Рабочая программа после утверждения хранится у педагогического работника, заместителя директора по УВР и предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета.

     Следует особо подчеркнуть, что при составлении рабочей учебной программы на основе примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами, учитель выполняет функции составителя, что не предполагает присвоение ему авторского права на материал программы.

Используемая литература

Методические рекомендации для освоения учебной дисциплины «Физическая культура» в 2010/2011 учебном году. http://www.iro.yar.ru/m_letter/index_10.htm

Авторская программа. Методические рекомендации по разработке программ Ильдар Латыпов, к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901514

Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань, http://www.kazanobr.ru/node/78

Положение о порядке разработки рабочей программы. http://ymoc.my1.ru/publ/gorodskoj_ehkspertnyj_sovet/polozhenie_o_porjadke_razrabotki_rabochej_programmy/73-1-0-201

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию рабочих программ

(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ СИПР по ФГОС для детей с глубокой умственной отсталостью.

Специальная индивидуальная программа развития,   (далее СИПР),   предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной ...

Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения

Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения...

Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения

Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения...

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре "Конькобежный спорт" 10-11 классы

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре  "Конькобежный спорт" 10-11 классы...

Методические рекомендации при написании рабочих программ по ФГОС

Методические  рекомендации  при написании рабочих программ по ФГОС...