Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения
учебно-методическое пособие

Костин Эдуард Владиславович

Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yun_2.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие 

Рабочая программа

Год обучения: 2-й

«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ - ВОДНИК»

                                                        Разработчик:

                                                        Костин Эдуард Владиславович,

методист

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.

Актуальность программы включает в себя раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через занятия морским делом, возрождение интереса к морскому делу.

        Программа направлена на военно-патриотическое воспитание через знакомство с традициями Российского флота, развитие интереса к военно-морской истории России, к военно - морской службе, ознакомление с основами морского дела.

        Программа определяет содержание и способы развития основных принципов патриотического воспитания граждан РФ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания у учащихся как важнейших ценностей одной из основ духовно-нравственного единства общества.

        Учащиеся имеют реальную возможность творческого самовыражения, развивают инициативу, воображение, умение работать коллективно и индивидуально.

Отличительной особенностью программы является то, что она представляет собой систему педагогических приемов и технологий, направленных на эффективное освоение учебного материала. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Задачи

Обучающие:

-   ознакомление c историей мореплавания в его различных аспектах;

-   получение первоначальных знаний по навигации и морскому делу;

-   получение первоначальных знаний об устройстве судов и кораблей;

- обучить практическим навыкам спасательного, морского дела, первой помощи пострадавшему и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.

Развивающие:

-   развитие памяти, логического мышления и мотивации личности к познанию;

Воспитательные:

- воспитание культуры водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде;

-   социализация личности;

-   воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности.

Содержание программы

2 год обучения

1. Вводное занятие. 

Теория: 

Ознакомление с содержанием программы, планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Организационные вопросы. Беседа.

Анкетирование.

2. Основы военной и морской истории.

2.1 Первая мировая война на море.

Теория:

Военные действия на море в Первую мировую войну. Театры военных действий. Северное море. Чёрное море. Балтийское море. Оборона Рижского залива в 1915.

2.2 ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны.

Теория:

ВМФ СССР в предвоенные годы (1937—1941). ВМФ СССР в начале Великой Отечественной войны. Северный флот СССР во время Великой Отечественной войны (Баренцево и Белое моря). Балтийский флот СССР во время Великой Отечественной войны (Балтийское море). Основная статья: Черноморский флот во время Великой Отечественной войны (Чёрное море).

3. Навигация.

3.1 Мировой океан и его характеристика.

Теория:

Краткий исторический обзор важнейших географических открытий и исследований в Мировом океане. Роль русских мореплавателей в исследовании Мирового океана. Признаки деления океана на отдельные океаны и моря. Карта-схема океанов и морей. Понятия: море, залив, бухта, губа, лиман, лагуна, фиорд, эстуарий, дельта, пролив. Распределение воды и суши на земном шаре. Рельеф морского дна. Температура и соленость морских вод, морские течения. Волнение моря. Колебания уровня моря. Наша Родина - великая морская держава. Протяженность морских границ. Океаны и моря, омывающие нашу Родину.

Практика:

Работа с картами.

3.2 Внутренние водные пути. Современное состояние и перспективы развития.

Теория:

Протяженность ВВП. Крупнейшие реки, озера и водохранилища нашей Родины. Судоходные каналы и Единая глубоководная система Европейской части России. Порядок эксплуатации водных путей.

3.3 Видимый горизонт и его дальность.

Теория:

Понятие о видимом горизонте. Дальность видимости горизонта. Дальность видимости предметов в море. Дальность видимости маяков и других ориентиров, указанная на морских картах. Поправка дальности видимости маяков на высоту глаза наблюдателя.

        Практика:

Определение дальности видимости горизонта и предметов с помощью таблицы и номограммы. Мореходных таблиц (MT-7S).

4. Морская лоция

4.1 Введение. Морские карты, их классификация по назначению. Условные обозначения. Чтение морских карт.

Теория:

Предмет и назначении лоции. Вопросы, изучаемые в лоции: общие сведения о картографической проекции, содержании морских карт, средства и методы ограждения морских опасностей, руководства и пособия для обеспечения мореплавания. Морская карта - основное пособие для штурмана. Содержание морской карты. Деление карт по своему предназначению на навигационные и справочные (специальные). Специальные карты: течений, господствующих ветров, грунтов, ледовые, лоцманские, различного рода изолиний (изобат, изодин, изогон, изоклин и т.д.), рекомендованных путей, расстояний, сборные листы. Навигационные карты: генеральные, путевые, частные, планы. Масштаб карт.

Практика: 

Работа с условными обозначениями на морских навигационных картах. Обозначение стационарных средств навигационного оборудования и характеристики огней. Обозначение радиотехнических средств навигационного оборудования. Обозначение плавучих предостерегательных знаков. Обозначение высот ориентиров и рельефа суши.

Последовательность чтения морских карт. Рельеф морского дна и средства навигационного оборудования являются основной характеристикой навигационной обстановки.

4.2 Навигационные опасности. Средства навигационного оборудования морей.

Теория:

Навигационные опасности: постоянно существующие и временные. Опасность рельефа морского дна. Мель, отмель, мелководье, банка, риф, подводная коса, бар, камни, скала, осушка, яма, пятно, район свалки грунта, затонувшие суда. Временные навигационные опасности: тропические циклоны, штормы, льды, туманы, пурга, течения. Плавающие льды и предметы.

Практика:

Назначение средств навигационного оборудования морских путей. Изучение береговых средств навигационного оборудования: маяки, знаки, огни, створы. Изучение плавучих средств навигационного оборудования: плавучие маяки, буи, вехи.

5. Мореходная астрономия.

5.1 Задачи мореходной астрономии.

Теория:

Общие сведения о Вселенной. Небесная сфера и системы небесных координат. Видимое суточное движение светил. Видимое годовое движение Солнца. Видимое движение Луны и планет. Основы измерения времени. Измерители времени. Измерение времени на судне. Секстан. Измерение высот светил. Понятие об определении места судна в море методом высотных линий положения.

Практика:

Измерение высот светил с помощью секстана.

5.2 Звездный глобус.

Теория:

Морской астрономический ежегодник (МАЕ).

Практика:

Определение положения светил с помощью звездного глобуса.

6. Флаги международного свода сигналов.

Теория:

Флаги международного свода сигналов история разработки. Для чего используются на флоте. Модификация системы сигналов в 1931 году.

Практика:

Изучение флагов международного свода сигналов. Сигнальный флаг, значение сигнала, название и его символ.

Изучение флагов международного свода сигналов. Сигнальный флаг, значение сигнала, название и его символ.

7. Флажной семафор.

Практика:

Повторение и отработка букв А, Г, К, У, Т, Н, О, Е, С, И, Ь, Ф, Ы, Ш, Щ. Повторение и отработка букв В, Х, Ю, Я, П, Р, Л, М, Б, Д, Ж, 3, Ц, Ч.

Чтение слогов, слов, фраз флажного семафора. Передача текста при помощи флажного семафора. Чтение слогов, слов, фраз флажного семафора. Передача текста при помощи флажного семафора. Контрольное занятие.

8. Правила предупреждения столкновений судов в море.

8.1 Общие определения.

Теория:

Применение Правил. Ответственность. Понятия: судно, судно с механическим двигателем, парусное судно, судно занятое ловом рыбы, гидросамолет, судно, лишенное возможности управляться, судно, ограниченное в возможности маневрировать, судно, стесненное своей осадкой. Понятие терминов: на ходу, длина и ширина судна, ограниченная видимость.

8.2 Правила планирования и маневрирования.

Теория:

Плавание судов при любых условиях видимости. Наблюдение, безопасная скорость. Опасность столкновения и действия для его предупреждения. Плавание по системам разделения движения. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга. Расхождение парусных судов. Правила обгона. Расхождение судов, идущих друг на друга. Расхождение судов, идущих пересекающимися курсами. Действия судна, уступающего дорогу. Действия судна, которому уступают дорогу. Взаимные обязанности судов. Плавание судов при ограниченной видимости.

8.3 Огни и знаки морских судов.

Теория:

Время выставления огней и знаков. Наименование огней и их характеристика. Видимость огней. Огни судна с механическим двигателем на ходу. Огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием. Огни парусных судов и судов на веслах. Огни и знаки рыболовных судов. Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться и ограниченных в возможности маневрировать. Огни и знаки судов, стесненных своей осадкой. Огни и знаки судов на якоре и судов на мели.

Практика:

Разучивание огней и знаков морских судов.

8.4 Звуковые и световые сигналы.

Теория:

Определения «свисток», «короткий звук», «продолжительный звук». Оборудование для подачи звуковых сигналов. Сигналы маневроуказания и предупреждения. Звуковые сигналы при ограниченной видимости. Сигналы для привлечения внимания. Сигналы бедствия.

Практика:

Разучивание звуковых и световых сигналов.

9. Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде.

9.1 Подход к аварийному судну.

Теория:

Аварийное судно находится в дрейфе. Аварийное судно имеет большой крен. Аварийное судно имеет большой дифферент. Оказывая помощь аварийному судну во время сильного ветра и волнения. Судно на мели. На аварийном судне пожар.

9.2 Спасение людей, терпящих бедствие на воде с использованием плавательных средств.

Теория:

Подход на маломерном судне к тонущему на течении. Подход с учетом ветра.

Падение человека за борт. Основные методы подхода к упавшему за борт: с поворотом (на 360° или на 180°) и возврат на обратный курс.

Практика:

Изучение алгоритма действия судоводителя, оказывающему помощь людям, терпящим бедствие на воде, с использованием маломерного судна.

10. Приёмы спасание терпящих бедствие на воде.

10.1 Спасательный круг, конец Александрова, спасательный шар.

Теория:

Правила использования спасательного круга и конца Александрова. Правила подачи спасательных шаров.

Практика:

Отработка навыка подачи бросательного конца. Сдача нормативов.

10.2 Приближение к утопающему вплавь.

Теория:

Буксировка пострадавшего за голову, с захватом под подмышки, с захватом под руку, с захватом выше локтей, с захватом за волосы.

Практика:

Отработка приемов буксировки пострадавшего за голову, с захватом под подмышки, с захватом под руку, с захватом выше локтей, с захватом за волосы.

10.3 Способы освобождения от захватов пострадавшего.

Практика:

Освобождение от захвата за кисти рук. Освобождение от захвата за шею спереди. Освобождение от захвата за шею сзади. Освобождение от захвата за туловище под руки. Освобождение от захвата за ноги.

11. Медицинская подготовка.

11.1 Травмы. Патологические состояния. Первая помощь.

Теория:

Переломы. Переломы открытые и закрытые. Повреждения верхних конечностей. Повреждения нижних конечностей. Правила наложения транспортных шин.

Практика:

Отработка умений: наложения шин Крамера при закрытом переломе плеча, наложение лестничных шин Крамера при закрытом переломе голени, наложение лестничных шин Крамера при закрытом переломе бедра.

Отработка умений: наложения шин Крамера при закрытом переломе плеча, наложение лестничных шин Крамера при закрытом переломе голени, наложение лестничных шин Крамера при закрытом переломе бедра.

11.2 Кровотечения. Патологические состояния. Первая помощь.

Теория:        

Виды ран и методы их обработки. Виды повязок и способы их наложения.

Практика:

Отработка умений наложения повязок (колосовидная, циркулярная, ползучая, поддерживающая, спиральная, крестообразная).

Отработка умений наложения повязок (колосовидная, циркулярная, ползучая, поддерживающая, спиральная, крестообразная).

12. Такелажное дело.

12.1 Морские узлы.

Теория:

Требования к морским узлам. Элементы морских узлов (ходовой конец, коренной конец, петля открытая, колышка, полуузел, обнос, шлаг, полуштык, простой узел). Где применяются узлы для связывания двух тросов, затягивающиеся и быстро развязывающиеся узлы.

12.2 Узлы для связывания двух тросов. 

Практика:

Вязание узлов для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины дубовый, прямой, двойной прямой (академический) рыбацкий, шкотовый.

Вязание узлов для связывания двух тросов тросов разной толщины брамшкотовый, докерский, плоский.

12.3 Затягивающиеся и быстро развязывающиеся узлы.

Практика:

Вязание затягивающих узлов выбленочного (этим узлом крепят трос на столбах), задвижного штыка.

Вязание быстро развязывающихся узлов рифового, калмыцкого, пиратского.

12.4 Морские узлы (контрольное занятие).

Практика:

Правила проведения соревнования. Соревнования по вязанию морских узлов (без учета времени).

13. Обеспечение безопасности плавания, правопорядка и охраны окружающей среды на водоемах.

13.1 Организация охраны жизни людей на водоемах Российской Федерации. Основные причины гибели людей на воде.

Теория:

Водный кодекс Российской Федерации. Правила охраны жизни людей на воде в субъекте Российской Федерации (общие положения). Основные причины гибели людей на воде. Основные причины аварийности маломерных судов.

13.2 Государственный и технический надзор. Задачи, функции и права ГИМС России.

Теория:

Государственный и технический надзор. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам.

Функции Государственная инспекция по маломерным судам. Надзор за правильным пользованием маломерными судами и базами (сооружения для их стоянок). Охрана жизни людей на воде. Охрана окружающей среды на водных объектах.

13.3 Охрана окружающей среды.

Теория:

Какое внимание уделяет Российская Федерация охране окружающей среды. Законы и нормативные акты направленные на защиту водной среды от загрязнений, сохранение биоразнообразия, восстановление рыбных запасов и возрождение малых рек.

Какое вредное воздействие на водную среду оказывает маломерный флот.

13.4 Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах. Административная ответственность судоводителей.

Теория:

Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах. Когда разрешается эксплуатация маломерных судов на водных объектах. Что запрещается при эксплуатации маломерных судов. Что должен иметь при себе лицо, управляющий маломерным судном. Обязанности судоводителя маломерного судна. Административные правонарушения.

14. Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ.

Теория:

Общие положения. Порядок пользования маломерными судами. Обязанности судоводителей маломерных судов. Организация выпуска маломерных судов.

15. Содержание поисково - спасательных работ на воде.

Теория:

Содержание поисково - спасательных работ на воде. Локализация района поиска. Подготовка средств спасения. Планирование поисково-спасательной операции. Поисковые работы, продолжительность спасательных операций. Условия прекращения поисковой операции.

16. Судовождение.

16.1 Общая характеристика и краткий обзор водных путей.

Теория:

Общие сведения водных путей России. Морское пространство, прилегающее к побережью России. Внутренние водные пути России. Классификация водных бассейнов России.

16.2 Навигационное оборудование внутренних водных путей.

Теория:

Навигационные знаки и огни внутренних водных путей России. Состав и назначение навигационных знаков. Характер навигационных огней. Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода (буи, бакены и вехи). Информационные знаки.

16.3 Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС - 72).

Теория:

Извлечения из Правил МППСС - 72. Основные определения, принятые в МППСС - 72. Основные требования Правил по расхождению судов. Бортовые огни судна. Сигналы бедствия - световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные сигналы, означающие, что посылающие их суда и люди на них подвергаются опасности гибели и нуждаются в помощи.

16.4 Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки.

Теория:

Общие особенности управления маломерным судном. Швартовка к причалу в простых условиях. Швартовка к причалу при ветре (течении). Стоянка у причала. Отход от причала. Подход к другому судну. Постановка на якорь. Съемка с якоря.

16.5 Особенности управления при плавании в сложных гидрометеоусловиях.

Теория:

Рекомендуемые действия судоводителей при плавании в условиях ограниченной видимости и ночью. Рекомендуемые действия судоводителей при плавании в узкостях и в условиях ледостава (ледохода). Рекомендуемые действия судоводителей при резком усилении ветра и при плавании в шторм. Штормовые сигналы.

17. Шлюпочное дело.

Теория:

Гребля и управление шлюпкой на веслах. Посадка команды в шлюпку и обязанности гребцов. Техника гребли. Командные слова при движении шлюпки на веслах. Подход к трапу (пирсу) в тихую погоду. Отход от трапа (пирса) в тихую погоду. Подход к идущему кораблю. Снятие шлюпки с мели. Постановка шлюпки на якорь. Съемка с якоря. Плавучий якорь. Подход шлюпки к берегу во время прибоя. Отход от берега на прибое. Буксировка шлюпок.

        Практика:

Обучение гребле. Отработка команд «Уключины вставить», «Весла разобрать», «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду» и «Шабаш».

18. Воспитательно - познавательные мероприятия.

Практика:

Экскурсии в музей ВВМИУ им. А.С. Попова. Посещение спасательной станции №30 (п. Мартышкино).

19. Итоговое занятие.

Теория:

Подведение итогов работы за учебный год. Итоговая аттестация.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения поисково-спасательных работ (ПСР);

- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий, их поражающие факторы и последствия;

-  принципы организации и порядок ведения ПСР при различных ЧС;

-  приемы оказания первой доврачебной помощи;

-  технику безопасности при выполнении ПСР.

-  работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-   поиск и выделение необходимой информации;

-  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  развить способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей.

Предметные результаты:

-  знать морские командные слова;

-  знать названия всех частей шестивесельного яла;

-  знать семафорную азбуку;

-  вязать основные морские узлы;

-  передавать отдельные слова флагами;

-  знать устройство маломерных судов, их классификация;

-  знать основы счисления пути корабля;

-  оказания первой доврачебной помощи.

Календарно-тематический план

п/п

Дата проведения занятия

Тема учебного занятия

Количество часов

по плану

по факту

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Первая мировая война на море.

2

2

-

3

Первая мировая война на море.

2

2

-

4

ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны.

2

2

-

5

ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны.

2

2

-

6

Мировой океан и его характеристика.

2

2

-

7

Мировой океан и его характеристика.

2

-

2

8

Внутренние водные пути. Современное состояние и перспективы развития.

2

2

-

9

Видимый горизонт и его дальность.

2

1

1

10

Видимый горизонт и его дальность.

2

-

2

11

Введение. Морские карты, их классификация по назначению. Условные обозначения. Чтение морских карт.

2

1

1

12

Введение. Морские карты, их классификация по назначению. Условные обозначения. Чтение морских карт.

2

1

1

13

Навигационные опасности. Средства навигационного оборудования морей.

2

1

1

14

Навигационные опасности. Средства навигационного оборудования морей.

2

1

1

15

Задачи мореходной астрономии.

2

1

1

16

Задачи мореходной астрономии.

2

-

2

17

Звездный глобус.

2

1

1

18

Звездный глобус.

2

-

2

19

Флаги международного свода сигналов.

2

1

1

20

Флаги международного свода сигналов.

2

-

2

21

Флажный семафор.

2

-

2

22

Флажный семафор.

2

-

2

23

Флажный семафор.

2

-

2

24

Флажный семафор.

2

-

2

25

Флажный семафор.

2

-

2

26

Правила предупреждения столкновений судов в море. Общие определения.

2

2

-

27

Правила планирования и маневрирования.

2

2

-

28

Огни и знаки морских судов.

2

1

1

29

Огни и знаки морских судов.

2

-

2

30

Звуковые и световые сигналы.

2

1

1

31

Подход к аварийному судну.

2

2

-

32

Спасение людей, терпящих бедствие на воде с использованием плавательных средств.

2

1

1

33

Спасательный круг, конец Александрова, спасательный шар.

2

1

1

34

Спасательный круг, конец Александрова, спасательный шар.

2

-

2

35

Приближение к утопающему вплавь.

2

-

2

36

Приближение к утопающему вплавь.

2

-

2

37

Способы освобождения от захватов пострадавшего.

2

1

1

38

Способы освобождения от захватов пострадавшего.

2

-

2

39

Травмы. Патологические состояния. Первая помощь.

2

1

1

40

Травмы. Патологические состояния. Первая помощь.

2

1

1

41

Травмы. Патологические состояния. Первая помощь.

2

-

2

42

Кровотечения. Патологические состояния. Первая помощь.

2

1

1

43

Кровотечения. Патологические состояния. Первая помощь.

2

1

1

44

Кровотечения. Патологические состояния. Первая помощь.

2

-

2

45

Морские узлы.

2

2

-

46

Узлы для связывания двух тросов.

2

-

2

47

Затягивающиеся и быстро развязывающиеся узлы.

2

-

2

48

Морские узлы (контрольное занятие).

2

-

2

49

Организация охраны жизни людей на водоемах Российской Федерации. Основные причины гибели людей на воде.

2

2

-

50

Государственный и технический надзор. Задачи, функции и права ГИМС России.

2

2

-

51

Государственный и технический надзор. Задачи, функции и права ГИМС России.

2

2

-

52

Охрана окружающей среды.

2

2

-

53

Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах. Административная ответственность судоводителей.

2

2

-

54

Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ.

2

2

-

55

Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ.

2

2

-

56

Содержание поисково - спасательных работ на воде.

2

2

-

57

Содержание поисково - спасательных работ на воде.

2

2

-

58

Общая характеристика и краткий обзор водных путей.

2

2

-

59

Навигационное оборудование внутренних водных путей.

2

2

-

60

Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС - 72).

2

2

-

61

Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки.

2

2

-

62

Особенности управления при плавании в сложных гидрометеоусловиях.

2

2

-

63

Шлюпочное дело.

2

2

-

64

Шлюпочное дело.

2

-

2

65

Шлюпочное дело.

2

2

66

Шлюпочное дело.

2

-

2

67

Шлюпочное дело.

2

-

2

68

Воспитательно - познавательные мероприятия.

2

-

2

69

Воспитательно - познавательные мероприятия.

2

-

2

70

Воспитательно - познавательные мероприятия.

2

-

2

71

Воспитательно - познавательные мероприятия.

2

-

2

72

Контрольные и итоговые занятия.

2

2

-

Итого

144

73

71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"

Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...

программа "Юный спасатель"

Программа расчитана на 3 года....

программа "Юный спасатель"

программа дополнительного образования по пожарной безопасности...

Программа Юный спасатель

Программа Юный спасатель...

Программа палаточного профильного туристско-спортивного лагеря «Юный спасатель-водник».

Программа туристско-спортивной смены рассчитана на детей с 10 до 16 лет. Детские объединения туристской направленности, в дальнейшем объединяются в отряды, по принципу равномерного распределения детей...

Методическая разработка «ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ - ВОДНИК»

Методическая разработка «Юный спасатель - водник» для обучающихся13 - 16 лет...

Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения

Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения...