Главные вкладки

    Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев
    статья по физкультуре по теме

    Лобанов Валентин Юрьевич

    Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев

          Лобанов Валентин Юрьевич (valia.2010@yandex.ru) учитель физической культуры, педагог дополнительного образования, Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя  Общеобразовательная Школа № 290 Красносельского района (ГБОУ СОШ № 290)

    В процессе управления подготовкой единоборцев обязательно учитывать влияние эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов (Новиков А.А., 1998). Эндогенные факторы: отрицательные, в том числе психические, состояния; отрицательные физические и морфологические особенности; недостаточный уровень технико-тактического мастерства.

    Экзогенные факторы: масштаб соревнований и задачи, стоящие перед единоборцем; физическое состояние, уровень мастерства и тренированности соперников; технико-тактические защитные и контратакующие действия соперника; физические и морфологические особенности соперников; факторы биологического воздействия (изменение условий местности, климатических условий и пр.); факторы, характеризующие взаимодействие с опорой и с противником; факторы, характеризующие внешние условия поединка (шум, давление зрителей и пр.).

    Непосредственная подготовка и собственно соревновательный период в единоборствах завершает достаточно длительный (до нескольких месяцев и более) учебно-тренировочный процесс и служит для подведения спортсменов к соревнованиям в состоянии наивысшей готовности, а затем поддержания этой готовности в ходе соревнований (Гаськов А.В., 1998, 1999, 2000; Дегтярев И.П., 1987; Калмыков С.В., Сагалеев А.С., 2007; Кочурко Е.И., Семкин А.А., 1984; Никуличев В.А., 1981).

    В единоборствах, как правило, применяется
    многоцикловая структура подготовки. В каждом периоде выделяют 4 этапа:
    общеподготовительный,        специально-подготовительный,         этап непосредственной подготовки к соревнованиям и послесоревновательный.

    В свою очередь, в годичный цикл входят 3 периода (макроцикла) длительностью от трех до пяти месяцев (Кочурко Е.И., Семкин А.А., 1984; Максимова В.М., Никуличев В.А., 1983). В каждом периоде осуществляется подготовка минимум к одному основному соревнованию. Методической особенностью в трехцикловой системе является введение так называемых соревновательных серий. Так, в первом соревновательном периоде проводится 3-4 ответственных турнира с двух-трехнедельным интервалом (Максимова В.М., Никуличев В.А., 1983).

    Обычно длительность предсоревновательного периода колеблется в довольно широких пределах — от 1 до 4 месяцев. Однако в большинстве случаев продолжительность его составляет 1,5—2 месяца, В этом периоде, как уже отмечалось,  можно выделить два сравнительно крупных этапа — обшеподготовительный и специально-подготовительный продолжительностью от 3 до 5 недель каждый.

     Анализ Ю Б. Никифорова (1978) показал, что в подготовительном периода удельный вес общей подготовки (55—65%) преобладает над удельным весом специальной подготовки (35—45%).

    Таким образом, в подготовительном периоде общая подготовка должна преобладать над специальной.

    Удельный вес различных упражнений и интенсивность тренировочной нагрузки на разных этапах неодинаковы. Общеподготовительный этап характеризуется интенсивным применением общеразвивающих упражнений, которые обычно превышают объем специальных упражнений в 3—4 раза;

    Интенсивность нагрузок на этом этапе является самой низкой по сравнению со всеми другими этапами подготовительного периода. Зато ее колебания весьма существенны.

    На данном этапе общий объем тренировочной нагрузки и объем ОФП выше, чем па любом другом этане подготовительного периода, в то время как объем специальной подготовки является самым низким.

    Словом, общеподготовительный этап направлен в основном на повышение функциональных возможностей спортсменов и преимущественное развитие общих физических качеств. Развитию специальных качеств уделяется весьма незначительное внимание.

    На специально-подготовительном этапе общеразвивающие упражнения занимают на тренировках все еще много времени, однако их преимущество уже не является подавляющим. Объем ОФП превосходит объем специальной подготовки примерно в 1,5 раза. Здесь используется сравнительно много упражнений с партнером, на снарядах и соревновательных, что вызывает заметное повышение интенсивности нагрузки. Здесь она выше, чем на всех остальных этапах.

    Отличительной особенностью специально-подготовительного этапа является изменение направленности общеразвивающих упражнений. Если на предыдущем общеподготовитльном этапе они по преимуществу помогают развитию общих физических качеств, то на этом этапе они призваны поддержать уже достигнутый уровень тренированности, способствовать переключению борца на другой вид деятельности, ускорить ход восстановительных процессов в его организме, Интенсивность же общеразвивающих упражнений здесь снижается.

    На специально-подготовительном этапе тренер и спортсмен работают над развитием  специальных физических качеств и двигательных навыков, определяющих уровень тренированности спортсмена, его мастерство. К концу этапа спортсмены обычно достигают пика спортивной формы.

    Обычно специально-подготовительный этап (этап непосредственной подготовки к соревнованиям) длится 2-4 недели, его задачей является постепенное повышение специальной работоспособности, обеспечивающей успех в соревновании, а затем - поддержание ее в течении соревнований.

    Решение поставленной задачи осуществляется за счет дальнейшего совершенствования физических качеств, проявляющихся непосредственно в условиях поединков, индивидуального тактико-технического мастерства, морально-волевой подготовки. Основным содержанием технической части тренировки на этих этапах подготовки являются имитационные упражнения, технико-тактическая подготовка с учетом особенностей вероятных противников, тренировочные поединки с различными заданиями и с различными партнерами, ведение поединков в высоком темпе, атакующие действия.

    Объем и интенсивность нагрузки по сравнению с этапом предварительной подготовки возрастают, а затем снижаются и поддерживается на одном уровне. Объем повышается за счет увеличения количества специальных (связанных с техникой единоборства) упражнений. На тренировочные бои в начале периода выделяют больше времени, чем необходимо   на  соревнованиях,  а  затем  постепенно   приближаются   к требованиям соревнований.

    Интенсивность увеличивается за счет увеличения темпа в специальных упражнениях и в боях, а также в результате повышения плотности занятий за счет уменьшения перерывов между упражнениями (Кочурко Е.И., Семкин А.А., 1984).

    В.А. Никуличев (1981) предлагает на этапе непосредственной подготовки выделить 4 характерные узловые части, независимо от количества дней: подготовительную, ударную, заключительную и надстроечную, а в ударной его части включать микроцикл с тремя - шестью контрольными схватками с задачей моделирования предстоящей соревновательной деятельности.

    Г.И. Мокеев (1977,1999) на основании собственных многолетних исследований считает, наиболее целесообразным при подготовке единоборцев использовать такое построение тренировочного процесса при котором суммарный объем тренировочной нагрузки достигает пика за 4 недели (4 микроцикла) до основных соревнований, и затем постепенно уменьшается, а интенсивность равномерно увеличивается во время всего подготовительного периода.

    Этап непосредственной подготовки к соревнованиям, реализуемый в виде так называемых учебно-тренировочных сборов, обычно осуществляется понедельно, включая от 1 до 3-4, иногда 5-ти недельных микроциклов тренировки. Величина и направленность тренировочных нагрузок от первого к последнему микроциклу постепенно изменяются за счет возрастания количества специализированных тренировочных заданий, заметного снижения общеподготовительных нагрузок и частичного сокращения затрат времени на специально-подготовительные нагрузки. Непосредственно перед соревнованиями планируется банный день до соревнования (Туманян Г.С., 1984). Автор рекомендует соблюдение следующих рекомендаций при проведении учебно-тренировочных сборов.

    1.        Величина нагрузки в начале предпоследней недели сбора к
    соревнованиям достигает максимума, а затем в течение десяти-двенадцати
    дней снижается и остается неизменной на уровне, необходимом для
    демонстрации наивысших достижений. Это достигается за счет снижения
    продолжительности боев до соревновательного регламента.

    2.        Следует придерживаться правила, при котором
    общеподготовительные тренировки в течение дня должны проводиться после
    специализированных тренировок на ковре (ринге).

    3.        В последние годы продолжительность учебно-тренировочных сборов в среднем составляет 15-20 дней.

    Для заключительного этапа предсоревновательного периода характерно равное соотношение общеразвивающих и специальных упражнений. Здесь наблюдается довольно заметное повышение удельного веса почти всех специальных упражнений за исключением соревновательных. Последние подчас вообще не применяются.

    Однако общий объем тренировочной нагрузки на подводящем этапе резко сокращается. По сравнению с самым высоким недельным объемом подготовительного периода общий объем нагрузки на подводящем этане сокращается а 2—3 раза, в основном за счет общей подготовки (Никифоров Ю.Б., 1978).

    Таким образом, содержание тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, их динамика на подготовительном и соревновательном периоде в единоборствах весьма существенно отличаются от общих закономерностей построения тренировки, известных из теории спорта. В частности, в единоборствах этот период значительно короче, чем в большинстве видов спорта, средства обшей подготовки преобладают над средствами специальной подготовки.

    Эта особенность тренировки в единоборствах вызвана их спецификой. Единоборства требуют комплексного проявления всех физических качеств, а с помощью только специальных средств это решить практически невозможно.

    Повышенная острота воздействия специальных упражнений в единоборствах приводит к быстрому истощению физических и психических ресурсов организма. Для их пополнения и поддержания достигнутого уровня подготовленности также необходимо непрерывно прибегать к средствам ОФП. Острота же специальных упражнений просто не позволяет применять их в большом объеме.

    Специализация физической подготовки заключается в сближении общеразвивающих упражнений со специальными по характеру нервно-мышечных усилий, режиму работы, структуре движений и другим параметрам.

    Относительно особенностей использования силовых упражнений в ходе предсоревновательного периода подготовки можно отметить, что применяя упражнения с отягощениями, не следует опасаться закрепощения мышц, потери скорости или нарушения координации движений. Это может произойти только в том случае, если отягощения слишком велики, а упражнения не соответствуют специфике действий единоборца. Поэтому упражнения должны носить скоростно-силовой характер с использованием сравнительно небольших отягощений и обязательно чередоваться с упражнениями на расслабление.

    Так, для развития силы рекомендуются упражнения со штангой весом 50—70% собственного веса спортсмена. В имитационных упражнениях вес отягощении не должен превышать 20% собственного веса спортсмена,

    Следует обратить внимание и на довольно крутой подъем интенсивности нагрузки и объема специальной подготовки в самом начале специально-подготовительного этапа. Наблюдения показали, что в этот момент у спортсменов нередко снижается работоспособность, нарушается координация движений, ухудшается самочувствие, сон, аппетит. По-видимому, на состоянии спортсменов неблагоприятно сказывается слишком крутой переход от нагрузок общего характера и невысокой интенсивности к сравнительно высоким нагрузкам специальной направленности.

    В исследованиях, проведенных на боксерах, выяснилось, что их работоспособность, измеряемая с помощью пробы PWC170, после коротких общеподготовительных этапов (не превышающих три недели) с довольно интенсивными нагрузками в большинстве случаев снижается или остается на прежнем уровне.

    В тех случаях, когда удавалось более плавно увеличивать продолжительность общеподготовительного этапа и повышать интенсивность нагрузок, как правило, повышалась и работоспособность боксера. В результате спортсменам удавалось сохранять достаточно высокий уровень работоспособности на протяжение всего специально-подготовительного этапа.

    Специализированная тренировка с повышенной интенсивностью на последнем этапе вызывает в большинстве случаев заметное снижение работоспособности. Только у единоборцев, сумевших значительно повысить ее уровень на общеподготовительном этапе работоспособность либо остается неизменной, либо снижается незначительно. На фоне повышенной работоспособности единоборцы  могут повысить и уровень специальной подготовленности, что приводит к успеху на соревнованиях  (Никифоров Ю.Б., 1978).

                                                Список литературы

    1. Акопян, А.О. Анализ характеристик соревновательной деятельности как фактор построения тренировочного процесса в единоборствах / А.О. Акопян, А.А. Новиков. - М.: ВНИИФК, 1985.- 18 с.
    2. Градополов, К.В./Бокс. /К.В. Градополов, И.П. Дегтярев / под ред. И.П. Дегтярева  М.: ФиС, 1978-380с.
    3. Дегтярев И.П.  Бокс: учебник для ин-тов физ. культурыю / под ред. И.П. Дегтярева. - М.: Физкультура и спорт, 1979.-279 с.
    4. Калмыков,  Е.В. Исследование тактических способностей боксеров. /Е.В. Калмыков, Н.А. Худадов, А.В. Родионов /Бокс: Ежегодник, 1980 С.14-18
    5. Калмыков, Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах / Е.В. Калмыков. - М.: РГАФК, 1996. -131с.
    6. Мокеев, Г.И. В поисках закономерностей предсоревновательной подготовки спортсмена. / Г.И. Мокеев, А.Г.Ширяев //Теория и практика физической культуры, 1999№12 С.23-25
    7. Мокеев, Г.И. Повышение эффективности предсоревновательной подготовки боксеров /Г.И. Мокеев, Ю.Б. Никифоров, А.В. Черняк //Бокс. Ежегодник, 1977 С.18-21
    8. Никифоров, Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе /Ю.Б. Никифоров, И.Б. Викторов М.: Физкультура и спорт., 1978.-210с.
    9. Никуличев, В.А. Взаимосвязь тренировочных нагрузок с основными показателями соревновательной деятельности борцов высших разрядов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Никуличев; ВНИИФК. - М., 1987. - 25 с.
    10. Новиков, А.А. Функциональная система управления подготовкой спортсменов в видах единоборства / А.А. Новиков, А.О. Акопян // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1984.-С. 78-84.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

    В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

    Технико-тактическая подготовка пловцов-кролистов в предсоревновательный период.

    Методическая разработка посвящена подготовке кадет к соревнованиям. Особенность работы направлена на то, что  на тренировке в подготовительный период больше внимания уделять тактическому мастерст...

    Лекция по ТиМ ФКиС. Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях

    Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях...

    Подготовительный период тренировки по плаванию

    Подготовительный период тренировки  по плаванию...

    Круговая тренировка единоборцев

    Круговая тренировка для развития разных физических качеств спортсменов 10-15 лет...

    Физиологическое обоснование построения тренировки

    Материал содержит методические рекомендации по учету физиологических особенностей при плнировании о построении тренировочного процесса...

    Особенности построения мезоциклов в соревновательном периоде баскетболистов 13-14 лет на тренировочном этапе

    Мезоцикл - это, прежде всего, совокупность нескольких тренировочных заданий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. В нём реш...