Технико-тактическая подготовка пловцов-кролистов в предсоревновательный период.
методическая разработка по физкультуре (8 класс) по теме

Мочалкин Евгений Валерьевич

Методическая разработка посвящена подготовке кадет к соревнованиям. Особенность работы направлена на то, что  на тренировке в подготовительный период больше внимания уделять тактическому мастерству. Что позволит более грамотно подготовить воспитанников к соревнованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ

КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

 

             

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ В

 ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

     

 (методическая разработка)

ОРЕНБУРГ

2014

УДК 796.06

Рецензент:

Боброва Г.В., кандидат педагогических наук,  инструктор-методист бассейна,  преподаватель высшей квалификационной категории Оренбургского президентского кадетского училища

Мочалкин Евгений Валерьевич Технико-тактическая подготовка пловцов-кролистов в предсоревноваиельный период. методическая разработка. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2014. –25 с.

В методической разработке представлен опыт подготовки спортсменов-пловцов, специализирующихся в плавании кроль на груди в  предсоревновательный период. В данный период подготовки особое внимание уделяется тактической подготовке, прохождение дистанции на соревнованиях.  

Работа выполнена в рамках реализации деятельности региональной экспериментальной площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Оренбургского президентского кадетского училища (приказ МО Оренбургской области № 01/20 – 1659 от 13.12. 2012).

Рассмотрено на заседании предметно-методической кафедры физической культуры ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (протокол №2 от 10.01.2012).

© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2014

© Мочалкин Е.В.

                                      В В Е Д Е Н И Е

             В современной школе большое значение уделяется двигательной активности учащихся.  В Оренбургском президентском кадетском училище воспитанники занимаются в разных спортивных секциях. Часть кадет достигают успехов  в совершенствовании  в том или ином виде спорта, у них появляется желание выполнить разряды, участвовать на соревнованиях. Плавание является одним их популярных видов спорта в училище. В учебно-тренировочном процессе групп 3 – 4 годов обучения  педагоги особое внимание уделяют воспитанию таких физических качеств как сила, выносливость, скорость  методами, которые зачастую способствуют форсированию подготовки юных пловцов. Как показывают научные исследования, проведенные разными авторами в разные годы: современная подготовка пловцов 11 – 12 лет характеризуется завышенными объемами плавания, превалированием заданий с высокой интенсивностью и малыми промежутками отдыха, что часто не соответствует возрасту и уровню подготовки занимающихся. Зачастую выполнение юными пловцами «взрослых» тренировок ведет к физическому утомлению, которое отражается на технической подготовленности спортсмена, то есть физическая усталость приводит к нарушению двигательных действий в еще не закрепленном навыке способов плавания. Поэтому, как отмечают исследователи, степень реализации уровня физической подготовленности, характерной для этого возраста, в соревновательной деятельности зависит в первую очередь от уровня технической и тактической подготовленности, тесно связанных между собой. Уровень технической, технико-тактической и тактической подготовленности в значительной степени отражает качество подготовки пловцов в целом. Тем более что, для 11 – 12 летних спортсменов рекомендуются длительные по времени выполнения (15 – 30 минут) малоинтенсивные задания. Поэтому актуальным направлением в тренировочном процессе, сегодня, является внедрение учебно-тренировочной программы с превалированием заданий на совершенствование техники плавания и развитием координационных способностей в воде путем разучивания сложнокоординационных движений, отработки тактического умения проплывания, различных по длительности отрезков. Увеличение объема разнообразных упражнений будет способствовать формированию специфических двигательных навыков. Поэтому разработка методики  тренировки, направленная на совершенствование технико-тактической подготовленности учащихся позволит не только повысить спортивный результат, но и даст базовую подготовку, отвечающую возрастным особенностям юных пловцов для дальнейшего спортивного роста.

  1. Техническая подготовка юных пловцов как показатель спортивной подготовленности кадет  в целом.

Как было отмечено Викуловым А.Д., плавание, с позиции гидродинамики, - это перемещение в жидкой среде за счет опоры о субстанцию, плотность которой в 1000 раз больше плотности воздуха, что определяет значительно большее при плавании сопротивление движению и соответственно меньшую скорость, чем в естественных для человека условиях перемещения в газообразной среде за счет опоры о неподвижную  и твердую субстанцию, как, например, при беге.

    Повышение скорости плавания связано с возрастанием движущей силы за счет более эффективной опоры пловца о воду и уменьшения сопротивления продвижения его тела. Сила сопротивления воды пловцам, как и любым движущимся в ней телам, направлена противоположно их движению, а ее величина зависит от формы  тела занимаемого им пространства и скорости его движения.

      Таким образом, техника плавания как наиболее рациональная система движений в воде существенным образом определяется особенностями среды, в которой происходят движения пловца, особенностями его организма и главное – их взаимодействием и взаимосвязью. Кроме того, как было отмечено  многими авторами, понятие «техника» охватывает форму, характер движений, их внутреннюю структуру. В нее входит способность пловца наилучшим образом координировать и использовать для продвижения все внутренние и внешние  силы, действующие на тело. Поэтому, техническая подготовленность пловца характеризуется совокупностью его двигательных умений, навыков и степенью их совершенства. Критериями технической подготовленности, с одной стороны, являются объем, разносторонность двигательных навыков и умений (что умеет спортсмен), с другой — эффективность, освоенность, то есть критерии, характеризующие степень овладения спортсменом техники движений (качество движений, освоенных спортсменом).

 Техника плавания развивается в соответствии с наиболее общими закономерностями спорта, механики, физиологии, а это значит, что не только существуют общие требования к рациональным вариантам техники, но и то, что ее можно проанализировать, описать,  определить круг практических задач.

         Многие исследователи в плавании выделяют общую и специальную техническую подготовленность. В основе общей технической подготовленности пловца лежат координационные способности, развиваемые в процессе работы по овладению широким спектром разнообразных двигательных действий, используемых в тренировке (сложные в координационном отношении общеразвивающие упражнения, спортивные игры, лыжи, элементы синхронного плавания, водное поло и др.). Поэтому для общей технической подготовки большое значение имеют критерии объема и разносторонности применяемых двигательных действий. По мере овладения техникой упражнений и формирования у пловца двигательных умений и навыков упражнения перестают оказывать стимулирующее развитие на координационные способности и приобретают тренировочную направленность. Это требует от тренера включения в процесс технической подготовки новых в двигательном отношении упражнений.     Важное значение для пловца и его тренера имеет оценка эффективности двигательных действий спортсмена, определяемая по чистоте технического выполнения упражнения в баллах. Во-первых, такая оценка позволяет судить об овладении пловцом техникой упражнения (обычно по оценке "xopошо" и "отлично"). Во-вторых, оценка правильности выполнения упражнения позволяет пловцу уточнить свое восприятие и двигательное представление об упражнении. При наличии ошибки в выполнении упражнения пловец сравнивает свое восприятие и оценку двигательного действия с оценкой тренера и пробует сознательно исправить ошибки. Если это не помогает, то следует подобрать упражнения, направленные на исправление данной ошибки. Оценка эффективности двигательных умений и навыков зачастую проводится в условиях соревнований, где техника практически неотделима от тактических проявлений, что и привело к появлению понятия "технико-тактическая подготовленность". Уровень технической, технико-тактической и тактической подготовленности в значительной степени отражает качество подготовки пловцов в целом.

     Многие авторы выделяют технико-тактическую подготовленность пловца, как составную часть специальной технической подготовленности, проявляемую при проплывании дистанций на соревнованиях.

      Основным показателем специальной технической подготовленности является эффективность техники соревновательных действий пловца. Для оценки эффективности часто используется субъективный метод — мысленное сопоставление тренером техники пловца с некоторым идеальным эталоном по десятибалльной системе. Для повышения объективности лучше всего использовать среднюю оценку нескольких экспертов (тренеров), а для суждений об этапных изменениях специальной технической подготовленности необходимо иметь постоянный состав экспертов. Более объективной оценкой эффективности специальной технической подготовленности является сопоставление основных ориентиров педагогической модели техники плавания, стартов и поворотов с техникой пловца. Пловец повторно проплывает 25-метровые отрезки с соревновательной скоростью, а тренер последовательно отмечает совпадение техники пловца с ориентирами педагогической модели. Оценка определяется количеством совпавших ориентиров; несовпадение ориентиров модели с техникой пловца требует разработки комплекса упражнений, направленного на ликвидацию данного несоответствия.

  1. Средства и методы технической подготовки.

      Основными практическими средствами технической подготовки пловцов являются упражнения для освоения техники спортивного плавания и совершенствования в ней.

       В процессе технической подготовки пловцов можно выделить две группы методов относительно преимущественного использования пловцом информации о технике движений. К первой группе, в которой используется преимущественно внешняя информация о технике движений, можно отнести: метод словесного воздействия (сообщение о технике движений, об ошибках, указания по устранению ошибок, оценка техники тренером); метод наглядного воздействия (показ техники выполнения движений, схем, кинокольцовок, видеофильмов); практические методы с использованием тренажеров, задающих основные параметры движений (буксировка пловца на скорости выше соревновательной, задание темпа и скорости, при помощи технических устройств и др.).

         Ко второй группе относятся методы, в которых пловцом используется внутренняя информация о технике движений: идеомоторная тренировка (мысленное воспроизведение движений с использованием внутренней речи и чувственных представлений); практические методы с использованием последовательного переключения внимания пловца на основные ориентиры педагогической модели техники, сопряженного воздействия (одновременное воздействие на двигательные навыки и качества: плавание с тормозными устройствами, отягощениями, лопаточками), соревновательный метод (выполнение упражнений в условиях соревнований, проплывание дистанций на фоне создаваемых сбивающих факторов), анализ техники движений, осуществляемых спортсменом.

          Такое деление достаточно условно, так как в практике подготовки пловцов используются не только отдельные методы, но и их сочетания. Обычно в младших возрастных группах пловцов в основном преобладают методы первой группы, а методы второй группы включаются в подготовку более старших пловцов. Это связано с тем, что уровень преднамеренного внимания, восприятия и представления в старших возрастных группах выше, чем в младших. Эффективность средств и методов, связанных с использованием внутренней информации о технике движений, в большей степени зависит от уровня познавательных процессов у пловцов, что требует проведения соответствующей интеллектуальной их подготовки, включающей приобретение знаний в области техники плавания.

  1. Педагогическая модель техники плавания кролем на груди.

Современная техника кроля на груди характеризуется горизонтальным положением тела, попеременными движениями ног, попеременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью воды.  Или можно сказать, что цикл движений при плавании кролем на груди включает по одному движению обеими руками и различное количество движений ногами, чаще – шесть, реже –  четыре или два.

Движения руками состоят из гребка и проноса. Гребок включает фазу входа руки в воду, скольжения, захвата, подтягивания и отталкивания. Вход в воду и скольжение. Рука входит в воду на ширине средней линией тела и шириной ее плечевого сустава, будучи слегка согнутой в локтевом суставе и несколько повернутой ладонью наружу, а затем почти выпрямляется в направлении движения, по мере чего ладонь поворачивается вниз. И это выпрямление – уже не вход в воду и еще не подтягивание, а именно скольжение, поскольку рука еще движется вперед. Во время входа в воду и скольжения одной руки, другая  выполняет отталкивание. Захват. После скольжения вперед рука движется вниз по криволинейной траектории, постепенно все больше сгибаясь  в локтевом суставе. А кисть при этом слегка разворачивается ладонью наружу. И когда локоть окажется выше кисти, находящейся в благоприятном для начала энергичного продвигающегося усилия со слегка повернутой  наружу ладонью, захват меняется подтягиванием.

    Захват одной рукой совпадает с завершением отталкивания другой рукой и ее выходом из воды.

     Подтягивание.  Первая подтягивающая фаза гребка. За захватом полукруговое движение руки вовнутрь, которое оканчивается при достижении кистью продольной оси  тела или близкого к ней положения примерно  под плечевым суставом. В начале подтягивания угол сгибания руки в локтевом суставе незначителен, а к его окончанию близок к прямому. По мере его выполнения кисть движется с постепенным ускорением, поворачиваясь ладонью  вовнутрь. К окончанию фазы ладонь смотрит слегка вовнутрь и вверх. Сопутствующий подтягиванию, поворот туловища в сторону выполнения вдоха, хотя и вызывает удлинение движения и некоторую потерю движущей силы, однако,  вполне компенсируется его благоприятным положением для начала следующей, наиболее продуктивной фазы гребка – отталкивания.

    Отталкивание. Является второй продвигающей фазой гребка, сменяется подтягиванием при прохождении рабочей плоскости руки под плечевым суставом. Рука движется наружу, вверх и назад, постепенно разгибаясь в локтевом суставе, не будучи, однако, до конца выпрямленной и в конечной точке этого движения. В противном случае вода отталкивалась бы не столько назад, сколько вверх.  По мере выполнения отталкивания кисть быстро разворачивается  наружу и скорость ее движения в этой фазе наибольшая.

  Пронос.  Условно можно разделить на фазы выхода руки из воды и ее движения над водой.

    Выход руки из воды.  Начинается с появления на поверхности локтя, в то время когда кисть еще находится под водой. Одновременность окончания отталкивания и начала проноса обеспечивает преемственность количества движений, уменьшающую усилия для преодоления инерции при смене направления движения руки назад на ее движение вперед. При окончании отталкивания, когда кисть проходит рядом с бедром с повернутой во внутрь ладонью, ее давление на воду уменьшается и она движется к поверхности воды по кратчайшему пути.

  Движение руки над водой.  Осуществляется с высоко поднятым локтем. В первой его половине угол сгибания в локтевом суставе значителен, а к его окончанию рука почти выпрямляется. Ее движение должно быть направлено строго вперед. После того как кисть пройдет линию плеч, рука выпрямляется вперед и входит в воду чуть согнутой в локтевом суставе, что вызывает наименьшее сопротивление. Ладонь, будучи в первой половине проноса повернутой к туловищу, во второй половине постепенно от него отворачивается. Правильному выполнению проноса способствует достаточный поворот туловища. В этом случае плечо руки, выполняющий пронос, оказывается существенно выше плеча той, что выполняет гребок. И это способствует высоко поднятому локтю и целесообразному, почти прямому направлению движения руки при проносе. Пронос должен выполняться с минимальным нарушением горизонтального равновесия и так, чтобы обеспечить, возможно, больший отдых мышцам.

Согласование движений рук. Вход в воду одной руки должен быть одновременен с отталкиванием другой, захват первой – совпадать по времени с выходом из воды второй. При спринтерском плавании захват одной рукой нередко опережает  окончание гребка другой. Это повышает не только сопротивление движению, но и его скорость. Поочередные движения рук координируются с поворотами туловища так, чтобы облегчить выполнение гребковых движений и в тоже время сохранить обтекаемое положение.

Движения ногами. «Порхающие» движения ногами выполняются в чередующемся ритме: при движении одной ноги вниз (такое движение называется ударом и, по сути, является основным), другая движется вверх. Движения ног в определенной степени, а при выполнении на цикл движений руками двух или четырех циклов движений ногами – в существенной – горизонтальны. Поэтому в целом их можно считать диагональными.

   Движение вниз (удар).  Представляет собой хлыстообразное движение, которое начинается со сгибания ноги в тазобедренном суставе с последующим ее выпрямлением в коленях. Хлыстообразность движения обусловлена тем, что бедро уже движется вниз, когда голень и стопа еще не окончили движение вверх. По окончании их движения вверх они сразу следуют за бедром, хлыстообразно выпрямляясь вниз.

  Движение вверх.  По завершении удара нога сразу же «выталкивается» к поверхности воды. Будучи при этом выпрямленной в колене она движется вверх от бедра, что в основном обеспечивается большими ягодичными (седалищными) мышцами, выпрямляющими ноги в тазобедренном суставе. Выпрямленное положение ноги, с почти вытянутой и слегка повернутой носком вовнутрь стопой (что обеспечивает угол атаки, при котором последующий удар отталкивает воду  именно назад) в основном обеспечивается давлением на нее воды сверху. Таким образом, рациональное положение ног в каждой фазе их движений, главным образом, обеспечивается давлением воды, которое само по себе «толкает» их в нужном направлении. И исключением здесь в определенной мере является лишь окончание удара, при котором ноги довольно сильно выпрямляются в коленных и голеностопных суставах.

Амплитуда движений должна быть достаточной для поддержания устойчивого положения тела, но не настолько большой, чтобы слишком увеличить сопротивление формы. Этим условиям, обычно, отвечает ее величина в 50 – 80 см. При завершении движения вверх стопа должна лишь чуть-чуть «прорывать»  поверхность воды, а при движении вниз находиться чуть ниже линии тела.

              Поперечные движения ног поддерживают равновесие тела при его поворотах. При выполнении одной ногой такого движения в направлении поворота тела другая нога движется в противоположном. Иначе говоря, при повороте тела вправо одна нога диагонально движется вниз и вправо, а другая тоже диагонально, но вверх и влево.

Наиболее распространен, в особенности при плавании на короткие дистанции, так называемый шестиударный кроль, при котором на один цикл движений руками приходится шесть ударов ногами. При плавании на средние и длинные дистанции для повышения экономичности  работы часто используется четырехударный или двухударный кроль.  Многие исследователи техники спортивного плавания установили, что при плавании с помощью одних ног потребление кислорода в четыре раза больше, чем при плавании с помощью одних рук.  

Положение тела и дыхание.  Положение тела пловца, во многом определяет величину преодолеваемого им сопротивления. Его нарушение чаще всего происходит при повороте головы для вдоха. Хорошее вертикальное положение тела во многом обусловлено не слишком высоким и не чересчур низким положением головы, относительно прямой спиной и ограниченной амплитудой движений ног. Лицо располагается так, чтобы линия поверхности воды проходила между линией волосяного покрова  и макушкой. Подбородок должен располагаться достаточно высоко, чтобы можно было смотреть вперед. Однако прогиб туловища при этом не должен быть значительным. Для вдоха голова должна поворачиваться, а не подниматься.

    Дыхание. Поворот головы и туловища для выполнения вдоха осуществляется одновременно с завершением отталкивания той рукой, в сторону которой делается вдох, и входом в воду противоположной руки. Вдох совпадает с первой половиной проноса, при этом рот находится ниже уровня воды в желобке, образованном ударной волной перед головой. А следующее за этим плавное возвращение головы и плечевого пояса в исходное положение – со второй его половиной.

     Выдох естественно сменяет вдох, его интенсивность не должна вызывать преждевременную потребность во вдохе. До тех пор пока рот не окажется вблизи поверхности воды, выдох выполняется плавно. А при его появлении над водой быстро и энергично завершается с тем, чтобы  сразу же смениться вдохом. Обычно на один полный цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Однако, на 50- и 100- метровых и на финише дистанциях спортсмен, как правило, дышит реже. Вдох чаще выполняется под одну, более сильную руку, но часто и под обе, поскольку необходимо следить за соперниками, плывущими с обеих сторон.

Согласование движений рук и ног обусловлено количеством движений ногами, приходящимися на один цикл гребка.

    Шестиударный ритм. При шестиударном ритме одной ногой совпадает с выполнением захвата одноименной рукой, подтягивание ею – с ударом другой ноги, поворотный удар первой ноги – с отталкиванием одноименной руки. Начало и окончание каждого удара совпадают с началом и окончанием фаз гребка.

Двухударный ритм. При двухударном ритме на один цикл гребка выполняются два удара. Удар ногой одновременен с окончанием гребка и выходом из воды одноименной руки. В конце каждого удара нога несколько  «проволакивается» в вытянутом положении, пока не завершится захват при следующем гребке.       Двухударный ритм наиболее экономичен и поэтому чаще используется стайерами.

  Четырехударный ритм представляет собой сочетание двух- и шестиударного, поочередно используемого при каждом последующем гребке. То есть, при выполнении одного гребка, как при обычном двухударном кроле, удар ногой одновременен с подтягиванием и отталкиванием, а при следующем гребке выполняется три удара, как при шестиударном кроле. Причем двухударный ритм, обычно используется при гребке той рукой, в сторону которой делается вдох, что облегчает его выполнение.

  1. Тактическая подготовленность пловца

         При современном высоком уровне спортивных достижений к тактической подготовленности пловцов предъявляются особые требования. Тактическая подготовленность пловца определяется уровнем знаний, умений и способностей спортсмена, обеспечивающих рациональное использование его физической, технической, морально-волевой и интеллектуальной подготовленности для достижения цели, поставленной в соревновании. Тактическая деятельность спортсмена складывается из решения серии задач, направленных на достижение цели в конкретном соревновании. Морозов С.Н., определил следующие цели тактической деятельности, характерные для спортивного плавания:

1. Показать оптимальный для себя результат. Целью может являться как наивысший результат (обычно ставится при системе командного зачета по уровню спортивных результатов, при установлении рекордных результатов), так и результат, обеспечивающий выход в полуфинал, финал, или выигрыш заплыва, что позволяет пловцу сохранить силы для дальнейшей борьбы.

2. Выиграть заплыв независимо от того, какой результат покажет пловец (обычно ставится в финальных заплывах; при системе командного зачета по уровню мест, занятых спортсменами). Достижение данных целей, реальных для спортсмена, во многом зависит от его тактической подготовленности, которая определяется совокупностью характеристик.

По динамике скорости проплывания отрезков дистанции относительно средней скорости можно выделить следующие основные тактические варианты проплывання соревновательных дистанций без учета действий соперников:

  • относительно быстрое начало дистанции;
  • относительно равномерное проплывание дистанции;
  • относительно медленное начало дистанции.

      Все три варианта могут быть использованы спортсменами с целью показать высший результат. Вариант относительно быстрого начала характерен для пловцов, обладающих большими скоростными возможностям; вариант с относительно равномерным проплыванием и вариант с относительно медленным началом дистанции характерны для пловцов, обладающих большей выносливостью. Любой из рассмотренных вариантов преодоления дистанции с учетом специализации и уровня подготовленности пловца может входить в тактический вариант проплывания дистанции по заданному временному графику с целью показать высший результат.

            Взаимосвязь тактической подготовленности с другими видами подготовленности. Преодоление спортсменом дистанции включает в себя отдельные технико-тактические действия, уровень владения которыми может повлиять на реализацию тактического плана. Основой тактических действий на дистанции является техника спортсмена. Преодоление разных по длине дистанций или изменение скорости проплывания зависит от умения спортсмена рационально изменять темп движений, использовать разные варианты техники плавания (например, спринтерские и стайерские варианты техники кроля на груди). Увеличение скорости на дистанции обычно начинается после достаточно эффективного выполнения поворота, что позволяет уйти от соперника вперед. Наблюдение за соперником не должно отражаться на качестве движений спортсмена, пловец должен владеть техникой дыхания как в правую, так и в левую сторону. Умение финишировать зависит от устойчивости техники спортсмена при утомлении. Качество тактических действий и вариантов проплывания дистанций зависит не только от уровня технической подготовленности спортсмена, но и от уровня его физической подготовленности. Так, многие авторы считают, что формирование навыков преодоления дистанций основными тактическими вариантами без учета действий соперников происходит в процессе тренировочной работы над специальной работоспособностью пловца.

 

  1. Средства и методы тактической подготовки.

Основной задачей тактической подготовки является вооружение

пловцов знаниями, умениями, навыками по рациональному использованию всех сторон подготовленности для достижения соревновательной цели, что придает тактической подготовке интегральный характер. Решение частных задач тактической подготовки направлено на повышение уровня тактической подготовленности пловца. В процессе теоретических занятий пловцы получают знания по тактике в плавании, которые должны быть тесно взаимосвязаны с его практической подготовкой. Основными практическими средствами тактической подготовки являются тактически ориентированные тренировочные и соревновательные упражнения. Тактическая ориентация упражнений задается методическими указаниями на изменение скорости, сочетаний темпа и длинны шага, установками на решение тактических задач. Так, Козлов А.В. рекомендует использовать в упражнениях неоднократных промежуточных финишей. В ходе выполнения заданий пловцам необходимо «выложиться» в ответственный момент, мобилизовав все силы, чтобы закрепить достигнутое преимущество перед соперниками. Для пловцов упражнением, развивающим это качество, является многократное финиширование на дистанции.  

    Для совершенствования распределения сил  в процессе соревнований следует применять метод включения в тренировку задания на точное выполнение раскладок скоростей по отрезкам дистанции. Такие упражнения имеют целью развить чувство скорости на проплываемой дистанции  на основе применения повторной или повторно-переменной формы продвижения с определенными заданиями на различных отрезках дистанций.

           В тактической подготовке большое место занимают упражнения по развитию специализированных восприятий, необходимых пловцу для совершенствования тактики преодоления дистанций. Основой тактической подготовленности пловца является его рациональное поведение во время соревнований. Поэтому во время прикидок и соревнований спортсмен должен быть ориентирован не только на грамотное преодоление дистанций, но и на определение индивидуального стиля подготовки к старту (индивидуализация: разминки, взаимодействия с соперниками, поведения между разминкой и стартом, методов саморегуляции состояния). Первоначально этому способствует разрабатываемый тактический план соревнований, на основе которого создается и совершенствуется индивидуальный стиль поведения пловца, направленный на наиболее полную реализацию его особенностей в результате соревновательной деятельности.

Тренировочные задания для совершенствования двигательного навыка.

При формировании двигательного навыка пловцов решаются задачи достижения экономичности движений, их вариативности, автоматизма и высокой мощности. На одних этапах многолетней подготовки эти задачи решаются последовательно, на других одновременно. Они связаны между собой, и от качества решения одной зависит качество решения других.

  Период   совершенствования качества движений начинается после того, как обучаемый сформировал навыки основных двигательных действий, осознанно их выполняет, но в связи с отсутствием автоматизма имеются излишние закрепощения, главным образом при  выполнении подготовительных движений, циклы движений отличаются по кинематическим и динамическим характеристикам один от другого.

Основным методом достижения автоматизма является плавание дистанционным методом  с равномерной скоростью и одинаковым темпом движений. Важной характеристикой правильного выполнения этих упражнений является постоянный шаг, т. е. постоянное количество гребков на каждом отрезке дистанции. При формировании   автоматизма движений необходимо переключать внимание  спортсмена на различные объекты, вводить помехи эмоционального характера, изменять внешние условия действия, предлагать выполнять действия при различных уровнях физического и психического утомления.

 Следующим методом совершенствования навыка является выполнение действий при ступенчатом увеличении его скорости. Пловец выполняет серии на относительно невысокой скорости. После того как удается выполнить технические действия на этой скорости, скорость плавания немного увеличивается. Таким образом, добиваются уверенного выполнения действий на увеличивающихся скоростях. При совершенствовании навыка на увеличивающихся скоростях используют интервальный, переменный, повторный методы тренировки. Помехи эмоционального характера проявляются с введением соревновательного метода, особенно при контрольных прикидках и курсовках.

     Совершенствования плавательного навыка, какие бы методы при этом ни использовались, всегда сочетается с дополнительными объяснениями, демонстрацией, срочной информацией о качестве выполняемых движений.

     В таком виде спорта, как плавание, процесс совершенствования техники движений входит в противоречие с возрастными изменениями физических качеств спортсмена. Например, автоматизированное движение, сформированное на базе невысоких силовых возможностей, значительно отличается от того, которое спортсмен должен выполнять, обладая необходимой силой. Это хорошо просматривается при сравнении траекторий гребковых движений и темпово-шаговых характеристик пловцов, занимающихся в начале учебно-тренировочного этапа, и спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Кроме того, известно, что чем выше автоматизм двигательного навыка, тем ниже его вариативность. Наиболее высокий автоматизм и очень низкая вариативность появляются в тех движениях, которые не связаны непосредственно с проявлением специфических качеств. Например, в плавании кролем на груди к ним относят устойчивое положение туловища, подготовительные движения рук, положение головы, особенно в момент вдоха, согласование движений рук, рук и ног, рук и дыхания. Те же движения, которые непосредственно связаны с силой или гибкостью (ротация позвоночника при повороте головы для вдоха, расположение в пространстве и форма кисти, плеча и предплечья при гребковом усилии, длина траекторий гребковых движений, кинематика движений ног), обладают более высокой вариантностью и легче меняются при проявлении необходимых для их выполнения качеств.

  Как было отмечено  Ермоловой Н.В., перестройка  движений, непосредственно не связанных с физическими качествами, если они имеют высокую степень автоматизма, представляют большую трудность, а иногда является невыполнимой задачей. Это связано с тем, что доведенное до автоматизма действие неосозноваемо и формирование нового действия его не затрагивает. Пока новое действие выполняется в спокойной обстановке с концентрацией внимания исполнителя на коррективах, ошибки не появляются и действие кажется исправленным. Как только исполнитель переключает внимание на достижение цели или на обстановку, складывающуюся вокруг него, действие осуществляется по старой неосозноваемой программе.

  Для того чтобы не возникала необходимость проводить трудоемкую работу по перестройке  действий, доведенных до автоматизма необходимо, на ранних этапах совершенствования формировать технику движений таким образом, что бы ее элементы, особенно те, которые не связаны  с такими физическими качествами, как максимальная сила и гибкость, были приближены к технике высококвалифицированных пловцов.

    Для избавления от старой программы движений, доведенных до автоматизма, находящейся в подсознании, спортсмену надо почувствовать различие в ощущениях при выполнении старого и нового движения и словесно описать их. После этого необходимо выполнять упражнения, в которых процент выполнения правильного варианта постоянно бы увеличивался, а ошибочного уменьшался.

    На первых этапах перестройка движений должна проводиться с речевым сопровождением, а в последующем, при выполнении только нового варианта, - без речевого сопровождения.

     По мере формирования нового навыка, для контроля  качества, спортсмену предлагают переключать внимание на другие объекты. Если старая ошибка повторяется, продолжают применять приемы по формированию нового навыка.

   При усложненном процессе формирования нового движения используют контрастные упражнения, в которых новые двигательные действия утрированы.

    Успех совершенствования и перестройки движений прямо связан с уровнем знания тренером техники плавания и целенаправленной деятельности ученика, целью которых является достижение высокого совершенства в движениях.

Основная направленность подготовки пловцов 11 – 12 лет.

    К числу важнейших факторов, определяющих результативность системы многолетней подготовки пловцов, по словам Платонова В.Н., относится возраст начала занятий плаванием и начала специальной  тренировки, а также закономерности становления различных сторон мастерства пловцов разного пола и специализации и формирования адаптационных процессов в ведущих функциональных системах. Среди дополнительных факторов, обусловливающих  эффективность многолетней подготовки пловцов – состав средств и методов тренировки, динамика нагрузок и т.п. Для рационального построения многолетней подготовки очень важно соответствующее соотношение на ее этапах  работы различной преимущественной направленности. Имеет место существенное различие в предрасположенности спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Учащиеся 11 – 12 лет в наибольшей мере предрасположены к работе аэробной направленности: скоростно-силовые упражнения, выполнение которых обеспечивается преимущественно анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. Многими авторами были определены основные задачи подготовки юных пловцов 11 – 12 летнего возраста. Такими задачами является: совершенствование техники всех спортивных способов плавания с учетом индивидуальных особенностей; формирование правильного навыка тех двигательных действий, которые не связаны с физическими качествами (движение туловища, головы, подготовительные движения); воспитание общей выносливости; развитие скоростно-силовых возможностей посредством выполнения быстрого двигательного усилия в условиях преодоления относительно небольшого (20 - 40% от максимального) усилия; воспитание легкости, экономности и вариативности движений в основных способах плавания; формирование движений, свойственным пловцам высокого класса, не связанных с проявлением специфической силы.

    Для развития выносливости, по словам Тимаковой Т.С., в этот период используют все упражнения циклического и ациклического характера, спосбствующие развитию аэробной производительности (27). Исследования показали, что наибольший эффект  тренировка дает тогда, когда включает упражнения, преимущественно направленные на развитие функций в одной определенной зоне интенсивности. Таким условиям отвечает тренировка у детей, выполняемая со скоростью передвижения 60 – 65% от максимальной. Специально на занятиях следует формировать у детей представление об оптимальной скорости передвижения. Нередко начинающий пловец не может во время соревнований или тренировки показать свои возможности из-за неумения рационально распределить свои силы. Большинство детей не знакомы с тактикой передвижения на дистанции и не умеют сохранять оптимальный режим работы. Поэтому, юных пловцов необходимо как можно раньше обучить навыку передвижения с задаваемой скоростью. Проведено немало исследований, в которых изучена возможность оптимизации и повышения эффективности тренировочного процесса у юных пловцов этой возрастной группы и данного этапа многолетней подготовки.  Как уже отмечалось, наибольший эффект дают занятия, строго выполняемые в одной зоне мощности («зонный принцип развития»). Поэтому, в 11 – 12 лет применять нагрузки 90%-ной интенсивности целесообразно на отрезках не длиннее 50 метров. Нагрузки с интенсивностью 70 % используются на дистанциях средней длины (не свыше 400 – 500 метров). На более длинных дистанциях используется интенсивность 60 – 65 %.

      Учет возрастных особенностей формирования организма должен стать одним из основных факторов, определяющих место и соотношение работы различной преимущественной направленности в процессе многолетней подготовки.

       Разработанное направление учебно-тренировочных занятий, основанное на преимущественном использовании сложно координационных упражнений и заданий на воспитание тактических умений существенно изменяет построение программы подготовки юных пловцов, что с одной стороны соответствует этапу подготовки, а с другой – позволяет избежать физического и психологического утомления, что сегодня является наиболее актуальным в подготовке юных пловцов.

Наиболее действенным в подготовке пловцов-кролистов, как показали результаты эксперимента, является целенаправленная работа по совершенствованию технического мастерства юных спортсменов, проводимая в одной зоне мощности (60 – 65% от максимального усилия).

Кроме того, внедрение в тренировочный процесс теоретической работы  по воспитанию тактических умений позволило учащимся не только правильно распределять силы при прохождении соревновательной дистанции, но и удерживать заданные тренером зоны мощности каждого упражнения на протяжении всего тренировочного занятия.

   Следует в качестве рекомендации отметить, что включение в учебно-тренировочный процесс упражнений с различными задачами, включая игровые приемы, на короткие отрезки (25 или 50 метров) позволит  поддерживать положительный эмоциональный фон в течение всего занятия, что является важным для  юных пловцов 11 – 12 лет.

 

                                 БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бауэр В.Г. Организационные основы системы подготовки спортивного резерва // Система подготовки спортивного резерва. – М.: ВНИИФК, 1994. – С.20 – 34.
  2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С.135-141.
  3. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ГЦОЛИФК, 1996. – 120 с.
  4. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: Учеб. пособие для студентов ИФК. – М.: ГЦОЛИФК, 1990. – 83 с.
  5. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 98 – 161 с.
  6. Воронцов А.Р., Соломатин В.Р., Сидоров Н.Н. Научно-методические основы построения многолетней спортивной подготовки юных спортсменов на основе учета возрастной динамики физического развития: Учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры. – М.; 1989. – 37 с.
  7. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб. – Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. – 352 с.
  8. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
  9. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 368 с.
  10. Ермолова Н.В. Критерии обучаемости в системе отбора перспективных юных пловцов в учебно-тренировочные группы спортивных школ: Автореф. дисс…канд.пед.наук. – М.: ВНИИФК, 1991. – С.21.
  11. Каунсилмен Дж. Е. Наука о плавании. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 429 с.
  12. Ключникова М.В. Использование критериев биологического развития в управлении подготовкой юных спортсменов (на примере спортивного плавания): Автореф. дисс. … канд.пед. наук. – М.:ВНИИФК, 2000. – 23.
  13. Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 11 – 12 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МГАФК, 1998. – 26 с.
  14. Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 224 с. 
  15. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
  16. Морозов С.Н. Технико-тактическая подготовленность пловца./ Сб. науч. трудов. – М.: ,ВНИИФК, 1998. – С 15 – 25.
  17. Морозов С.Н. Оценка состояния физической подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров в системе управления тренировочным процессом: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – М., 1983. – 65 с.
  18. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
  19. Плавание: Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров ДЮСШ и УОР /Под общ. Ред. А.В. Козлова. – Москва: Комитет РФ по физической культуре и спорту, 1993. – 70 - 114 с.
  20. Плавание: Учебник /Под общ. Ред. Акад. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 56 – 61 с.
  21. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев, Вища школа, 1984. – 350 с.
  22. Платонов В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 304 с.
  23. Плохинский Н.А. Биометрия: Учебное пособие для студентов биологических специальностей. – М.: Высшая школа, 1970. – С. 367.
  24. Спортивное плавание . – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 429 с.
  25. Спортивная тренировка квалифицированных пловцов. ч.4 // Спортивное плавание: учеб. для вузов физической культуры / под. ред. проф. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 1996. – 145 с.
  26. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. / под. ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. – М.: Физкультура и спорт, 1976 т.1 – 250 с.
  27. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). – М.: Физкультура и спорт, 1985.-145 с.
  28. Тиссен П.П., Коровин С.С., Стародубцев Г.В. Технология научно-исследовательской деятельности студентов. (Теоретические и прикладные аспекты): Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и спорта. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. – 156 с.
  29. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М: Физкультура и спорт, 1972. – 138 с.
  30. Фомиченко Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовленности пловцов различных возрастных групп. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 72 с.
  31. Штарк Г. Изучение и совершенствование спортивной техники // Учение о тренировке. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С.216 – 233.
  32. Adrian, M., Singh, M. & Karpovich, P. (1966) Energy cost of the leg kick, arm stroke and  whole stroke. J Appl. Phys.21: 1763 – 1766.
  33. Principles of Sport Traning: Introdustion to the Theory and Methods of training. – Berlin: Sportverlag, 1982. – P.. 36 – 42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев

Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев...

Методика технико-тактической подготовки детей в объединении "Самбо и дзюдо"

Методика работы с детьми 1-2 года обучения в объединении "Самбо и дзюдо"....

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа разработана с целью выявить условия для эффективного осуществления учебно-тренировочного процесса и предназначена для тренеров-преподавателей по дзюдо ДЮСШ...

Методика подготовки лыжников-гонщиков в предсоревновательный период с применением природных адаптогенов

Предсоревновательный период в подготовке лыжника-гонщика - этап перехода от подготовительного к соревновательному периоду, характеризующийся совершенствованием техники, тактики и физических качеств сп...