Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера
учебно-методический материал по физкультуре по теме

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного процесса и предназначена для тренеров-преподавателей по дзюдо ДЮСШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « ДОД ДЮСШ».

Исследовательская работа

«Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера»

                                                                             Тренер-преподаватель

                                                                             Губкина Е. Ю.    

г. Надым, 2014г

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Обзор литературы.

1.1. Начальное обучение технике дзюдо.

  1. 2. Особенности обучения технике на начальном этапе в  

   процессе становления спортивного мастерства в борьбе  

   дзюдо.

   а) специально-подготовительные упражнения.

   б) подводящие упражнения.

   в) развивающие упражнения (развитие силы).

   г) развитие и совершенствование выносливости.

   д) скоростные способности.

1.3. Задачи и приемы тактической подготовки в учебно-

     тренировочном процессе.

1.4. Специальная тактическая подготовка борца дзюдоиста:

а) показатели техники тактики;

б) анализ тактико-технических действий дзюдоистов.

1.5. Техническое мастерство спортсмена.

  а) оценка соревновательной деятельности.

1.6. Новшества при обучении техническим действиям.

  а) применение соревновательно-игрового метода  

     подготовки дзюдоистов

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цель и задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Организация исследования.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

 Выводы. Практические рекомендации.

Список использованной литературы.

Введение.

«В свете актуальнейшего тезиса современности о хроническом падении уровня здоровья населения представляется целесообразным исследование одного из ведущих составляющих будущего нашей страны – здоровья современных детей. И особенно той категории, которая проживает в экстремальных условиях (экологических), например в условиях Крайнего Севера.

Для нашего региона характерен ряд факторов, имеющих дополнительное влияние на детский организм:

  • длительный холодовой режим,
  • особенность фотопериодики,
  • отдаленность от средних широт,
  • резкая смена барометрического давления в течение суток и т.д.»

/А.А.Шерстюк «Экологические условия Крайнего Севера» сборник «Физкультурное образование Сибири», 1996г./.

существование организма в условиях высоких широт протекает при дополнительных функциональных нагрузках, и поэтому занятия физическими упражнениями приобретают особое значение.

Так, Пономарев В.В. (1993г.) выделил условия, которые необходимо учитывать тренеру, учителю физической культуры при работе с детьми:

  • наличие феномена полярной ночи, проведение занятий (до 98% случаев) в зале из-за жестких климатических условий,
  • недостаточную двигательную активность детей,
  • резкое колебание биоритмов человека, связанное с близостью к Северному полюсу.

Тренеры-преподаватели Детско-юношеской спортивной школы составляют планы тренировочных занятий на год, учитывая все особенности данной территории (климатические). В том числе и тренеры отделения дзюдо «Борьба дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю». (Д.Кано «Борьба дзюдо»).

Спортсмен, в совершенстве овладевший приемами дзюдо, способен одолеть более сильного физически человека.

Опытного дзюдоиста отличают ловкость, владение широким арсеналом бросков, надежные способы страховки, завидное умение использовать силу, инерцию соперника против него самого.

Основными целями дзюдо считают:

  • физическое развитие, совершенствование мастерства в борьбе и умственное развитие.

К основным принципам обучения в борьбе дзюдо принадлежат:

  • упражнение, сознательность,
  • эффективность обучения и тренировки, самостоятельность занимающихся, регулятивность тренировки и др.

Все это тренер учитывает в работе с детьми.

Существующая система физического воспитания пока не обеспечивает необходимого и достаточного уровня физического состояния населения, в частности, проживающего на Крайнем Севере.

Сегодняшний низкий уровень физического состояния северян объясняется несколькими причинами:

  1. отсутствие в средствах массовой информации активной пропаганды здорового образа жизни;
  2. снижение количества занимающихся в спортивных секциях не только в связи с сокращением числа детских спортивных школ, но и с демографической ситуацией;
  3. слабое финансирование спортивных соревнований среди школьников, студентов ВУЗов, коллективов физической культуры и сокращение их числа;
  4. снижение престижности профессии преподавателя физической культуры, тренера в связи с низкой оплатой труда;
  5. недостаточно  активная перестройка средних и высших физкультурных учебных заведений на подготовку кадров по «рыночным» специальностям (преподаватели валеологии, реабилитологии, основ безопасности жизнедеятельности);
  6. отсутствие законодательных актов, в которых руководителю любого ранга вменялась бы ответственность за уровень физического состояния подчиненных.

Остальное место среди причин низкого уровня физического состояния занимает гиподинамия, малый объем двигательной активности. Эти причины выдвинул автор А.А.Шерстюк в своей работе «Повышение эффективности процесса физического воспитания – важная социальная проблема северных регионов РФ» (1999). Несмотря на все эти причины в г.Надыме в Детско-юношеской спортивной школе работает коллектив тренеров-преподавателей, которые любят свою работу, повышают свою профессиональную квалификацию. Учащиеся ДЮСШ выступают в общешкольных, городских, областных, региональных, всероссийских, международных соревнованиях.

У тренера должна быть выработана способность вызывать у занимающихся интерес и мотивирование их действий, навыков ориентировки в зале при проведении занятия.

Работа тренера непростая, много трудностей, но когда виден результат работы – это самая большая награда.

Глава 1.

  1. Особенности обучения технике на начальном этапе в процессе становления спортивного мастерства в борьбе дзюдо.

Техника в борьбе дзюдо наиболее сложна, так как содержит большое количество всевозможных атакующих, защитных и контратакующих технических действий.

Техническая подготовка спортсмена – это процесс обучения техники движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем. Общая техническая подготовка спортсмена направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта.

В борьбе дзюдо – это игра в футбол, баскетбол, подвижные игры, игры на внимание и координацию движений, акробатика.

Специальная техническая подготовка – это достижение технического мастерства в избранном виде спорта – дзюдо.

Различают 3 этапа обучения техники:

  1. Начальное разучивание.
  2. Углубленное, детализированное разучивание.
  3. Закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений.

На начальном этапе процесс обучения техники движений бывает наименее продолжительным.

Спортсмены 8-9 лет за 3-4 тренировочных занятия успешно овладевают основой техники какого-либо приема борьбы дзюдо, при условии, если разучиваемый прием посильней с точки зрения их физических возможностей. Так, например, если взять приемы: бросок через голову и переднюю подсечку, то на разучивание первого приема требуется 3-4 занятия, тогда как, на разучивание второго может не хватить и 8-10 занятий.

Но у детей на начальном этапе обучения слабо развита способность анализировать ошибки в исполнении движений, т.е. на этом этапе, как правило, дети еще не прочувствовали само техническое упражнение, а только визуально уяснили, как нужно проводить этот прием.

Наиболее трудоемким является второй этап обучения – углубленное детализированное разучивание. И чтобы достигнуть относительного совершенствования техники движений, требуется сравнительно большое количество повторений упражнения. Исправление ошибок и неточностей должно быть строго последовательным.

На третьем этапе обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений) необходимо, чтобы приобретаемые двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, так как с возрастом, ростом спортивной квалификации будет изменяться техника движений – от размеров тела, развития силы, быстроты, выносливости. Главными задачами в процессе становления спортивного мастерства являются: достижения высокой стабильности и разнообразия двигательных навыков, повышение их эффективности в соревновательных условиях. Что выражается под этим? Умение навязывать в борьбе свою технику борьбы, умение провести свой коронный прием, сохранить свое преимущество или наоборот – отыграть проигранные баллы. Для этого в тренировочные занятия включаются упражнения элементов борьбы с условным противником, где совершенствуется структура и ритм выполнения технического приема.

  1. Задачи и приемы тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе.

Необходимо уделять много времени тактической подготовке дзюдоиста.

Тактическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

Специальная тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование техники избранного вида спорта. Этому может способствовать перенос тактических умений и навыков, приобретаемых в результате освоения тактики смежных видов спорта, в чем и состоит основной прикладной смысл общей тактической подготовки спортсмена, например, в борьбе используются элементы тактики других видов борьбы. Одновременно общая тактическая подготовка содействует воспитанию тактического мышления, координационных и других важных в спорте способностях.

В каждом большом цикле тренировки (типа годичного и полугодичного), тактическая подготовка строится на логике перехода от элементов к целому, т.е. от фрагментов избранной тактики состязания к ее целостным формам. Основными средствами ее практического освоения служат подготовительные и соревновательные упражнения, моделирующие в начале отчасти, а затем возможно и полно намеченную тактику состязания.

На этапах, непосредственно предшествующих в данном цикле соревнованиям, тактическая подготовка органически сливается с технической, физической и специальной технической подготовкой.

Тактическая подготовка при этом служит как бы ведущим, объединяющим началом, т.к. совместный эффект всех разделов подготовки спортсмена на подсоревновательном этапе выльется, образно говоря, в единую форму целостной тактики состязания.

Понятно, что становление ее в решающей мере зависит от предшествующей физической, технической и психической подготовки.

  1. Специальная тактическая подготовка борца дзюдоиста.

Заслуженный тренер СССР А.Н.Ленц и кандидат педагогических наук Ю.А.Крюков в своей работе «Показатели технико-тактического мастерства борцов» предлагают использовать свои показатели техники, тактики.

Исследование процесса подготовки борца занимает важное место в науке о спортивной борьбе.

А между тем, при оценке действий борца во время соревновательных и тренировочных схваток отсутствуют количественные критерии.

Большое распространение в настоящее время получили различные системы записи технико-тактических действий спортсменов во время соревнований. Использование систем записи позволяет точно зафиксировать технические действия борца в схватке.

  1. Техническое мастерство спортсмена.

Видный болгарский специалист в области дзюдо А.Негенцов в течение долгого времени изучал технико-тактическую подготовку борцов и опубликовал в сборнике «Информационный бюллетень за физическую культуру и спорт».

Технику дзюдо можно разделить на две основные группы:

НАГЕ-ВАЗА – техника броска.

КАТАМЕ-ВАЗА – техника контроля в партере.

Техника броска всегда применяется в стойке, когда противник сам теряет равновесие, или выводится из него. Бросок проводится определенным способом с помощью ноги, руки, туловища и т.п. и завершается сбиванием противника в партер. В эту группу входят также контратаки из двух и более бросков (РЕНРАКУ-ВАЗА).

Другая группа элементов техники – ведение борьбы в партере – является специфической частью техники, которая является предметом КАТАМЕ-ВАЗА. Дословно – это техника контроля противника в партере.

Она делится на 4 подгруппы:

  • удержания,
  • захвата в ключ,
  • болевые приемы,
  • удушающие приемы.

Удержание противника на спине лишает его возможности для контратаки.

При удержании противника подобным способом в продолжении 25 секунд присуждается чистая победа – ИППОН.

В соревнованиях по борьбе дзюдо правилами разрешается захват блокирующий руки противника только в локтевом суставе.

Правильное выполнение удушающего приема (рукой или отворотом куртки), прием проводится до сдачи противника.

В каждой из этих групп, как и при броске, существует возможность для контратаки и для комбинаций, состоящих из различных элементов. Простая на вид техника дзюдо таит в себе много сложных элементов, без усвоения каждого из которых невозможно качественное освоение техники в целом. Наибольшее ударение при изучении техники падает на нарушение равновесия противника или, как принято называть это действие, КУДЗУСИ.

Для овладения КУДЗУСИ спортсмен должен обязательно соблюдать последовательность в прохождении его фаз: КИКАЙ, ЦКУРИ, КАКЕ.

КИКАЙ – выбор наиболее подходящего момента в действиях и стойке соперника, когда его удобнее всего вывести из равновесия. Принимая во внимание тот факт, что дзюдо является таким видом спорта, в котором все приемы проводятся с большой быстротой, становится ясно, что эта фаза по отношению к общему времени проведения приема длится сотые доли секунды.

ЦКУРИ – это непосредственная подготовка спортсмена к проведению атаки, проходящая в двух основных направлениях:

  1. приспособление при помощи соответствующих действий и движений для атаки;
  2. обработка, принуждение противника реагировать на предложенные ему действия.

Очень важно обращать внимание спортсмена на тот факт, что нельзя, выведя противника из равновесия давать ему возможность возвратиться в статистически стабильное положение, так как это означало бы, что все сделанное до момента вступления в контакт с противником, полностью разрушено.

УЧИ-КОМИ – буквально означает «повторение». Эта форма обучения, главным образом, ценна при тренировке отдельных элементов техники дзюдо, без проведения бросков.

Проведение тренировки при изучении технических знаний, умений и навыков, создание двигательных навыков осуществляется в 3 этапа:

  1. Овладение основами техники, т.е. приобретение правильных представлений о данном движении и запоминание общей схемы упражнения. Число повторений ограничено, так как целью является лишь знакомство с общей структурой движения. Очень важно не допускать на этом этапе ошибок при исполнении техники, так как она может быть усвоена неправильно.
  2. Овладение движением. На этом этапе тренер должен следить за правильным и гладким его выполнением. Число повторений при учи-коми также не очень большое, потому что они предназначены для совершенствования и сохранения навыков изучаемого движения.
  3. Укрепление и совершенствование навыков. На этом этапе движение выполняется уже правильно и гладко, а дополнительные элементы почти автоматизированы. Увеличивается объем повторений всего движения: перед занимающимися стоит цель устранить ошибки и точно выполнять технику.

Из всего этого следует, что усвоение навыков состоит в целенаправленном и систематическом повторении изучаемых движений. Поскольку задача состоит в достижении успеха в наикратчайший срок, изучение каждого технического элемента должно быть систематизировано.

  1. Новшества при обучении техническим действиям.

Чтобы достигнуть высоких результатов многие тренеры-преподаватели изобретают новшества, так при обучении техническим действиям М.Д.Свищев, Е.М.Чумаков (заслуженные тренеры по борьбе дзюдо г.Москвы) предлагают использовать наклонную платформу, борца, стоящего на наклонной платформе можно быстрее и легче вывести из равновесия, улучшается качество технических действий.

Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов.

Тренерам по борьбе дзюдо нужны конкретные ответы на вопросы, например связанных с обучением, с чего начинать обучать борьбе дзюдо, как выглядит подготовка перед обучением технике. Чтобы правильно научить, необходимо в первую очередь знать, чему учить, как правильно, а как нет.

Во многом формирование технического мастерства зависит от тех требований, которые предъявляются тренеру спортивными руководителями на местах. Тренер находится всегда в зависимости от результатов выступлений его воспитанников в соревнованиях. Он вынужден учить своего ученика побеждать, что можно добиться на начальном этапе и без технических действий.

Правильное освоение техники – это надежда на результат в будущем, а всем нужны сиюминутные результаты.

Фундамент технико-тактической подготовки закладывается в юном возрасте.

Тренер, в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем, или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема – это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций.

Итогом учебно-тренировочного процесса является участие спортсмена в соревнованиях. Соревнования выявляют уровень физической, технической, тактической подготовки и волевой готовности дзюдоиста.

В спортивной борьбе заметное место в соревнованиях не является безусловной характеристикой мастерства. На одних соревнованиях спортсмен может выступать отлично, - стать чемпионом или призером. На других – проиграть в первой схватке и выбыть из дальнейшей борьбы за чемпионское звание. Это говорит о том, что спортсмен психологически еще не устойчив. В разговоре с ребятами выясняется, что один не настроился на схватку, другой недооценил своего соперника и наоборот, переоценил свои возможности. Поэтому в учебно-тренировочном занятии проведение совершенствования технических приемов желательно проводить близко к соревновательной практике.

После участия в соревнованиях следует обсудить на тренировке всех спортсменов, на их ошибки в тактике и технике проведения приемов. может быть и такое, что спортсмен проиграл схватку, но проявлял при этом какое-то качество – силу воли, умение преодолевать боль, упорство, настойчивость, то следует похвалить этого спортсмена, и тренер сразу же увидит, как ученик с желанием и настроением будет проводить тренировку.

Соревнования выявляют слабые и сильные стороны каждого спортсмена. И задача тренера состоит в том, чтобы на эмоциональном подъеме изучать и совершенствовать сильные стороны своего воспитанника.

Тренер совершенствуется и «растет» вместе со своими учениками.

Глава 2.

2.1. Цель и задачи исследования.

Цель педагогического исследования: разработать цикл учебно-тренировочных занятий для юных дзюдоистов, способствующих быстро и эффективно повысить уровень технико-тактической подготовки для успешного применения в соревновательной деятельности.

Объект исследования: технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов.

Предмет исследования: методика обучения технике, тактике.

Задачи исследования:

  1. Определить количественные показатели технических и тактических действий дзюдоистов в соревнованиях.
  2. Составить систему прогнозирования результативности технических действий применяемых дзюдоистами.
  3. Разработать комплексы учебно-тренировочных занятий для эффективной подготовки техники, тактики.
  4. Предложить рекомендации по обучению технике, тактике дзюдо.
  5. Проанализировать результаты исследования.

  1. Методы исследования.

  1. Педагогические наблюдения процесса обучения. В контрольных схватках, соревновательных тренировках велось наблюдение, все технико-тактические приемы фиксировались, записывались.
  2. Педагогическое тестирование. Данные тестирования брались из соревнований различного уровня (тесты показателей технико-тактических действий дзюдоистов до эксперимента, после эксперимента см. приложение 1,2,3,4).
  3. Педагогический эксперимент, проводящийся в учебно-тренировочном процессе.
  4. Методы математической статистики использовались для вычисления данных технико-тактических показателей и сравнения их.

  1. Организация исследования.

        На 1 этапе подбиралась тема исследования.

Тема исследования: Анализ технико-тактической подготовки дзюдоистов.

В исследовании принимало участия 2 учебно-тренировочные группы 1 года обучения (УТ-1). Группы смешанные, тренируются вместе юноши и девушки, по 15 человек.

Возраст дзюдоистов от 13-15 лет. Обе группы занимаются в одном и том же борцовском зале, длительность тренировки 3 часа, условия для занятий одинаковые. Первая группа контрольная, занимается по программе утвержденной Министерством образования. Вторая группа – экспериментальная, занимается по специальной методике, которая составлена на основе синтеза данных научно-методической литературы и передового практического опыта работы.

Отличия тренировки экспериментальной группы:

  1. При построении тренировочного занятия использовались рекомендации, разработки ведущих тренеров по борьбе дзюдо. Например, система построения обучения технического мастерства по «ступеням» П.Пархомовича.
  2. Обучение броскам, приемам в соответствии пропорциям тела дзюдоистов.
  3. Показ видеоматериалов, анализ и оценка дзюдоистами.
  4. В тренировочном процессе использовалась наклонная платформа для отработки техники.
  5. Использовались недельные циклы при обучении технике, тактике.
  6. Тренировка с амортизаторами.
  7. Углубленный анализ каждой контрольной тренировочной встречи.

На втором этапе проводилось педагогическое тестирование контрольной и экспериментальной групп (см. приложение 1,2), сроки – 15-20 октября 2012 г. Авторы тестирования А.Н.Ленц – заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук Ю.А.Крюков (г.Москва). они предлагают оценивать техническое мастерство борца по следующим показателям:

  • активность,
  • результативность,
  • эффективность атакующих и контратакующих действий и эффективность защит борца.

Под активностью борца в схватке следует понимать отношение суммы числа реальных попыток и приемов борца ко времени схватки (реальная попытка – действие борца, которое при отсутствии эффективной защиты противника оканчивается оцениваемым приемом; прием – оцененное судьями техническое действие).

А – показатель активности борца,

N – количество реальных попыток проведения приема,

В – количество приемов борца,

t – время схватки.

Скорость выигрыша – это отнесенная к единице времени и выраженная в условных единицах суммарная оценка атакующих и контратакующих действий борца в данной схватке.

V – скорость выигрыша,

а – количество приемов борца,

b – количество приемов борца, оцененных как ваза-ари.

Скорость проигрыша борца в схватке – есть отнесенная к единице времени и выраженная в условных единицах суммарная оценка атакующих и контратакующих действий противника, которые он провел в схватке с данным борцом.

ап – количество приемов противника, оцененных как чистая победа ИППОН,

bп – количество приемов противника, оцененных как ваза-ари (пол победы),

сп – количество приемов противника, оцененных как ЮКО,

dп – количество приемов противника, оцененных как оценка КОКА.

Результативность борца в данной схватке следует понимать отнесенную к единице времени разницу между оценкой атакующих (и контратакующих) действий борца и его противника в данной схватке      Р = V – B.

Под эффективностью атакующих действий борца в схватке следует понимать отношение выраженной в условных единицах суммарной оценки атакующих и контратакующих действий борца к сумме его реальных попыток и приемов.

Э – показатель эффективности атакующих действий борца,

В – число приемов, проведенных борцом,

N – число реальных попыток борца.

Под эффективностью защитных действий борца, применяемых им в схватке, следует понимать отношение количество реальных попыток проведения приемов противника к сумме реальных попыток и приемов, выполненных противником.

Были взяты 6 показателей, предложенные авторами. Формулы были модифицированы под борьбу дзюдо (авторы предлагают вольную борьбу).

На 3 этапе проводилось педагогическое исследование. При проведении тренировочного процесса с экспериментальной группой, использовалась книга П. Пархомовича «Основы классического дзюдо», где автор предлагает перечень форм тренировок.

  1. Учебная тренировка, ученик получает теоретическую информацию, осуществляется показ и предоставляется возможность опробовать.
  2. Тренировка по направленному развитию физических качеств, в которой используются дополнительные средства – штанги, гири, резиновые амортизаторы, тренажеры.
  3. Тренировка по совершенствованию техники.
  4. Контрольная тренировка.
  5. Тренировка соревновательного плана.

Применялся анализ тактико-технических действий дзюдоистов, И.Д.Свищев, мастер спорта по дзюдо в своей работе «Анализ тактико-технических действий дзюдоистов», предложил технические действия, которые эффективно дают оценить борца.

Технические действия:

  • маскировка,
  • подавление,
  • маневрирование.

Подавление – это сковывание, опережение; маневрирование – это маневрирование по вертикали и горизонтали.

На тренировках с экспериментальной группой была использована система обучения техническим действиям П.Пархомовича.

  1. Ступень начального овладения отдельными деталями, частями, операциями и наконец приемом в целом.
  2. Прием в движении, с четким пониманием и ощущением момента для броска.
  3. В движении в обе стороны.
  4. Из разных захватов.
  5. Несколько приемов в разные стороны и в разных направлениях.
  6. Выполнение приемов с подготовкой.
  7. С подготовкой и переход от приема к приему в виде простого комбинирования.
  8. Выполнение приемов с длительной подготовкой.
  9. Расширение характера простых подготовок.
  10. Приемы после обманных движений, двойных подготовок, комбинаций.
  11. Владеет техникой захватов, имеет свою схему захвата, применяет варианты захвата против конкретных вариантов соперника.
  12. Определяется индивидуальная техническая схема.
  13. Связывает изучение объема техники с техникой захвата.
  14. Появляется коронный прием.
  15. Выполняет беспрерывную атаку.
  16. Выполняет встречную атаку.
  17. Проводит ответную атаку.
  18. Контрит.
  19. Преследует в борьбе лежа.
  20. Свободно переигрывает соперника в захватах – опережает.
  21. В тренировках сознательно моделирует соперников, способен дать анализ его технического мастерства.
  22. Хорошо понимает стремления соперника в схватке, тактически правильно пользуется своим техническим мастерством в достижении победы.

Все эти ступени включались в тренировочный процесс постепенно, поочередно. Дзюдоисты, расширяя и повышая степень владения техникой двигались по спирали. По методике Ю.Д.Моргунова, В.И. Харламова, Х.М. Юсупова (ДЮСШ г. Москва) «Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов», дзюдоисты экспериментальной группы были разделены на 3 подгруппы:

1 – дзюдоисты низкого роста,

2 – дзюдоисты среднего роста,

3 – дзюдоисты высокого роста.

Занятия проводились по недельным циклам.

В первом недельном цикле особое внимание уделялось правильной организации первой части подготовительной фазы приема. Упражнения были подобраны таким образом, что позволили за счет использования собственного веса тела борца выводить противника из равновесия.

Второй недельный цикл был посвящен организации позы, необходимой для отрыва различных по росту противников от ковра. Для этого использовались пояс от кимоно, резиновые амортизаторы.

Задача третьего недельного цикла сводилась к сокращению времени проведения подготовительной фазы приема. 12 бросков одного вида, метод исправления ошибок.

Четвертый недельный цикл был посвящен совершенствованию подготовительной и основной фаз приема с использованием тренажеров.

В пятом недельном цикле основное внимание уделялось совершенствованию точности выполняемого упражнения с применением ограничительного пространственного ориентира.

Широко применялась круговая тренировка по методу непрерывной работы и с переключениями.

На учебно-тренировочных занятиях применялась наклонная платформа. Наклонную платформу предложили авторы И.Д.Свищев, Е.М.Чумаков – заслуженные тренеры г.Москвы. Наклонная платформа устроена так, чтобы угол наклона мог меняться от 5º-35º. В основную часть тренировки входили специальные упражнения. Продолжительность их выполнения – 17 минут. При бросках с наклонной платформы оба борца находились на платформе. Приемы выполнялись партнерами поочередно. В связи с тем, что борьба дзюдо проводится в кимоно, испытуемые выполняли одни и те же броски (подножки, подсечки, подхваты, броски через голову,  и др.).

Выполнялись следующие упражнения:

  1. имитация приема с наклонной платформы (2 минуты);
  2. проведение приема на ровной поверхности ковра (3 минуты);
  3. проведение приема с наклонной платформы (5 минут);
  4. проведение приема на ровной поверхности ковра (3 минуты);
  5. проведение тренировочных схваток с включением изучаемого приема (4 минуты).

Изменение угла наклона платформы влияет на фазовую структуру броска. Применение наклонных платформ в обучении броскам в борьбе дзюдо позволяют расширить методы обучения спортсменов.

На 4 этапе проводилось педагогическое тестирование, после эксперимента (19.04.2013г.), (см. приложение 3,4).

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. Выводы. Практические рекомендации.

Проанализировав результаты педагогического тестирования выяснилось, что показатели в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента почти не отличаются (см. приложение 1,2).

Показатели мастерства, которое борец продемонстрировал в схватке, зависят от мастерства противника, а также от целей и задач, которые ставят перед собой в схватке борец и его соперник.

В Первенстве Надымского района по борьбе дзюдо (проходило 18 ноября 2012г.), принимали участие обе группы дзюдоистов. Действия, приемы дзюдоистов записывались. Учитывались технические действия: маскировка, подавление, маневрирование. Все ошибки, промахи, недоделанные броски, спорные ситуации были зафиксированы. После соревнований был сделан анализ, вновь «проиграны» все ситуации, где броски не получились, предложено борцам вспомнить свои ошибки в стойке и в партере. После участия в следующих соревнованиях Первенства Тюменской области, были выявлены тенденции к повышению качества выполнения следующих приемов: броски через спину, передней подножки, зацепа голенью.

Прогнозирование результативности, качества выполнения бросков, имеет своей целью дать вероятностный прогноз спортивного результата борца на соревнованиях путем сравнения уровня технической подготовки, выявленного в тренировочных контрольных схватках, с уровнем технической подготовки, выявленного в тренировочных контрольных схватках, с уровнем технической подготовки чемпионов, призеров и остальных участников соревнований. Экспериментальная группа после проведения тренировок по «ступеням» (автор П.Пархомович), быстрее осваивала сложные технические приемы, такие как подхват, зацеп, и др.

После занятий по методике Ю.Д.Моргунова, В.И.Харламова, Х.М.Юсупова (ДЮСШ г.Москва) «Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов», где тренировки проводились недельными циклами, выявлено, что для борцов дзюдоистов с низким ростом целесообразны броски:  подножкой (передней), зацепом (изнутри), подхватом (изнутри), через спину с захватом руки на плечо и с захватом руки под плечо.

 Борцы среднего роста – броски: броски через голову, броски через спину с обратным захватом двух рук снизу, броски через спину с колен и через бедро с захватом за пояс.

 Борцы высокого роста – броски: броски задней подножкой, подсечкой, зацепом снаружи, прогибом, броски через спину с колен, через бедро с захватом за пояс.

Выводы:

Таким образом, можно заключить следующее: данная методика способствует расширению вариативности и повышение устойчивости ведущих элементов двигательной структуры атакующих действий, а также обеспечивает высокие темпы роста технического мастерства борцов, результаты позволяют прогнозировать технические действия для борцов в зависимости от их пропорций тела, вносить коррективы в процесс обучения спортивной техники и совершенствования в ней,  планировать подготовку борца к ответственным соревнованиям с учетом морфологических особенностей возможных противников.

При участии в Региональном турнире городов Сибири по дзюдо, борцы не испытывали затруднений с соперниками, которые были выше, или ниже их ростом, легко ориентировались, выполняли связки различных атакующих действий.

После занятий на наклонной платформе (И.Д.Свищев, Е.М.Чумаков), борцы стали применять больше вариантов вывода соперника из равновесия как статического, так и динамического, обманные движения, появилось предугадывание действий соперника, что очень важно в борьбе.

После проведения вторичного педагогического тестирования по 6 показателям:

  • активность борца в схватке после эксперимента в контрольной группе повысилась на 38%, в экспериментальной группе на 4%;
  • скорость выигрыша после эксперимента в контрольной группе повысилась на 15%, в экспериментальной группе на 24%,
  • скорость проигрыша после эксперимента в контрольной группе снизилась на 12%, в экспериментальной группе снизилась на 18%;
  • результативность в контрольной группе снизилась на 5%, в экспериментальной группе повысилась на 2%;
  • эффективность атакующих действий в контрольной группе повысилась на 9%, в экспериментальной группе на 18%;
  • эффективность защитных действий в контрольной группе увеличилась на 15%, в экспериментальной группе повысилась на 16% (см. приложение).

Таким образом, из результатов тестирования можно сделать вывод, что данная методика эффективна для освоения технико-тактической подготовки с группами учебно-тренировочными четвертого года обучения, и подходит к условиям Крайнего Севера.

Задача тренера на занятиях по дзюдо, не вытягивать всех до среднего уровня, а больше работать индивидуально, с сильными спортсменами. Больше всего происходит отсев, когда становится неинтересно тренироваться сильным спортсменам. В группе должен быть 1-2 лидера.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, изучение данных о спортивных соперниках, практическое освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов (вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков), воспитания тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

Практические рекомендации:

  1. Упражнения общефизического характера желательно давать в конце тренировки, в связи с тем, что после упражнений на силу занимающиеся трудно усваивают технику;
  2. Последовательность в обучении может быть различной, это зависит от опыта и профессионального мастерства тренера;
  3. В связи с тем, что в программе технической подготовки много сложных элементов, необходимо широко использовать подготовительные и подводящие упражнения.
  4. Возможно выполнение различных элементов в сочетаниях и комбинациях.
  5. Броски всех групп желательно выполнять в передвижениях.
  6. Для совершенствования техники и усиления приемов необходимо использовать резину (работа в тройках, держать сзади за пояс).
  7. В тренировку включать вольные схватки на результат с обязательной борьбой за захват.

Список использованной литературы:

1. С.В. Каледин, В.М. Дьячков «Проблемы спортивной тренировки». Москва, ФиС, 1981г.

2. А.Г. Станков, В.П. Клиягин, И.А. Письменский «Индивидуальная подготовка борцов». Москва, ФиС, 1984г.

3. Н.Г. Озолин «Современная система спортивной тренировки» (ФиС, Москва, 1970г.).

4. В.Н. Зациорский «Физические качества спортсмена» (ФиС, Москва, 1970г.).

5. А.Н. Негенцов «Информационный бюллетень за физическую культуру и спорт» (Сборник, 1986г.).

6. Д. Педро «ДЗЮДО:Техника и тактика», ООО «Издательство» «Эскимо», 2005г.

7. Я. Ясухиро «БОЕВОЙ ДУХ ДЗЮДО», «Издательство» «Фаир-пресс», 2003г.

8. В. Путин, В. Шестаков, А. Левицкий «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» авторы: «Олма-пресс», 2003г.

9. И.Д. Свищев, В.Э. Жердеев, Л.Ф. Кабанов, Н.Г. Михайлов «Дзюдо. Программа», Издательство «Советский спорт», 2003г.

10. С.В. Ерегина И.Д. Свищев, Д.С. Филлипов «Дзюдо. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШ олимпийского резерва», «Советский спорт», 2006г.

11. Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.Н. Многолетняя подготовка дзюдоистов. – М.: ФиС, 1982.

12. Годик М.А. Совершенствование силовых качеств // Современная система спортивной тренировки. – М.: «СААМ», 1995.

13. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. – Челябинск, 1996.

14. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К.: Олимпийская литература, 1999.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера

Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов.     ...

Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера

Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов.     ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме : КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА КРАЙНЕГО СЕВЕРАИ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, сред­ства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., ...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа разработана с целью выявить условия для эффективного осуществления учебно-тренировочного процесса и предназначена для тренеров-преподавателей по дзюдо ДЮСШ...