«Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях современной школы»
статья (физкультура и спорт) по теме

Мутагарова Люция Рифовна

 

В последние десятилетия появились новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях. Среди  них здоровьесберегающие технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии:

·       дифференцированного обучения или уровневой дифференциации, разработаннуя Фирсовым В.В.( (обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей);

·       обучения в сотрудничестве, основатель Цукерман Г.А.

·       проектной деятельности или метод проектов, разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком . В начале 20 века  в России пытались  . использовать данный метод педагог С.Т. Шацкий.

·       развивающего обучения Л. С. Выготского,А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина (современных представлений этого направления, обучение  базируется на идеях И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова)

·       разнообразные игровые технологии.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_variant_spich.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях современной школы»

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое далеко не соответствует тенденции развития современного общества. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Здоровье ребенка во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования По данным Института возрастной физиологии РАО, именно школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. К школьным факторам риска можно отнести:

  1. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
  2. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,
  3. Неумение применять в жизни полученные знания.

Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся, формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Какие технологии могут считаться здоровьесберегающими?  

По определению профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии  — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Традиционное обучение (разработанное Яном Амосовичем Каменским) и основанное на принципах дидактики, рассматривает ученика как вместилище информации, знаний ,умений и навыков.

В  современных условиях система физического воспитания учащихся ставит совершенно другие задачи:

  1. создание условий для развития и самосовершенствования индивидуальных способностей ребенка;
  2. обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации;
  3.  освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности;
  4.  нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

 

В последние десятилетия появились новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях. Среди  них здоровьесберегающие технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии:

  1. дифференцированного обучения или уровневой дифференциации, разработаннуя Фирсовым В.В.( (обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей);
  2. обучения в сотрудничестве, основатель Цукерман Г.А.
  3. проектной деятельности или метод проектов, разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком . В начале 20 века  в России пытались  . использовать данный метод педагог С.Т. Шацкий.
  4. развивающего обучения Л. С. Выготского,А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина (современных представлений этого направления, обучение  базируется на идеях И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова)
  5. разнообразные игровые технологии.

Однако вопросы личностно ориентированного физкультурного образования еще не получили достаточно широкого освещения, нет результатов исследования применения  на уроках ФК проектной технологии, технологии уровневой дифференциации с применением биометрического аппаратно-программного комплекса FlexiScan, разработанного компанией «РОССИНН». 

Многие учителя ФК продолжают работать по технологии ТО, сохраняя субъект – объектные отношения.

Основываясь на изученных нами исследованиях, мы считаем, что  необходимо   формировать приоритет и культуру здоровья  учащихся, чтобы ребенок из объекта превратился в субъект своего здоровья. Мы понимаем, что субъект может вырасти только в определенных ситуациях, условиях, которые мы (педагоги) обязаны создавать. Это заставило нас  задуматься: какая же роль будет принадлежать Ребенку:- простого исполнителя ( как было раньше) или ответственного инициатора, организатора и участника  данного события?

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Необходимость организации работы по их формированию на уроках физической культуры и во внеурочное время обусловлена вызовами  времени, отраженными в ФГОС, инновационной образовательной практикой. Мы считаем, что приблизить разрешение проблемы сохранения здоровья детей можно, если подходить к ней комплексно, формируя приоритет и культуру здоровья всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), создавая условия для социального успеха. Инновационный поиск новых средств обучения привел нас к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Нами были предприняты попытки включения в уроки ФК технологии проектной деятельности и уровневой дифференциации, позволяющих более полно развивать навыки и компетентности в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Однако, первые результаты нашего исследования дают основание предположить, что эффективной для достижения целей образования можно считать проектную технологию, использование которой:

  1. положительно влияет на мотивацию учащихся к изучению предмета,
  2. заставляет критически отнестись к образу и стилю собственной жизни, способствует приобретению теоретических знаний,
  3. привитию интереса к определенным видам двигательной активности  и развитию физических качеств. 

Как учитель физической культуры, наибольшее значение придаю практико-ориентированным, социальным, здоровьесберегающим проектам. Такие проекты нацелены на приобретение школьниками опыта и практики сохранения жизни и здоровья в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы

В докладе обосновывается необходимость использования СОТ, дается краткая характеристика образовательных технологий и способ конструирование урока....

Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы

Статья "Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы"...

Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового о...

Инновационный проект по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в условиях коррекционной школы

Создание целостной продуктивной системы деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование окружающей среды, благоприятной для сохранения и укрепления здоровья каждой личности и во...