Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания
статья

Тишина Вера Петровна

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.  В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания.

Выступление на педагогическом совете, май 2018 г. Тишина В. П. учитель

    Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.  В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.  Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития обучающегося. Для этого – каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

   «Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья,  личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения и воспитания ребенка в школе-интернате (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим

Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей с УО (ИН) отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.  Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.

Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности - разнообразными.

Факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:

  • оптимизация учебного процесса;
  • рациональная организация учебной деятельности (распределение контрольных работ в течение недели, за исключением понедельника и субботы, после выходных и праздничных дней; дозировка домашнего задания);
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий (температура и свежесть воздуха, обязательное проветривание учебного кабинета на переменах рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.);
  • благоприятный психологический фон во время уроков;
  • учёт физиологического состояния ребёнка;
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока;
  • обеспечение охраны здоровья детей во время уроков и внеурочное время;
  • соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных педагогических методов и приёмов обучения:

1.Снятие эмоционального напряжения
  Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок виртуальных экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием  позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

2.Создание благоприятного психологического климата на занятии
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной и воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
  Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда относятся технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

  • Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности.
  • Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика.
  • Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка.
  • Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
  • Организация рефлексии.
  • Игровые методы психокоррекции (на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности, мышления, речи).

               Обязательным условием является использование на уроках различных видов учебной деятельности: опрос обучающихся, работа с тетрадью (письмо), работа с учебником (чтение), слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

    Для создания рабочей обстановки в самом начале урока предлагаю учащимся выполнить упражнения для регулирования дыхания. Например:

  • Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
  • Встать прямо, руки вдоль туловища.
  • Сделать полный глубокий вдох.
  • Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3с. Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.

     Включение в физкультминутки упражнений для глаз служит профилактикой нарушения зрения. Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:

  • Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот).
  • Глазами написать число, месяц, год рождения.
  • Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

   Для учащихся особую важность имеет спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать их работу на уроке, задание на дом, попрощаться с обучающимися. Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе спокойно – деловое, удовлетворительное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».

  Применение упражнений на релаксацию способствует стабилизации психоэмоционального состояния учащихся в течение всего урока. Например, игра "Роняем руки" расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд, снимая напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели". Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

  • Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
  • Потягивание за мочки сверху вниз.
  • Потягивание ушной раковины вверх.

    В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.(Катание суджога, карандаша в ладошках)

    Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания способствуют повышению здоровья. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяют избежать монотонности на уроке.

Создание условий, в которых уютно и комфортно заниматься, также способствуют сохранению здоровья детей. К их числу можно отнести оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение в группе через восприятие подростками красоты и жизненной силы этих растений, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса.

    Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения является  весьма результативной и позволяет снизить процент заболеваний, повысить успешность обучающихся, уровень удовлетворенности.

Литература.

1. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с

детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012.

2.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления

здоровья детей. – М.:

3. http://www.inflora.ru/diet/diet177.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие основы современных образовательных технологий»

В настоящее время остро стоит вопрос о здоровье нации в целом. Как сохранить здоровье учащихся в школе при  повышении учебнойнагрузки, при сокращении часов трудового, художестве...

Современные образовательные технолог как условие введения ФГОС

выступление в рамках Единого методического дня в МАОУ "СОШ № 25" г. Перми. попытка определиться с понятиями "современные пед.технологии"...

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления....

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...