Главные вкладки

    Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.
    статья на тему

    Пономарева Ольга Викторовна

    Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dlya_mezhrayona.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные образовательные технологии в условиях ФГОС.

     Технология развития критического мышления.

    Пономарева О.В.,  учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Школа 2094».

                В современном мире огромное количество информации, и ребенок вынужден в этом необъятном информационном море существовать, извлекать из информационного потока, оказывающего на него не всегда благоприятное воздействие, необходимые сведения, осмысливать их и  уметь с информацией работать. Как не стать жертвой  манипуляции с общественным мнением? Как научиться критически мыслить, отбирать только то, что необходимо, пропущено через призму осмысления?

              Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что урок  ребенку приносит пользу, не превращается в отягощающее время или просто в забаву или игру. Мы очень часто стоим перед проблемой осмысления, какую информацию выбрать.

         Уверенности в себе, ответственности, умению наслаждаться окружающим миром - духовно-нравственному  воспитанию, в первую очередь, способствуют  русский язык и литература. Это те предметы, которые позволяют  на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Слово, художественная речь, книга – это сильное оружие.
    Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого понятия, его необходимо рассмотреть  во всех оттенках, во взаимосвязи с другими понятиями. Считаю, что в этом поможет работа с текстом.

            Возможности такого вида деятельности на уроке незаменимы, ведь  текст сам по себе стимулирует мыслительную деятельность, рождает чувства, будит воображение. А для  работы с любым материалом необходим инструмент, который мотивирует учащегося, развивает  суждение, разнообразит  эмоции.
       В последние годы методика критического мышления стала популярной, ее используют целиком или  только некоторые элементы, которые  можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.

              Я остановлюсь на некоторых их них, которые использую в технологии развития критического мышления.

           Что же такое критическое мышление?  Критическое мышление – это некая  точка опоры для мышления человека, это естественный и понятный  способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть материалом, но и критически его оценить, осмыслить и, главное,  применить.           Встречаясь с новой информацией, учащиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

       Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя считаю такие приемы, как инсерт, приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», «Гроздья кластера» и другие. Технология РКМ строится  на  принципах сотрудничества, взаимой ответственности, активного общения и рефлексии.

         Технология развития критического мышления на уроке включает три стадии:
    вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Если последовательно реализовывать данную модель, эффективность урока значительно повышается. Эти стадии не новы для учителя с  точки зрения традиционного урока. Главное, как подойти к уроку. Как правило, знания, полученные с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются,  а  знания, которые учащийся самостоятельно добывает при помощи умственных усилий, пытаясь разрешить противоречия, становятся его собственными, что очень для него ценно. Полученные знания дают возможность для формирования личности в целом. Критическое мышление подталкивает, настраивает ученика к самостоятельной работе, он рассматривает саму суть события, процесса или какого-либо явления.

         Технология развития критического мышления предполагает равные партнёрские отношения и в  общении, и в  конструировании знаний.

          Я познакомилась с данной технологией 3 года назад. Мне кажется, что для филологов она представляет несомненную ценность. Во-первых,  каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Во-вторых, чтение и письмо - это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире, и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ещё в школе, чтобы потом их применять в жизни. К сожалению,  практика показывает, что дети часто  не умеют правильно читать, то есть  читать вдумчиво: активно воспринимать и критически осмысливать информацию с тем, чтобы  включить её в собственное высказывание, размышление. Научиться критически осмысливать информацию и включать её в собственный контекст можно, если использовать приёмы данной технологии.

        Я  исхожу из того, что на уроках русского языка и литературы путь к познанию лежит через слово, как письменное, так и устное. При работе над произведением, каждый ученик должен  понять мысль автора, почувствовать глубину содержания текста, и в этом ему помогает учитель.



          Наиболее действенным считаю «Чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю). Главное - это давать учащимся возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, которые они высказывают в ходе чтения, вселять в них уверенность в том, что они будут услышаны. Важно  не давить своим более авторитетным мнением, создать комфортную психологическую атмосферу. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность.
    Кроме того следует учитывать следуещее:

    1. текст не должен быть знаком;
    2. текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);
    3. задания и вопросы формулируются с учетом уровня познания;
    4. чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.

               Как это реализуется на уроке? Через три стадии технологии развития критического мышления: первая стадия  «ВЫЗОВ», мотивационная функция  (определение  опорных слов, по которым в дальнейшем будем конструировать текст, обсуждение названия текста, прогноз содержания);  вторая стадия – осмысление содержания,  информационная функция (чтение текста небольшими отрывкам, на «остановках»  обсуждение содержания каждого и прогнозом развития сюжета), здесь обязателен вопрос - прогноз: "Что будет дальше и почему?"; третья стадия – рефлексия, текст  воспринимается как единое целое. Важно осмыслить этот текст. Используемые  формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер

          Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.
         Система вопросов и заданий  рассчитана на то, что учащийся должен сам не только определить собственное отношение к героям, но и аргументировать свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это и есть основа формирования активного, творчески мыслящего человека.
          Вызов - это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать

        Достоинство данного приёма сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т. д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем).

            На стадии вызова можно обсудить заглавие рассказа и прогноз его содержания, проблематики. В качестве примера возьму рассказ В.М.Шукшина «Срезал».

         Прогнозируем по названию рассказа: о каком человеке идёт речь в этом рассказе?  Дети обсуждают свои предположения. Их версии записываю на доске, чтобы потом проверить в процессе чтения. Предположения дают толчок к развитию воображения, мышления, стимулируют внимание к деталям, к художественно-выразительным средствам, вызывают интерес к чтению.

        На стадии осмысления содержания текст читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязательно вопрос-прогноз: «Что будет дальше и почему?»

    • В рассказе «Срезал» говорится об образовании, как вы думаете почему?
    • Мужики пошли к дому Глеба Капустина. Зачем ?
    • Глеб Капустин срезал знатных приезжих для чего?

         На стадии рефлексии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различны: творческое письмо, дискуссия, выяснение авторской позиции. В данном случае выясняем вместе с ребятами позицию автора (В. Шукшина). Автор не даёт никаких оценок, только заставляет задуматься.

         Также эффективными оказались такие приёмы, как чтение с пометами, заполнение двухчастных и трёхчастных дневников. После изучения произведения или вводной темы на стадии рефлексии я практикую написание синквейна. Возможности этого приёма ценны тем, что создание его заставляет сворачивать информацию до заданного минимума. Работая над синквейном, ученик учиться отбирать из множества вариантов слов и сочетаний самые точные, яркие. Ещё одно достоинство синквейна состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нём каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные

         При изучении жизни и творчества писателя, поэта использую приём «Верные - неверные утверждения» и таблицу «Знаю - узнал - хочу узнать» в старших классах. Такие уроки обычно называются вводными. Чтобы заинтересовать девятиклассников страницами жизни А.С.Грибоедова предложила следующие утверждения:

    • Грибоедов А.С. был счастливым человеком.
    • Получил прекрасное образование.
    • Был гениальным.
    • Имел много друзей.
    • В русскую литературу вошёл автором одним произведением.

          Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика - не зная ничего о Грибоедове, согласиться или не согласиться с данным предположением, поставить «плюс» или «минус». Домашнее задание заключалось в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведение которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учениками лежал текст. Выполняя домашнее задание, он обязательно проверит, в чём  оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и подсчитает свои «плюсы» и «минусы». Важная проблема решена: ученик захотел узнать и понял, зачем ему это нужно.

         На второй стадии урока, построенного по технологии критического мышления, осмыслении, предложаем работу с текстом. Заполняем графу таблицы «Знаю- хочу узнать- узнал». Достаточно записать 5 интересных фактов из жизни писателя, которые узнал, выполняя домашнее задание. Каждого прошу высказаться, не повторяя предыдущего. Затем мы заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы у нас ещё остались вопросы о жизни или творчестве писателя. Формулируем вопросы. И завершается стадия осмысления новой информацией работы с текстом. Каждому ученику персонально я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (Инсерт). Для маркировки текста предлагаю ребятам придумать свои значки или использовать  уже существующие::

    • «\/»- это известно;
    • «+»- это интересно , неожиданно;
    • «-»- это противоречит тому, что вы уже знали;
    • «?»- хотелось бы узнать подробнее.

            Такая  форма работы в отличие от устной превращает урок в увлекательную игру, Учащиеся понимают, что они могут сами сказать по данной теме, основываясь на знаниях.  Отвечаем на вопросы, поставленные в графе «Хочу узнать», и работа почти закончена.

          Но осталась последняя стадия, самая важная - рефлексивная. Именно сейчас  происходит творческое развитие, осознание   приобретённой новой  информации. Рефлексия может быть письменной.  Как правило, работа завершается созданием синквейна. Ребята с удовольствием выполняют данную работу, выражая свою индивидуальность, демонстрируя уровень обученности и понимания темы или прблемы урока.

             В сентябре 2016 года, спланировав свою работу по внедрению технологии РКМЧП, в 8 классе по литературе  провела проверочную  работу по выявлению основных умений критически мыслить .

           Цель данной работы: выявить сформированность мыслительных навыков. Одно из заданий –  умение собрать текст из «рассыпанных» предложений – выявляет умение систематизировать материал. Проводилась работа по «Повести о Петре и Февронии», эпизод достаточно объемный, на выполнение этого задания отводилось  20 минут. Ребята на отдельных листочках выстраивали предложения в соответствии с исходной последовательностью событий. Следующее  задание – выделить ключевые слова – проверяет умение выделять главное. Умение анализировать помогает проверить следующие задания – выделить из выписанных слов то, которое отражает основную тему и указать предложения, в которых содержится основная мысль. Заключительное задание составить пожелания, используя слова из предыдущих заданий  – это позволяют обобщить сведения, полученные из предыдущих заданий.

           Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании литературы позволяет решать развивающие задачи обучения. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития личности.

         Эти же  приемы использую при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  У большинства выпускников формулировка проблем исходного текста вызывает затруднение, поэтому вначале подготовки к сочинению я называла проблему сама. Затем составляли совместно таблицу. Ученики записывали всё, что им известно об этом вопросе, т.е. записывали комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(К2) Далее заполняется графа «Хочу узнать»,   в которой ученик формулирует вопросы, которые направлены на выяснение авторской позиции(К3). После этого каждому раздается исходный текст, и, знакомясь с ним,  ребята дополняют информацию о позиции автора и заполняют графу «Узнал». Здесь же ученик формулирует своё отношение к проблеме (К4). Таким образом, мы создаём некий сценарий будущего сочинения. Домашним заданием является написание работы.

          На следующих уроках уже учимся самостоятельно формулировать проблемы, комментировать, подбирать аргументы, а в дальнейшем - отказаться от таблиц вообще и остаться с текстом один на один. Опыт, приобретенный во время обучения, помогает сделать работу достаточно продуктивной.

    Результатом использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы является то, что учащиеся не только овладевают  знаниями, но приобретают опыт  самостоятельно осмысливать информацию, выбирать необходимую, чувствовать себя комфортно в обществе, свободно высказывать свое мнение, а не быть объектом различного рода манипуляций общественного мнения. Таким образом, у детей формируется критическое мышление.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

    В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

    Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПРКМ)".

    В презентации дано описание технологии ЧПРКМ. Показаны её цели, возможности. Также дана базовая модель урока....

    Проект "Использование личностно - ориентированных технологий на уроках английского языка. Развитие критического мышления у учащихся среднего звена через письмо и чтение".

    Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и ор...

    Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.

    Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...

    Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой), даны основные этапы урока с вопросами и комменариями...

    RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления

    В статье, найденной на просторах интернета, рассказывается о RAFT-технологии как одном из приемов  развития критического мышления....