Главные вкладки

    Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
    методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

    методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой), даны основные этапы урока с вопросами и комменариями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kon_s_rozovoy.docx23.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

     


    Модель урока

    I. Стадия «Вызов».
    II. Стадия «Осмысление».
    III. Стадия «Размышление» (рефлексия).

    Цель урока

    1. Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
    2. Привлечь внимание учащихся к нравственной проблематике (ответственность за свои поступки)
    3. Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.

    Оформление урока (на доске)

    • Запись темы.
    • Портрет писателя.
    • Рисунки к теме «Конь с розовой гривой» (без предварительного знания содержания рассказа). презентация


    Термины:

    • Рассказ
    • Контраст
    • между названием и проблемой
    • между поведением героев и ситуацией
    • между 2мя эпизодами
    • между описаниями душевного состояния (внутреннего) и поведением (внешнего)
    • Средства выразительности речи, фигуры речи:
    • Эпитеты.
    • Разговорная, диалектная лексика.
    • Сравнения.
    • Повторы.
    • Глаголы действия.
    • Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.

    Ход урока.


    1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».
    2. Сообщение о писателе ( презентация).
    3. Стадия «Вызов».

    • Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «конь с розовой гривой»? (спокойствие, романтичность, красота, зелёный луг, другие красивые лошади, река, солнечный день)
    • Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «Конь с розовой гривой»?
    • Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).

    Письменное задание.
    За 5 мин составьте небольшой рассказ названию, но
    сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.

    • Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
    • Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
    • Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)

    Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло с конем.

    Чтение нескольких рассказов учащихся.

    4. Стадия «Осмысление».

    Работа с текстом.

    • Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
    • Что мы узнали?

    - Оправдались ли наши предположения? (нет)
    - О чем пойдет речь дальше? (о коне-прянике)
    - Какое ключевое слово я вам не назвала? (пряник)

    Вывод.(делают учащиеся) В рассказе пойдет речь том, как мальчик испытает счастье, когда бабушка привезет ему пряник.

    Сравним название рассказа и его тему.
    - Отражает ли название рассказа его тему? (нет, не вполне).

    Внесем коррективы в наши предположения.

    • Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?

    Дискуссия «Совместный поиск»

    Чтение следующего фрагмента.

    Обсуждение.

    - Что совпало с нашими ожиданиями?
    - Чем занимались ребята во время прогулки? Что показалось вам неожиданным, противоречивым в поведении героя во время долгой прогулки с левонтьевскими ребятами? (старается быть как все, забывает об обещании, данном бабушке, о бабушкиных словах)


    Дискуссия «перекрестная».

    - Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли уподобляться своему окружению, делать то, что не считаешь правильным, но на чем настаивают другие?

    Задание по группам:

    • 1 гр.- доказать, что нужно вести себя как все. Не выделятся из своего окружения.
    • 2 гр. - доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение.
    • 3 гр. - сделать вывод о том, кто прав.

    Обобщение учителя.

    Чтение текста Обсуждение.

    – Что узнали нового?
    - Как развивались события?
    - Как вы думаете, какой эпизод можно назвать кульминацией?

    - Почему так подробно переживания мальчика, его душевные страдания?
    - Какой контраст можно увидеть, сравнивая начало и конец рассказа? (счастье, радость, полнота жизни- желание сжаться, спрятаться, не жить)
    - Какие ключевые слова, отражающие перемену, произошедшую с героем, встретились в тексте? (

    Чтение следующего отрывка. Обсуждение.

    • Что вам кажется удивительным в словах бабушки? (мудрость, прощение.)
    • Как чувствует себя мальчик после разоблачения?  
    • Какую роль играет здесь описание коня с розовой гривой?

    Чтение следующего эпизода. Обсуждение.

    • Какова развязка рассказа?
    • Как можно доказать текстом, что мальчик пережил сильный, незабываемый стыд?  

    4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)

    - Вспомним наши предположения. (Мы ожидали прекрасных картин природы, а узнали о психологических страданиях.)

    Вывод:

    Обман, ложь могут приносить нравственные страдания, не сопоставимые со страданиями физическим
    (В этом заключается идея рассказа.)

    5. Исследовательское «задание»:
    - Где еще в тексте встречается контраст?
    - Какова роль контраста в произведении?

    Вывод:

    Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.
    Роль контраста - подчеркнуть душевные переживания героя.

    - С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
    (эпитеты, диалектная и просторечная лексика, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)

    6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.

    7. Творческое задание (по группам):

    - Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств. Объясните их роль в тексте.

    8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)

    - запомнит ли герой полученный урок?

    9. Вывод урока:

    За все свои поступки рано или поздно придется отвечать. Лучше всегда говорить правду, как бы тяжело это не было.

    10. Какие пословицы, поговорки можно подобрать к данному рассказу? (Шила в мешке не утаишь; сколько верёвочке не виться, а конец будет; тайное всегда становится явным)

    11. Д/з . 

    1. Ответить письменно на вопросы №2,3
    2. Выучить определение « контраста».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

    Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

    Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

    Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

    Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

    Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

    Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПРКМ)".

    В презентации дано описание технологии ЧПРКМ. Показаны её цели, возможности. Также дана базовая модель урока....

    Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.

    Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...