ФЛОРБОЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»
учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова
СМИРНОВОЙ Ольги Александровны
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Москва – 2013
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДОТОВКА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ
Тема 1 Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья человека
Роль физической культуры в жизни России. Оздоровительное и воспитательное значение физической культуры. Роль физического воспитания в формировании человека. Физическая культура и спорт как средство международного общения
Тема 2 Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте
Цели и задачи законодательства РФ о физической культуре и спорте. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии. Государственные органы управления физической культурой и спортом в РФ. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (Федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы). Олимпийское движение в России. Физическая культура в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях. Физическое воспитание в образовательных и внешкольных учреждениях Физическая культура и спорт инвалидов. Профессиональный спорт. Социальная защита граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
Тема 3 Флорбол в России
Мировая история флорбола. История возникновения и распространения игры флорбол в России. Клубы и лиги флорбола в России. Лучшие тренеры и спортсмены Российского флорбола. Флорбол как средство отдыха, укрепления здоровья и приобщения россиян к систематическим занятиям физической культурой.
ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Тема 4 Единая спортивная классификация. Задачи спортивной классификации
Спортивный разряд - критерий специальной подготовленности спортсмена, отражающий уровень его спортивного мастерства. Основные сведения о разрядных нормах - показателях, выраженных в конкретных мерах времени, веса, расстояния и т.д.
Разрядные требования и нормы в игре флорбол. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Требования к месту проведения соревнований по флорболу различного уровня и судейство.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА, ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Тема 5 Костно-мышечная система, ее строение и функции
Тема 6 Основные сведения о кровообращении
Состав и функции крови. Сердце и сосуды. Кровообращение и значение крови. Движение крови по сосудам: артериям и капиллярам. Большой и малый круг кровообращения. Количество и состав крови (плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).
Сердце, его строение и работа. Изменение ЧСС и артериального давления при физической нагрузке. Минутный объем крови в покое и при физической нагрузке.
Тема 7 Дыхание
Потребление кислорода. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Высшее и внутреннее дыхание. Соединения кислорода с гемоглобином и перенос кислорода к тканям. Дыхательный объем, частота дыхания и жизненная емкость ЖЕЛ. Развитие дыхательного аппарата при занятиях спортом. Потребление кислорода, кислородный запрос и кислородный долг. Потребление кислорода в покое и при физической нагрузке. Аэробные и анаэробные возможности организма спортсмена. Максимальное потребление кислорода у спортсменов разного возраста, занимающихся различными видами спорта.
Изменение аэробных и анаэробных возможностей при занятиях спортом. Особенности развития аэробных и анаэробных возможностей посредством занятий флорболом.
Тема 8 Обмен веществ и энергии – основа жизни человека
Сущность обмена веществ. Распад пищевых продуктов (жиры, белки, углеводы) и образование энергии. Величины расхода энергии в покое и при мышечной работе. Зависимость расхода энергии от мощности работы и тренированности спортсмена.
Тема 9 Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма
Строение нервной системы (центральная, периферическая, вегетативная). Головной и спинной мозг, их строение и функции. Регуляция работы внутренних органов. Два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизни). Два процесса в деятельности нервной системы: возбуждение и торможение.
Тема 10 Органы пищеварения и выделения
Понятие о пищеварении. Расщепление веществ при пищеварении. Органы выделения и их функции.
Тема 11 Органы чувств
Рецепторы и их значение. органы зрения, их строение и функции. Строение органов слуха и их функции. Строение и значение органов равновесия. Органы обоняния и вкуса, их функции.
Тема 12 Физиологические основы спортивной тренировки
Тренировка и адаптация. Изменения в организме при адаптации к физической нагрузке. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (3 стадии).
Физиологические изменения в организме при занятиях флорболом.
Тема 13 Физиологические методы определения тренированности юных спортсменов
Тренированность, ее критерии и оценки. Физиологические методы оценки физической работоспособности. Определение МПК по Астранду и Добельну. Тест PWC 170. Гарвардский тест и индекс Рефье. Физиологические методы оценки состояния нервно-мышечного аппарата спортсмена.
ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА.
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА. ПИТАНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Тема 14 Личная и общественная гигиена
Значение личной гигиены для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний. Гигиеническое значение кожи, защищающей внутренние органы от внешней среды. Роль кожи в защите от болезнетворных бактерий. Необходимость ухода за телом, полостью рта и зубами, основные правила ухода.
Тема 15 Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена
Значение правильного режима для юного спортсмена. Элементы режима и их выполнение: утренняя гимнастика, закаливание, регулярный и достаточный сон, регулярное и полноценное питание, отдых и пребывание на свежем воздухе, рациональное чередование различных видов деятельности
Тема 16 Закаливание юного спортсмена
Сущность закаливания. Основные правила закаливания: постепенно снижать температуру воды, постепенно увеличивать длительность воздействия воды и солнца на организм, не делать перерывов в приеме процедур. Необходимость их соблюдения. Использовать разные средства и методы закаливания.
Тема 17 Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом
Источники инфекции и пути ее распространения. Краткая характеристика основных инфекционных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.
Тема 18 Гигиенические требования к питанию юных спортсменов
Понятие о рациональном питании и расходе энергии. Значение пищевых веществ в питании и их нормы. Белки, жиры и углеводы, их калорийность и рациональное сочетание. Значение витаминов и минеральных солей. Режим питания при занятиях спортом
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. САМОКОНТРОЛЬ. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СПОРТЕ
Тема 19 Систематический контроль за юными спортсменами
Врачебно-педагогические наблюдения, их значение и проведение. Проведение тестирующих нагрузок для определения подготовленности спортсменов.
Тема 20 Самоконтроль в процессе занятий спортом
Ведение дневника самоконтроля. Изменение ЧСС, веса, ЖЕЛ и силы мышц. Запись показателей в дневник. Учет объема и интенсивности физической нагрузки путем регистрации в дневнике.
Тема 21 Понятие об утомлении и переутомлении
Сущность и значение утомления. Восстановление и суперкомпенсация. Понятие об адаптации. Признаки утомления. Переутомление. Симптомы, причины и профилактика переутомления
Тема 22 Восстановительные мероприятия в спорте
Виты восстановительных мероприятий: педагогические, медикобиологические, физиотерапевтические и бальнеологические. Основные приемы и виды спортивного массажа. Использование парной и суховоздушной бани. Общие правила пользования баней.
Тема 23 Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом. Оказание первой помощи при несчастных случаях
Виды и причины спортивного травматизма. Оказание первой помощи при несчастных случаях, при ранах, ушибах, растяжениях связок, обморожениях, переломах, патологические состояния в спорте, симптомы перенапряжения и переутомления, их профилактика. Ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема 24 Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов
Многолетняя подготовка юных спортсменов. Тренировка как одна из форм подготовки спортсмена. Структура подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка и спортивное совершенствование. Средства и методы подготовки. Методика контроля. Методика участия в соревнованиях. Характерные черты спортивной тренировки юных спортсменов: недопустимость установки на достижение максимальных результатов в кратчайшие сроки; ограничение нагрузки в соответствии с функциональными возможностями растущего организма; необходимость учета особенностей учебного процесса, преобладание общей физической подготовки, расширение функциональных возможностей организма и приобретение широкого круга двигательных навыков.
Тема 25 Средства спортивной тренировки
Комплекс средств спортивной тренировки, их характеристика и методы использования (физиологические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, технические и тренажерные устройства). Соревновательные общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения (подводящие и развивающие).
Тема 26 Методы спортивной тренировки
Использование слова и обеспечение наглядности. Две группы методов: для обучения и тренировки. Методы целостного и расчлененного упражнения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, игровой, контрольный и соревновательный методы
Тема 27 Формы организации занятий в спортивной тренировке
Урок как организационная форма спортивной тренировки. Три части урока, их задачи, содержание и методика проведения. Основные методические положения при построении урока
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Тема 28 Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена
Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Нравственное формирование личности спортсмена. Значение морали и нравственности для формирования спортсмена. Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов через преодоление трудностей. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний (страха, боязни получить травму). Основные представления о волевых качествах (целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладания).
Тема 29 Физическая подготовка
Понятие о физической подготовке. Основные представления о физических качествах: силе, быстроте, гибкости, ловкости, выносливости. Методы развития физических качеств. Значение физической подготовки в игре флорбол.
Тема 30 Техническая подготовка
Общая и специальная техническая подготовка. Роль технической подготовки во флорболе. Три этапа обучения: изучение основы движения, формирование умения выполнять его в "грубой форме"; овладение двигательным навыком до выполнения движения в стандартных условиях; доведение выполнения двигательного действия до совершенного в соревновательных условиях.
Взаимосвязь технической подготовки с физической, тактической и психологической подготовкой в игре флорбол.
Анализ технических приемов в игре флорбол.
Тема 31 Тактическая подготовка
Значение тактики во флорболе. Основные понятия о тактическом мастерстве. Особенности тактики при участии в соревнованиях различного уровня. Выбор тактики ведения игры. Выбор темпа игры.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема 32 Закономерности развития спортивной формы
Понятие спортивной формы - состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к участию в соревнованиях. Трудности определения спортивной формы во флорболе.
Тема 33 Характерные особенности периодов спортивной тренировки
Подготовительный период. Общеподготовительный и специально-подготовительный этапы. Основная направленность подготовительного периода.
Соревновательный период, его основная направленность и особенности. Особенности переходного периода.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Тема 34 Сущность и назначение тренировки, планирование и его виды
Значение планирования в тренировочном процессе. Многолетнее (перспективное) планирование и продолжительность подготовки для достижения наилучших спортивных результатов
Тема 35 Учет в процессе тренировки
Значение учета. Основные документы для организации учета. Значение дневников для учета тренировочной нагрузки спортсмена.
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
Тема 36 Основные виды спортивных соревнований и их роль в учебно-тренировоном процессе
Занятия и задачи соревнований. Виды соревнований: комплексные, чемпионаты ДСО и России, Всероссийские соревнования в честь знаменитых дат и призы, учрежденные различными организациями. Первенства, отборочные, контрольные, массовые и показательные соревнования. Закрытые и открытые соревнования, товарищеские встречи, зачетные соревнования.
Тема 37 Планирование, организация и проведение соревнований
Планирование соревнований. Календарный план и основные правила его составления. Положение о соревнованиях и его разделы (цели и задачи, место проведения и т.д.). Организация соревнований. Создание оргкомитета, его задачи и функции. Работа мандатной комиссии. Состав судейской комиссии. Особенности проведения соревнований различного уровня по флорболу.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ И СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ФЛОРБОЛУ
Тема 38 Меры безопасности в игре флорбол
Правила поведения на флорбольных площадках. Меры защиты от солнечных лучей на открытых площадках. Правила владения клюшкой. Элементы защитной экипировки флорболистов и требования к ней. Основные требования к оснащению флорбольных площадок (борта, ворота, покрытие напольное, освещение, вентиляция, разметка, табло, места для размещения зрителей). Понятие о честной и справедливой игре, отношение к противнику.
Тема 39 Правила поведения в пути следования к местам проведения соревнований
Общие правила гигиены в пути следования. Правила поведения и пребывания на авто и ж/д вокзалах, в аэропортах. Правила поведения в автобусе, поезде, самолёте и других средствах передвижения.
Правила дорожного движения.
Тема 40 Правила обеспечения безопасности на соревнованиях
Меры обеспечения пожарной безопасности. Правила поведения в гостинице, общежитии, в местах общественного питания, в раздевалках. Оказание первой помощи пострадавшему.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
- Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
- Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
- Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
- Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
- Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
- Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
- Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
- Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
- Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
- Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
- Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
- Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
- Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
- Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
- Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.
- Теория и методика ФВ /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
- Физиология человека под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
- Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
- Физическая культура в школе: журнал № 5, №6 статьи о флорболе - М., 1999.
- Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
- Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ по теме "Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯпо теме"Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-281200-1376676222.jpg)
Мультимедийное обеспечение теоретической подготовки школьников для начальной школы».
Слайды по теории для 1 класса, способы передвижения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-281200-1376676222.jpg)
Мультимедийное обеспечение теоретической подготовки школьников для 1 класса
Что такое физкультура? для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-251295-1372095748.jpg)
Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая культура»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения...
Теоретическая подготовка учащихся на факультативах «Подросток, спорт, здоровье» (5,6 классы), «Молодежь, здоровье, спорт» (9 класс)
Теоретическая подготовка учащихся на факультативах «Подросток, спорт, здоровье» (5,6 классы), ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-225268-1412797827.jpg)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
На теоретических занятиях борцы приобретают знания по истории развития борьбы, спортивной классификации, анализу техники борьбы, методике обучения и тренировки, тактике борьбы, правилам соревнований и...