«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»
материал по физкультуре по теме

 

    Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

    Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3» г.Валуйки

 «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»

Подготовлено: учителем физической

 культуры МОУ СОШ № 3 г.Валуйки

Стороженко А.А.

2012г.

        Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.

    В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.

    Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в условиях школы.

    На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 году отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата, школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60% .

    Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

    Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

    По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе , В.М. Савкова, наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.

    Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: доказать эффективность средств  профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры.

   

 Причины развития плоскостопия.

        Плоскостопием принято считать деформацию опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее расстройства всего организма.

        Одной из современных причин плоскостопия у школьников является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию.

        В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.

Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы

- свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2

- свод уплощен (предпатология);

- если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника - это плоскостопие.

    Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация ОДА, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний.   Я.Б. Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.

    Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы:

1 Группу, когда известен этнологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы)

  1. Группу, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы).

    На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а другие формы плоскостопия встречаются в 10% случаев.

         Причинами образования статического плоскостопия являются:

  1. Связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке.
  2. Врожденная слабость связок.
  3. Раннее вставание ребенка на ноги.

4.  Увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени.

5.  Нерациональная, неудобная обувь.

6.  Длительное пребывание в статическом положении.

     При проведении  диагностики по плантографии у всех школьников с нарушением формы стопы было выявлено статическое плоскостопие.

    Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

  -  на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки;

  -  в мышцах голеностопа из-за их перегрузки;

  -  в бедре из-за перенапряжения мышц;

  -  в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба);

  -  на тыле стопы, в ее центральной части.

    Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха.

    Еще один вид болезни – травматическое плоскостопие  -    формируется вследствие переломов различных костей стопы.

    Рахитическое плоскостопие развивается в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.

    Паралитическая плоская стопа – это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

    Следующий вид – врожденное плоскостопие -        встречается очень редко и связано с костными искривлениями вследствие неправильного положения плода или частей его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное неправильное формирование и рост стопы.

         Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

       Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия.

       В ЦРБ города отсутствуют врачи-ортопеды, в школах города не ведется диагностика плоскостопия у детей среднего школьного возраста. Все это отрицательно сказывается на своевременном определении и устранении нарушений свода стопы у учащихся 11 – 14 лет. Поэтому  возрастает роль физических упражнений по профилактике плоскостопия, проводимых на уроках физической культуры.

  Физические упражнения и их сочетания:

-     общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

-     корригирующие упражнения;

- корригирующие упражнения с применением приспособлений        универсального типа;

-    упражнения из раздела ЛФК;

-    упражнения на массажерах;

-    игры, игровые упражнения.

      Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях урока. С целью создания положительного эмоционального фона  упражнения выполняются детьми под музыку.

     Комплекс упражнений по коррекции составляю в определенной последовательности:                                                                                                       а) упражнения без предметов,

б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов),

в) упражнения на приспособлениях универсального типа.

    Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений.

    Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.

    При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:

  1. индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
  2. системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
  3. регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
  4. длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
  5. постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
  6. разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3  недели обновлять      20 – 30% упражнений;
  7. умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
  8. соблюдения цикличности при  выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
  9. всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;
  10.  учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.

5. Домашние задания с использованием самомассажа

      В конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома во время каникул. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.

      Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по выполнению массажа и самомассажа  детьми в домашних условиях.

       Кроме того, учителям – предметникам рекомендовано на своих уроках во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя (приложение 5).

    При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".

Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

«ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА И ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

О причинах возникновения спортивных травм, и профилактика медикоментозные методы при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, ориентировочные сроки возобновления занятий после перенесенны...

Проблемы одаренности детей на уроке физическая культура.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Комплексы упражнений.

Плоскостопие.Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия....

Мастер – класс « Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».

Для предупреждения такого заболевания, как плоскостопие, нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы. Их можно применять на занятиях по физической культу...

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Подвижные игры  как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Подвижные игры  как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....