Средовый подход
статья по физкультуре (7 класс) по теме

Физическая культура- средовый подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredovyy_podhod_v_organizacii_fk.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель физической культуры

                  ГБОУ СОШ №1351

                                Дорофеева Мария Викторовна

2013 г.

(Слайд 2)

   В XXI столетии, в период резкого снижения здоровья населения в образовательных учреждениях особое значение приобретает здоровьесберегающая функция физического образования, одной из приоритетных задач которого является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Принципиально важным является определение среды в концепции средового подхода, которая в воспитании рассматривается как основа технологии опосредованного управления через среду формированием и развитием личности. Под средовым подходом понимается традиция освоения среды, использования ее возможностей, метод воспитания средой в педагогике (Ю.С. Мануйлов). В средовом подходе среда жизнедеятельности субъекта выступает как средство формирования образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, является способом достижения педагогической цели -личности как субъекта обладания ценностями среды.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

(Слайд 3) В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском подходе. Второй подход называется компетентностным. Третий - системно-деятельностный подход в образовании.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

 Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

 Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

 Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

  Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах.  Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

-общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

- государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.

В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.  

(Слайд 4)

Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования  физической культуры личности школьника.     

(Слайд 5)

Решение задач физического воспитания направленно на:

  1. содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  2. обучение основам базовых видов двигательных действий;
  3. дальнейшее развитие координационных  и кондиционных  способностей.
  4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  5. выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  6. углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  7. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  8. выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  9. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  10. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  11.         содействие развитию психических процессов и обучение основам психической  саморегуляции.

 К формам организации занятий по физической культуре в  школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач  по физической культуре в нашей школе  уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий   (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, занятия ГПД , спортивные кружки т. д.)

(Слайд 6) Для более качественного освоения предметного содержания  уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  1. уроки образовательно-познавательной направленности   знакомят с учебными знаниями,  обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  2. уроки образовательно-предметной направленности используются  для  формирования обучения  практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;  
  3. уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках,   формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля   ее и влиянии на развитие систем организма.

(Слайд 7) 

 В процессе обучения  применяются  методы физического воспитания:

  1. словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
  2. наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);
  3. метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
  4. методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)

 (Слайд 8)

 Используются  современные образовательные технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
  2. личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
  3. информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

 

         Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов  по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы.   

  В соответствии с  федеральным базисным планом и  учебным планом  ГБОУ СОШ №1351 учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Эскизы станковой картины – путь к профессиональному средовому рисованию.

Поисковые эскизы к станковой композиции формируют пространственное воображение , необходимое при выполнении эскизного (средового) рисунка, который является профессиональным языком в любой области худо...

Лекция по ТиМ ФКиС. Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях

Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях...

"Организация работы инновационной площадки по средовому подходу"

Выступление на межрегиональном форуме педагогов исследователей среды "Средовой подход в решении образовательных задач" г. Нижний Новгород...

"Организация работы инновационной площадки по средовому подходу"

Выступление на межрегиональном форуме педагогов исследователей среды "Средовой подход в решении образовательных задач" г. Нижний Новгород...

Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку

Выдающаяся роль среды в образовании человека еще со времен Платона осознается и осмысливается педагогами.Создание педагогической среды является важнейшей задачей учителей, воспитателей. Педагог должен...