Доклад на форуме средовиков "Средовой подход: от теории к практике" г. Нижний Новгород
статья по теме

Цветкова Ирина Сергеевна

"Монтессори- педагогика = Средовой подход?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori_i_sredovoy.pptx666.32 КБ
Файл montessori_pedagogika_i_sredovoy_podhod.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Монтессори- педагогика = средовой подход?

Слайд 2

Субъект воздействия. Средовой подход Монтессори-педагогика Цель-личность " я считаю, что всякая реформа образования должна быть ориентирована на человеческую личность. В центре образования должен быть сам человек".

Слайд 3

Воспитательное средство. Средовой подход Монтессори-педагогика Средство- среда "Огромное влияние на детей оказывает образование, при котором окружающая ребенка среда является инструментом, ибо ребенок впитывает свою окружающую среду, берет из нее все и воплощает это в себе".

Слайд 4

Способ жизнедеятельности. Способ- образ жизни Образование — это не то, что исходит от учителя, а естественный процесс, который спонтанно развивается в человеке. Его получают не выслушивая слова, а благодаря опыту взаимодействия ребенка с окружающей средой, основываясь более не на программе, не на расписании, образование должно соответствовать условиям жизни человека.

Слайд 5

Действия, продуцирующие результат. Средовой подход Монтессори-педагогика Причина изменений - управленческие действия "первая обязанность учителя — следить за окружающей средой, это важнее всего остального. Окружающая среда оказывает косвенное воздействие на ребенка, но до тех пор пока она не подготовлена должным образом, мы не добьемся эффективных и стабильных результатов ни в одной области, будь то физическая, интеллектуальная или духовная".

Слайд 6

Сила, властвующая над человеком. Средовой подход Монтессори-педагогика Стихия "впечатления должны быть такими сильными и вызывать эмоцию такой силы, такой глубокий энтузиазм, что он приводит в движение невидимые фибры его тела, фибры, которые начинают вибрировать. Но аналогии давайте подумаем о том, что происходит на концерте. На лицах слушателей появляется восторг, головы и руки начинают двигаться в унисон. Что же вызывает это, если не реакция психики на музыку? Нечто подобное должно происходить в бессознательном разуме ребенка".

Слайд 7

Пространство возможностей. Средовой подход Монтессори-педагогика Ниша "Когда я впервые отметила большую ценность окружающей среды, специально приспособленной для нужд маленьких детей, эта идея вызывала большой интерес со стороны архитекторов, художников и психологов. Некоторые из них стали сотрудничать со мной — определяли идеальный размер и высоту комнат, их декоративное оформление, подходящее для школы, которая должна была создавать благоприятные условия для концентрации. Такое здание больше чем защищало, его почти можно было назвать «психологическим».

Слайд 8

Одержимые. Увлеченные. Предрасположенные. Средовой подход Монтессори-педагогика Меченые « Учительница в первый период, пока еще не проявилась концентрация, должна быть похожа на пламя, которое согревает всех своим теплом, вдохновляет и манит».

Слайд 9

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

http://www.ni-centr.ru/bez-rubriki/forum-sredovikov-sredovoj-podxod-ot-teorii-k-praktike-23-24-marta-g-nizhnij-novgorod/

Слайд 1

Уважаемые коллеги!

4 года назад педагогами было принято решение начинать обучение на базе школы детей в возрасте  от 1,5 - до 3 лет.

Первый вопрос, который возникал у нас, какую систему выбрать из небольшого числа методик, разработанных, проверенных временем, успешно апробированных и дающих максимальный результат для детей раннего возраста?

Нами был проведён социологический опрос жителей района "Выхино" г. Москвы, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, и оказалось, что наиболее знакомой, понятной и предпочитаемой является методика Марии Монтессори.

Программа рассчитана на детей от 1 до 3 лет и основой задачей является обеспечение психологического, личностного и интеллектуального развития ребёнка, через объединение педагогических воздействий родителя и педагога.

В качестве  ожидаемого результата обучения по данной программе- высокая мотивация к познавательной деятельности у ребенка к моменту поступления в начальную школу.

Главная опора Монтессори-педагогики: ведущая роль ребёнка в собственном развитии.

Она определяется тем, что ребёнок с рождения обладает такими врожденными  потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, а так же внутренними механизмами, позволяющими реализовать это потребности в соответствии с утверждёнными законами развития: а именно:

  • наличие базисных человеческих потребностей;
  • преобладание "впитывающего" сознания;
  • опора при обучении на сенситивные(благоприятные для воздействия) периоды развития.

Организованные принципы Монтессори  группы:

  • создание предметной среды;
  • специальная подготовка педагога;
  • обеспечение пребывания ребенка в разновозрастной группе;
  • обеспечение свободной работы детей (свобода выбора материала, нерегламентированное  время работы с материалом и т.д. );
  • создание педагогом рабочей (продуктивной) атмосферы в группе;
  • неукоснительное соблюдение правил воспитанниками (упорядочивание):
  • "Все что хочешь можно брать- поработать и убрать"
  • "Мы друг другу не мешаем, если нужно помогаем"
  • "Если  коврик на пути, коврик нужно обойти"

Работая по данной методике с детьми, нам было сложно не заметить, какая важная роль отводится среде, окружающей ребенка. Такое же центральное место  занимает понимание  среды и средовое воздействие на ребенка в  теории Средового подхода, разработанной д.п.н. Ю. С. Мануйловым. Попытаюсь сравнить данные методики, исходя из основного терминологического ряда используемого в концепции средового подхода.

Слайд 2

Цель

Субъект воздействия

Цель педагогического воздействия- личность ребенка

Согласно Монтессори педагогике (далее-МП)  родитель является проводником между ребёнком и педагогом.

Теория средового подхода (далее- СП)  для восприятия средового воздействия посредники не нужны.

Слайд 3

Воспитательное средство

Среда

Согласно Монтессори педагогике (МП) среда важная составляющая образовательного процесса.

"ребенок впитывает свою окружающую среду, берет из нее все и воплощает это в себе".

"Окружающая среда оказывает косвенное воздействие на ребенка, но до тех пор пока она не подготовлена должным образом, мы не добьемся эффективных и стабильных результатов ни в одной области."

Теория средового подхода (СП) рассматривает среду, как средство (т.е. инструмент). Среда выступает в качестве инструмента педагогического воздействия.

Средство воздействия

(МП)- рассматривается только предметная среда

        (СП)- среда- это все, среди чего прибывает субъект

Слайд 4

Способ жизнедеятельности

(МП)- естественный процесс, который спонтанно развивается в человеке (понимаются бытовые условия)

(СП)- образ жизни как способ жизнедеятельности

Слайд 5

Действия, продуцирующие результат

с точки зрения управления:

(МП)-  ребёнок субъект (неуправляемый)

(СП)-  ребёнок объект управления

Слайд 6

Сила- властвующая над человеком

Стихии

(МП) - неуправляемые (самопроизвольные)

(СП) стихиями  можно управлять

Слайд 7

Пространство возможностей

Ниша    

(МП)- класс(группа)

(СП) -пространство возможностей

меченые

(МП)  нужны только на 1 этапе

(СП) способны  преобразовывать среду

Слайд 8

Как мне кажется, в своей работе нам удается решать более широкий спектр проблем, возникающих у детей раннего возраста и их родителей как то: не только социальное развитие и формирование бытовых навыков и умений, но и личностное развитие ребенка.

Мы учим детей общаться друг с другом, взаимодействовать со взрослыми, помимо  развития интеллектуальной сферы, акцент делается на творческое развитие, корректируем детско - родительские отношения, учим договариваться и следовать нормам и правилам поведения.

Отвечая на вопрос "так какой" из методов я применяю в своей работе я говорю: " Работаю в логике средового подхода с элементами монтессори - педагогики.

Спасибо за внимание.

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ экспериментальной работы по английскому языку в МБОУ СОШ № 172 Московского района г. Нижнего Новгорода (2007-2012 год)

Современные родители не могут не понимать необходимости знания иностранного языка в наши дни, так как «происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование...

Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя

Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....

Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом"

Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом" может быть востребована на уроках краеведения  или в  проведении внеклассных мероприятий....

«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду

Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...

Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+.

Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+....