«Упражнения для развития координационных способностей школьников».
план-конспект урока по физкультуре по теме

 

Упражнения с мячами — важное средство раз­вития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в дви­жениях, координирован ребенок, порой доста­точно проверить, как он выполняет броски, лов­лю, ведение и другие задания с мячом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8».

            Доклад

Тема:

«Упражнения для развития координационных способностей школьников».

        Учитель физической культуры:

Голиков М.А.

                                   

                                      Саранск.


Упражнения с мячами — важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребенок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом.

Как показали исследования, младший школьный возраст вообще является одним из наиболее благоприятных для развития координационных способностей. Вот почему включение в программу физического воспитания учащихся I — 111 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывает. Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, резьбе, лепке и т. д.

Уже первые попытки в ловле, передачах и ведении мяча требуют от первоклассника проявления необходимых координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они, во-первых, на этапе начального и углубленного разучивания предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей — точности, быстроты, рациональности (или их сочетаний), а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования — еще и двигательной

находчивости в умелом применении освоенных действий с мячом в различных условиях игровой деятельности.

Во-вторых, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнителя новыми и необычными.

В-третьих, упражнения с мячом будут тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся по двигательным движениям, в то же время выполняются: а) при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетаний); б) при изменении привычного способа двигательного действия; в) в непривычных сочетаниях; г) при различных внешних условиях.

В данной работе даются упражнения с большими мячами, Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно-игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в I—III классах эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, к примеру, способность к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий; способность точно воспроизводить, дифференцировать, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений; способность к ритму и реакции. Из данных упражнений учитель подбирает и составляет комплексы, определяет число повторений с учетом возраста занимающихся и уровня их физической подготовки.

Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе начального разучивания двигательных действий с мячами:

1. Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.

2. Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки назад над головой, между ногами.

3. В парах, занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча двумя руками и одной. То же, сидя на полу ноги врозь на расстоянии 3—4 м.

. 4. Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки двумя руками перекатывают свои мячи партнерам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперед, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого наклоняются вперед и перекатывают мячи по полу первым номерам.

5. Стоя, затем сидя ноги врозь. Удары мячом обапол двумя руками и одной спереди, справа, слева и ловля его двумя руками.

6. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.

  7.  Броски мяча вниз и ловля его двумя, а затем одной руками.

8. Мяч в правой (левой) руке. 1 — подбросить мяч вверх; 2 — поймать его той же рукой; 3 — ударить мячом об пол; 4 — поймать мяч.

9. Мяч впереди в правой руке. 1 — подбросить мяч вверх — влево; 2 — поймать левой рукой; 3 — подбросить левой вверх — вправо; 4 — поймать правой рукой. То же, но в такт броскам и ловле мяча мягко сгибать и разгибать ноги.

10. Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу, расстояние между партнерами 2—4 м. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.

11. Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.

12. Стоя в парах. Передача мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками,

13. Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.

14. Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).

15. Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола,

16. Ведение мяча на месте.

17. Ведение мяча вокруг туловища.

18. Ведение   мяча   (правой,   левой)   рукой   в ходьбе.

19.  Ведение мяча на месте, стоя на одном колене.

20.  Броски мяча поочередно правой  и левой рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.

21.  Перебрасывание   мяча   через   сетку   или веревку, натянутую на высоте 1,5—2,0 м.

22. Броски мяча (снизу, сверху, из-за головы) в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2—3 м.

23. Броски мяча в цель (обруч, подвешенный на высоте 1,5—2,0 м) разными способами.

24. То же, но броски через натянутую веревку.

25. Броски мяча в корзину, стоящую на полу, удобным способом.

Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе углубленного разучивания двигательных действий с мячами:

1. Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей,

2. То же, но с хлопком в ладони перед грудью, за спиной.

3. То же, но с приседанием, приседанием и хлопком в ладони, с поворотом направо, налево, кругом.

4. Передачи мяча разными способами, чередуя их с ударами о пол.

5. Стоя по кругу. Передача мяча партнерам по часовой стрелке и против нее последовательно каждому и через одного (вправо — правой рукой, влево — левой).

6. Стоя в тройках, пятерках. Передача и ловля мяча.

7. Стоя в колоннах. Передача мяча с переходом игроков в конец своей или противоположной колонны.

8. Стоя в четверках по углам квадрата. Передача мяча друг другу с последующим переходом по диагонали, по прямой.

9. Стоя в парах. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей его (произвольным способом) партнеру.

10. То же, но бросок мяча в стену и ловля его.

11. Ходьба с ведением мяча, постепенно изменяя высоту его отскока от пола.

12. Стоя в парах, тройках. Катание по полу мячей различного диаметра.

13. То же, но катание мячей левой (правой) рукой по гимнастической скамейке, установленной наклонно.

14. Прокатывание мяча на точность между предметами (кубиками, булавами).

15. Стоя в парах. Катание мяча в горизонтальные цели (набивные мячи) с расстояния 4—6 м.

16. Ведение мяча правой (левой) рукой с изменением направления движения.

17. То же, но с изменением скорости передвижения.

18. Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.

19. Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5—2,0 м, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.

20. То же, но бросок а горизонтальную мишень — обруч, лежащий на расстоянии 2—3 м.

Примерные упражнения для совершенствования координационных способностей на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий с мячами:

1. В парах. Во время ходьбы передачи мяча при сближении и удалении партнеров.

2. Двое против одного. Передачи мяча в парах при противодействии одного защитника,

3. В парах на расстоянии 2 м друг от друга. По сигналу учителя партнеры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. По-

беждает пара, раньше других сделавшая 10 передач без падения мяча.

4. В парах катание мяча в движущуюся цель. Партнеры поочередно должны поразить движущуюся цель, находящуюся на расстоянии 3—5 м.

5. Стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Катание мяча на точность остановки в обусловленном месте. Игроки первой шеренги стремятся послать мяч с таким расчетом, чтобы он остановился на средней линии. Затем то же делают игроки второй шеренги.

Методические указания к применению упражнений с мячами.

Чтобы учащиеся I— 111 классов успешно овладели умениями и навыками в бросках и ловле больших мячей, демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей, учителю физической культуры необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений. Так, на уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся рекомендуется выполнять по 4—6 приведенных выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим — до 30— 40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.

При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений к более сложным. Это надо учитывать при составлении комплексов.

В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 7—10 лет показывают явно выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше. Поэтому упражнения с мячами предоставляют хорошие возможности для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и совершенствовании.

•                 Школьные игры с мячами

«Школа мяча». Команды строятся в колонны по одному, а руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60—70 см. По сигналу учителя направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание. И т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

«Мяч в корзину». Команды стоят в колоннах по одному перед линией броска, за которой на расстоянии 2—4 м установлены большие корзины (ящики). По сигналу первые номера, в руках которых по мячу, из стойки ноги врозь поочередно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок, переходит в

конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.

«Быстро и точно». Команды строятся перед линией броска в колонны по одному. У направляющих по мячу, который они должны забросить в обручи, находящиеся на расстоянии 2—4 м от линии броска перед каждой командой. По сигналу первый игрок из положения стоя ноги врозь бросает мяч в обруч и сразу же бежит за мячом,

подбирает и, возвратившись в конец своей колонны, посылает его вперед между ног играющих. Второй игрок, получив мяч, повторяет то же. И т. д. Выигрывает команда, которая первой и с большим числом попаданий закончила эстафету.

Варианты: сначала броски выполняют двумя руками снизу, затем одной или двумя руками от груди.

«Попади в обруч». Команды, разделившись надве подгруппы, стоят в колоннах по одному лицом друг к другу на расстоянии 4—5 м. В руках унаправляющего мяч. Между подгруппами игроков находится стойка с вертикально закрепленным на высоте 1,5 м обручем (обруч могут держать учащиеся). По сигналу направляющий бросает мяч через обруч первому игроку противоположной части команды, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно через обруч игроку, стоящему за направляющим, и также становится в конецсвоей колонны. И т. д. Если        игрок с первой попытки не попал в обруч, он подбирает мяч и бросает его вторично. Эстафета заканчивается, когда мяч вновь окажется у направляющего. Побеждает команда, быстрее других за вершившая эстафету.  «Мяч в тоннеле». Игроки команд, построившись в колонны по одному, принимают исходное положение ноги шире плеч. По сигналу учителя направляющий, наклонившись вперед, двумя руками посылает мяч назад между ногами игроков. Последний игрок каждой команды, поймав катящийся мяч, бежит с ним в начало колонны и вновь посылает мяч между ног играющих и т. д. Игра заканчивается, когда направляющий вернется с мячом на свое место. Победителем становится команда, закончившая игру первой.

«Перекати мяч». Каждая команда разделена на две группы, которые стоят в колоннах лицом друг к другу на расстоянии 5—6 м. В руках у направляющего баскетбольный мяч. По сигналу направляющий двумя руками перекатывает мяч игроку противоположной группы, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший мяч, перекатывает его обратно. И т. д. Выигрывает команда, первой закончившая перекатывание мяча.

Варианты: перекатывание мяча игроки осуществляют то правой, то левой рукой; игроки перекатывают два мяча обеими руками одновременно.

«Передача мячей». Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1—2 шага друг от друга (в зависимости от способа передачи мяча), приняв исходное положение ноги врозь. Мяч у направляющего. По сигналу игроки начинают передавать мяч из рук в руки обусловленным способом и так же возвращают его назад. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Способы передачи мяча: двумя руками сбоку (слева и справа) с поворотом туловища; двумя руками сверху с наклоном назад; последний игрок, получив мяч, перекатывает его направляющему между ног участников; мяч передают из рук в руки между ногами.

«Переноска мячей». Команды стоят в колоннах по одному, перед каждой по 2—3 мяча. В 5—7 м от старта стойка. По сигналу игрок 1, подняв с пола мячи, бежит к стойке и оставляет их там, после чего бегом возвращается в конец своей колонны. Затем к стойке бежит

игрок 2 и, подняв с пола мячи, возвращается с ними назад, кладет их перед командой и становится в конец колонны. И т. д. Выигрывает команда, первой закончившая переноску мячей.

Варианты: каждая команда делится на две группы и выполняет встречную переноску мячей со сменой мест; игрок 1 не оставляет мячи у стойки, а перекатывает их поочередно игроку 2, который, подобрав мячи, повторяет то же.

«Передвижение с мячом». Играющие строятся в колонны по одному. Направляющие с мячами. По сигналу участники поочередно выполняют разные задания, пробегая с мячом указанное расстояние (6—10 м) вперед и назад. Способы передвижения с мячом: держа мяч на ладони; ударяя мячом о пол с ловлей двумя руками (обусловленное число раз); ведя мяч правой, затем левой рукой; ведя мяч ногами.

«Вызови по имени». Класс, разбившись на 5— 7 групп, образует несколько кругов. В центре каждого круга водящий с мячом. По сигналу учителя он бросает мяч вверх и, назвав имя того, кому предназначается мяч, сам возвращается на его место. Вызванный должен успеть поймать мяч до того, как он упадет на землю. Поймав мяч, он затем вновь бросает его вверх и также вызывает кого-либо. И т. д. Выигрывает группа, уронившая мяч меньшее количество раз. Диаметр круга, в котором стоят дети, необходимо постепенно увеличивать.

«Играй, но мяч не теряй». Каждый учащийся самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте площадки (ловля, броски, ведение и т. д.). По сигналу учителя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые за время игры не получили штрафных очков. Учитель заранее оговаривает движения с мячом, которые могут выполнять ученики.

«Мяч водящему». Класс делится на несколько групп, каждая из

которых образует круг диаметром 4—5 м. В центре круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч (обусловленным способом) своим игрокам, стараясь получить его обратно, не уронив. Мяч должен обойти всех игроков 2—3 раза. Побеждает группа, раньше выполнившая задание и меньшее количество раз уронившая мяч.

«Гонка мячей по кругу». Играющие, образовав круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Двух рядом стоящих игроков назначают капитанами. У каждого из них по мячу разного цвета. По сигналу учителя капитаны передают мячи по кругу в разные стороны, через одного, ближайшим игрокам своей команды. Побеждает команда, которая первой вернет мяч своему капитану.

Варианты: игроки передают мячи друг другу в одном направлении, стараясь догнать «чужой» мяч; мячи передают по кругу несколько раз; игроки находятся в положении сидя.

«Овладей мячом». В игре участвуют трое учащихся, двое из которых стоят друг перед другом на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мячи друг другу любым способом. Третий, располагаясь между ними, старается овладеть мячом или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местом с тем, чью передачу прервал.

«Не давай мяч водящему». Играющие, образовав круг, передают мяч друг другу в разных направлениях, а водящий, передвигаясь в кругу, старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, он занимает место игрока, сделавшего последнюю передачу, а тот становится водящим.

Варианты: бросать мяч только обусловленным способом; водящих в игре может быть двое; игра ведется двумя мячами.

«У кого меньше мячей». Учащиеся образуют две равные команды и располагаются каждая на своей половине волейбольной площадки. Сетка повешена на высоте 150—180 см. У игроков каждой команды

равное количество мячей. После сигнала учащиеся стараются перебросить свои мячи на площадку соперника. Выигрывает команда, на площадке которой после свистка будет находиться меньше мячей. Играющим запрещается толкать друг друга и отнимать мяч.

«Подвижная цель». Класс делится на несколько групп, каждая из которых образует круг с водящим в центре. Игроки перебрасывают мяч друг другу, стараясь попасть в ноги водящего. Попавший становится водящим (для учащихся II и III классов).

«Охотники и утки». Играющие, образовав круг, рассчитываются на первый-второй. Первые номера — «охотники» — остаются на местах, вторые — «утки» — входят в круг. У каждого охотника мяч. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Осаленная мячом утка выходит из круга. Игру продолжают до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.

Варианты: игру проводят в строго определенное время; утки из игры не выбывают, подсчитывают лишь количество всех «выбитых» уток (для II и III классов).

«Мяч ловцу». На площадке три концентрических круга — первый диаметром 1 м, второй — 3 м и третий — 5 м. В первом кругу стоит ловец, второй круг свободный, в третьем занимают место 4—6 защитников; остальные игроки поля. Игроки поля, передавая мяч друг другу, стараются послать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, он становится защитником, а защитник, чье место он занял, переходит к игрокам поля, игрок, передавший мяч, становится ловцом. Игру можно проводить на время.

«Борьба за мяч». Занимающиеся делятся на две команды, каждая из которых имеет свою форму и выбирает капитана. Капитаны, стоя в центре площадки, стараются отбить мяч, подброшенный учителем, кому-либо из своих игроков. Игроки команды, овладевшей мячом,

передают его друг другу, а соперники стремятся перехватить мяч. Команда, сделавшая 5 передач подряд, получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Мяч можно только передавать и вести, бежать с мячом запрещается. С III класса можно играть, используя только передачи.

Эстафеты и подвижные игры можно включать в уроки физической культуры лишь в тех случаях, когда применяемые в них действия достаточно хорошо освоены учащимися. В противном случае использование эстафет и подвижных игр может повлечь за собой образование неправильных навыков и умений (координации) в метаниях (бросках и ловле мяча и т. д.), отрицательное влияние которых будет сказываться в дальнейшем на технике выполнения соответствующих приемов.

Для совершенствования координационных способностей, проявляемых в упражнениях с мячами, на уроках в I—111 классах обычно можно проводить 1—2 эстафеты или подвижные игры. В уроки подвижных игр следует включать разнообразные подвижные игры и эстафеты. На таких уроках можно проводить 1—2 игры или эстафеты, которые уже хорошо знакомы детям, и 1 — 2 новые. Игровыми уроками наиболее целесообразно заключать учебу в конце каждой четверти. Это позволит выявить, насколько успешно учащиеся освоили двигательные действия с мячами.

Продолжительность этапов начального и углубленного разучивания, закрепления упражнений с большими мячами зависит от ряда обстоятельств: индивидуальных особенностей школьников в освоении этих двигательных действий, педагогического мастерства учителя, наличия необходимого инвентаря. Однако, как показывают наблюдения, этап начального разучивания упражнений с большими мячами дети вполне успешно проходят за 6—8 уроков, этап углубленного разучивания — за 8— 10, а этап закрепления и дальнейшего совершенствования — за 12—14 уроков. Но на этом

освоение и совершенствование данных двигательных действий не заканчивается. Оно продолжается в IV—VIII классах с использованием более сложных в координационном отношении упражнений с мячами и при возросшем уровне психомоторного развития учащихся.

Циклические упражнения занимают одно из главных мест в физическом воспитании детей младшего школьного возраста, так как являются наиболее естественными и прикладными. Применяя на уроках физической культуры эти упражнения для развития координационных способностей (КС), учитель решает две задачи. Во-первых, содействует стремлению детей к овладению основами рациональной (целесообразной и экономичной) техники движений. Во-вторых, способствует всемерному обогащению двигательного опыта младших школьников.

В данной статье даются примерные варианты циклических координационных упражнений, которые в своей совокупности направлены на развитие одной специальной КС, относящейся к группе циклических локомоций. Кроме того, они систематизированы еще и по принципу преимущественного воздействия на определенные специфические КС1:

способность к дифференцированию параметров движений (упр. 18, 19, 29, 43);

способность к сохранению равновесия (упр. 7, 20, 28, 44, 58, 63, 76, 77,

87, 89—95, 98, 100);

способность к поддержанию ритма (упр. 12— 17, 22—24, 30, 40—42);

способность к ориентированию в пространстве (упр. 21, 26, 33, 37—39, 73—75, 87, 105);

способность к связи или соединению отдельных движений в целостные двигательные акты (упр. 6, 8—11, 48—56, 57—72, 78—86, 93, 101 — 104, 106, 107);

способность к реагированию и быстроте перестроения двигательных действий (упр. 25— 27, 42, 45—47, 88, 97). Кстати, многие из них положительно влияют неспособность произвольно расслаблять мышцы.

Большинство координационных циклических упражнений, применяемых в младшем школьном возрасте, носит генерализованный характер, т. е. воздействует одновременно на координационные и другие двигательные способности (прежде всего скоростные, скоростно-силовые, выносливость), а также влияет на качество освоения конкретного двигательного навыка. Их преимущественное воздействие на определенную способность или двигательный навык определяется только    методической    направленностью    этих упражнений.

.Учитель физической культуры должен стремиться к тому, чтобы рекомендованный минимум координационных циклических упражнений нашел полное отражение в работе с учащимися I—IV классов как на уроках, так и во внеклассных занятиях. Какой координационной сложности и сколько именно циклических упражнений следует выбрать для того или другого класса, конкретного урока и ученика — это решает сам учитель. Однако, не освоив более легкие из упражнений, не следует приступать к более трудным.

Примерная продолжительность координационных упражнений в ходьбе и беге — 10— 40 м. Исключение составляют упражнения, выполнение которых специально оговорено, и упражнения, сопряженно развивающие координационные способности и выносливость (например, ходьба, бег, передвижение На лыжах, коньках, велосипеде по

пересеченной местности). Оптимальное количество координационных циклических упражнений в одном уроке 3—6.

В статье описываются циклические упражнения для развития КС, относящиеся к этапам начального и углубленного разучивания двигательных действий. На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования применяются: всевозможные комбинированные упражнения; простые эстафеты (с ходьбой, бегом, ездой на велосипеде, самокате); сложные эстафеты (включающие разное сочетание бега, прыжков, метаний, акробатических и других упражнений); подвижные игры с бегом («Пятнашки», «К своим флажкам», «Октябрята», «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Команда быстроногих», «Вызов номеров» и др.); подвижные игры на лыжах (круговая эстафета, «День и ночь»); подвижные игры на коньках («Вызов номеров», «День и ночь», «Ловля парами», в скольжении на дальность на обеих и одной ноге, на точность остановки перед линией финиша, «Пятнашки»); подвижные игры со скольжением и плаванием («Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Фонтан», «Кто выиграл старт» и др.).

Ввиду большой доступности учитель физической культуры может включать циклические координационные упражнения в домашние зада-* ния с учетом индивидуальных особенностей'; детей, их интересов или недостаточно развитых специфических КС.

Упражнения в ходьбе

1. Ходьба на носках, ноги прямые.        

2. Ходьба прогнувшись, крадучись, на носках.

3. Ходьба на наружных сводах стопы.

4. Ходьба на пятках.

5. Ходьба в полуприседе.

6. Ходьба с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверх, на голову, за голову, за спину).

7. То же,  что упр.  6,  но ходьба на носках.

8. Ходьба с последовательным изменением положения рук (например,

на счет 1—2 — руки в стороны, 3—4 — руки вперед и т. д.).

9. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках (например, на счет 1—4 — обычные шаги, 5—8 — ходьба на носках)

10. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, на пятках, в полуприседе.

11. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках, изменяя положение рук: 4 шага — руки на поясе, 4 шага на носках — руки за голову и т. д.

12. Ритмическая ходьба под счет учителя.

13. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши (например, на счет 3—4 — один, а затем два хлопка в ладоши.

14. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом (например, учитель начинает: «Раз-два», а дети продолжают — «Три-четыре».

15. Ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями (например, на счет 1—4 — ходьба в медленном, а на следующие четыре счета — в быстром темпе и т. д.).

16. Ходьба   с   высоким   подниманием   бедра.

17. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

18. Ходьба коротким, средним и длинным шагом. Короткий шаг — 30—35, 35—40, 40—45 см (цифры здесь и ниже даны соответственно для I, 1(1 и III — IV классов); средний шаг — 50—55, 55—60, 60—65 см; длинный шаг — 60—65, 65— 70,70—75 см.

19. Ходьба по разметкам (резиновые коврики, пластмассовые кольца диаметром 30 см и др.), расположенным друг от друга на расстоянии 30—60 см.

20. Ходьба с высоким подниманием бедра, на носках в коридоре шириной 20—25 см.

21. Ходьба на носках в коридоре шириной 20—25 см, перешагивая через предметы (мячи, скакалки, палки, скамейки, кубики и др.), расположенные друг от друга на расстоянии 30—60 см.

22. Ходьба в различном темпе: медленном — 100—120 шагов;

среднем — 140 и быстром — 150—160 шагов в 1 мин.

23. Ходьба в различном темпе (медленном, среднем, быстром) по разметкам под звуковые сигналы.

24. Ходьба в различном темпе (медленном, среднем, быстром) в коридоре шириной 25— 30 см.

25. Ходьба с изменением направления и скорости движения по указанию учителя.

Упражнения в беге

26. Бег с изменением направления движения по указанию учителя (змейкой, по кругу, с обеганием различных предметов — мячей, стоек, стульев и т. д.)

27. Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.

28. Бег по различным участкам дорожки (ширина разметки 60—80 см) или «кочкам» (разложенным коврикам).

29. Бег коротким, средним и длинным шагом. Короткий шаг — 50—55, 55—60 см (цифры здесь и ниже даны соответственно для I—II и III— IV классов); средний — 80—90, 90—100см; длинный—100—110, 110—120см.

30. Чередование бега на дистанции 20 м по разметкам коротким, средним или длинным шагом с преодолением такого же расстояния в беге без разметок.

31. Бег на носках.

32. Бег с высоким подниманием бедра.

33. Бег приставными шагами правым (левым) боком вперед.

34. Бег в чередовании с ходьбой до  150 м.

35. Бег с захлестыванием голени назад, руки на пояс,

36. То же; что упр. 35, но руки назад, касаясь кистями пяток.

37. Бег с преодолением препятствий — мячей, скамеек, скакалок. (В I классе преодоление скамеек не применять.)

38. Бег с прыжками через набивные мячи, расположенные друг от друга на расстоянии 3—4 шагов.

39. Бег с прыжками через условные обозначенные «рвы», расположенные друг от друге на расстоянии 4—5 шагов.

40. Бег на месте в медленном (100—120 шагов), среднем (140—150) и быстром темпе (170— 180 шагов в мин.).

41. То же, что упр. 40, но по разметкам под звуковые сигналы учителя.

42. Бег с изменением скорости, к примеру: 10м бежать в медленном, затем 15 м в среднем и последние 15 м в быстром темпе (в полную силу), после чего перейти на быструю ходьбу с постепенно замедляющимся темпом.

43. Упражнение на совершенствование чувства скорости бега с контролем по секундомеру. Учащийся пробегает 30 м на скорость, затратив 7 сек. Учитель, назвав результат, предлагает ему пробежать этот же отрезок чуть-чуть медленнее, затратив на 1 сек. больше. Учащийся выполняет задание, а учитель называет время, на которое он «ошибся». Вариант: ученику предлагают назвать время, за которое он преодолевает эту же дистанцию, пробегая ее не в полную силу, учитель называет точное время.

44. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием бедра в коридоре шириной 30—40 см.

45. Бег из различных исходных положений: упор лежа, упор присев, сед.

46. Челночный бег 3X5; .3X10 м.

47. То же, что упр. 46, но бег спиной вперед (III—IV классы).

Упражнения в лазанье по гимнастической стенке

48. Произвольное лазанье вверх и вниз до определенной высоты.

49. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно обеими ногами, с поочередным перехватыванием руками за следующую рейку.

50. Лазанье вверх, наступая на одну рейку одной, а на другую другой ногой.

51. Лазанье вверх и вниз одноименным способом: перехватить правой рукой за следующую рейку, перехватить левой рукой через одну рейку и

поставить левую ногу через одну рейку.

52. Лазанье вверх и вниз разноименным способом: перехватить правой рукой за следующую рейку и поставить левую ногу на правую рейку, перехватить левой рукой через одну рейку и поставить правую ногу через одну рейку.

53. То же, что упр. 51—52, но ноги ставить на каждую рейку или через 1—2 рейки.

54. Произвольное   лазанье   вправо   и   влево.

55. Лазанье произвольным способом по диагонали снизу-вверх и сверху-вниз.

56. Лазанье по диагонали приставными и окрестными шагами.

Упражнения в лазанье по гимнастической скамейке

57. Лазанье по скамейке, стоящей на полу, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.

58. Лазанье по скамейке, установленной под углом 10—15 °, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.

59. То же, что упр. 58, но при одноименном движении рук и ног.

60. То же, что упр. 58, но при разноименном движении рук и ног.

61. Подтягивание лежа на животе на скамейке, стоящей на полу; установленной под углом 10—15°.

62. Лазанье по скамейке, установленной под углом 30°, на четвереньках вперед и назад, захватывая руками края скамейки.

63. Различные виды лазанья по скамейке, стоящей на полу или под углом, с различным положением ног: с согнутыми, на носках, на всей ступне, с прямыми ногами.

64. Лазанье по скамейке с переходом на гимнастическую стенку и слезание по ней.

65. То же, что упр. 64, но в обратной последовательности.

66. Перелезание через скамейку, стоящую на полу.

67. Перелезание произвольным способом через две скамейки, стоящие параллельно на полу на расстоянии 30—50 см.

68. Перелезание произвольным способом через наклонно установленную скамейку.

69. То же, что упр. 68, но с поочередным переносом ног.

70. Перелезание через наклонно установленную скамейку «перевалом».

71. Перелезание через скамейку с прыжком в упор на руки и перенесением ног (III— IV классы).

72. Перелезание   через   скамейку   с   опорой руками и ногами. Подлезание

73. Подлезание под гимнастическим бревном, козлом, конем.

74. Подлезание под расставленными барьерами высотой от 30 до 50 см.

75. Пролезание под низко расположенной горизонтальной доской, на которой расставлены кегли или деревянные кубики.

Скольжение

76. Скольжение по ледяным дорожкам (правым, левым боком, в полуприседе, в приседе)

77. Скольжение с  невысокой ледяной  горки. Передвижение на лыжах

78. Ходьба без палок: ступающим шагом; скользящим шагом.

79. То же,  что упр.  78,  но с  палками.

80. Повороты переступанием на месте.

81. Подьемы ступающим шагом и спуски в высокой стойке.

82. Передвижение попеременным двухшаж-ным ходом.

83. Передвижение одновременным бесшаж-ным ходом.

84. Подъемы «лесенкой», спуски с пологих склонов в основной и низкой стойке.

85. Поворот переступанием на выкате со склона.

86. Торможение «плугом» и «упором».

87. Спуски с пологих склонов с прохождением ворот из лыжных палок.

88. Повороты    переступанием    в    движении. Передвижение на коньках

89. Ходьба на месте и с продвижением вперед на коньках по снегу, льду.

90. Скольжение после небольшого разбега на обеих ногах по прямой.

91. То же, что упр. 90, но с поворотами вправо, влево.

92. Скольжение после небольшого разбега на правой, левой ноге по прямой.

93. Попеременное отталкивание и скольжение на правой, левой ноге.

94. Торможение    «плугом»    и    «полуплугом».

95. Остановка с разворотом. Езда на велосипеде

96.  Езда на двухколесном велосипеде.

97.  Езда по кругу с поворотами вправо, влево.

98. Езда на самокате, отталкиваясь правой, левой ногой.

99. Езда на велосипеде от одного до нескольких километров по специальным дорожкам, проложенным в соответствующих местах (парк, площадка, лес, специальная дорожка и т. д.).

Плавание (бассейн)

100. Скольжение на груди, на спине.

101. Скольжение на груди, выполняя движения ногами вниз-вверх и перебирая руками по дну.

кроле    на    груди круг  или  доска  из

102. Движения    ногами (в  руках  надувная  игрушка, пенопласта).

103. Движение руками в кроле на груди.

104. Согласование движений рук с дыханием при плавании кролем на груди.

105. Спрыгивание в воду вниз ногами: а) сидя на бортике бассейна; б) стоя на бортике бассейна; в) отталкиваясь как можно сильнее от бортика.

106. Плавание с поддержкой взрослого.

107. Попытка плавать без поддержки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8».

            Доклад

Тема:

«Развитие координации работы рук».

        Учитель физической культуры:

Голиков М.А.

                                 

                                      Саранск.

Значение точных, быстрых и экономичных движений в жизни человека неоспоримо. Эта способность определяет высокие достижения в многообразной трудовой и спортивной деятельности. Умение рационально выполнять движения необходимо воспитывать у детей с младшего школьного возраста. Помимо того, что экономичные, красивые движения рациональны с точки зрения энергетических затрат, они воспитывают у детей умение ценить красоту движений и испытывать удовольствие от мышечных ощущений при выполнении упражнений.

Однако совершенствованию этого важного качества на уроках физической культуры уделяется неоправданно мало внимания. Если координация при работе ног развивается многими упражнениями, включенными в учебную программу, то работе рук отводится более скромное место.

Работа рук в определенной степени совершенствуется при выполнении элементов волейбола и баскетбола упражнений с малыми мячами, бросков мяча на точность. Есть и специально направленные упражнения, способствующие совершенствованию координированных и быстрых движений пальцами рук, кистями.

Чтобы целенаправленно развивать какое-либо умение, качество, необходимо иметь также «инструмент», позволяющий их измерять. Оценка способности к координированным и быстрым движениям помогает, в частности, определить слабое звено в подготовке школьника. Например, ученик не в силах показать требуемый результат в бросках мяча на дальность. Это может быть следствием разных факторов: малой силы мышц, неспособности к проявлению взрывных усилий, плохой техники движений, недостаточной точности в работе рук или ног и т. д. Определив с помощью специальных упражнений подготовку школьника, можно выявить причины его отставания.

Упражнения для определения способности школьников к тому или

иному виду деятельности должны быть доступны для детей разного возраста, достаточно простыми и не требовать много времени для выполнения. При этом желательно не применять и сложного инвентаря. Учитывая все это, мы для определения координации и быстроты работы рук выбрали упражнение с теннисным мячом. Поскольку оно выполнялось в максимальном темпе, к учащемуся предъявлялись достаточно жесткие требования для поддержания координированной работы рук. Упражнение выполнялось следующим образом.

Ученик принимал удобную позу, держа мяч в одной руке. По команде он начинал выполнять мячом воображаемую восьмерку между ногами на уровне колен (см. рисунок), передавая мяч из руки в руку, примерно посередине между коленями левой и правой ноги. Десять «восьмерок» ученик выполнял с максимальной быстротой.

Время определялось при помощи секундомера, с точностью до десятой доли секунды. При произвольной амплитуде движений рук ученик не должен был отрывать ступни от пола. Вначале для ознакомления с упражнением учащийся делал 4—5 полных «восьмерок».

Для оценки координации и быстроты движений рук учащихся I—X классов мы составили специальную таблицу. Время выполнения упражнения («десять восьмерок») дано в секундах.

Учителю физической культуры важно знать, что показатели координации и быстроты движений рук не всегда зависят от физического развития школьников. Нередко ученики со слабой двигательной подготовленностью могут успешно выполнять предлагаемое упражнение, и, наоборот, ребята, хорошо развитые физически, отстают в совершенствовании данного качества.

Координацию и быстроту, работы рук можно с успехом развивать на уроках физической культуры. Для этого нужно постоянно осваивать новые навыки и умения. Упражнения должны отличаться определенной степенью трудности. Например, упражнения с малым мячом можно усложнить, если выполнять их двумя мячами одновременно, из

непривычных исходных положений — сидя, лежа, стоя на одной ноге и т. д. Упражнения для развития координации рук лучше всего выполнять в начале урока и совмещать их с упражнениями для развития быстроты, используя, например, ведение баскетбольного мяча во время быстрых передвижений и др.

Предлагаемое упражнение для оценки координации и быстроты движений рук рекомендуется применять 2—4 раза в учебном году.

 

 

Классы

                                    Оценка


  «отлично»


    «хорошо»


«удовлетворительно»


I – IV

V – VII

VIII – IХ

Х - ХI


10,0 – 16,0

9,0 – 12,0

8,4 - 10,5

8,0 – 10,0


16,1 – 22,0

12,1 – 15,0

10,6 – 12,5

10,1 – 12,0


22,1 – 28,0

15,1 – 18,0

12,6 – 14,5

12,1 – 14,0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...

Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей.

Цель урока:  Освоение техники группировки, перекатов в группировке.Задачи урока:1.      Актуализация знаний о технике группировки, перекатов в группировке.2....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЯХ ФУТБОЛИСТОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЯХ ФУТБОЛИСТОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...