Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме

Подливалова Анна Ефремовна

Одним из факторов развития ребёнка является кординация и согласованность движений. Благоприятный период для развития координации. Необходимые условия для её развития. Опыт работы в среднем и старшем звене. ОРУ на изолированность работы рук, ног, туловища. Постепенное введение упражнений их объединяющих. Упражнения на развитие пространственной ориентировки с последующим усложнением. Упражнения для развития чувства равновесия. Соревновательный интерес учащихся в играх и эстафетах. Список игр для развития ловкости и координации в младшем и среднем звене. Наблюдения и вывод по развитию ловкости и координации в моей работе. Список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Подливалова Анна Ефремовна

        МБОУ лицей №3 г. Сургут ХМАО-Югра

     Из опыта работы по  развитию  координации школьников на уроках физической

культуры.

Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. В среднем и старшем звене я продолжаю усложнение движения. Так, например, я даю общеразвивающие упражнения на изолированность тренировки рук,  ног или туловища, а затем постепенно ввожу упражнения их объединяющие:

  1. движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (вытягивание рук вперёд, помахивания перед собой и пр.).
  2. в частичном поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад; со сгибанием и вращением в суставах, в одном, двух направлениях и т.д.).
  3. движения туловища в различных плоскостях (боковой, лицевой, горизонтальной).
  4. движения ног вперёд, назад, в стороны.
  5. движения разных частей тела по направлению к другому человеку (стоя в колонне, повернуться назад и передать мяч сзади стоящему ученику).
  6. повышение точности направления, амплитуды и быстроты ориентировки (развести руки в стороны, чуть выше уровня плеч, поставить прямую ногу вперёд с поворотом носка в сторону; то же – в другую сторону; затем всё выполняется в ускоренном темпе).
  7. быстрая смена позы (из положения стоя выполнить упор в приседе, принять упор лёжа прыжком, снова выполнить упор присев и встать в исходное положение)
  8. работа в парах стоя и сидя
  9. упражнения в подгруппах
  10. упражнения в колонне (передача предмета)
  11. упражнения со скакалкой, мячом, кубиком

При развитии пространственной ориентировки я беру упражнения с последовательным усложнением: стойка на полной стопе – стойка на носках – стойка на стопе и носках с закрытыми глазами – на одной ноге – на одной ноге с закрытыми глазами – все те же упражнения на возвышении – с предметом.

     Для развития чувства равновесия мною применяются на уроках и такие общеразвивающие упражнения:

     - приседания на носках с прямой спиной; поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседания на одной ноге, другая находится впереди на полу на пятке («пистолет»); то же самое, но нога поднята параллельно полу.

- отведение и приставление одной ноги спереди, в сторону, назад по полу, а потом – параллельно полу.

- поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же – с закрытыми глазами; то же с задержкой на одной ноге.

- различные повороты (прыжки с поворотами; прыжки с поворотами через предметы и препятствия).

Очень хорошо и с интересом ребята соревнуются между собой в эстафетах и играх. Так, в младшем звене, я даю игры на развитие ловкости и координации: «Кегли», «Меткий бросок», «Семья со скакалкой», «Прыгалки в паре», «Воробьи и вороны», «Мышиная охота». В среднем звене -  «Охотники и утки», «Детский футбол», «Детский баскетбол». В среднем звене: «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», «Перестрелка», «Перестрелка 2 мячами», «Пионербол», «Снайпер», «Длинная скакалка» и т.д.

Мною замечено, что упражнения, направленные на развитие координации, необходимо давать в небольшом объёме в начале основной части урока. И они должны нести в себе элементы новизны, т.к. упражнения уже освоены ранее и часто повторяющиеся перестают способствовать их развитию. В противном случае сложное задание может быть не освоено и стать причиной образования и закрепления неправильных координаций, а также привести к неуверенности  и нежеланию выполнять упражнение.

Таким образом, благодаря тому, что ребята начинают осваивать упражнения в более раннем школьном возрасте, им потом легко даются задания более сложного характера, требующие  определённой подготовки.

                                               Список литературы

  1. «Теория и методика физической культуры» /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова/ .- СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999.- 374с.
  2. Гужаловский А.Ф. «Развитие двигательных качеств школьников».- Минск: Нар. Освита, 1978.- 88с.
  3. Фомин Н.А., Филин В.П. «Возрастные основы физического воспитания». - М.: Физкультура и спорт, 1972.-256с.
  4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. /В. И. Лях, - М.: ФИС, 1998.- 11-21с.
  5. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.

/А.П.Матвеев, - М.Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 33-49с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...

Презентация "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

В презентации представлены данные эксперимента по теме, фотографии психофизических упражнений. Презентация является приложением к мастер-классу....

Обобщение опыта работы «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры»

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из ...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках физической культуры

Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. (С.Н.Труфанов) Каждый учитель ищет свои формы работы с учащимися , которые позволяют решить в комплексе задачи интеллектуального, эмо...

Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...

Справка о представлении опыта работы по теме: "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Справка о представлении опыта работы по теме "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"...

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...