Подвижные игры с мячом.
статья по физкультуре по теме

Пилипчук Ирина Антоновна

История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древ­ности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространенными. Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность детей. Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча дети действуют обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной сис­темы и всего организма, развитию глазомера, координации, ловкости, ритмич­ности, согласованности движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_s_myachom.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с мячом

Пилипчук Ирина Антоновна

Учитель физической культуры

Автор статьи рассматривает процесс благоприятного влияния упражнений и игр с мячом на физическое развитие и работоспособность детей. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма, развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений

Ключевые слова: подвижные игры с мячом, упражнения, правила игры, инвентарь.

История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространенными. Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность детей. Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча дети действуют обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма, развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки основных движений. Игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В их ходе дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, метании на дальность и в цель, забрасывании его в корзину, но и в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке.

В играх с мячом у детей вырабатывается привычка подчинять личные порывы, интересы общим целям игры.

В командных играх детей учат, добиваясь высоких личных успехов, заботиться об общекомандном результате, проявляя такие качества, как желание оказывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Известный врач древности, римлянин Клавдий Гален говорил: «Такого упражнения, которое приводило бы в движение в равной степени все части тела и вместе с тем могло бы быть доведено до степени самого сильного или самого слабого, не сыщешь нигде, как только в упражнениях с мячом. Оно может быть последовательно то самым быстрым, то медленным, то напряженным, то слабым, смотря по желанию и потребности организма упражняющегося». Он также считал, что игры в мяч могут развивать свойства души и тела до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди.

В настоящих рекомендациях раскрывается система игр и упражнений по обучению детей элементам спортивных игр в баскетбол, футбол, волейбол, ручной мяч. Подвижные игры расположены в порядке постепенного нарастания физической нагрузки на организм детей и сложности двигательных действий.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР

При проведении подвижных игр руководителю необходимо уяснить следующие основные организационные и методические моменты.

Выбор игры

При выборе игры необходимо учитывать:

  1. основные задачи данного урока;
  2. физическую и техническую подготовленность детей;
  3. количественный состав занимающихся, соотношение мальчиков и девочек
  4. место проведения игры (в зале, на площадке, на поляне);
  5. наличие инвентаря.

Подготовка шеста проведения игры и инвентаря к игре

Руководитель обязан заранее подготовить место для проведения игры. Можно расчертить пол несколькими постоянными линиями и фигурами, наиболее употребительными для большинства подвижных игр. В других случаях временная разметка площадки производится перед началом игры учениками, помощниками учителя, по его указанию. Если разметка площадки требует много времени, то это делается до начала игры. Инвентарь желательно хранить рядом с местом проведения игр, его количество необходимо предусмотреть заранее. Инвентарь раздается участникам только после объяснения правил игры.

Руководитель должен в совершенстве знать игру и возможные ее варианты, до мелочей предусматривать организацию и ход игры.

Объяснение правил игры

Объяснение игры проводится не в строю, а когда участники стоят в исходном

положении для игры (колонна, шеренга, круг), в заранее намеченных
местах.. Объясняя игру, руководитель должен находиться там, где его могли
бы видеть и слышать все участники, а он бы в свою очередь мог наблюдать
за всеми.

Рассказ должен быть кратким, логичным, сопровождаться показом, что помогает лучше понять игру.

Любую игру нужно объяснять в одном и том же плане по следующей схеме:

  1. название игры (цель);
  2. роли играющих и расположение их на площадке;
  3. ход игры {определение победителя);
  4. правила игры;
  5. ответы на вопросы играющих.

Выделение водящих

Роль водящего в игре — самая ответственная. Медлительный и нерасторопный, водящий не предрасполагает остальных игроков, к активным действиям. Перед выбором водящего руководителю важно объявить, какими качествами должен обладать водящий (быть быстрым, сообразительным, хорошо владеть мячом и т. п.).

Выделять водящих можно следующими способами:

  1. по назначению руководителя;
  2. по жребию;
  3. по выбору играющих;
  4. по результатам предыдущей игры.

Распределение на команды

Игра будет проходить более интересно, когда команды примерно равны по силам. Существует несколько способов распределения на команды:

  1. путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны;
  2. по расчету в строю;

3) по усмотрению руководителя (если он хорошо знает силы участников);

  1. по выбору капитанов;
  2. по сговору;
  3. постоянные составы команд.

В первых двух способах состав команд бывает случайным и часто не равным по силам. Однако такое распределение удобно для игр, проводимых на уроках, так как оно не требует много времени и позволяет организованно перейти от одного вида упражнений к другому.

Руководство процессом игры

Обязанность руководителя — начать игру, разумно ее дозировать и вовремя закончить. По ходу игры руководитель может упростить или усложнить ее отдельные правила (в зависимости от подготовки играющих).

В ходе игры особенно нужно следить за правильным выполнением технического приема, на закрепление которого нацелена игра. Нельзя допускать пререканий, грубой игры.

В перерыве или после окончания игры важно опросить помощников по поводу замеченных ошибок в техническом исполнении и о нарушениях правил игры.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники по
лучили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Последний водящий!», «Осталась одна минута!»
и т. п., чтобы неожиданный конец игры не вызвал отрицательной реакции
играющих.

Подведение итогов игры

После окончания игры руководитель должен объявить ее результаты. При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал на площадке.

Если игра проводилась впервые, то можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок. К разбору хода игры полезно привлекать помощников и самих занимающихся.

  «ШКОЛА МЯЧА»

«Поднебеска»

Играющий высоко подбрасывает мяч вверх, и, когда тот упав отскочит от земли, ловит его.

«Свечка»

Играющий сначала не очень высоко подбрасывает мяч вверх и затем ловит его. Потом подбрасывает мяч примерно вдвое выше и ловит его. В третий раз подбрасывает мяч как можно выше. Это называется «ставить свечки».

«С ладошками»

Подкинув мяч, играющий хлопает определенное число раз в ладоши и после этого ловит мяч.

«С одеванием»

Подкинув мяч повыше, играющий начинает изображать одевание, потом ловит мяч. При втором подкидывании изображает обувание, надевание шапки и т. д.

«Из-за спины»

Мяч подбрасывают рукой, заведенной за спину, а ловят его перед собой уже другой рукой или обеими руками (как уговорятся сами играющие).

«Перевертышки»

Играющий кладет мяч на ладонь, слегка подбрасывает его вверх и в это время подставляет тыльную сторону ладони, которой опять подбрасывает мяч вверх. После этого ловит мяч уже в ладонь или в обе ладони.

«Хватки»

Играющий, взяв мяч в правую руку, выпускает его, чтобы он падал вниз, и тут же ловит его на лету. То же делает левой рукой.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. М: Физкультура и
    спорт, 1985.268 с.
  2. Былеева Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и
    спорт, 1982. 224 с.
  3. Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. М.: Физкультура и
    спорт, 1985. 80 с.
  4. Галицкий А., Переплетчтков Л. Путешествие в страну игр. М: Физкультура и спорт, 1971. 151 с.
  5. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 1—3 классов. М.: Физкультура и спорт, 1985. 48 с.
  6. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой. М: Просвещение, 1982.95 с.
  7. Иванов Ю. И., Михайлова Э. И. Играйте на здоровье. М.: Московская
    правда, 1991. 94 с.
  8. Клусов Н. П., Цуркан А. А. Стадионы во дворе. М.: Просвещение, 1994. 80 с.
  9. Короткое И. М. Подвижные игры в занятиях спортом. М: Физкультура и
    спорт, 1971, 120 с.
  10. Короткое И. М. Подвижные игры детей. М.: Советская Россия, 1987. 154 с.
  11. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М: Просвещение,
    1986. 80 с.
  12. Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. М.: Просвещение, 1977.
    142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в подвижных играх с мячом для детей среднего дошкольного возраста

Деятельность по физическому развитию ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе....

Подвижные игры с мячом

методическая разработка...

Открытый спортивный час "Подвижные игры с мячом"

Мероприятие для воспитателей специальной  (коррекционной) школы VIII вида.Цель: закрепление двигательных навыков и умений через подвижные  игры с мячом ( обычным резиновым).Задачи:3. Образов...

Технологическая карта урока для 4 кл. по теме "Ловля низко летящего мяча, низкие передачи. Подвижные игры с мячами".

Цель: развивать технические навыки и физические качества средством упражнений и игр с мячом.Задачи урока:     Образовательные:  1. Повторить и закрепить технику низких передач...

Технологическая карта к уроку «Техника ведения баскетбольного мяча. Подвижные игры с мячом».

данная разработка использовалась для совершенствование техники ведения баскетбольного мяча, изучение правил игры с мячом. Направленна на обучение учащихся 5 класса....

Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у младших школьников

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, ...