Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка
методическая разработка по физкультуре (7 класс) по теме

Васильева Тамара Александровна

В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanec_v_poezii_i_proze.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методическая разработка. (Из опыта развития двигательной активности учащихся  через ассоциативный тренинг).

            С введением образовательных стандартов второго поколения в начальной школе появилась возможность вести уроки хореографии. Элективным курсом можно изучать танец в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Межпредметные связи между уроками хореографии, литературы, истории, биологии, изобразительного искусства помогают школьникам в усвоении изучаемого материала.  Используя многообразные методы и приёмы в занятиях хореографией, а особенно ассоциативный тренинг по литературному источнику, учащиеся более полно и прочно запоминают произведения, изучаемые на уроках литературы. Они не только прочитывают источник, но и непосредственно «вживаются» в изучаемый образ, входят в эпоху того времени, в котором жил герой.

             Так, например «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Учащиеся изучают танец «Мазурка». Знакомятся с променадными танцами. Сами сочиняют рисунок танца и входят в атмосферу балов, которые описывает великий русский поэт. Используя творческие задания на уроке хореографии, я беру за основу следующие строки литературного источника:

              А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Избранное, глава 1 строфа 28 стр. 355.

Вот наш герой подъехал к сеням:

                                                 Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

                                                 Расправив волоса рукой,

                                                 Вошёл. Полна народу зала;

                                                 Музыка уж греметь устала;

                                                 Толпа мазуркой занята;

                                                 Кругом и шум и теснота:

                                                 Бренчат кавалергарда шпоры;

                                                 Летают ножки милых дам;

                                                 По их пленительным следам

                                            Летают пламенные взоры,

                                                 И ревом скрипок заглушен

                                                 Ревнивый шепот модных жен.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремит мазурки гром

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же: их не заменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

              Развивая, образное мышление, использую следующий отрывок из бессмертного произведения А.С. Пушкина. Глава 1, строфа 20 там же.

         

Театр уж полон, ложи блещут,

                                                    Партер и кресла, всё кипит;

                                                    В райке нетерпеливо плещут,

                                                    И, взвившись, занавес шумит.

                                                    Блистательна, полувоздушна,

                                                    Смычку волшебному послушна,

                                                    Толпою нимф окружена,

                                                    Стоит Истомина; она

                                                    Одной ногой касаясь пола,

                                                    Другою медленно кружит,

                                                    И вдруг прыжок, и вдруг летит,

                                                    Летит, как пух от уст Эола;

                                                    То стан совьет, то разовьет,

                                                  И быстрой ножкой ножку бьёт.

Вариант задания на уроке: Создать «картинку» сценического действия в статичном положении, используя большие позы классического танца и оживить её, как подскажет ваше воображение. (Учащиеся работают по группам, затем показывают свои «картинки»).

             То, что знание этикета и в частности танца «мазурка» было неотъемлемой частью в воспитании молодых людей той эпохи, повествуют строки другого произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама». Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2, глава 4, стр203.

Воспоминания Лизаветы Ивановны после бала, где она познакомилась и танцевала с Германом Томским.

1. ….В тот самый вечер, на бале, Томский, дуясь на молодую княжну Полину, которая, против обыкновения, кокетничала не с ним, желал отомстить, оказывая равнодушие: Он позвал Лизавету Ивановну и танцевал бесконечную мазурку с нею.

2…..Слова Томского были не что иное, как  мазурочная болтовня, но они глубоко заронились в душу молодой мечтательницы.

       Мною изучаются по данному отрывку различные  pas мазурки с учащимися. Они самостоятельно составляют фигуры мазурки,  и лучшие сочинения выучиваются всем классом на уроке – бале. Здесь ученики входят в атмосферу той эпохи, когда мазурка правила бал.

Обратимся к ещё одному произведению великого поэта:

А.С. Пушкин «Арап Петра Великого» Глава 3 стр. 226

Ибрагим, отдавая должное государственной ассамблее, дождавшись Корсакова, отправился в путь. Их ожидали в Зимнем дворце.

«В это время толстый господин объявил, что танцы начались, - и тотчас ушёл, за ним последовало множество гостей, в том числе и Корсаков. Неожиданное зрелище его поразило. Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы ещё ниже приседали, сперва прямо, против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее.

       Корсаков смотря на сие зрелище, таращил глаза и кусал себе губы. Приседания и поклоны продолжались около получаса, наконец, они прекратились, и толстый господин провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал играть менуэт.

       Корсаков обрадовался и приготовился блеснуть!

Прочитав, отрывок учащиеся получают задание: «Построить по описанию рисунок танца мазурка либо комбинацию движений (при условии  уже проученных движений данного танца) или танца менуэт, смотря какой танец обеспечен рабочей программой к изучению.

Хорошим материалом для творческих заданий является произведение Л.Н. Толстого «После бала». Повести и рассказы стр. 242

           Отрывок произведения: «…Иван Васильевич был страстным любителем рассказывать эпизоды из своей жизни. Так произошло и в этот раз. Воспоминания пришлись на последний день масленицы на «бале губернского предводителя…». Всё внимание Ивана Васильевича было приковано к Вареньке. Но удивлял всех на этом вечере её отец – высокий, статный полковник с серебряными эполетами. На предложение потанцевать с дочерью вначале он отвечал отказом, говоря, «что он разучился танцевать, но всё-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупей, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и встал четверть оборота, выжидая такт.

     Дождавшись, начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его, то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.

          Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Видно было, что старик танцевал когда-то прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых «па», которые он старался выделывать. Но всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием, приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками, и, поцеловав в лоб, подвёл её к заждавшемуся кавалеру».

       Вариант задания: После изучения литературного отрывка, составить дуэтные движения в мазурке по описанию в тексте.

Прекрасным вариантом сочинения движений является литературное произведение              А. Куприн «Юнкера» Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 5, часть 2, глава 23, стр. 185

Литературный отрывок:

    Приглашенные постепенно съезжались. Екатерининский институт принимал гостей. «С незапамятных времён по праздникам и особенно торжественным дням танцевали александровцы в институте, и в каждое воскресенье приходили многие из них с конфетами на официальный, церемонный приём к своим сёстрам и кузинам, чтобы поболтать с ними полчаса под недреманным надзором педантичных и всевидящих классных дам».

               Юнкера собрались уже в большом зале. Поочерёдно с поклонами приветствия они подходили к директрисе.

   «Отошёл, пятясь спиной, последний юнкер, Александров один.  «Господи, помоги!» Но внезапно в памяти его всплывает круглая ловкая фигура училищного танцмейстера Петра Алексеевича Ермолова, вместе с его изящным поклоном и словесным уроком: «Руки свободно, без малейшего напряжения, опущены вниз и слегка, совсем чуточку окружены. Ноги в третьей позиции. Одновременно, помните: одновременно – в этом тайна поклона и его красота – одновременно и медленно – сгибается спина и склоняется голова. Так же вместе и так же плавно, только чуть-чуть быстрее, вы выпрямляетесь и подымаете голову, А затем отступаете или делаете шаг в бок, судя по обстоятельствам.

                  Счастье Александрова, что он очень недурной имитатор. Он заставляет себя вообразить, что это вовсе не он, а милый круглый,  старый Ермолов скользит спокойными, лёгкими шагами. Вот Пётр Алексеевич в пяти шагах от начальницы остановил левую ногу, правой  прочертил по паркету лёгкий полукруг и, поставив ноги точно в третьей позиции, делает полный почтения и достоинства поклон. Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него «вытанцевалось».

Вариант задания на данный литературный отрывок:  Сочинить свой вариант, поклона работая в парах, так чтобы движение «вытанцевалось».

      На уроках хореографии учащиеся, которые занимаются 2-3 год, изучают композиции таких танцев как, полонез и вальс. Не только в два «па», но и в три «па».

Использую для создания литературного образа в движении то же произведение А. Куприна «Юнкера» часть 2, глава 20, стр. 194-197.

Бал в разгаре

«- Полонез, господа, приглашайте своих дам, - высоким тенором восклицал длинный, гибкий адъютант, быстро скользя по паркету и нежно позванивая шпорами. – Полонез! Дамы и господа, потрудитесь становиться парами.

- Позвольте просить вас на полонез, - сказал Александров с поклоном, приглашая красавицу с каштаново-золотистыми волосами.

-  Благодарю, с удовольствием.

Она сверху вниз протянула ему маленькую ручку, туго обтянутую тонкой лайковой перчаткой, и сошла на паркет зала со свободной грацией. «Точно принцесса крови», - подумал юнкер. Под руку они подошли  к строящемуся полонезу и заняли очередь. За ними поспешно устанавливались другие пары…

      Высокий адъютант закинул назад голову, поднял руку вверх к музыкантам и нараспев прокричал:

- Прошу! По-ло-нез!

Дама юнкера Александрова немного отодвинулась от него; протянула ему на уровне своего плеча красиво изогнутую, обнажённую и ещё полудетскую руку. Он лёгким склонением головы принял её, едва касаясь пальцами кончиков её тонких пальцев…

      Но неожиданно внимание их привлекла первая танцующая пара – это были директриса и граф Олсуфьев, и хотя начальница была выше и величественнее своего кавалера на целую голову, этой парой стоило полюбоваться.

«Выждав четыре первых такта, они начали полонез с тонкой ритмичностью, с большим достоинством и  с милой старинной грацией. Совсем ничего не было в них смешного, ни причудливого. Директриса несла своё большое полное тело с необычайной лёгкостью, с пленительно-изящной простотой, точно коронованная особа, ласковая хозяйка пышного дворца, окружённая юными, прелестными фрейлинами. Все её движения были уверенны и женственны: наклоняла ли она голову к своему кавалеру, или делала направо и налево, светло улыбаясь, тихие приветливые поклоны.

     И граф Олсуфьев вовсе уже не был стар и хил. Бодрая героическая музыка выправила его спину и сделала гибкими и послушными его ноги. Да! Теперь он был гусар прежних золотых, легендарных времён»…

Ребята получают творческое проектное задание: Представить себя на описываемом балу, в гуще событий. Один ученик по желанию, создаст образ высокого адъютанта, приглашающего к танцу с использованием слов изученного текста. Построить начало полонеза (в колонну по два), разобрать один из вариантов рисунка танца, который в ходе обсуждения ребята выберут за основу. А так же определить героев первой пары – директрисы и Олсуфьева. Эта пара и будет ведущей по раскрытию рисунка танца и основных 2-3 движений.

 Данный проект мы назвали «На бале». Продуктом проекта стал танец «полонез», который был выучен на протяжении 2-х уроков. Затем этот танцевальный номер был использован в организации и проведении  выпускного бала 11 классов.  

         Каждый человек, который считает себя культурным, не может не иметь основных знаний в мире музыки и гармоничном движении. Изучая методику исполнения вальса и различные вальсовые композиции, учащиеся знакомятся не только с историей возникновения этого танца, музыкой Штрауса, но и с различными его формами. Движениями вальса в два и три «па». Для этого я использую то же произведение Куприна «Юнкера». Часть 2 гл. 21, стр. 199-200.

   Отрывок литературного источника:

«Вкрадчиво и осторожно, с пленительным лукавством раздаются первые звуки штраусовского вальса. Какой колдун этот Рябов. Он делает с оркестром такие чудеса, невольно кажется, будто все шестнадцать музыкантов члены его собственного тела, как, например, пальцы, глаза, уши.

     Ещё находясь под впечатлением пышного полонеза, Александров приглашает свою даму церемонным, изысканным поклоном. Она встаёт. Легко и доверчиво её рука ложится, чуть прикасаясь, на его плечо, а он обнимает её тонкую, послушную талию.

- В три темпа или в два? – спрашивает Александров.

- Если хотите, то в три, а уж потом в два…

Никогда ещё в жизни не случалось Александрову танцевать с такой ловкостью и таким наслаждением, как теперь. Он почти не чувствовал ни веса, ни тела своей дамы. Их движения дошли до той полной согласованности и так слились с музыкой, что казалось будто у них – одна воля, одно дыхание, одно биение сердца. Их быстрые ноги касались скользкого паркета лишь самыми кончиками «цыпочек» и от того в их танце было чувство стремления  ввысь, чудесное ощущение воздушного полёта во вращательном движении, блаженная лёгкость, почти невесомость. Подымались и опускались, вздрагивая, огни множества свечей. Веял лёгкий, тёплый ветер от раздувавшихся одежд, из-под которых показывались лишь на секунду стройные ноги в белых чулках и в крошечных туфельках или быстро мелькали белые кружева нижних юбок. Слегка нежно звенели шпоры и пёстрыми, разноцветными, глянцевитыми реющими красками отражали весь бал в сияющем полу. А сверху лился из рук весёлых волшебников, как ритмическое очарование, упоительный вальс…

И какие-то сладко опьяняющие голоса пели о том, что этому томному танцу – танцу-полёту – не будет конца».

Вариант творческого задания: «Мозговой штурм». Используя выученные движения фигурного вальса (в три па) составить танцевальную комбинацию по кругу, с применением движений ballanse, «вальсовая дорожка», смена в паре с поворотом партнёрши, вальсовые полуповороты и полные вальсовые повороты в парах. На обсуждение и подготовку парам даётся 15 минут. Затем группы ребят по 4 пары показывают свои работы. Лучший вариант используется для изучения всего класса. Подобное задание, возможно и при изучении вальса в два «па». (Медленный вальс).

   Вывод:    Используя ассоциативный тренинг в образовательной деятельности, учитель создаёт условия,  для  интеллектуально-познавательного, эстетического, двигательного развития учащихся. Способствует формированию  культуры общения подростков, основ здорового образа жизни. Используя свои знания, полученные умения и навыки,  в области танцевального искусства, учащиеся быстрее и успешней адаптируются в условиях молодёжной среды современного общества.  

Г. ОХА Сахалинская область. Васильева Т.А.

2013г.

                 

                                               

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия и проза в изучении географии и биологии

Увлекательно и интересно дополняет материал учебника, соприкасаясь с другими науками...

Зачётная работа №11 по теме "Литература 50-90-х годов: поэзия и проза", 12 класс вечерней школы

Зачётная работа №11 "Литература 50-90-х годов: поэзия и проза" составлена для обучающихся 12 класса вечерней школы на основе учебника пол редакцией В.П.Журавлева. Позволяет быстро проверить знания обу...

Урок-погружение в мир поэзии и прозы на основе обзора произведений о войне (в рамках межкустового семинара по обмену опытом)

Цель: проанализировать произведения поэзии и прозы о войне для  отработки одного из этапов к написанию «зимнего» сочинения .( блок «Вопросы, задаваемые человечеству войной».)Задачи: ·...

Поэзия и проза урока.

Мои размышления на подготовку к уроку в свете ФГОС второго поколения. О пользе технологической карты урока....

Поэзия и проза урока.

Мои размышления на подготовку к уроку в свете ФГОС второго поколения. О пользе технологической карты урока....