Физическая культура в формировании личностных качеств
материал (физкультура и спорт) на тему

Антуфьева Надежда Борисовна

 

К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со­знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен­ным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.

Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо­кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун­кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече­ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес­ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно­сти в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнени­ям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонно­сти к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных дей­ствий, взаимной ответственности за достижение общих целей. В ситу­ации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совер­шенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с по­нятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и при­вычках, также становятся личностными чертами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическая культура в формировании личностных качеств

К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.

Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. В ситуации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.

Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность. В аспектах физической культуры, так или иначе осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности.

Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты.

Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.

Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.

Выделяют четыре уровня физической культуры личности:

Высший уровень - достаточно четкие теоретические знания и прочные убеждения в области физической культуры с элементами творчества, участие в ее активной пропаганде, устойчивые привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательное к ним отношение, широкий объем в развитии различных двигательных навыков, умений и состояние функциональных возможностей, обеспечивающие более успешное овладение многими видами профессиональной деятельности; сформированность достаточно прочных морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры.

Средний уровень - знания в области физической культуры преимущественно описательного характера, без элементов творчества, осознанное позитивное отношение к физической культуре, но не всегда в форме достаточно прочных убеждений, устойчивые привычки к регулярным физическим упражнениям; объем различных двигательных навыков, умений, функциональное состояние в общем способствующее более успешному овладению многими видами профессиональной деятельности; сформированность ряда морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры, которые в сложных ситуациях не всегда оказываются достаточно прочными.

Низкий уровень - преимущественно обыденные знания в области физической культуры, формальное отношение к занятиям физическими упражнениями, ограниченный объем двигательных навыков и умений, мало способствующий овладению отдельными видами профессиональной деятельности; низкие показатели развития морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических качеств в свете понятий физической культуры.

Нулевой уровень - отдельные бытовые знания в области физической культуры, безразличие к занятиям физическими упражнениями, низкие показатели двигательных навыков и умений, развитие морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических качеств не имеет какой-либо связи с ценностями физической культуры.

Влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....