Программа спортивного кружка по борьбе самбо
рабочая программа по физкультуре на тему

Султанов Салават Сарсенович

 Борьба «самбо» – один из популярнейших среди молодёжи и школьников вид спорта, имеющей огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение. Занятия борьбой в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных  двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и обороной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_borbe.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

            «Утверждаю»

Директор МБОУ «Егорьевская средняя                

 общеобразовательная школа»

  М.В.  Коптик  ____________

                        М.П.

 

Автор программы:

учитель физической культуры

Султанов С.С.

Аннотация:

Данная программа предназначена

для педагогов физической культуры

при работе с детьми среднего звена.

Срок реализации программы 3 года.

Пояснительная записка

        Борьба «самбо» – один из популярнейших среди молодёжи и школьников вид спорта, имеющей огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение.

         Занятия борьбой в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных  двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и обороной деятельности.

          В кружки борьбы «самбо» принимаются мальчики и девочки, желающие систематически заниматься борьбой, прошедшие обязательный медицинский осмотр и допущенные к занятиям врачом. Начальный возраст занятия борьбой – дети  10-12 лет.

         Приём начинающих в кружок производится в августе – сентябре каждого года, а занятия начинаются не позднее 10-го сентября.

        Для проведения занятий создаются группы, количество которых зависит от общего числа занимающихся, их возраста, спортивной подготовленности и наличия спортивного инвентаря. Выделяются следующие группы: подготовительная для детей младшего школьного возраста 10 – 12 лет, учебно-тренировочная для детей среднего школьного возраста 13 – 16 лет.

         В основном в спортивные кружки вступают ребята добровольно, но это не значит, что они будут заниматься до конца учебного года. Есть всякие причины для того, чтобы временно оставить или просто уйти из секции.

         Для некоторых ребят интересно сначала посмотреть на то, чем же занимаются на тренировках по борьбе. Для этого необходимо: дать детям возможность присутствовать на тренировках. Провести с ними беседу, лекцию, если есть возможность – посмотреть видеоролики. И привести массу примеров, связанных именно с борьбой.

        Некоторым детям быстро надоедает однообразные занятия борьбой, поэтому мы должны всё предусмотреть. Например: борцам хочется поиграть в баскетбол, хоккей, футбол. Значит, спортивные кружки надо организовать так, чтобы перед или после каждой тренировки ребята оставались довольные.

           В процессе учебно-тренировочных занятий дети не только разучивают новый материал, но и закрепляют пройденный ранее. Также большое внимание уделяют повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения ранее изученных движений и повышению работоспособности.

         Проведение занятий по борьбе возлагаются на опытных тренеров и инструкторов, имеющих специальную подготовку.  

         Во время организации и проведения занятий следует обратить внимание на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно – гигиенических норм к спортивному инвентарю. Тренер обязан создать нормальные условия для соблюдения общей гигиены.

  1. сделать душевые, раздевалки, организовать место для занятия;
  2. проверять наличие формы соответствующей виду деятельности;
  3. контролировать физические способности;
  4. контролировать нагрузку на занятиях борьбой.

         Проведение занятий по борьбе, требует очень осторожного применения упражнений, оказывающих значительные нагрузки на двигательный аппарат, внутренние органы. Поскольку окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей у детей ещё не закончено. Нужно ограничивать воздействия, направленные на развитие силы. Относительная слабость связок, особенно мышц брюшного пресса, требует ограниченного применения упражнений, связанных с большим  натуживанием.

         Для профилактики травм на занятиях борьбой, важное значение имеет хорошее состояние борцовского ковра. Неровный ковёр, расхождение матов, плохо натянутая или порванная покрышка могут быть причиной серьёзных травм. Если ковёр мал, а на нём занимается много пар, то возможно ушибы от столкновения занимающихся. Пары следует комплектовать с учётом физической и технической подготовленности партнёров. От ковра до стены должно быть не менее 2х метров. Если размеры зала не позволяют выполнить это условие, то надо закрыть стену матами. Борцовский ковёр, составленный из гимнастических матов, обязательно застилают ковровой тканью.

         Большое значение имеет воспитание сознательной дисциплины. Учащиеся должны осмысленно выполнять те или иные упражнения и приёмы. Это может быстрее усвоить новый и совершенствовать пройденный материал и, кроме того, позволит избежать травм.

         При правильной подготовке работы, более подготовленные учащиеся должны помогать более слабым в изучении новых приёмов, специальных и подводящих упражнений. Такая взаимопомощь способствует воспитанию чувств товарищества и коллективизма.

        Каждое занятие начинается с разминки. Она проводится на каждой тренировке. Специфика её в том, что разогреваются все крупные мышцы и суставы. После разминки организм готов к предстоящей деятельности. Необходимо с первых тренировок напоминать ребятам о запрещённых приёмах. Например: производить удары по телу соперника, выкручивать руки, ударять головой соперника о ковёр. Наиболее серьёзными травмами во время занятий являются полные или частичные вывихи, ушибы и растяжения. Поэтому необходимо следить и контролировать за ходом занятий. Для закрепления результатов своей работы и спортивных достижений учеников в процессе тренировок, необходимо проводить спортивные соревнования. Соревнования проводятся внутришкольные, районные и областные.   Внутришкольные         назначает   сам      тренер и        планирует        по        собственному усмотрению,  но строго  соблюдает     все правила   соревнования. Назначает  время и место,  ставит   цели и задачи        перед участниками.  Учитывая         всё         это, соревнования               надо        тщательно готовить,      чтобы     они    прошли чётко организованно  и  торжественно.    Чтобы соревнования остались в памяти участников, за 5-10 дней до открытия соревнований нужно написать и вывесить в холле школы яркое, красочное объявление. Также надо продумать все вопросы с награждением участников соревнований. Призёры в каждой весовой категории должны быть награждены дипломами соответствующих степеней и призами. Кроме того, желательно подготовить грамоты отдельным участникам: «За хорошую технику», «За самую быструю схватку», «За волю к победе».

Содержание программы.

Реализация программы.

Программа реализуется в следующем режиме: занятия проводится во внеурочное время три раза в неделю по 90 минут. С  1 сентября  по    30 августа.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. Правила поведения в зале;
  2. Виды приемов и контрприемов;
  3. Тактика и техника борьбы в стойке и в партере;
  4. Приемы самостраховки;
  5. Теоретические основы борьбы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять правильно самостраховку;
  2. Технично выполнять прием в стойке и партере;
  3. Определять дозировку физической нагрузки;
  4. Правильно относиться к закаливающим факторам (водным процедурам, воздушным и солнечным ваннам);
  5. Выполнять акробатические элементы.

Основные принципы:

  1. Систематичность;
  2. Доступность;
  3. Индивидуальность;
  4. Последовательность;
  5. Учёт уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.

Методы реализации принципов:

  1. Наглядные пособия;
  2. Дифференцированный подход;
  3. Практическое приучение к развитию физических качеств;
  4. Практическое приучение к творческим проявлениям красоты;
  5. Анализ и обобщение изучаемого материала.

Механизм реализации программы:

  1. Подготовительный этап:

  1. Утверждение программы данного курса;
  2. Подбор детей;
  3. Беседа с родителями с целью ознакомления с содержанием программы.

  1. Основной этап:

  1. Изучение основного курса по плану;
  2. Изучение научно-популярной литературы;
  3. Изучение практической части.

  1. Заключительный этап:

  1. Проведение учебных схваток;
  2. Участие в соревнованиях;
  3. Выполнение квалификационного разряда.

Учебно-тематический план на год

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

в помещении

на

местности

1.

Введение

1

1

-

3.

Общая физическая подготовка

20

-

17

4.

Тактическая подготовка

36

1

25

5.

Техническая подготовка

45

1

25

Итого:

102

Осуществление программы будет проходить по разделам:

VI класс

Основы знаний

      Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека. Объяснить преимущество хорошей осанки и регулярных занятий физическими упражнениями.  Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Отношение к закаливающим факторам (водным процедурам, воздушным и солнечным ваннам). Питание его значение для роста и развития.

Общая физическая подготовка

       Приёмы самостраховки. Эстафета.  Метание набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений. Челночный бег 4х10; 6х10 м.  Бег до 6 – 8 минут. Акробатические упражнения. Силовые упражнения: со штангой и гантелями, лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор махом одной и толчком другой ногой.

Специальная подготовка

        Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами. Стойка борца. Передвижения  в стойке. Остановка по сигналу. Бросок с захватом ноги - подсечка. Бросок через бедро. Удержание с боку. Падение на бок через партнёра. Переворачивание захватом за рычаг. Приёмы борьбы в партере. Передняя подножка. Приёмы борьбы в стойке. Переворачивание захватом рук с боку. Переворачивание захватом шеи из под плеча и дальней руки. Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. Переворачивание с захватом шеи и ближайшей ноги. Бросок с захватом обеих ног. Задняя подножка с захватом ноги снаружи.  Удержание со стороны плеча.  Учебно-тренировочные схватки.  

VII класс

Основы знаний

       Знание терминологии вольной борьбы, способов перемещений, тактики нападения и защиты. Правила спортивной борьбы. Самоконтроль и его основные приёмы.  Отношение к закаливающим факторам. Питание его значение для роста и развития.

Общая физическая подготовка

      Приёмы самостраховки. Эстафеты.  Челночный бег 4х10; 6х10 м.  Бег с ускорением, с изменением направления, из различных исходных положений, до 6 – 8 минут. Метание в цель различными мячами, жонглирование Прыжки с поворотом на 90*, 180*,  со скакалкой,  напрыгивания на препятствие. Силовые упражнения: со штангой и гантелями, лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор махом одной и толчком другой ногой.

Специальная подготовка

         Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами. Стойка борца. Передвижения  в стойке. Остановка по сигналу. Бросок с захватом ноги - подсечка. Бросок через бедро. Удержание с боку. Падение на бок через партнёра. Переворачивание захватом за рычаг. Приёмы борьбы в партере. Передняя подножка. Приёмы борьбы в стойке. Переворачивание захватом рук с боку. Переворачивание захватом шеи из под плеча и дальней руки. Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. Переворачивание с захватом шеи и ближайшей ноги. Бросок с захватом обеих ног. Задняя подножка с захватом ноги снаружи.  Удержание со стороны плеча. Учебно-тренировочные схватки.  

VIII класс

Основы знаний

       Физическая культура в жизни великих людей. Знание терминологии спортивной борьбы, способов перемещений, тактики нападения и защиты. Правила спортивной борьбы. Самоконтроль и его основные приёмы.  Отношение к закаливающим факторам. Питание его значение для роста и развития.

Общая физическая подготовка

      Приёмы самостраховки. Эстафеты.  Челночный бег 4х10; 6х10 м.  Бег с ускорением, с изменением направления, из различных исходных положений, до 6 – 8 минут. Метание в цель различными мячами, жонглирование Прыжки с поворотом на 90*, 180*,  со скакалкой,  напрыгивания на препятствие. Силовые упражнения: со штангой и гантелями, лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор махом одной и толчком другой ногой, в парах. Акробатические упражнения.

Специальная подготовка

       Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами. Стойка борца. Передвижения  в стойке. Остановка по сигналу. Бросок с захватом ноги - подсечка. Бросок через бедро. Удержание с боку. Падение на бок через партнёра. Переворачивание захватом за рычаг. Приёмы борьбы в партере. Передняя подножка. Приёмы борьбы в стойке. Переворачивание захватом рук с боку. Переворачивание захватом шеи из под плеча и дальней руки. Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. Переворачивание с захватом шеи и ближайшей ноги. Бросок с захватом обеих ног. Задняя подножка с захватом ноги снаружи.  Удержание со стороны плеча. Учебно-тренировочные схватки.  

IХ класс

Основы знаний

       Физическая культура в жизни великих людей. Знание терминологии волейбола, техники передачи, приёма, верхней и нижней подачи, атакующих ударов, способов перемещений, тактики нападения и защиты. Правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы.  Отношение к закаливающим факторам. Питание его значение для роста и развития.

Общая физическая подготовка

      Приёмы самостраховки. Эстафеты.  Челночный бег 4х10; 6х10 м.  Бег с ускорением, с изменением направления, из различных исходных положений, до 6 – 8 минут. Метание в цель различными мячами, жонглирование Прыжки с поворотом на 90*, 180*,  со скакалкой,  напрыгивания на препятствие. Силовые упражнения: со штангой и гантелями, лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор махом одной и толчком другой ногой. Акробатические упражнения.

Специальная подготовка

        Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами. Стойка борца. Передвижения  в стойке. Остановка по сигналу. Бросок с захватом ноги - подсечка. Бросок через бедро. Удержание с боку. Падение на бок через партнёра. Переворачивание захватом за рычаг. Приёмы борьбы в партере. Передняя подножка. Приёмы борьбы в стойке. Переворачивание захватом рук с боку. Переворачивание захватом шеи из под плеча и дальней руки. Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. Переворачивание с захватом шеи и ближайшей ноги. Бросок с захватом обеих ног. Задняя подножка с захватом ноги снаружи.  Удержание со стороны плеча. Бросок рывком за пятку. Передняя подножка. Мельница на коленях. Мельница в стойке. Вертушка. Учебно-тренировочные схватки.  

Х класс

Основы знаний

       Борьба, как оздоровительное средство. История создание спортивной борьбы. Знание терминологии борьбы, техники бросков, переворачиваний, перемещений, тактики нападения и защиты. Правила спортивной борьбы. Самоконтроль и его основные приёмы.  Отношение к закаливающим факторам. Питание его значение для роста и развития.

Общая физическая подготовка

      Приёмы самостраховки. Акробатические упражнения. Эстафеты.  Челночный бег 4х10; 6х10 м.  Бег с ускорением, с изменением направления, из различных исходных положений, до 6 – 8 минут. Метание в цель различными мячами, жонглирование Прыжки с поворотом на 90*, 180*,  со скакалкой,  напрыгивания на препятствие. Силовые упражнения: со штангой и гантелями, лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор махом одной и толчком другой ногой.

Специальная подготовка

             Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами. Стойка борца. Передвижения  в стойке. Остановка по сигналу. Бросок с захватом ноги - подсечка. Бросок через бедро. Удержание с боку. Падение на бок через партнёра. Переворачивание захватом за рычаг. Приёмы борьбы в партере. Передняя подножка. Приёмы борьбы в стойке. Переворачивание захватом рук с боку. Переворачивание захватом шеи из под плеча и дальней руки. Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. Переворачивание с захватом шеи и ближайшей ноги. Бросок с захватом обеих ног. Задняя подножка с захватом ноги снаружи.  Удержание со стороны плеча. Бросок рывком за пятку. Передняя подножка. Мельница на коленях. Мельница в стойке. Вертушка. Учебно-тренировочные схватки.  

ХI класс

Основы знаний

       История спортивной борьбы. Его значение в спортивной жизни людей. Знание терминологии спортивной борьбы, способов перемещений, тактики нападения и защиты. Правила спортивной борьбы. Самоконтроль и его основные приёмы.  Отношение к закаливающим факторам. Питание его значение для роста и развития.

Общая физическая подготовка

        Приёмы самостраховки. Акробатические упражнения. Эстафеты.  Челночный бег 4х10; 6х10 м.  Бег с ускорением, с изменением направления, из различных исходных положений, до 6 – 8 минут. Метание в цель различными мячами, жонглирование Прыжки с поворотом на 90*, 180*,  со скакалкой,  напрыгивания на препятствие. Силовые упражнения: со штангой и гантелями, лазанье, подтягивание сериями, переворот в упор махом одной и толчком другой ногой, упражнения с партнёром. Сгибание – разгибание рук в упоре лёжа на полу, на брусьях. Приседания в парах, самостоятельно, со штангой. Поднимание туловища из положения лёжа.

 

Специальная подготовка

                Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими резиновыми мячами. Стойка борца. Передвижения  в стойке. Остановка по сигналу. Бросок с захватом ноги - подсечка. Бросок через бедро. Удержание с боку. Падение на бок через партнёра. Переворачивание захватом за рычаг. Приёмы борьбы в партере. Передняя подножка. Приёмы борьбы в стойке. Переворачивание захватом рук с боку. Переворачивание захватом шеи из под плеча и дальней руки. Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. Переворачивание с захватом шеи и ближайшей ноги. Бросок с захватом обеих ног. Задняя подножка с захватом ноги снаружи.  Удержание со стороны плеча. Бросок рывком за пятку. Передняя подножка. Мельница на коленях. Мельница в стойке. Вертушка. Учебно-тренировочные схватки.  

Используемая литература:

  1. Журналы «Физическая культура в школе», 1993 – 2007 г.г.;
  2. Газеты «Спорт в школе» 2006 – 2012 г.г.;
  3. Программа ОУ по физической культуре, 2007 г.
  4. А.А. Харлампиев «Борьба самбо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивного кружка

Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию вариативной части комплексной программы по физической культу...

Программа спортивного кружка

волейбол 1 час в неделю...

Рабочая программа спортивного кружка.

Рабочая программа спортивного кружка для обучающихся 7-9классов коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...

Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо

Экспериментальная рабочая программа спортивной   подготовки по борьбе самбо  ...

Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо Тренера-преподавателя Евтых М.М.

Экспериментальная рабочая программа спортивной   подготовки по борьбе самбо   Тренера-преподавателя Евтых М.М....

Рабочая программа спортивного кружка «Спортивные игры» для 4-5 класса

Рабочая программа спортивного кружка «Спортивные игры» 4-5 класс...