методическая разработка "Основы обучения игры в волейбол"
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Абиленцев Александр Александрович

разработка занятий по волейболу расчитана на 3 года учитель физической культуры Абиленцев А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_prezentaciyafileminimizer.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г . Курганинска Краснодарского края Разработал : Учитель физической культуры Абиленцев А.А. Методическая разработка по физической культуре 2013 г. Тема : Основы обучения игры в волейбол

Слайд 2

Содержание : I Обзор литературы. 1.1 . Основные технические приёмы волейбола. 1.2 . Упражнения как основные средства обучения техническим элементам волейбола в средней школе. 1.3 . Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола в средней школе. II Практическая часть. 2.1 . Методика формирования навыков волейбола на уроках физической культуры в 5-7 классах на основе собственного опыта. 2.2 . Анализ эффективности собственной методики.

Слайд 3

I . Обзор литературы 1.1 Основные технические приемы волейбола Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России. Среди множества средств физического воспитания эта игра очень эффективна для физического совершенствования и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности. Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положении стойки игрока.

Слайд 4

О технике игры

Слайд 5

1.2. Упражнения как основные средства обучения техническим элементам волейбола в средней школе Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Основным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы:

Слайд 6

Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры следует проводить в следующем порядке: 1. Подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; 2. Подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных элементов; 3. Упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; 4. Совершенствование технического приема в учебной игре.

Слайд 7

1.3. Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола в средней школе Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим школьник должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости. Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Слайд 8

II Практическая часть. 2.1. Методика формирования навыков волейбола на уроках физической культуры в 5-7 классах на основе собственного опыта. На первом году обучения предполагается усвоить основные технические приемы волейбола: стойки, перемещение; упражнения с мячом: передача мяча снизу, прием и передача сверху (на месте и в движении приставными шагами), верхняя прямая подача. В шестом классе совершенствуются эти элементы, выполняются в стандартных игровых условиях . В седьмом классе изучается верхняя прямая подача, закрепляются ранее изученные элементы. У многих учащихся есть трудности с «подседом» под мяч. Здесь очень хорошо работает упражнение – многократные передачи мяча над собой с отскоком от пола. Во время верхней передачи серьезной ошибкой считаем касание мяча ладонями. Чтобы избежать этого, просим учеников постоянно проверять правильность расположения кистей рук (при помощи мяча эту ошибку исправить сложно, т.к. дети могут накладывать на мяч всю ладонь). Для этого используем упражнение «шлем» - приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, после этого «шлем» нужно «снять», сохраняя его форму. При этом руки занимают необходимое для передачи положение. Следующая ошибка – прием мяча, согнутыми в локтевом суставе руками – является следствием недостаточного сгибания ног в коленях, или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями рук. Упражнение «кран» помогает нам исправить ситуацию: сцепленные руки вытянуты вперед, ученик выполняет низкую стойку и, втягивая голову, пытается достать плечами мочек ушей. При обучении технике стоек и перемещений эффективны игровые упражнения и подвижные игры, развивающие специальные качества, которые облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом.

Слайд 10

Подготовительную часть урока целесообразно проводить используя упражнения с мячом, т.к. на тему «Волейбол» программой выделено недостаточное количество часов. Упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах или тройках. В основной части урока необходимо решить основные задачи, поставленные перед нами в программе, а именно – научить принимать нужные стойки и правильно перемещаться, основным техническим приемам – верхний и нижний прием, верхней передачи. Здесь, наряду с объяснением и показом правильного выполнения приема, предлагаю детям интересные имитационные и подготовительные упражнения, которые помогут ученикам при самостоятельном их выполнении и самоконтроле. На данном этапе важным является своевременное выявление и исправление ошибок, чтобы не дать им укорениться и войти в привычку. Например, некоторые учащиеся допускают сгибание рук в локтевом суставе во время нижнего приема, что приводит к неправильному отскоку мяча – назад или в лицо. Таких ошибок в начале обучения встречается очень много. Обязательным элементом основной части урока является игра. Это могут быть как игры для общей физической подготовки, так и для отработки технических и тактических действий. В заключительной части отмечаю положительные и отрицательные моменты выполнения упражнений или игры индивидуально каждого ученика. На примере одного - двух учащихся акцентирую внимание на точности выполнения технического или тактического действия. Итоги подводят сами дети, что получается, что нет, почему.

Слайд 11

2.2. Анализ эффективности собственной методики Экспериментальное исследование по использованию данной методики на уроках физической культуры было организовано на базе МАОУ СОШ №2 г.Курганинск в 2009–2010 уч . г. и 2011 – 2012 уч . г. В исследовании участвовало два класса - в 2009-2010 уч . году – 6-ой (второй год обучающийся по данной методике, далее экспериментальный) - и 7-ой класс (обучающийся без использования этой методики, далее контрольный), в 2011-2012 уч . году – 7-ой и 8-ой класс соответственно. В ходе эксперимента были получены следующие результаты: При контроле обученности основным техническим элементам (2009-2010уч.год), проводимых на уроках детьми были получены следующие оценки: Класс Нижняя передача Верхняя передача Верхняя подача «5» «4» «3» «5» «4» «3» «5» «4» «3» Контрольный 10 14 6 15 10 5 9 6 15 Экспериментальный 17 10 2 20 7 3 12 8 10

Слайд 12

Результаты оценки (процент «5» и «4») технических элементов в 2009-2010 учебном год у При обработке результатов контроля явно прослеживается более высокий уровень освоения технических элементов в экспериментальном классе. Нами была исследована соревновательная активность учащихся данных классов. Соревнования по волейболу и пионерболу, как школьные, так и межшкольные проводились неоднократно. Решено было проанализировать количество учащихся каждого класса, принимавших участие в соревнованиях в течение двух последних учебных лет в рамках Всекубанской спартакиады. Необходимо отметить, что экспериментальный класс выставлял на некоторые соревнования по две команды, отдельно мальчики и девочки.

Слайд 13

Участие учащихся в школьных и межшкольных соревнованиях по волейболу Из данной диаграммы видно, что наблюдается явная положительная динамика количества участников соревнований в экспериментальном классе не только по сравнению с контрольным, но и относительно своего класса по годам обучения. Кроме того, количество призовых мест в экспериментальном классе выше.

Слайд 14

Добиться такой динамики только благодаря урокам физической культуры в школе достаточно трудно, поэтому возникла необходимость отследить внеклассную активность детей. На базе школы работают секции различной спортивной направленности. При анализе количества детей посещающих данные секции выяснилось, что в 2009-2010 учебном году почти половина детей (46%) экспериментального класса посещают различные секции. В данной диаграмме видна динамика интереса учащихся экспериментального класса к внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности. В это же время количество учащихся контрольного класса, посещающих секции, осталось почти на том же уровне. Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях

Слайд 15

На данном этапе я не могу утверждать, что полученные результаты связаны только с применением данной методики на уроках, но отмечаем ее положительное влияние на процесс обучения. Взаимосвязь МАОУ СОШ № 2 с спортивными учреждениями города

Слайд 16

результат

Слайд 17

Спасибо за внимание !!! Учитель физической культуры- Абиленцев Александр Александрович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обучения игре в волейбол (8-11 классы)

Данная программа  по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных...

Программа обучения игре в волейбол

Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок  действует с учетом действий своего партнера.Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у се...

Программа обучения игре в волейбол 5-7 классы

Кружковая спортивная работа в общеобразовательной школе, программа обучения игре в волейбол (для учащихся 5-7 классов)....

Обучение игре в волейбол на уроках физичесской культуры

Материалы участников выездного лагеря-семинарамолодых педагогов г.Москвы "Молодой педагог в современной школе"...

Подвижные игры как основа обучению игры в волейбол.

В данной разработке написано с помощью каких подвижных игр можно научиться играть в волейбол на начальном этапе,и какие качества они развивают....

методические рекомендации для обучения игры в волейбол

методические рекомендации помогут детям желающим научится играть в волейбол ознакомиться с основными правилами и приемами игры....

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...