Доклад "Организация активного отдыха школьников в семье"
статья по физкультуре по теме

Селивёрстов Игорь Александрович

В нашей стране физическому воспитанию подрастающего поколения придается большое значение. Занятия физической культурой включены в учебные планы дошкольных учреждений, школ, училищ, высших учебных заведений.

      Однако далеко не в каждой семье этому жизненно важному воспитательному моменту уделяется должное внимание. В то же время изучение двигательной активности школьников показывает, что у многих из них наблюдается гиподинамия, недостаток движений. Гиподинамия, как известно, вредна для здоровья; она оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Под влиянием правильно организованных и регулярно проводимых занятий физическими упражнениями в организме школьников происходит ряд  положительных функциональных изменений, повышается уровень физической подготовленности, улучшается здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шувойская средняя общеобразовательная школа

Администрации Егорьевского муниципального района

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА

ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Автор: Селивёрстов И. А.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

      В нашей стране физическому воспитанию подрастающего поколения придается большое значение. Занятия физической культурой включены в учебные планы дошкольных учреждений, школ, училищ, высших учебных заведений.

      Однако далеко не в каждой семье этому жизненно важному воспитательному моменту уделяется должное внимание. В то же время изучение двигательной активности школьников показывает, что у многих из них наблюдается гиподинамия, недостаток движений. Гиподинамия, как известно, вредна для здоровья; она оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Под влиянием правильно организованных и регулярно проводимых занятий физическими упражнениями в организме школьников происходит ряд  положительных функциональных изменений, повышается уровень физической подготовленности, улучшается здоровье детей.

     Для устранения дефицита двигательной активности детей недостаточно уроков физкультуры и мероприятий, проводимых школой в  режиме школьного дня и во внеурочное время. Поэтому со всей очевидностью встает проблема физического воспитания в семье. При сознательном и активном содействии родителей идея превращения занятий физическими упражнениями в естественную потребность каждого ребенка  может стать реальностью. Но родители должны в первую очередь сами осознать эту насущную необходимость, а лучшей формой агитации здесь станет их личный пример. Если родители, например, вместе с ребенком будут выполнять утреннюю гимнастику, то необходимость напоминаний и убеждения в ее пользе отпадет сама собой.

    Родители должны обеспечить и «материальную базу» семейной физической культуры:приобрести необходимый спортивный инвентарь, сделать простейшие приспособления для выполнения физических упражнений. Очень желательны их участие и помощь при создании спортивных площадок, детских гимнастических городков во дворе и т.п. Неоценима деятельность родителей, которые знакомят ребят с азами того или иного вида спорта или просто организуют детей для интересной и полезной игры. Сейчас в школах широко практикуются домашние задания по физической культуре. Проследить за качеством их выполнения  - прямая обязанность родителей.

    При организации активного досуга детей важно уметь оценить их возможности и правильно дозировать нагрузку. А для этого родители должны обладать определенными знаниями. Рассмотрим некоторые из них.

     Подвижные игры и физические упражнения оказывают разнообразное и в ряде случаев сильное воздействие на детский организм. Когда же эти упражнения не соответствуют возрасту, уровню физической подготовленности и состоянию здоровья ребенка, они могут оказать на его организм отрицательное воздействие. Вот почему при подборе игр и упражнений, которые родителя хотят использовать для активного отдыха своих детей, они должны обязательно посоветоваться с учителем физической культуры и врачом.

   Существуют общие рекомендации, составленные с учетом особенностей развития каждой возрастной группы. У детей  6-8 лет мускулатура слаба, не окреп еще позвоночник, слабо развита грудная клетка. В этом возрасте особенно полезны физические упражнения и подвижные игры, укрепляющие соответствующие мышечные группы, построенные на быстрых и коротких движениях. Например, упражнения с легким большим и малым мячами, с обручами, со скакалкой, такие игры, как «салки», «палочка-выручалочка», «прятки».

Дети этого возраста очень подвижны. Естественные движения в играх составляют для них насущную потребность. Но они не умеют еще экономно расходовать  свою энергию. Переутомление же ослабляет организм, вредно отражается на работе сердца и состояния нервной системы. Поэтому родители должны следить, чтобы игры и упражнения чередовались с отдыхом. Детям 6-8 лет противопоказаны упражнения, связанные со значительными и продолжительными мышечными усилиями, например, поднимание и переноска большого груза. Вредны также игры, требующие длительного силового напряжения, например, различного рода перетягивания и т.п. Такие игры могут привести к задержке роста и к различным расстройствам сердечной деятельности. Следует иметь в виду, что внимание у 6-98 летних детей быстро ослабевает. И поэтому не надо сердиться на ребенка, если, например, он, взяв мяч, через несколько минут попросит скакалку, а еще немного времени спустя начнет с друзьями играть в «прятки».

  Дети 9-10 лет могут без вреда для здоровья заниматься физическими упражнениями и играми, требующими кратковременных усилий (перетягивание, сталкивание друг друга, повисание на руках, лазание по вертикально подвешенному канату, шесту). Они обычно обладают большой ловкостью и сноровкой. Им доступны и интересны уже более сложные подвижные и спортивные игры (футбол, волейбол), физические упражнения (прыжки с опорой, бег наперегонки и т.д.). Дети этого возраста начинают все больше интересоваться не только совершенствованием своих личных способностей, но находят удовлетворение в сравнении сил и способностей отдельных коллективов. У каждого возникает желание стать участником команды, чтобы вместе с товарищами добиваться побед над соперниками.

     Дети 11-15 лет, как правило, очень быстро растут. Одной из особенностей этого возраста является недостаточная координация движений,  оставляющая впечатление неловкости. Занятия гимнастикой, спортивными играми, лыжами, коньками в школе и дома помогут подростку. Следует, однако, помнить, что при занятиях, связанных с длительным бегом и борьбой, необходима осторожность. Игры, требующие большой физической нагрузки (футбол, баскетбол), приводят к утомлению. Поэтому важно проследить, чтобы ребята не злоупотребляли ими. Девочкам-подросткам не рекомендуются игры и упражнения, сопровождающиеся сильным сотрясением тела.

    Большие возможности для активного отдыха детей, занятий физическими упражнениями и спортом открываются в летнее время. Есть очень много интересных подвижных игр, в которые можно играть на воздухе летом (также и зимой). Это – «пятнашки», «лунки», «охотники и утки», «прятки», «горелки». А также и спортивные игры, такие как, футбол, волейбол, пионербол. Все эти игры достаточно известны и не нуждаются в пояснении. Было бы хорошо, если бы родители вспомнили игры  своего детства и научили им своих детей и их товарищей.

    Очень полезно для здоровья детей плавание. Разность температуры воды и воздуха способствует закаливанию организма, тренирует его способность регулировать теплоотдачу. Движения, совершаемые в процессе плавания, представляют собой хорошие физические упражнения: они развивают мышцы, укрепляют сердце и легкие. Летом родители должны научить  ребенка хотя бы азам плавания, приучить его не бояться воды.

    Считаю необходимым напомнить, что лучшее время для купания – около полудня и от 17 до 18 часов вечера. Во время приема солнечных ванн нужно следить, чтобы голова ребенка была покрыта полотенцем или белым платком. Продолжительность солнечных ванн, как и время пребывания в воде, следует увеличивать постепенно, начиная с 5 мин, до 10-15 мин. для младших школьников и до 20-25 мин. для старших.

   Обогащают летний отдых совместные велосипедные прогулки. Они укрепляют здоровье, повышают выносливость, воспитывают хорошую реакцию. Во время таких прогулок решаются  и задачи познавательного характера, связанные с географией, естествознанием и  другими дисциплинами. Эти задачи с успехом могут выполняться и во время пешеходных прогулок и туристских походов.

   Маршрут путешествия родители должны избирать с учетом возраста и физической подготовленности детей. Это могут быть короткие однодневные походы или многодневные путешествия: пешеходные или комбинированные (часть пути пешком, часть – на лодках и т.п.). Маршрут надо прокладывать по красивой местности, с достаточным количеством источников питьевой воды.

   Одежда ребенка в туристских походах должна быть удобной и легкой, обувь – разношенной, но крепкой. Она не должна жать ногу, но и не быть слишком просторной. Ребенок, так жекак и взрослые, обязан нести рюкзак, но соответствующий его силам.

    В зимнее время открываются большие возможности для совместного катания на коньках, лыжные прогулки в лес, катание на склонах гор.

  Занимаясь  активным отдыхом зимой, не забывайте правильно одеть ребенка. Одежда должна быть удобной, легкой, теплой, а также ветрозащитной. Обязательно теплые варежки, спортивная шапочка, на ногах теплые шерстяные носки, лыжные ботинки или утепленные кроссовки.

   Родители! Здоровье детей в Ваших руках. Приобщая детей к занятиям физической культурой, Вы и сами приобщаетесь к ней, укрепляя свое здоровье и здоровье своих детей.  

И.А. Селиверстов

Заслуженный учитель России