Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе
    статья (физкультура и спорт) по теме

    Михеев Александр Сергеевич

    Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок,

     умеренного питания (с соблюдением постов), бани, закаливания

    были заложены народом, учеными, врачами, интеллигенцией

    еще в прошлые столетия. Великие россияне — А. Суворов,

    А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин и многие другие

    — доказали, что соблюдение основных принципов здорового

    образа жизни — не навреди, не злоупотребляй,

    будь умерен — способствует долгожительству,

    хорошему самочувствию, высокой работоспособности…

    доктор медицинских наук, профессор В.Н. Мошков
    Валеология здоровый образ жизни — учебник для студентов вузов, 1999

    Доклад

    на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе»  учителя физкультуры МОУ «Мещеринская СОШ № 1 с УИОП»  

    Михеева А.С..

             Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
            Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.      

             Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

             Многое зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

             В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

             Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

             Одной из наиболее актуальных задач является - разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического. Каждое из этих направлений содержит инвариантную часть – технологию работы педагога, психолога, медика, физиолога в образовательном учреждении и вариативную часть, которая позволяет каждой школе иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы.

     Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

             По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

    1. Стрессовая педагогическая тактика;
    2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
    4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
    5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
    6. Интенсификация учебного процесса;
    7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
    8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
    9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

    Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.  
            Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
    Через здоровьесберегающие проекты достигается одна из главных целей – обеспечение повышения качества обучения и воспитания.

    Создание здоровьесберегающей среды обучения в школе формируется через создание материально- технической базы для активизации учебного процесса и внедрения результативных здоровьесберегающих  педагогических технологий. Для создания здоровых и безопасных условий работы и учебно-воспитательного процесса в школе проводится  работа по следующим направлениям:

    1. здоровьесберегающая внутришкольная среда;
    2. оздоровительные технологии;
    3. интенсификация двигательного режима обучающихся: физкультминутки,  подвижные игры, спортивные праздники, соревнования;
    4. проведение мониторинга состояния здоровья;
    5. оптимизация школьного питания;
    6. психологическое и социальное консультирование;
    7. активное участие семьи и общества; 
    8. гигиенические условия обучения;
    9. влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

             Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: 1) занятий больших форм – уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и 2) занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

    Целенаправленная профилактика вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом, складывается из программ, реализуемых медиками школы на основе результатов проведенной диагностики, администрацией школы (замена парт, досок и другого учебного оборудования на более современные, правильная организация перемен и внеурочной работы учащихся, подготовка учителей по этим вопросам здоровья), каждым учителем на своих уроках. Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.

          Вопросы обучения здоровью выделяют в отдельную область – педагогику здоровья. Здесь это важнейшее направление работы школы рассматривает в рамках здоровьесберегающей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий,

             Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома, может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе, гораздо более вероятна и продуктивна.

             Реализация программы через классные часы и индивидуальные занятия позволяет сформировать у детей представление о здоровом образе жизни и сформировать навыки заботы о собственном здоровье.

             Один из самых актуальных предметов в организации и проведении здоровьесберегающих мероприятий является предмет основы безопасности жизнедеятельности.

             В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания.

             В числе учителей-предметников учитель физкультуры занимает в вопросах формирования ЗОЖ особое место. Именно он даёт учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний. 

    Работа учителя физкультуры по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает на уроках физкультуры:

    -         приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психофизиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

    -         организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;

    -         создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

             

             Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но мы должны научить  детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  и только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

             Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

    Список литературы

    1. 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
    2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
    3. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
    4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
    5. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
    6. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
    7. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

    в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

    «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»учитель физического воспитания Савашинский Николай Николаевич  Главная задача учителя физической культуры...

    Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

    Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

    Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

    Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

    Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

    Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

    Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

    Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....