Скоростно-силовые качества юных спортсменов
статья по физкультуре (11 класс) на тему

Должикова Наталья Михайловна

методическая разработка на тему"Скоростно-силовые качества", приложения к ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

1Введение.

     Школьный возраст считается самым важным для развития и совершенствования физических возможностей и двигательных способностей детей. Многие двигательные способности достигают высокой степени развития именно в этом возрасте, в частности - быстрота. Это обусловлено началом интенсивной спортивной специализации во многих видах спорта как раз в это время. Многие подходят к проблеме воспитания быстроты в беге с глубоким пониманием основ теории развития двигательных качеств, чтобы правильно, с высокой эффективностью вести учебный процесс. Успешный результат зависит от умения творчески применять знания с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры и на тренировках.

     Очень важно развивать двигательные качества своевременно и правильно. Дисгармония в этом такое же отклонение от нормы, как и нарушения в телосложении. Например, вредно наращивать силу в ущерб быстроте, так как это приводит к односторонности в физической подготовленности ребят. Учителю необходимо помнить, что выполнение учащимися одного и того же упражнения развивает не совсем одинаковые качества, например, бег на 100 метров у хорошо подготовленных ребят развивает скорость, а у слабо подготовленных - скоростную выносливость.

    Особое значение имеет учет возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей, уровня их физического развития и состояния здоровья, степени двигательной подготовленности. Учитывая возрастные особенности, очень важно исходить из того, что задачей учителя не является пассивное приспособление к ним. Наоборот, он должен стремиться содействовать прогрессивному их изменению, вдумчиво используя условия и закономерности объективного процесса развития человека. Надо активно подкреплять и направлять, даже преднамеренно вызывать желаемые положительные изменения в функциональных  проявлениях организма. Тем более необходимо внимательно выявлять и очень строго учитывать в процессе обучения и воспитания все индивидуальные  проявления возрастных особенностей,  чтобы строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей детей.

Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных, но не всегда опирающихся на дидактические принципы средств, технических пособий, в том числе наглядных, методических приемов. Такой комплекс позволяет учащимся не только лучше понять предстоящее дело, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его. \3\

   Обзор литературных источников.

2Общая характеристика скоростно-силовой подготовки.

   Важное место в процессе работы должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств. Скоростные качества человека проявляются в его способности выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. Существуют так называемые элементарные и комплексные формы проявления скоростных качеств. Элементарные формы включают в себя:

А) время реакции;

Б) время одиночного движения;

В) частоту движений;

    Комплексные формы проявления скоростных качеств  представлены во всех спортивных движениях. В частности - это  быстрота бега спринтера. \6\

    Воспитание силовой подготовки спринтера должна носить целенаправленный характер. Желательно, чтобы силовые упражнения по характеру нервно – мышечных усилий были сходны со спринтерским бегом. Воспитание не просто силы, а силы, помогающей бегуну в кратчайший срок достигать максимальной скорости и поддерживать ее необходимое время.\8\

    Степень проявления скоростно–силовых  качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способностей  высокой концентрации нервно мышечных усилий, мобилизации его функциональных возможностей. Скоростные качества очень специфичны. Это значит, что между различными формами их проявления либо нет никакой зависимости, либо зависимость весьма мала.\10\

    Хорошее время реакции отнюдь не указывает на столь же хорошее время движения, а спортсмены, имеющие максимальную частоту движений, не всегда умеют быстро набрать свою максимальную скорость. Поэтому, оценивая тренированность спортсмена, необходимо пользоваться несколькими скоростными показателями. К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательной реакции. Последняя относится к ситуационным видам спорта: спортивные игры, единоборство и т. д. В данном случае рассмотрим быстроту простой двигательной реакции, которая характеризуется временем реагирования на какой – либо раздражитель. Если реагирование происходит известным движением на заранее определенный, но внезапно появляющийся сигнал, то такая реакция называется простой. Примером проявления простой двигательной реакции является реагирование стартующего спортсмена на звуковой или зрительный раздражитель. Характер раздражителя оказывает существенное влияние на быстроту простой двигательной реакции. \см. таблицу №6\


                                                      !  раздражитель                 !  быстрота реакции


    спортсмены                             !  звук                                  ! 0,05 – 0,16

                                                      !  свет                                  ! 0,10 – 0,20


не занимающиеся спортом        ! звук                                   ! 0.15 – 0,25 и более

                                                      ! свет                                   ! 0,20 – 0,35 и более


       Латентное время двигательной реакции обусловлено быстротой прохождения в ходе реагирования следующих физических процессов:

  1. проявление возбуждения в рецепторе;
  2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;
  3. переход возбуждения по нервным путям и формирование рефлекторного сигнала;
  4. проведение сигнала от ЦНС к мышцам;
  5. возбуждение мышцы и появление в ней механической активности.

Спортсмены, у которых простая двигательная реакция достаточно совершенна, легче осваивают и более сложные двигательные действия. Способность реагирования совершенствуется с соответствующими упражнениями. На первом этапе совершенствования наиболее эффективным является повторное реагирование на внезапно появляющийся сигнал: выполнение старта в беге. Особенно эффективным является соревновательный метод с выбыванием спортсмена, среагировавшего последним, а также игровой, позволяющий создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию. Использование описанной методики дает положительные результаты в течение 4-6 недель занятий. В дальнейшем быстрота реакции стабилизируется, и ее совершенствование становится проблематичным. На втором этапе совершенствования необходимо использовать технические средства –  электро– секундомер и различные контактные площадки (на стартовых колодках бегуна), для получения информации о двигательной реакции спортсмена в отдельных попытках. Эта информация вырабатывает у спортсменов способность к точному восприятию времени, что позволяет улучшать быстроту реагирования. Спортсмен реагирует на стартовый сигнал, получая информацию о времени реакции. Затем, в следующей серии упражнений он пытается сам оценить скорость реагирования, после чего тренер сообщает ему действительное время. Когда большинство его субъективных оценок по показателям быстроты совпадает с объективными, занимающемуся предлагают выполнить задание с ранее обусловленной скоростью реагирования. В итоге, спортсмен овладевает произвольным управлением скоростью двигательной реакции, что способствует ее улучшению.

  На третьем этапе совершенствования двигательной реакции осуществляется за счет психорегулирующей и идеомоторной тренировки. В дальнейшем необходимо идти по пути поиска и создания индивидуального  мысленного образа, связанного с ощущением легкости, быстроты и мощности в процессе реагирования.\9\

   В беге на короткие дистанции быстрота проявляется в основном в частоте движений. Большое значение в поддержании высокого темпа движений играет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы. Методический путь, путь развития этой способности – повторение выполнения движений с возможно большей частотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений. Таким образом, ведущими для воспитания быстроты в циклических движениях являются повторные нагрузки, выполняемые в максимально высоком темпе, и упражнения типа «ускорений». Так как в высоком темпе скоростные упражнения выполнятся длительно не могут, их следует чередовать с паузами активного отдыха. Число повторений работы (например, бег 200 м.) определяется возможностью выполнить ее без снижения намеченной скорости (например, каждую 200 метровую отметку пробежать за 32 сек.). Дальнейшие повторения способствовали бы развитию не быстроты, а выносливости. В практике нередко приходится наблюдать длительную задержку в росте спортивных результатов, когда, несмотря на продолжающиеся тренировки, результаты не улучшаются. Одной из причин этого следует считать повторение движений в одном и том же темпе. В одинаковых условиях вырабатываются стойкие условно-рефлекторные связи на определенный темп, т. е. образуется так называемый скоростной барьер. \1\

   Специальным качеством, которое целесообразно тренировать направленной нагрузкой является спринтерская выносливость. Она представляет собой способность поддерживать максимальную скорость в зоне максимальной мощности (от 10 до 20сек.). Показателем этого качества может служить соотношение скорости бега на 100 и 200 метров с разбега. Результат бега на 100 м. надо умножить на 2 и отнять от результата бега на 200м. По полученной разности можно судить о спринтерской  выносливости: чем меньше разность, тем лучше выносливость. Значение этого качества и соответствующей тренировки иллюстрируется следующим примером. На соревнованиях победителем в беге на 100 м. стал К., а на 200 м. П. У К. была выше максимальная скорость, а у П. спринтерская выносливость. После специальной тренировки спринтерской выносливости К. победил П. так же на 200 м. Примером направленной нагрузки может служить бег на 200 м., выполняемый непрерывным или интервально-повторным методом (4*50 м.;2*100 м.) с равномерной или возрастающей интенсивностью (короткие интервалы между повторениями и длинные между сериями).\7\

3.Скорстно-силовая подготовка на различных этапах тренировочного процесса.

   В педагогическом аспекте управления процессом многолетней подготовки школьников-легкоатлетов следует рассматривать как совокупность средств и методов руководства этим процессом в целом, а также его отдельными составными частями при направляющей, регулирующей и контролирующей деятельности руководителя спортивных организаций, и учителей физкулдтуры.\2\

   В зависимости от преимущественной направленности подготовки, процесс многолетней тренировки целесообразно условно разделить на 4 этапа:

  1. Предварительная подготовка;
  2. Начальная спортивная специализация;
  3. Углубленная тренировка в избранном виде спорта;
  4. Спортивное совершенствование.

1. На этапе предварительной подготовки,  основным методом воспитания  скоростно-силовых качеств у занимающихся,  является комплексный метод тренировки, сущность которого заключается  в систематичном использовании подвижных,  и спортивных игр, игровых упражнений.

  1. На этапе начальной специализации, большое внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств. У детей младшего школьного возраста проявление скоростно-силовых качеств в основном зависит от способности реализовать эти качества в конкретном двигательном навыке и от способности к максимальному проявлению мышечной силы в небольшой отрезок времени. Разработаны следующие основные средства и методы скоростно-силовой подготовки на этапе: упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения, беговая подготовка, нацеленная на развитие скоростных качеств спортсмена, улучшение техники бега и повышение его скорости, упражнения скоростно-силового характера (прыжковая подготовка). Для воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов применяются следующие методы тренировки:
  1. метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений без отягощения и с отягощением;
  2. метод упражнения, выполняемого при смешанной работе мышц.
  1. На третьем этапе углубленной тренировки, при воспитании скоростно-силовых качеств, способности эффективно проявлять эти качества в избранном виде спорта, является важной задачей. Воспитание этих качеств осуществляется главным образом,  с применением скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых сила достигает максимума преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц. Для воспитания нужных нам качеств целесообразно использовать физические упражнения, структура которых близка к технике выполнения упражнения, свойственных избранному виду спорта. Следует сочетать воспитание быстроты  и силы с совершенствованием техники избранного вида спорта, используя сопряженный метод тренировки. В меньшей степени с целью воспитания скоростно-силовых качеств должны использоваться силовые упражнения, при выполнении которых сила достигает максимума при большой массе отягощений. Однако повысилось внимание к «ударному» методу развития «взрывной силы» для высокого уровня мастерства, характеристика способности юных легкоатлетов к интенсивным силовым проявлениям в условиях огромного промежутка времени. Основные методы воспитания:
  1. метод повторного выполнения без отягощений;
  2. метод повторного выполнения с отягощением малого и среднего весов.

         В значительной мере меньше используется метод однократного выполнения силового упражнения с околопредельным и предельным,  весами. Наибольший эффект дает комплексное использование методов максимальных усилий.\5\

   4.Задачи, методы и организация исследований.

      В моей  работе были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить на основе литературных данных современные средства и методы развития скоростно-силовых качеств.
  2. Выявить на основе эксперимента наиболее эффективные методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов (14 – 15 лет).

Для решения этих задач использовались следующие методы:

  1. анализ литературных источников:
  2. эксперимент:

     Построение многолетнего тренировочного процесса должно предусматриваться и осуществляться на основе следующих методических положений:

  1. Всестороннее развитие и формирование личности, учащегося.
  2. Преемственность задач, средств и методов тренировки юных легкоатлетов.
  3. Единство и постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки.
  4. Непрерывность тренировочного процесса и совершенствования спортивной техники  с постепенным ежегодным,  и по циклам,   нарастанием тренировочных и соревновательных нагрузок, в процессе многолетней тренировки.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств можно разделить на 4 группы:

  1. С преодолением веса собственного тела: бег быстрый, прыжки на одной или двух ногах с места и с разбега, в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях;
  2. С различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет и т. д.) в беге, прыжковых упражнениях;
  3. С использованием сопротивлений внешней среды: бег и прыжки в гору, по песку, по воде, против ветра и по ветру.
  4. С преодолением внешних сопротивлений в максимально  быстрых движениях,  в упражнениях с партнером, с отягощением различного веса.

     В работе поставлена задача,  выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов в беге на короткие дистанции. Для этого были собраны две группы учащихся в возрасте 14 –15лет. Учащиеся до этого не занимались легкой атлетикой. Уровень их физического развития почти одинаковый. Занятия с ними проводились два раза в неделю во внеурочное время. Учащимся были предложены следующие контрольные тесты:

  1. прыжок в длину с места;
  2. поднимание туловища из положения лёжа, за 30 секунд;
  3. челночный бег 3x20м
  4. движения рук и бег на 60м.

После проведения контрольных тестов мы получили следующие результаты: \см.таблица № 1.\ Затем группа занималась упражнениями, направленными на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. Применялись такие средства, как спортивные игры, прыжковые упражнения, бег со старта из различных положений, направленные на укрепление мышц плечевого пояса.

  В первой группе внимание обращалось на скорость выполнения упражнения или быстроту перемещения тела. Во второй группе занимались силой и скоростно-силовой подготовкой. Применялись также следующие средства: спортивные игры, упражнения со штангой, с набивным мячом, прыжковые и беговые упражнения, бег с отягощениями.

    Все упражнения подбирались по уровню физического развития учащихся. В работе в основном рассматривал средства для развития скоростно-силовых качеств. В эксперименте мы  исходили из конкретных условий: уровня подготовленности, возраст

   

5.Результаты работы и их обсуждение.

       В своей работе мы изучали и сравнивали эффективность одних средств развития скоростно-силовых качеств перед другими. Через 6 недель тренировочного процесса были проведены контрольные тесты, аналогичные проведенным в начале эксперимента. Получены следующие результаты: (см. таблица№ 2).

    После обработки полученных результатов процент прироста скоростно-силовых качеств на лицо. Мы увидели, что в первой группе, где применялись упражнения скоростного характера, в среднем прирост составил 8% от исходного уровня. Можно сделать вывод, что в таких тестах, где большое значение имеет силовой компонент (поднимание туловища, прыжок с места), прирост был незначительным, т. е. ниже среднего по всем тестам. А в тестах, где имел значение компонент быстроты, процент прироста составил чуть выше среднего.

   Во второй группе, где применялись упражнения преимущественно силового характера, в среднем прирост составил 13 % от исходного уровня.

  По данным эксперимента видно,  что второй метод и применяемые здесь средства оказали большое воздействие на организм подростка и тем самым произошли большие сдвиги со стороны скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что при этом методе ребята овладели техническими элементами, которые выполнялись в необычных условиях. Акцент делался на то, чтобы выполнить правильно технические упражнения, а поскольку упражнения выполнялись с дополнительным отягощением, в этом случае вовлекалось в работу дополнительное число мышечных волокон, а раз вовлекается больше мышц, то появляется большая работа и возрастает мощность. Под воздействием нагрузки в скоростно-силовом и силовом режиме происходило развитие мышц. С одной стороны, овладев техникой, научились соизмерять свои усилия и подавлять их. Упражнения выполнялись в основном, определяюще-уступающего характера, причем акцент делался на то, чтобы быстрее преодолеть сопротивление внешних и внутренних факторов. От того, на мой взгляд, произошли положительные сдвиги в функциональном состоянии. А при первом методе тренировки, где больше внимания уделялось скорости, многообразие средств создавало только благоприятный фон, ученики овладевали  двигательными действиями, связанными со структурой бега. Также в этом случае наблюдался большой прирост абсолютной и относительной мышечной силы, т. к. сам характер работы издавал  возможность для физических сдвигов в организме юных спортсменов.

     Из бесед с учителями выяснилось, что при проведении занятий они уделяют больше внимания на развитие двигательных качеств.

     Во всех разделах программы они уделяют внимание общефизической подготовке, где дают различные упражнения (с набивным мячом, скакалками, гантелями в парах, упражнения силового характера). Все это дает положительный эффект на развитие двигательных качеств.

     

6. ВЫВОДЫ:

  1. В результате изучения литературных данных и проведенного исследования выявлено следующее:
  1. наиболее эффективными средствами развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов является работа в  преодолевающем режиме. Причем, чем большую мощность развивают мышцы, тем эффективнее воздействие. При этом нужно использовать такие средства, как набивной мяч, штанга, спорт. игры,  подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения, упражнения в парах на силу, бег на скорость из различных стартовых  положений. Воспитание скоростно-силовых качеств у юных спринтеров целесообразно осуществлять главным образом с применением скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых сила стремится к максимуму, преимущественно за счет возрастания скорости сокращения мышц. Скоростно-силовыми упражнениями,  которые должны широко использоваться в занятиях с юными спортсменами, являются: бег на короткие отрезки, прыжки, метания, упражнения с отягощениями относительно небольшого веса, выполняемые в быстром темпе; прыжки, выполняемых при смешанном режиме работы мышц, прыжковые упражнения, выполняемые на упругой опоре. В меньшей степени с целью воспитания скоростно-силовых качеств у юных спринтеров должны использоваться собственно-силовые упражнения. А силовые упражнения следует выполнять с грузом 15 – 20 кг в быстром темпе. Следующую серию начинать с появления чувства желания продолжать упражнения.
  1. В результате работы выявлены наиболее эффективные методы развития скоростно-силовых качеств. Целесообразнее всего использовать:
  1. метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощений;
  2. метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

   В значительно меньшей степени целесообразно использовать метод однократного выполнения силового упражнения с околопредельным и предельным весом.

      Тренировочные занятия следует проводить регулярно, т. к. это позволит более эффективно воздействовать на развитие скоростно-силовых качеств. При выполнении упражнения наступает утомление, поэтому каждое следующее упражнение нужно начинать через 5 – 8мин., такое время вполне обеспечивает восстановление организма.

7.ПРИЛОЖЕНИЕ.

Таблица № 1

Результаты контрольных тестов, проведенных до эксперимента в группах.

   

Количество детей

Прыжок в длину с места

(см)

Поднимание туловища из положения лёжа

(30 сек)

Челночный бег

3x20

(м,сек)

Бег 60метров

(сек)

Истомина Екатерина

187

20

16,8

10,1

Макина Анжела

192

20

16,4

10,0

Нурмиев Руслан

198

23

15,9

9,6

Субботин Иван

205

24

16,0

9,8

Милосердов Илья

210

23

15,7

8,7

Селянин Кирилл

215

22

15,5

9,0

Количество детей

Прыжок в длину с места

Поднимание туловища из положения лёжа

Челночный бег

3x20

Бег 60метров

Пшеченко Юрий

205

22

16,0

9,1

Ремезов Евгений

215

23

15,9

8,9

Кихляп Валерия

187

20

16,7

10,1

Митрофанова Валерия

190

21

16,5

9,9

Копайкин Дмитрий

215

24

15,5

8,7

Алейников Дмитрий

215

24

15,8

8,8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица №2

Результаты контрольных тестов, после эксперимента в группах

   

Количество детей

Прыжок в длину с места

(см)

Поднимание туловища из положения лёжа

(30 сек)

Челночный бег

3x20

(м,сек)

Бег 60метров

(сек)

Истомина Екатерина

190

21

16,6

9,9

Макина Анжела

195

21

16,2

9.9

Нурмиев Руслан

200

24

15,7

9,7

Субботин Иван

210

24

15,9

9,7

Милосердов Илья

215

24

15,6

8,5

Селянин Кирилл

217

24

15,3

8.9

Количество детей

Прыжок в длину с места

(см)

Поднимание туловища из положения лёжа

(30сек)

Челночный бег

3x20

(м,сек)

Бег 60метров

(сек)

Пшеченко Юрий

225

24

15,9

8,7

Ремезов Евгений

220

25

15,7

8,8

Кихляп Валерия

190

21

16,5

9,9

Митрофанова Валерия

198

22

16,1

9,7

Копайкин Дмитрий

218

25

15,3

8,7

Алейников Дмитрий

220

28

15,4

8,5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы воспитания собственно-силовых и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста.

Средства и методы воспитания собственно-силовых искоростно-силовых качеств у детей школьноговозраста....

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры в 10-11 классах.

В данной разработке рассматриваются методы развития силовых и скоростно-силовых качеств учеников старшей школы....

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры

Хорошая физическая подготовленность  является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности  учащихся....

Статья "Методика развития скоростных и скоростно-силовых качеств"

В данной статье представлен материал по основам техники и методики подготовки обучающихся в беге на короткие дистанции....

Комплексное развитие скоростно-силовых качеств спортсменов, занимающихся тхэквондо ВТ.

Динамика роста современного спортивного мастерства требует нахождения новых, еще более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовленности.Анализ специальной литературы и ...

Методическое пособие "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ", Санкт-Петербург, 2019

В методическом пособии представлен материал по основам техники и методики подготовки обучающихся в беге на короткие дистанции....

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...