Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"
статья по физкультуре на тему

Жукова Инна Михайловна

В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы оздоровления детей в условиях школы и дома

(доклад)

Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, что фундамент здоровья или наоборот, предпосылки к болезням у человека закладываются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить имеющийся потенциал здоровья.

В современных условиях социально-экономического развития российского общества pешениe проблемы сохранения здоровья человека является одной из самых актуальных. Особенно это касается здоровья подрастающего поколения. Реализация этого направления актуализируется сейчас в связи с тем, что по данным Министерства здравоохранения России лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения и 36 % хронически больны.

Ребенок, рано утративший здоровье - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его самореализации возникает непреодолимая преграда -болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Усилиями одних медиков тут не обойтись. Добиться реальных успехов можно только в том случае, если на помощь врачам придут представители других профессий — эколога, педагога, воспитатели яслей, детских садов, психологи, родители и другие.

Главным девизом работы педагогического коллектива должны стать слова «Учим и учимся быть здоровыми». Достижение этой непростой цели станет возможным только через создание принципиально нового образа мышления детей на разных ступенях воспитания, через привитие детям мотива сохранения собственного здоровья. Важным в этом процессе является мотивированность родителей и учителей на сохранение здоровья детей и собственного здоровья.

Работа в этом направлении должна вестись начиная с дошкольного возраста. Например, уже сегодня в детском саду можно не только сохранить, но и укрепить здоровье малышей. В детских садах могут работать физиотерапевтические кабинеты, которые оснащены специальной аппаратурой (ингаляторы, лампа «Солюка», элекгрофорез, люстра Чижевского, УФО и т.д.), что позволяет принимать различные лечебно-профилактические процедуры. Вся работа должна строиться с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Школа также должна ставить перед собой задачи сохранения здоровья учащихся, так как она стала не только школой новых педагогаческих технологий, нового содержания образования, но и школой болезней. Вот почему одна из основных проблем в образовании - это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Чтобы ребенок рос умным и рассудительным, надо научить его быть крепким и здоровым. Современная школа призвана давать ребенку как знания, так и гарантировать сохранение его здоровья.

Проблемы, стоящие в такой ситуации, можно сформулировать следующим образом:

  1. поиск   здоровьесберегающих   оптимальных   режимов   учебно-
    воспитательной работы;
  2. валеологический анализ уроков;
  3. разработка, внедрение в практику лучшего опыта, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адек
    ватных возможностям детей;
  4. содействие гармоничному развитию детей путем профилактики
    и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья
    на каждом возрастном этапе;
  5. вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;
  6. оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологи
    ческих возможностей организма детей, определении уровня физическо
    го развития, соответствия биологического возраста паспортному;
  7. пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового
    образа жизни.

Например, в МО Рузаевка разработана программа «Образование и здоровье» до 2005 года. Суть ее в том, чтобы образовательный процесс ни в коей мере негативно не отразился на здоровье ребенка, подростка.

Опыт лицея № 4 позволил в 2000 году учителям школы № 7 совместно с медицинским персоналом провести собственные исследования здоровья учащихся с 1 по 11 классы. Данные показали, что почти половина учащихся имеет хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства нервной системы, органов кровообращения. Тревожен факт, что с каждым годом снижается уровень здоровья детей, поступающих в 1 класс.  И если в 1995 году среди первоклассников было 32 % здоровых детей, то, в 2000 Г. в школу пришли только 19 % здоровых учеников. Также выявлено, что к концу занятий ухудшалось самочувствие школьников, многие дети на подготовку домашних заданий тратили более 2,5- 3 часов, более 60 % ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствовало о нервном переутомлении. Все это Говорило о том, что учащиеся были подвержены серьезным учебным перегрузкам. Поэтому перед коллективом учителей встала задача — создать в шкоде условия, сохраняющие здоровье школьников.

Организацию здоровьесберегающего учебного процесса было решено направить на:

  1. своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие
    ребенка;
  2. обучение на фоне положительных эмоций, являющихся залогом
    психического.здоровья;
  3. предупреждение чрезмерного умственного напряжения, приводяще-
    го к значительному утомлению;
  4. предотвращение возможных психотравмируюпшх ситуаций;
  5. развитие умений, навыков и привычек ЗОЖ у учащихся, учителей и
    родителей.

С целью повышения эффективности оздоровительной и УВ работы посредством создания мотивации и условий  для формирования сохранения и укрепления здоровья внимание было направлено на :

II.        Учебно-воспитательная работа по формированию ЗОЖ:

а)        повышение образования учителей в области здоровьесберегаюших
технологий (лекции, семинары);

б)        лекторий для родителей по вопросам здоровья;

в)        воспитательная работа (мероприятия: «День здоровья», «КВН - здоровья», и т.д.)

III.        Оздоровление учебно-воспитательного процесса:

а)        проведение уроков в комфортном психо-эмоциональном состоянии, обеспечивающем мотивацию к учебной деятельности, уверенность детей в себе, своих возможностях;

б)        создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка (предоставление возможности снятия напряжения и утомления исходя из склонностей, желаний, потребностей детей через погружение в предмет изучения и исследования, кружки по интересам);

в)        личностно-ориентированное образование школьников, в результате которого снижается закомплексованность, уменьшается стрессовое напряжение, создается ситуация успешности;

г)        физкультминутки, музыкотерапия.

Учитывая комплексный характер проблемы здоровья детей и подростков, необходимо опираться на комплексный подход к решению возникшей проблемы. Это означает, что должны быть задействованы все возможные каналы как урочного, так piивнеурочного образования.

В системе урочного образования до последнего времени остаются неиспользованными возможности разных школьных предметов. Это касается и биологии — единственной дисциплины, раскрывающей учащимся вопросы строения и функционирования организма человека, а также факторы, обуславливающие его здоровье и болезни. До сих пор в системе биологического образования слабо обозначены и недостаточно раскрыты здоровьесберегающие условия (ЗСУ), оказывающие положительное воздействие на воспитание личности учащихся. Следовательно, полноценное существование подрастающего поколения не представляется возможным без улучшения состояния здоровья при учете возможностей школьного биологического образования. Под ЗСУ в биологическом образовании понимают обстоятельства, оказывающие положительное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающие улучшение показателей уровня их воспитанности.

В рамках школьной программы «В здоровом теле здоровый дух» может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий.

Для каждой школы он свой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"

Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...

Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».

      Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, ч...

Доклад "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"

Доклад на МО воспитателей "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"...

«Цветотерапия как технология развития и оздоровления детей в условия ФГОС ДО»

Для решения данной проблемы  внедряю в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, использую элементы цветотерапии...

Доклад - презентация "Развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы и дома.

Важнейшей социальной потребностью любого человека является общение. Через него человек познаёт окружающий мир и самого себя, оно является важнейшим фактором формирования личности и играет особую роль ...