Применение индивидуального подхода на уроках физической культуры
статья по физкультуре (7 класс) по теме

Немтырева Татьяна Викторовна

 

       Важность индивидуального дифференцированного подхода к учащимся особенно проявляется при проведении уроков физической культуры: недооценка или недостаточный учет индивидуальных особенностей школьников может оказать негативное влияние на здоровье, замедлить темпы физического развития, привести к потере интереса к занятиям физическими упражнениями. На базе МБОУ "СОШ №10" с 2010 по 2012 годмной был проведен эксперимент с применением дифференцированного подхода.Я старалась применять индивидуальный и индивидуально-групповой способ организации занятий. К группе детей с высоким уровнем физического развития применялись максимальные физические нагрузки, задавались дополнительные задания на уроках и домашние задания; со средним уровнем развития – стандартные нагрузки; дети со слабой физической подготовкой – занимаются по программе дозированных индивидуальных нагрузок. Дозирование нагрузок проводилось в соответствии физическими данными каждого ученика. Для определения уровня физической подготовленности школьников применялся метод тестирования в соответствии с Комплексной программой физического воспитания, включались тесты по оценке кондиционных способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) и координационных способностей: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Жизнь предъявляет новые требования к организации и проведению урока физической культуры.

        С 2010 по 2012 года на базе МБОУ «Средняя ощеобразовательная школа №10»  был проведен эксперимент. На протяжении эксперимента, в течение двух лет к учащимся был применен индивидуальный подход при проведении уроков физической культуры для изучения влияния физических нагрузок на рост и функциональные возможности организма детей. Все  ученики были разделены на группы по индивидуальным особенностям, уровню физического развития, принадлежности к определенным конституционно-типологическим параметрам, медицинским группам здоровья, образовательным потребностям.

         На уроках применялся индивидуальный и индивидуально-групповой способ организации занятий. Группы работали под  руководством учителя  или одного из назначенных учеников. К группе детей с высоким уровнем физического развития применялись максимальные физические нагрузки, задавались дополнительные задания на уроках и домашние задания; со средним уровнем развития – стандартные нагрузки; дети со слабой физической подготовкой – занимались по программе дозированных индивидуальных нагрузок. Дозирование нагрузок проводилось в соответствии с физическими данными каждого ученика. Для определения уровня физической подготовленности школьников применялся метод тестирования в соответствии с Комплексной программой физического воспитания, включались тесты по оценке кондиционных способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) и координационных способностей:

Скорость – бег на 30, 60м; скоростная выносливость – бег на 1000м; общая выносливость – 5-ти минутный бег, прыжки в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин;  Упр. силового характера – подтягивания в висе (м) и в висе лежа (д), пресс за 1 минуту, отжимания от пола; координация – челночный бег 3 по 10 м; гибкость – наклон туловища вперед из положения сед.

      Для оценивания результатов тестов применялись стандартные нормативные таблицы, приведенные  в  Программах физического воспитания учащихся общеобразовательных школ с учетом индивидуальных особенностей каждой группы учеников. Для каждой группы учащихся были внесены поправки в систему оценивания. Если оценочные данные  заниженные или завышенные, то вносились поправки по формуле, определяющей средний результат, т.е. на оценку «хорошо».

(Р = РО  +   коэф.)

КУ

Р - нормативный результат,  РО- общий результат учащихся, КУ- количество испытуемых. Результаты тестов переводились в баллы, суммировались и выводился средний балл.  При подсчете баллов использовалась специальная шкала, определяющая уровень физической подготовленности учащихся по С.С.Хайрутдинову. Первое  тестирование, проведенное в сентябре,  определяло  уровень физической подготовленности детей на начало учебного года. Полученные  результаты анализировались и на основании анализа в содержание занятий включались  необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечалась общая стратегия в создании домашних заданий, определялись нагрузки, подбирались подвижные игры с направленным физическим развитием. Второе тестирование по тем же тестам проводилось в конце учебного года,  результаты сравнивались и по каждому показателю определялась разница в уровне подготовленности. Все данные контроля за физической подготовкой фиксировались в рабочем журнале. Наряду с двухразовым тестированием проводилось контрольное тестирование (оперативный контроль) с целью определения изменения уровня способностей в начале и в конце освоения материала программы.  При сравнении результатов отмечалось уменьшение количества учеников со слабой и удовлетворительной физической подготовкой.  Количество учеников с хорошей и отличной физической подготовкой возросло.  Применяя индивидуальный дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности  каждого учащегося, наглядно прослеживается тенденция к увеличению роста функциональных возможностей организма детей, их подготовленности и физической тренированности. Выявляется возрастание интереса к занятиям физической культурой и, как следствие этого, повышение социальной активности учащихся.

             

Диагностика физического развития учащихся

Учебный год

Количество тестируемых

Оценка физ. подготовки

Количество балов

Число

уч-ся на начало года

Число уч-ся на конец года

2010-2011

179

Слабая

Удовлетвор.

Хорошая

Отличная

0-2,5

2,6-3,3

3,4-4,4

4,5-5,0

11

26

96

46

9

23

99

48

2011-2012

179

Слабая

Удовлетвор.

Хорошая

Отличная

0-2,5

2,6-3,3

3,4-4,4

4,5-5,0

6

17

99

57

1

10

103

65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение индивидуального плана на уроках физической культуры

статья с описанием применения индивидуального плана на уроках физической культуры...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Развитие гибкости с применением дифференцированного подхода на уроках физической культуры в начальных классах

В статье описываются методические приёмы развития гибкости обучающихся начальных классов с применением дифференцированного подхода на уроках физической культуры. Данные приёмы повышают уроветь физичес...

Применение индивидуального подхода на уроках физической культуры

Цель моей работы: развитие физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей.Основные задачи:Выявить проблемы и пути их решения.Определить уровень обученности и индивидуальные особенн...

Индивидуальный подход на уроках физической культуры 6-9 классах.

Материал будет интересен учителям физкультуры 6-9 классов...