Раздел единоборств10-11 классы
рабочая программа по физкультуре (10 класс) по теме

Магжанов Азат Садикович

раздел единоборств на материале национальной борьбы на поясах

10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_belovik.docx86.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Татаромаклаковская средняя общеобразовательная школа Спасского района Нижегородской области

Кафедра

теории и методики физического воспитания ОБЖ НИРО

           

Организационно-содержательное обеспечение раздела единоборств в 10-11 классах на материале национальной татарской борьбы на поясах «КЭРЯШ»

                     

авторский проект

Магжанов Азат Садикович    

Н.Новгород

2009 год


Содержание

Стр.

Пояснительная записка …………………………………………………..

3-5

Глава 1. Общая характеристика системы физического воспитания в школе………………………………………………………………………

6-12

1.1 Характеристика средств физического воспитания школьников…..

6-9

1.2. Характеристика нетрадиционных средств физической подготовки в школе.…………………………………………………………………...

9-12

Глава 2. Характеристика единоборств как средства физического воспитания школьников………………………………………………. …

13-21

2.1. Программа раздела единоборств…………………………………….

13-17

2.2. Организация обучения технике единоборств………………………

18-21

Глава 3. Реализация содержания программы по единоборствам в 10-11 классах………………………………………………………………..

22-27

3.1. Учебное планирование. Примерное распределение разделов и объемов учебных часов по четвертям……………………………………

22-24

3.2. Планы-графики прохождения учебного материала по единоборствам 10-11 классах…………………………………………….

25-26

3.3. Контрольные нормативы…………………………………………….

27

Глава 4. Исследование эффективности занятий по единоборствам в школе……………………………………………………………………….

28-

4.1. Контроль эффективности занятий учащихся.

28-29

4.2. Исследование эффективности занятий борьбой.

29-

Список используемой литературы.


Пояснительная записка

Большой популярностью спортивная борьба пользовалась в древней Греции и имела большое значение для формирования сильного, выносливого и волевого человека .Борьба входила в систему физического воспитания  не только взрослых, но и людей пожилого возраста , юношей и детей. Многие из виднейших философов и поэтов, государственных деятелей и полководцев страны в свое время были и выдающимися борцами-участниками и победителями в олимпийских соревнованиях (Пифагор, Пиндар, Алхинад и др.).

О популярности борьбы в Греции свидетельствует тот факт, что вслед за бегом она была включена в программу олимпийских игр. Техника греческой борьбы быстро прогрессировала : в частности , борьба с помощью ног была запрещена , захваты тела допускались только до пояса.

  Спортивная борьба –вид спорта ,характеризующийся взаимным преодолением сопротивления борцов, стремящихся добиться победы путем применения различных технических и тактических действий .   Было бы не справедливо ,если не отметить тот факт ,что нет ни одной народности ,которая не имела бы своей национальной борьбы с определенными техническими действиями и правилами соревнований. Борьба как вид спорта культивируется различными народами в течении многих веков .Организуя и проводя соревнования          

по борьбе, каждый народ отражал в них свои национальные обычаи.

  Время пытается стереть всё. Ему стойко противостоят человеческая память и национальная культура народов , в том числе и татарского народа.

  Программа по татарской борьбе на поясах для учащихся включает в себя технические действия, и вопросы связанные с этой борьбой часть национальной культуры , традиций ,обычаев, опыт, чувства, убеждения ,характер и нравы.

   В ходе отбора и анализа технических действий , методов ,средств татарской борьбы для включения в программу я исходил не только из задач физического воспитания, но и старался помочь учащимся извлечь пользу- духовную и нравственную, необходимую для воспитания личности и дать представление о том , чем знаменита и памятна татарская борьба , в которой отражается истинная культура создавшего ее народа.

  Сила татарской борьбы, красочной и немногословной , заключается в том, что в ней полной мере находят отражение основы физической культуры. Татарской борьбе присуща традиционность и народ выражает в ней свою национальную культуру.

  Татарская борьба не может стоять в стороне от других единоборств , поэтому она опирается на общие закономерности теории и практики спортивной тренировки ,на общие принципы развития физического воспитания , на самые передовые взгляды , методы, принципы единоборств. Излюбленная народом

национальная борьба с незапамятных времен , верно служила нашим предкам. Она была и остается средством воспитания укрепления здоровья ,помогала растить сильную, крепкую физически и духовно готовую к жизненным испытаниям молодежь.

  Борьба-это сама история , хотя и в ее своеобразном изложении. До наших дней дошли приемы , технические действия борцов ,как интереснейшая загадка прошлого , как зашифрованное послание  многих поколений предков нам ныне живущим. Многие шедевры национальной борьбы на поясах могли исчезнуть и наш долг-возродить их из небытия. В этом помог мне поиск и изучение редких рукописей, фольклора , устных преданий , где народ бережно сохранял собирательный образ героя-богатыря(борца-батыра), который всегда изображается и как борец за справедливость и как защитник бедных и обиженных. Татарская борьба на поясах включается в программу национальных  праздников «САБАНТУЙ». Ныне «САБАНТУЙ» причислен ко многим общегородским праздникам. Кроме соревнований , проводимых согласно ежегодным календарным планам, включение в программы различных праздников и фестивалей национальная борьба находится в центре всеобщего внимания. В этих состязаниях участвуют представители самых различных национальностей. Благодаря необычной популярности борьбы на поясах ,в соревнованиях и на праздниках «САБАНТУЙ» наряду с хорошо подготовленными спортсменами участвуют и любители ,не имеющие специальной подготовки.

  Но давайте оглянемся на историю спорта у нас в стране . На первых Олимпийских играх, в которых приняли участие наши спортсмены ,две медали из трех были завоеваны именно в борьбе, да и на следующих играх также не остались без наград в этом виде спорта. За каким спортсменом закрепился титул «чемпион чемпионов»? за борцом Иваном Поддубным . А А.Медведь и А.Карелин названы «величайшими борцами ХХ века» и награждены Олимпийскими орденами. Сборная нашей страны по любому виду борьбы всегда является основным претендентом на самые высокие награды. Все это дает основание утверждать, что нашими тренерами разработана и успешно применяется очень эффективная система подготовки спортсменов, а значит этой системой можно и нужно пользоваться для воспитания и укрепления здоровья подрастающего поколения, коими являются школьники.

  Самое замечательное что именно наша область славится борцами-самбистами, как Евгений Есин, Николай Баранов ,Сергей Лоповок, Раис Рахматуллин, и борцами на поясах Ханнян Мусин ,(первый чемпион мира) Рамиль Нуриманов ,Рушан Рамазанов,Ринат Сябитов и другие.

  Национальная борьба «Кэряш» носит интегральный характер ,так как впитала в себя элементы борьбы вольной и самбо, подчиняется закономерностям единоборств , имеет много общего с греко-римской борьбой , поэтому включение элементов борьбы на поясах в программу физического воспитания школьников вполне правомерно.

  Как известно, что спортом №1 считается футбол, но он же самый травмоопасный вид спорта. Да очень зрелищный и эмоциональный ,как и все игры ,тогда почему же количество занимающихся различными видами борьбы намного превосходит количество занимающихся футболом? Мне кажется, в не меньшей зрелищности и эмоциональности, намного меньшей травматичности, а также прикладной направленности данного вида спорта. Я считаю , что незаслуженно этот вид спорта опускается в программе физического воспитания школьников, тем более для девочек. Как показывает  время они не менее успешно осваивают данный вид спорта , при этом, не теряя женственности и привнося в него меньше силовой направленности.

  Есть школы , в которых практически отсутствует спортивный зал, малокомплектные школы, в классах по 3-5 учеников. В таких условиях игровые виды спорта преподавать проблематично, а еще и не хватает инвентаря ,то заинтересовать учащихся занятиями физкультурой становится еще сложнее. Предлагаемая мной программа является результатом работы в течение 9 лет в данном направлении и как один из способов решения этой проблемы.


Глава 1.   Общая характеристика системы физического  воспитания в школе

1.1. Характеристика средств физического воспитания школьников.

  Какие же задачи ставятся перед учителем физической культуры? Естественно, что физическая культура, включенная в педагогический процесс, сильно отличается от остальных предметов по ее сути и организации, поэтому в ней можно с известной условностью выделить задачи, которые относятся и к общепедагогическому процессу, и к физическому воспитанию.

  1. Общепедагогические задачи – это задачи, рассматриваемые в единстве со специфическими, они решают задачи по формированию личности.

а/ Задачи, предусматривающие нравственное и трудовое воспитание.

б/ Воспитание воли, положительных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности.

  1. Специфические задачи.

а/ Обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств – силы, быстроты, гибкости, скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств, общей и специфической выносливости.

б/ Использование физической культуры для укрепления и многолетнего сохранения здоровья человека.

в/ Совершенствование телосложения человека.

  Вторая группа задач – эту группу составляют специальные образовательные задачи.

           а/ Сделать достоянием человека научные и практические базовые  

        знания, накопленные человеком в области физической культуры.

б/ Обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.

  Рассмотренные выше задачи, конечно же, очень обобщены и объемны. Они включают в себя огромное количество частных задач, каждая из которых может рассматриваться как производная для других более конкретных задач. Естественно, что все эти задачи не решаются по отдельности, а только в комплексе. Весь этот комплекс задач преследует одну цель – воспитание всесторонне физически развитого человека.

  Для реализации этих задач в школе используются разные средства и методы. К средствам относятся физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Рассмотрим одно из этих средств – физическое упражнение.

  Физические упражнения – это такие виды двигательных действий (включая и их совокупность), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Физические упражнения являются основным средством физического воспитания. Они обладают

многими характеристиками, и поэтому в теории физического воспитания и

других науках существует много классификаций. Для учителей физической культуры большое значение имеет классификация. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, возникших первоначально в сфере труда, быта или военной деятельности, а затем, соответственно, видоизменившись, ставших средствами физического воспитания (бег, преодоление препятствий, метания, плавание, поднятие тяжестей, борьба и т.д.), которые в нашей системе физического воспитания преподаются в составе видов спорта, включенных в общеобразовательную программу. Традиционные виды спорта, которые преподаются в школе.

  1. Гимнастика.  Современная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования физических качеств человека – силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости. Занятия гимнастикой создают базу для общей физической подготовки человека, они доступны всем независимо от возраста, пола и подготовленности. Занятия гимнастикой позволяют достичь равномерного развития мускулатуры, способствуют формированию красивой осанки. Многообразие гимнастических упражнений, избирательный характер их воздействия на определенные группы мышц, возможность точной дозировки физической нагрузки делают гимнастику незаменимым средством физического воспитания. Ни один вид спорта не может обойтись без гимнастических упражнений: они используются для решения специальных задач у представителей всех видов спорта. С помощью гимнастики можно воздействовать на различные системы и органы, мышечные группы и мышцы, развивать двигательные качества, восстанавливать функции поврежденных органов. Гимнастика включает в себя:

а/ строевые упражнения;

б/ общеразвивающие упражнения;

в/ прикладные упражнения (бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, перелазания, переноска предметов, упражнения в равновесии);

г/ упражнения на гимнастических снарядах (дают возможность совершенствования движений, развивают силу и ловкость, умение ориентироваться в сложных ситуациях);

д/ акробатические прыжки и упражнения.

  1. Легкая атлетика. Современная легкая атлетика – это вид спорта, включающий в себя такие упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья, составленные из перечисленных упражнений. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование – все это позволяет легкой атлетике быть доступной каждому человеку.

Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту и

выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся на открытом воздухе; отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние. Занятия легкой атлетикой способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму.

  3.Игры. Важное место в системе физической культуры и подготовки школьников занимают игры. Преимущество игр – в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, силы, проявлений смелости и сообразительности. Занятия играми – эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся. В игры можно играть круглый год преимущественно на свежем воздухе. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппаратов, улучшению обмена веществ  в организме. В то же время игры предъявляют высокие требования к физическим качествам и функциональному состоянию организма. В играх постоянно чередуются моменты высокой, умеренной и малой активности, а в ряде случаев и полного отдыха. Участникам игр представляется возможность самим регулировать величины нагрузок. Это благоприятно сказывается на функциональном состоянии организма. Большой объем разнообразной тренировочной и соревновательной работы в играх воспитывает выносливость, смелость и решительность, настойчивость и самоотверженность, инициативность и дисциплинированность. Игра приучает к коллективным действиям, воспитывает чувство дружбы и товарищества. Игры в школе преподаются разные: подвижные и спортивные (баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), поэтому используются с 1 по11 классы.

  4.Плавание. Плавание имеет оздоровительное и прикладное значение. Оно благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При плавании значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде улучшает обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствует их развитию. Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы, развивают силу, улучшают подвижность суставов. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. Занимающиеся плаванием отличаются пропорционально развитой мускулатурой, хорошей осанкой, невосприимчивостью к простудным заболеваниям.

        Плавание является хорошим средством морально-волевой подготовки учащихся. Занятия плаванием прививают волю, трудолюбие, решительность. Плавание включает в себя различные виды: спортивное,

прикладное, подводное, синхронное, игровое и прыжки в воду. В спортивном плавании различают стили: кроль, брасс, дельфин и на спине.

  5. Лыжный спорт. Лыжный спорт включен в школьную программу там, где выпадает снег. Лыжи широко используются в быту и труде, являются хорошим средством для отдыха. Оздоровительное значение лыж объясняется благоприятной гигиенической обстановкой занятий, вовлечением в активную деятельность всех основных групп мышц, интенсивной работой органов дыхания, кровообращения. Пребывание на воздухе закаляет организм, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. На учебных занятиях по лыжной подготовке у учащихся воспитываются необходимые физические качества, а также морально-волевые. Учащиеся получают сведения по теории лыжного спорта, приобретают практические навыки передвижения на лыжах.  

1.2. Характеристика нетрадиционных средств физического воспитания в школе. Борьба - как одно из этих средств.

  Рассмотрев задачи, стоящие перед учителем физической культуры, и средства, с помощью которых эти задачи решаются, можно прийти к выводу, что при идеальных условиях – хорошей материальной базе, заинтересованности учащихся, компетентности учителя и желании работать этого учителя, главной цели физического воспитания можно достичь, но…

  Но, к сожалению, большинства, из выше перечисленного, нет. Нет материальной базы не только в сельских школах, но и в городских; нет интереса учащихся к урокам физической культуры, и поэтому учителя, чтобы как-то заполнить эти пробелы, ищут и применяют другие – нетрадиционные средства. Конечно, эти средства используют учителя и в более или менее «благополучных» школах для того, чтобы разнообразить программу, заинтересовать учеников, втянуть детей в занятия физической культурой через модные ныне увлечения видами спорта, пришедшими из-за рубежа.

  К нетрадиционным средствам, применяемым учителями на уроках физической культуры, относятся:

  1. Ритмическая гимнастика. Занятие проводятся как в зале, так и на свежем воздухе. Для занятий требуется магнитофон и простейшие гимнастические предметы (гантели, амортизаторы, скакалки и т.д.). Особенность ритмической гимнастики в том, что темп движений и интенсивность задается ритмом музыки. В ней используется комплекс различных средств. Серии беговых и прыжковых упражнений влияют на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания - на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность суставов, беговые серии – выносливость, танцевальные – пластичность и т.д. В зависимости от подбора средств занятия могут носить атлетический, танцевальный, психорегуляционный и смешанный характер.

2.Атлетическая гимнастика. Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата); гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и силовой выносливости. Эти изменения связаны с длительным увеличением кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторения упражнений, что улучшает трофику мышечной ткани. Атлетические упражнения рекомендованы молодым людям в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости, что приводит к увеличению работоспособности.

  1. Хатха-йога. Хатха-йога – это составная часть индийской йоги, которая включает в себя систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Она состоит из статических поз – «асан», дыхательных упражнений и элементов психорегуляции.

 Влияние на организм асан зависит от сильного растяжения нервных стволов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела человека. При возбуждении рецепторов возникает мощный поток импульсов в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов.

  Выполнение специальных дыхательных упражнений, связанных с задержкой дыхания, помимо нервно-рефлекторного влияния на организм способствует увеличению жизненной емкости легких и повышает устойчивость к гипоксии. Позы с полной мышечной релаксацией и погружением в полудремотное состояние используется для быстрого и полного восстановления организма после сильных мышечных напряжений в статических позах.

  Таким образом, система «хатха-йога» может использоваться в оздоровительной физической культуре. Можно, например, применить такие упражнения, как брюшное и полное дыхание йогов, аутогенная тренировка, упражнения на гибкость, элементы гигиены тела и питания и т.д.

  1. Единоборства. Наименее всего применительно к программе физического воспитания отработано такое нетрадиционное средство, как единоборство и борьба, в частности. Элементы единоборств стали включаться в уроки физической культуры и в секционную работу совсем недавно.  

 Какие же виды единоборств существуют? На сегодняшний день выделяют следующие виды единоборств: с оружием, такие как фехтования, бой на палках, штыковой бой; против вооруженного противника (самооборона); без оружия, основанные на преимущественно ударной технике, такие как бокс, карате, тхеквондо, кикбоксинг или различные виды борьбы, основанные на бросковой технике, а также силовые, типа армрестлинга. Но, рассматривая единоборства с точки зрения школьного учителя, нужно исходить из

следующих позиций: чтобы это было не очень сложно для освоения; применимо в практических целях; не требовало повышенных волевых качеств, но воспитывало их; помогало развивать основные двигательные качества и было как можно менее травмоопасным. По моему мнению, таким видом является борьба.  

 Что же такое борьба? Это такой вид единоборства с другим человеком, основанный на захватах за тело или одежду и имеющий цель одержать победу над другим человеком с помощью бросков, выведений из равновесия, дожимов, удержаний, болевых приемов и т.д. Исторически, на сегодняшний день, образовались несколько видов борьбы, которые получили международное признание:

  1. «греко-римская», в которой разрешены захваты за тело только выше пояса, запрещены действия ногами, в которой выигрывает тот, кто заставит соперника коснуться лопатками ковра раньше себя;
  2. «вольная», в которой помимо только что перечисленных правил разрешены захваты и действия ногами, что значительно расширяет используемую технику;
  3. «дзюдо», которая в своем арсенале использует захваты не только за тело, но и за одежду и в которой выигрывает тот, кто покажет лучшую технику борьбы в положении стоя или заставит сдаться соперника в положении лежа (удержанием, болевым приемом на локтевой сустав руки или удушением);
  4. «самбо», в которой используется та же тактика борьбы, что и в дзюдо, за исключением отсутствия удушений, а также расширения количества болевых приемов на руки и на ноги.
  5. «борьба на поясах»-вид спортивного единоборства ,в котором перед борцом стоит цель положить соперника на лопатки после принятия положения стойки, входят в обоюдный захват двумя руками за пояс хватом сверху.

    Если «примерить» эти виды борьбы к сегодняшним школьникам, то, наверное, наиболее подходящим является борьба в одежде, такая как самбо, дзюдо, борьба на поясах . Причин на это несколько: более плотный захват, а значит, меньше травм из-за его срывов; меньшая нагрузка на плечевой пояс, а это возможность занятий с ослабленными детьми и девочками; большое количество приемов, не использующих силовые качества человека; возможность использовать в самообороне.

 Борьба, являясь одним из древнейших видов спорта, синтезировала в себе  многообразные естественные физические движения, сформировавшиеся в процессе исторического развития общества. На протяжении веков в ней интегрировался опыт человеческого противоборства. Во все времена и у всех народов содержание борьбы служило одним из самых эффективных средств связи физического воспитания с военным обучением выживанию и

применялось в целях формирования сильного, ловкого и смелого человека, способного защитить своих соплеменников.

 Как же влияют на человека занятия единоборствами? Что скрывается за понятием «здоровый человек»? Сила, гибкость, подвижность суставов и растяжка сухожилий, пластика движений, способность управлять собственным телом и волей. Все это обеспечивает военная подготовка. Физическое воспитание через воинские науки использовалось всегда, так как они обеспечивают всестороннее физическое и духовное развитие человека и предназначены для обучения выживанию в любых условиях.

  Физические упражнения, если они представлены в определенной системе и с правильной дозировкой нагрузки, всегда приводят к оздоровлению и укреплению организма человека. В борьбе задействованы практически все группы мышц и системы организма, что обеспечивает их всестороннее развитие. В системе занятий стараются охватить все мышцы и связки, добиваясь их максимального развития, что придает пластику движениям, способность буквально «взрываться» в своих усилиях преодоления внешнего сопротивления, а также создает красивую атлетичную фигуру. Статические и динамические упражнения положительно влияют на дееспособность и подвижность суставов, развивают связочный аппарат, увеличивают мышечную силу, повышают выносливость организма. Регулярные занятия прививают привычку правильно дышать. В занятиях борьбой используются не только отдельные движения, но и их комплексы и само противоборство  с другим человеком, при котором развивается быстрота движений, реакция, ловкость. Высокий темп, рваный ритм, обилие резких остановок и переходов из одних положений в другие предъявляют особые требования к кровеносной и дыхательной системам, развивая их. Необходимость на высокой скорости просчитывать варианты атак и защит, а также возможный ответ соперника заставляет развиваться не только тело, но и логическое мышление. Противоборство с соперником воспитывает характер, уверенность в своих силах, что меняет человека в нравственном плане: он становится более спокойным и сдержанным, более собранным в работе.

 Единоборства – это школа жизни, а не смерти, в которых учат побеждать, побеждать не противника, а самого себя.

 


Глава 2. Характеристика единоборств как средства

физической подготовки школьников.

2.1. Программа раздела единоборств.

  Единоборства – это огромный комплекс различных средств, которые действуют вместе для полноценного воспитания и развития человека. Рассмотрим, какие же средства используются на занятиях по борьбе в школе.

Основы теоретических знаний (ТЗ).

  1. История развития борьбы, формирование ее основных направлений: греко-римской, вольной, дзюдо, самбо, борьба на поясах. Место борьбы среди других видов спорта.
  2. История развития борьбы в России. Ведущие российские и нижегородские борцы и их успехи на международной спортивной арене.
  3. Влияние занятий борьбой на физическое развитие человека, его функциональные системы и на развитие его физических качеств.
  4. Гигиена занятий борьбой: личная, одежды, места занятий.
  5. Спортивный режим и его составляющие: сбалансированность труда и отдыха; питание; весовой.
  6. Основные термины и понятия, используемые на занятиях борьбой.
  7. Основные правила соревнований по борьбе.
  8. Тактика ведения спортивных поединков.
  9. Правила организации и проведения самостоятельных занятий по борьбе.

Практические умения (УП).

  1. Определение функциональной направленности физических упражнений (по признаку включения мышц в работу и величины нагрузки).
  2. Составление комплексов упражнений на развитие физических качеств.
  3. Проведение самостоятельных занятий по общей и специальной физической подготовке.
  4. Планирование и регулирование физических нагрузок, исходя из индивидуальных возрастно-половых особенностей.
  5. Проведение части урока по развитию физических качеств и обучению двигательным действиям с одноклассниками.
  6. Методы страховки и оказания помощи, при выполнении сложных двигательных действий.
  7. Использование массажа и самомассажа на занятиях. Рекреационные упражнения.
  8. Судейство соревнований по борьбе.
  9. Использование инвентаря и оборудования, вспомогательных средств обучения.
  10. Описание двигательных действий с выделением их основных элементов и звеньев, анализ и контроль техники их выполнения.

Двигательные действия и навыки (Б).

Б.1. Стойки

  1. Фронтальная
  2. Высокая
  3. Средняя
  4. Низкая
  5. На одной ноге
  6. На коленях

Б.2. Перемещения

  1. Шагом
  2. Подшагиванием
  3. Приставным шагом
  4. Скрестным шагом
  5. Прыжком
  6. Подтягиванием
  7. Нырки и уклоны

Б.3. Захваты

  1. За пояс

а) короткий

б) обычный

Б.4. Падения

  1. Кувырки через плечо
  2. Кувырки в парах
  3. На спину
  4. На спину через партнера
  5. На спину с предмета
  6. На бок
  7. На бок через партнера
  8. На спину, с поворотом кругом и приземлением в упор лежа
  9. На спину, с последующим кувырком назад

Б.6. Приемы борьбы в стойке 

  1. Выведение из равновесия рывком
  2. Выведение из равновесия толчком
  3. Выведение из равновесия скручиванием
  4. Передняя подножка подворотом
  5. Передняя подножка поворотом
  6. Бросок подседом через спину
  7. Бросок прогибом через грудь
  8. Задняя подножка под одну ногу
  9. Боковая подсечка
  10. Подсечка изнутри
  11. Задняя подсечка
  12. Зацеп изнутри носком
  13. Зацеп снаружи голенью
  14. Бросок через бедро
  15. Контрприемы

Б.7. Борьба

  1. За захват
  2. В стойке
  3. В партере
  4. За выгодное положение
  5. По правилам вольной борьбы
  6. По правилам борьбы на поясах

Б.8. Подвижные игры с элементами единоборств

  1. «петушиный бой»
  2. «бой всадников»
  3. «лиса и заяц»
  4. «орел или решка »
  5. «борьба с поясами»
  6. «борьба с использованием платков»
  7. «мини-регби»
  8. «сумоисты»

Б,9. Комбинации приемов (на основе изученных)

  1. в стойке с изменением направления атаки
  2. в стойке без изменения направления атаки

Специально-развивающие упражнения (Е)

1. На развитие гибкости

  1. Круговые движения всеми подвижными звеньями (кистями; кистями с переплетенными пальцами; в локтевых и плечевых суставах; головой; туловищем; тазом; стопами; коленями, вместе и разведенными; плечом под нагрузкой (в упоре лежа на плече))
  2. Скручивания: туловищем и тазом в положениях стоя, сидя и лежа; в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также прыжками
  3. Маховые упражнения: руками и ногами в разных плоскостях и из различных исходных положений
  4. Упражнения на «гимнастическом» и «борцовском» мостах (наклоны, «забегания», переходы, ходьба)
  5. Упражнения в положениях «шпагата» или «полушпагата»
  6. Упражнения в выпадах: вперед, назад, в сторону
  7. Упражнения с дополнительной нагрузкой, создаваемой самим учащимся
  8. Упражнения в парах: на туловище, на руки, на ноги; в положении стоя, лежа, стоя у стены
  9. Комбинации захватов за пояс

2. На развитие силы

  1. Упражнения с весом собственного тела
  2. Упражнения с дополнительным отягощением типа набивного мяча, блина от штанги
  3. Подтягивания и висы захватом за ткань, подвешенную на перекладине
  4. Упражнения с партнером в уступающем режиме
  5. Упражнения с партнером в преодолевающем режиме
  6. Упражнения с партнером на удержание заданного положения
  7. Упражнения с резиновым жгутом или бинтом
  8. Переходы на «борцовском» мосту
  9. Выполнение приемов на более тяжелом партнере
  10. Комплексы круговой тренировки
  11. Выполнение приемов с дополнительной нагрузкой
  12. Борьба с более тяжелым или более сильным партнером

3.  На развитие быстроты

  1. Выполнение отдельных действий по сигналу: принять или изменить позу, начать движение, остановиться, поменять направление и т.д.
  2. Упражнения в парах на скорость двигательной реакции с предметами
  3. Упражнения на опережение партнера
  4. Выполнение приемов методом повторной атаки
  5. Выполнение приемов на более легких партнерах
  6. Борьба за захват
  7. Борьба с более быстрым партнером
  8. Упражнения с малыми мячами
  9. Выполнение контрприемов

4. На развитие силовой выносливости

  1. Повторяющиеся соревновательные схватки
  2. Схватки с меняющимися партнерами
  3. Борьба против нескольких партнеров
  4. Многократное повторение бросков
  5. Продолжительные схватки
  6. Схватки с односторонним сопротивлением
  7. Переноска партнера в различных положениях

5. На развитие ловкости

  1. Бег скрестным шагом
  2. Бег с имитацией проведения броска
  3. Выполнение приемов в необычных условиях или нестандартных положений
  4. «Забегания» на мосту
  5. Выполнение приемов после кувырка или поворота на месте
  6. Борьба за захват
  7. Борьба за выгодное положение
  8. Борьба на ограниченной площади
  9. Борьба на одной ноге
  10. Выполнение упражнений на подвижной опоре

6. Релаксация

  1. Самомассаж
  2. Силовой массаж партнера
  3. Упражнение на расслабление мышц
  4. Дыхательная гимнастика

2.2. Организация обучения технике единоборств.

 Средства без надлежащих методов их применения мертвы и не принесут надлежащего эффекта. Учебные занятия по единоборствам строятся на общих принципах и методах физической культуры.

 Обучение происходит по обычной схеме:

  1. Ознакомление с тем или иным техническим действием, упражнением и другими средствами воспитания.
  2. Разучивание этих средств.
  3. Совершенствование их исполнения.

 Разберем подробнее методы, которые используются в каждом из этапов.

  1. Ознакомление.

Цель – создать у обучающихся точное представление об изучаемом упражнении. Для этого необходимо:

  1. Назвать его в соответствии с классификацией, добавив термин используемый спортсменами (если он есть)
  2. Образцово показать в обе стороны (почти в каждом классе есть левши, выполняющие приемы на другую сторону), со всеми нужными на данный момент сопроводительными пояснениями
  3. Разъяснить применение данного технического действия
  4. Если необходимо, показать по частям или по разделениям с сопроводительными объяснениями
  5. Указать на главные моменты выполнения

 На этом этапе используются общепедагогические методы:

А/ метод вербального воздействия:

  1. Объяснительный рассказ
  2. Сопроводительные объяснения и замечания

Б/ метод наглядности:

  1. Показ двигательных действий (неплохой вариант, если в классе есть учащиеся, способные образцово продемонстрировать данное действие, лучше опираться на них)
  2. Демонстрация наглядных пособий (рисунки, схемы, фотографии, кинограммы)
  3. Видеодемонстрация или использование компьютерной техники
  1. Разучивание.

Цель – формирование знаний, умений и навыков. Разучивание происходит в следующей последовательности:

  1. Принятие исходного положения
  2. «Подготовка» партнера к выполнению движения
  3. Имитационные и подводящие упражнения без партнера
  4. Имитационные и подводящие упражнения с партнером

  1. Выполнение по разделениям
  2. Выполнение в целом в медленном темпе
  3. Выполнение в целом в постепенно убыстряющемся темпе
  4. Выполнение действия в движении с малым сопротивлением
  5. Выполнение с нормальными характеристиками данного двигательного действия

При этом используются методы:

А/ общепедагогические:

  1. Вербальный метод - инструктирование, команды и указания, сопроводительные пояснения и замечания, оценочные суждения
  2. Метод наглядности – введение в обстановку ориентиров, применение сигнальных и предметных лидеров

Б/ методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения

В/ методы физического воспитания:

Метод строго регламентированного упражнения

  1. Метод целостно-конструктивного упражнения. Используется для разучивания простых движений, упражнения выполняются сначала в облегченных условиях, а затем все более приближенных к нормальным характеристикам путем многократного повторения.
  2. Метод расчлененного конструктивного упражнения с последующим соединением в единое целое. Движение разделяется на отдельные составляющие элементы, каждый из которых разучивается самостоятельно, или в виде подводящих упражнений.

3. Совершенствование изученного.

Цель – перевод двигательных навыков и умений в автоматический режим. При этом применяются следующие методы:

  1. метод обеспечения наглядности – применение сигнальных лидеров
  2. метод применения психотехники – идеомоторное упражнение и т.д.
  3. физического воспитания:
  1. метод строгой регламентации
  2. метод сопряженного упражнения
  3. метод избирательно направленного упражнения
  4. метод стандартно-повторного упражнения
  5. метод вариативного упражнения

4) методы распределения нагрузки:

  1. непрерывный
  2. интервальный
  3. комбинированные

5) методы организации:

  1. при ознакомлении и разучивании – фронтальный
  2. при совершенствовании - групповой или индивидуальный (в зависимости от темпов усвоения материала)

 Технология использования специально-развивающих упражнений.

 Выносливость. Внешним показателем выносливости в единоборствах служит степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении определенного времени и возможности эффективно действовать за это время.

 Различают общую и специфическую выносливость (та и другая важна для учащихся). Развитие общей выносливости обусловлено высокой интенсивностью занятий, а главное умению рационально дышать.

 Специфическая выносливость делится на:

  1. скоростную – развивается во время выполнения упражнений в скоростном режиме и режиме повторной атаки, во время учебных схваток
  2. силовую – развивается во время схваток и, используя метод круговой тренировки, в конце урока
  3. ловкостную – развивается во время схваток, а также при отработке технических действий с сопротивлением партнера

Основным средством развития выносливости в единоборствах является борьба с партнером. Начальная дозировка должна составлять не более 30 сек. при максимальных усилиях и не более 1 мин. при интенсивности не более 50% от максимально возможного. Упражнения на развитие выносливости должны применяться в конце основной части урока. Постепенно нагрузку увеличивают до значений в 4 мин. непрерывной работы. В 10 классе - от 30 сек. до 2,5 мин.; в 11 – от 1 мин. до 4 мин. При определении нагрузки нужно пользоваться, прежде всего, ее временными характеристиками (продолжительностью), применяя интервальный метод дозирования: для развития общей и силовой в соотношении 1:0,5 или 1:1; для развития скоростной и ловкостной в соотношении 1:3, а также количественными характеристиками (количество технических действий в единицу времени): высокая интенсивность 5-6 за 1 мин., средняя – 3-4; низкая – 1-2. Контроль за нагрузкой осуществляется с помощью измерения ЧСС, максимальные показатели которой не должны превышать значений 170-190 уд\мин, перед началом следующего повторения не выше 120-140 уд\мин.  

Быстрота. Она делится на:

  1. скорость реакции, которая развивается в упражнениях, выполняемых по сигналу или при работе с партнером, как ответ на то или иное действие; может развиваться игровым и соревновательным методами
  2. скорость движений развивается с использованием соревновательного и игрового методов, при использовании облегчающих внешних условий, лидирования

Упражнения на развитие быстроты необходимо проводить в начале основной части урока, сразу после разминки. В 10 - х классах время упражнения не должно

превышать 10-12 сек. с интервалом отдыха 1,5-2 мин. (активного). Время

упражнения увеличивают, и к 11-му классу оно может достигать 20 сек. Расчет времени надо осуществлять по принципу продолжительности движения именно с максимальной скоростью в игровых и соревновательных упражнениях - общее время, в упражнениях по сигналу, на опережения и т.п. - сериями по 10-12 раз. При снижении скорости выполнения упражнений их следует прекратить. Контроль количества повторов чисто визуальный, но количество серий не должно превышать трех.

Силовые способности. Для единоборца более важно иметь скоростно-силовое качество. Поэтому используют упражнения, развивающие силу, но такие, которые учащиеся могут повторить неоднократно в максимально быстром темпе и с максимальной скоростью. Упражнения на развитие силы используются в середине основной части урока. Для начала определяется упражнение на развитие силы отдельной группы мышц с повторным минимумом (ПМ) - 10-12 раз (индивидуально для каждого учащегося или по группам в зависимости от подготовленности). Количество повторных серий от 3 до 5, при этом желательно, чтобы подбор упражнений был таким: мышцы- антагонисты рук, туловища, ног (для гармоничного развития мускулатуры учащихся). Один раз в месяц, т.е. три раза за время изучения раздела единоборств, выполняется методом «до отказа» с фиксацией результата в тетрадях учащихся и дальнейшей корректировкой нагрузки в зависимости от произошедших изменений. ПМ должен быть около 70% от максимально возможного количества повторов данного упражнения.

 

Гибкость. Упражнения делятся на: активные, пассивные, статические. При этом соотношение должно быть следующим 40-45% - активные упражнения, 20% - статические, 35-40% - пассивные. В уроке их можно использовать в подготовительной части (в разминке и после нее), а также в заключительной части урока. В подготовительной - активные упражнения типа маховых, круговых и скручивающих движений с постепенным увеличением амплитуды движений, доводя до максимальных значений, проявляющихся в легких болевых ощущениях в суставах, мышцах и связках. Количество повторов – в 10-х классах от 20 до 30 раз, в 11-х классах от 30 до 40 раз. В заключительной – пассивные и статические упражнения с фиксацией в конечном положении в течение 10 – 20 сек. Каждый комплекс заканчивать обязательно упражнениями на расслабление мышц или самомассажем. Контроль за развитием гибкости осуществляется с помощью соответствующих методик один раз в четверть.


Глава 3. Реализация содержания программы по единоборствам в 10-11 классах

3.1 Учебное планирование. Примерное распределение разделов и объемов учебных часов по четвертям.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ для 10-11 классов

Учебные темы и разделы

10

11

Основы знаний о физической культуре

Спортивные игры

Гимнастика с элементами акробатики

Легкая атлетика

Лыжная подготовка

Единоборства

 

В процессе

14

12

14

12

16

урока

14

12

14

12

16

  За основу разработанной мной программы была взята программа по физической культуре В.И Ляха.

-   в наличии спортивный зал размерами 9 м.  на 18 м.

-   в наличии зал для борьбы с борцовским ковром 9 м.на.9 м.и 12 пар борцовских курток для борьбы на поясах.

-   лыжная база 25 пар лыж

-   спортивная площадка 100м на 30м

-   наличие при школе секции борьбы на поясах с сильными традициями: в активе есть призеры и победители областных первенств, а также призеры Всероссийских соревнований.

  Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана с основами национальной спортивной борьбы на  поясах «Кэряш».

  Правовые вопросы данной программы регламентируются нормативно -правовыми документами, принятыми в законодательном порядке соответствующими государственными органами, и конкретизирует возможности реализации личности при занятиях этим видом спорта. В программе по борьбе на поясах определено содержание учебных занятий учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. В ней приведены целесообразные способы организации обучения двигательным действиям. Она играет ведущую роль в раскрытии содержания борьбы на поясах и применения организационных форм обучения, направленной на выработку навыков, усвоения знаний и формирования важных личностных качеств обучающихся.

 На раздел единоборств в 10-11 классах отводится по 6 часов, но я добавил 4 по выбору учителя, и 6 часов региональные, всего по 16 часов в каждом классе.

Решая, последовательно задачи физического воспитания учащиеся овладевают основами техники и тактики, правил соревнований.

  Основной же целью учителя физической культуры, по моему мнению, является – научить детей самостоятельно заниматься, при этом подходя к этому с позиций методики физической культуры. Вот этому отводится на уроках часть времени: начиная с начальных классов, учащиеся не только занимаются самостоятельно, но и проводят упражнения и комплексы упражнений со своим классом, а также помогают осваивать те или иные упражнения своим одноклассникам. Введенные мной занятия единоборствами, как нельзя, кстати помогают развивать способности к самостоятельным занятиям, противоборство с другим человеком позволяет развивать самостоятельность и инициативность.

Четверти

Вид программного материала

количество

часов

10 класс

11 класс

I

Легкая атлетика

8

8

Спортивные игры

10

10

II

Спортивные игры

2

2

Гимнастика

12

12

III

Лыжная подготовка

12

12

Единоборства

8

8

Единоборства

8

8

Спортивные игры

2

2

Легкая атлетика

6

6

Примерное распределение разделов и объема учебных часов по четвертям

3.2 Планы графики прохождения учебного материала по единоборствам.

План-график прохождения учебного материала

по единоборствам  для 10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы программы

уроки

 

и их содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

единоборства

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.1

теория и умения

т 3

 

т 4

 

т 6

 

т7

 

у 2

у 4

 

у 9

 

у10

 

т5

1.2

стойки

1.1

1.2

1.1

1.2

 

1.3

 

1.4

 

 

 

 

1.5

 

 

 

1.3

перемещения

2.1

2.2

 

2.3

 

 

2.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Захвты

 

 

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

3.1б

1.5

Падения

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.1

4.7

4.8

4.9

4.2

4.5

4.4

4.8

4.3

4.9

1.6

приемы в стойке

 

 

6.3

6.6

6.6

6.6

6.4

6.4

6.4

6.9

6.9

6.6

6.4

6.14

6.14

6.15

1.7

борьба

 

 

 

 

7.1

7.2

 

 

7.4

 

 

7.3

 

7.5

7.6

7.6

1.8

подвижные игры

8.1

 

8.2

 

 

 

8.3

 

 

8.4

 

 

 

 

 

 

1.9

комбинации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.1

9.1

9.2

 

 

1.10

С Р У

1.1

1.2

1.5

3.8

5.2

1.4

1.6

5.2

2.4

1.5

1.8

1.3

1.5

1.8

1.3

4.4

4.6

 

 

 

2.1

3.5

2.8

1.10

3.1

6.1

2.8

4.7

1.10

3.6

3.5

1.9

5.7

6.3

 

 

 

3.1

2.3

3.1

 

6.4

5.8

6.3

 

 

4.4

 

 

 

 

 

4.7

1.4

5.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План-график прохождения учебного материала

по единоборствам  для 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы программы

уроки

 

и их содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

единоборства

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.1

теория и умения

 т1

 

 

т7

 

т8

 

 

у3

 

у5

 

у6

 

т9

у8

1.2

стойки

 

1.1

1.1

1.2

 

1.3

 

1.4

 

 

1.3

 

1.5

 

 

 

1.3

перемещения

 

2.1

 

2.3

 

 

2.7

 

 

2.4

 

 

2.2

 

 

 

1.4

Захваты

 

 

 

3.1б

 

3.1б

 

 

3.1б

3.1б

 

3.1а

3.1б

3.1а

3.1а

3.1а

1.5

Падения

4.1

4.7

4.3

4.4

4.6

4.6

4.7

4.7

4.8

4.9

4.8

4.9

4.8

4.8

4.3

4.9

1.6

приемы в стойке

 

 

6.3

6.6

6.6

6.6

6.6

6.4

6.7

6.9

6.9

6.6

6.4

6.15

6.15

6.15

1.7

борьба

 

 

7.2

 

7.2

7.2

7.5

 

7.6

7.6

 

7.5

 

7.5

7.6

7.6

1.8

подвижные игры

8.5

 

8.5

 

8.6

 

8.4

 

 

8.5

 

8.6

 

 

 

 

1.9

комбинации

 

 

 

 

 

9.1

9.2

9.2

9.1

 

 

9.1

9.1

9.2

9.1

 

1.10

С Р У

1.1

1.2

5.2

1.9

1.8

4.2

6.2

1.8

1.9

1.3

2.5

1.8

1.3

4.4

4.6

 

 

 

2.1

1.8

4.5

4.4

1.10

5.8

5.5

2.8

4.2

1.10

2.8

3.5

1.9

5.7

6.3

 

 

 

3.1

3.8

5.7

3.7

2.1

6.4

4.3

2.7

6.2

6.2

1.3

4.4

4.4

 

5.9

 

 

 

1.2

2.11

6.4

5.9

 

 

 

 

 

 

4.4

 

 

 

6.1

 


3.3 Контрольные нормативы

Контрольные нормативы для учащихся 10-11-х классов

№ п/п

Контрольное упражнение

Классы

Уровень

Юноши

Девушки

Отл.

Хор.

Удов.

Отл.

Хор.

Удов.

1

Челночный бег 3х10м (с)

10

7,3

7,7

8,2

8,5

9,0

9,5

11

7,2

7,5

8,0

8,4

8,9

9,2

2

Прыжок в длину с места (см)

10

200

195

190

195

190

185

11

210

205

200

200

195

190

3

Подтягивание на перекладине (раз)

10

10

8

6

-

-

-

11

11

9

7

-

-

-

4

Подтягивание в висе лежа (раз)

10

-

-

-

18

16

14

11

-

-

-

19

17

15

5

Сгибание туловища лежа на спине(за 20 сек - раз)

10

14

12

10

12

10

8

11

16

14

12

13

11

9

6

10 бросков партнера своего веса подседом через спину (с)

10

25

30

35

30

35

40

11

24

28

32

30

32

38


Глава 4.  Исследование эффективности занятий по единоборствам в школе.

  1. Контроль эффективности занятий учащихся.

  Оценивание учащихся, степень освоения ими материала по единоборствам не отработано, поэтому стоит сначала выделить группы оцениваемых технических и тактических действий:

  1. Падения
  2. Приемы борьбы в стойке
  3. Борьба

Конечно, кроме выше перечисленного, оценивать нужно еще практические умения по данному виду спорта, типа: правила соревнований и судейство; составление комплексов упражнений на развитие физических качеств; проведение самостоятельных занятий и разминки с классом и т.д.

 Рассмотрим поподробнее, как же стоит оценивать технические действия.

 Мною определены пять основных составляющих оценивания технических действий каждого раздела, отсутствие одной из них снижает оценку на балл, двух – на два, трех – оценка становится неудовлетворительной.

Падения.

  1. Падение должно осуществляться на обусловленную в названии часть тела
  2. Голова должна быть приподнята над поверхностью, при этом, в момент прихода на поверхность, наклонена на грудь
  3. Положение таза также должно быть безопасным (то есть не должно падать на поверхность со стороны, не защищенной мышцами части таза)
  4. Ноги должны быть согнуты и в момент прихода не ударяться друг об друга и частями, не защищенными мышцами
  5. «Встречное» поверхности движение рук должно быть достаточно по силе и своевременности, чтобы погасить большую часть инерции падения.

Приемы борьбы в стойке.

  1. Исходное положение перед началом действия, положение относительно партнера и целесообразность захвата
  2. Предварительно-подготавливающее перемещение («вывод») партнера на техническое действие
  3. Рациональность движения, согласно технической характеристики данного движения
  4. Контроль действий партнера в момент проведения технического действия
  5. Достаточность силы и скорости проведения технического действия

Борьба.

  1. Захват партнера
  2. Инициативность учащегося
  3. Умение бороться в положениях как стоя, так и лежа
  4. Контроль действий партнера
  5. Количество попыток проведения технических действий в течение 2 минут:
  1. 10 класс – не менее двух в стойке
  2. 11 класс – не менее трех в стойке

 

  По моим наблюдениям, осваивает технические действия большинство учащихся довольно-таки быстро, и поэтому для большинства проведение направленного контроля технического действия не целесообразно. По-моему, более выгоден, в плане временных задержек и плотности урока, текущий контроль. В тех случаях, когда необходимо направленно проконтролировать изучение техники движений, порекомендую следующий метод: поделить учащихся на две группы. Первая группа - это те учащиеся, которым не требуется дополнительный контроль. Они получают задание (чаще всего борьба) и под руководством наиболее опытных и подготовленных учащихся выполняют его. Вторая группа, занимая вторую половину зала, сдает техническое действие на оценку поточным методом, с комментариями ошибок учителем, потому что у данной группы учащихся или возникло недопонимание техники движения, или не хватает физической подготовки. Возможно, что в отдельных случаях некоторые приемы борьбы придется заменить на равнозначные по направленности и способу действия, но приемлемые для данных учащихся.

  1. Исследование эффективности занятий борьбой.

Задачи исследования:

  1. Выбор вида единоборств для занятий на уроках в школе.
  2. Отбор и опробование средств, включаемых в программу.
  3. Выявление объема и интенсивности нагрузок, предлагаемых для учащихся.
  4. Организация занятий на уроках единоборствами в школе.
  5. Привитие интереса у школьников к занятиям единоборствами.
  6. Проверка эффективности развития двигательных качеств у занимающихся данным видом спорта.

 

  В результате  исследований мною было выявлено следующее:

  1. Требованиям безопасности, эффективности, доступности и прикладности в наибольшей степени отвечает спортивная борьба в одежде. Во время

занятий каратэ детям много времени требуется на постановку базовой

техники движений, и многие из них начинают терять интерес к занятиям. Единоборство проходит без контакта, поэтому теряется прикладность этого направления. Если же восстановить контактность, то это отпугивает от занятий девочек и физически слабо развитых мальчиков. Не совсем подошла система на основе рукопашного боя. В ее основе лежит или ударная или бросковая техника, но именно базовых знаний и умений и не хватает учащимся для успешного освоения навыков рукопашного боя, прикладность которой не вызывает сомнений. Вольная борьба предъявляет серьезные требования к силе рук и всего плечевого пояса и прикладность в направлении самозащиты требует дополнительных разработок. Борьба Ра поясах выдвигает меньшие требования к силовой подготовке на начальном этапе, эффективно развивая силу в процессе занятий. Возможность проводить поединки по существующим правилам в полную силу, а значит проверять свои реальные возможности в противоборстве с другим человеком, дополнительно привлекает учащихся. Эффективность двигательных действий по отношению к возможному «сопернику» видна немедленно, что приносит удовлетворение от изучения и совершенствования средств борьбы. Тем более что каждый из приемов можно с небольшими дополнениями и вариациями использовать как прием самозащиты. Девочки пробовали свои силы в противоборстве с мальчиками и нередко не уступали им во время поединков, за счет использования в процессе борьбы технических действий, а не силы. А градация по весовым категориям вносит упорядочивание возможностей учащихся и уменьшает возможность получения травмы. Итак, по решению первой задачи, выбор был сделан в пользу спортивной борьбы в одежде на основе борьбы на поясах.

  1. Решение второй задачи представлено во второй главе данной программы. Опробование средств производилось как на детях, начинающих заниматься, так и на детях, занимающихся не один год. После чего было проведено ранжирование приемов по их сложности, и эти данные не совсем совпадают с рекомендациями программы для спортивных школ и коллективов физкультуры для начального обучения борьбе. Некоторые из приемов, рекомендуемые для начального обучения, пришлось отодвинуть на более поздние сроки обучения или удалить совсем. Критериями отбора средств являлись возможность научения их выполнения подавляющим большинством учащихся в течение двух-трех занятий и их вариативность исполнения, для лучшего подбора под физические особенности большинства учащихся.
  2. По решению третьей задачи можно сказать следующее, что для освоения средств этой программы объема16 часов  год в каждом классе  достаточно, но для более эффективной физической подготовки и физического развития, количество уроков в неделю должно быть не два, а три. учащиеся в данном объеме довольно-таки быстро адаптируются к нагрузкам с высокой интенсивностью 80-85%, от максимально возможной.
  3. Четвертая задача решалась на основе традиционной схемы построения урока физкультуры, но со своими особенностями:
  1. Разминка проводится более тщательно (с проработкой всех групп мышц и основных суставов тела), особенно пальцев рук и ног, а также шеи. В нее с самого начала вводится самомассаж, как один из ее элементов. Обязательно туда же включаются акробатические упражнения и падения, чтобы подготовить вестибулярный аппарат к работе. Можно включать игры и борьбу в стойке или партере.
  2. Изучение нового материала производится после соответствующих подготовительных упражнений или повторения ранее изученного материала, сходного по биомеханическим характеристикам с изучаемым. Изучение производится по классической схеме: рассказ – показ – опробование, но вот дальнейшее закрепление и совершенствование происходит групповым методом. Одним требуется метод расчлененного конструктивного упражнения с последующим соединением в единое целое. Другим - метод целостно-конструктивного упражнения, но в упрощенных условиях с приближением к нормальным. Третья группа будет работать в условиях с меняющимися характеристиками проведения технического действия.
  3. Задания, связанные с противоборством, осуществлять только после соответствующей подготовки: умение падать, приемы страховки и самостраховки и понимания учащимися цели ведения противоборства.
  4. Средства по развитию физических качеств в уроке применять после окончания работы над учебными задачами, которые требуют «свежих» сил и высокой координации движений, отработка же «на фоне усталости» приемлема на тренировочных занятиях с подготовленными детьми.
  5. Самостоятельное выполнение комплексов упражнений при соответствующем контроле позволяет не перегружать учащихся, а индивидуальный подход к определению объема нагрузки и ее интенсивности, а также самочувствие на момент занятий, позволяют, насколько это возможно, максимально эффективно использовать их для развития физических качеств.
  6. В заключительной части урока осуществлять краткий разбор основных ошибок и тактики действий в прошедших ситуациях, так как большинство учащихся хорошо запоминают «промашки» или «недоделки» других и тем более свои.

    Схема урока будет выглядеть примерно так:

  1. Подготовительная часть
  1. построение, рапорт дежурного, объявление задач урока
  2. разминка в движении
  3. разминка на месте (в большинстве случаев проводится учениками)
  4.  «доминка» (самостоятельная разминка, если, по мнению учителя или самочувствию учащихся, проведенной разминки недостаточно)
  5. акробатические упражнения
  6. падения
  7. игровые упражнения
  1. Основная часть
  1. повторение ранее изученного материала
  2. подводящие упражнения
  3. отработка приема в парах
  4. комбинации движений и приемов без перехода и с переходом из одного положения в другое
  5. борьба
  6. комплекс упражнений на развитие физических качеств высокой интенсивности
  1. Заключительная часть
  1. комплексы упражнений на развитие физических качеств средней и низкой интенсивности
  2. разбор общих ошибок, тактических приемов борьбы и самообороны
  3. построение и подведение итогов урока, задание на дом.
  1. По решению следующей, пятой по счету, задачи можно сказать следующее – как и в большинстве случаев, многие дети интересуются всем новым, но по прошествию некоторого времени понимают, что занятия в спортивной секции очень трудны, спортивный режим требует больших ограничений (в свободном времени, питании и т.д.), а вот занятия на уроке дают достаточный минимум знаний, умений и навыков об этом виде спорта. Получается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация – дети, занимающиеся в спортивной секции дзюдо, заинтересованы в том, чтобы включить борьбу в школьную программу меньше, чем не занимающиеся. Более 70% учащихся, не занимающихся в секции, за включение в программу борьбы, но вот активно тренирующихся только не более 40% от их количества. Причиной такого распределения стало то, что занимающиеся дети в большинстве своем уже прошли все изучаемые технические и тактические действия, и приходится давать им дополнительные усложняющие задания, для того чтобы сохранить интерес к занятиям. Ещё одно наблюдение в распределении интересов – в начале занятий девочки заинтересованы в них в меньшей по сравнению с мальчиками степени, но уже через некоторое время ситуация выравнивается, а затем и меняется на противоположную. Этому способствуют два положения: в борьбе на начальном этапе выигрывает не тот, кто сильнее, а тот, кто техничнее (а девочки в этом отношении прилежнее).
  2. При решении следующей, шестой задачи, проводилось два исследования в начале учебного  года и в конце первого полугодия.

Исследование 1

Исследования проводились у 10 классников, занимающихся единоборствами в школе по 1 часу 2 раза в неделю, и были, на мой взгляд, в достаточной степени информативны, чтобы судить об уровне развития физической подготовленности, это:

  1. Челночный бег 3*10 м
  2. Прыжок в длину с места
  3. подтягивание
  4. сгибание рук в упоре лежа
  5. сгибание туловища лежа на спине за 20 сек.

Первая проба снималась в сентябре (таблица 1), вторая в декабре (таблица 2) при этом было получено:

Таблица 1

№ теста

1

2

3

4

5

До

7,9

189

9,5

29

12,4

После

7,5

201

10

31,5

13,1

разница

5%

6%

5%

8%

5,5%

 

  Из таблицы 1 видно, что средние показатели улучшились по всем пробам.

Исследование 2

Проведем сравнительную характеристику показателей общей физической подготовленности занимающихся единоборствами и другими видами спорта. Не будем выделять, какой либо вид спорта кроме единоборств, отдельно представим их(футбол, легкая атлетика, велоспорт, баскетбол, секции ОФП). Естественно, что наибольшее проявление  своих возможностей дети демонстрируют на соревнованиях, вот и рассмотрим их показатели во время соревнований по ФП. Конечно же, на соревнованиях участвуют лучшие представители и сильнейшие дети, поэтому будем ориентироваться именно на лучшие показатели. Анализ сделаем за последние 3 года по усредненным показателям без указания средней ошибки.

Таблица 2

Показатель

Бег 3/10м

(см)

Бросок мяча (в см.)

Подтягивание(м)

Подн. тул. (д)

Прыжок в длину с места

Бег 400 м (сек)

возраст

пол

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

9-10 лет

мал

7,9

8,2

250

210

10

4

175

165

90

94

дев

8,2

8,5

210

185

23

23

165

150

100

102

11-12 лет

мал

7,5

7,6

300

250

11

9

205

195

82

95

дев

7,9

8,1

250

240

25

25

190

185

90

92

13-14 лет

мал

7,2

7,5

500

360

16

9

225

200

75

91

дев

7,5

7,7

285

280

28

28

200

190

85

88

Отставание

мал

0,23

77

5

15

9,7

дев

0,23

13

0

10

2,3

  1. представители других видов спорта
  2. представители единоборств

Из вышеприведенных данных видно, что отставание не наблюдается только у девочек в поднимании туловища, в остальных показателях они не очень значительны. В отдельном рассмотрении: челночной бег в основном выигрывают баскетболисты и легкоатлеты; прыжок в длину легкоатлеты и баскетболисты; бросок мяча баскетболисты, единоборцы; подтягивание – из секции ОФП; поднимание туловища- единоборства; бег 400м.- легкоатлеты, велосипедисты, единоборцы. В общем зачете (не беря в расчет физически одаренных детей) мальчики становятся призерами соревнований и победителями в большинстве соревнований, девочки же практически доминируют в своих возрастных группах. Это видно из таблицы распределения мест.

1-количество участников; 2- среднее место выступления двух участников школы на соревнованиях

Дата

2005г.

2006 г.

2007г.

2008 г.

Средний показатель

возраст

пол

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

9-10 лет

мал

39

28,5

26

6

17,5

5

18

3

25

10,5

дев

13

-

5

5

8

3

7,5

3

8

3,7

11-12 лет

мал

26

6,5

32

2

30

7

-

-

29

5,1

дев

10

1

14

1,5

11

2,5

8

2

11

1,5

13-14 лет

мал

24

15

17

13

16

7,5

-

-

19

11,8

дев

14

3,5

8

4

12

-

11

1,5

11

3

Отсюда вывод, что общую физическую подготовленность единоборцев можно назвать сбалансированной и в достаточной степени гармоничной. Причина отставания мальчиков младшего возраста в том, что они только начинают заниматься. В отличии от других видов спорта в борьбе есть возрастные ограничения. Связанные с нагрузкой на скелет человека и позвоночник.  

Исследование 3

Так же проводилось исследование качества освоения предлагаемого материала программы раздела единоборства у выпускников школы (11класс).

Оценивались технические действия:  

  1. бросок подседом через спину
  2. падение
  3. борьба по правилам борьбы на поясах

Результаты исследования следующие (табл. 3):

Таблица 3

Ф.И.О.

1

2

3

До

3,7

4,1

3,9

После

4,8

4,9

4,7

Разница

30%

20%

21%

  Всего в данном исследовании участвовало 10 учащихся из 10 по списочному составу.

  Наибольшие трудности в освоении предложенных технических действий из раздела борьбы возникли в проведении приемов борьбы в стойке и в непосредственно самой борьбе, так как это действительно сложные по координации движений действия.

 Большого различия в качестве освоения материала между мальчиками и девочками не наблюдается.

 Все, выше перечисленное, говорит о доступности и достаточной эффективности такого средства физической культуры как единоборство для применения в  школьной программе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.М.Р.Абдулхаков, А.А.Трапезников. Бороться, чтобы побеждать. –М.: Просвещение. 1990 г.

2. Валемеев А.А. Аюпов. Х.А. Борьба на поясах. М.Советский спорт 2008 г.

3.Гайнанов Р.Ф Аюпов.Х.А. Правила соревнований по борьбе на поясах. М. Физкультура и спорт 2006.

4. Иванков Ч.Т. Национальная борьба на поясах «КЭРЯШ» М.-Инсан 2007 г.

5. Л.Б. Кофман Настольная книга учителя физической культуры. М. Физкультура и спорт. 1998г.

6.А.А.Карелин, В.В.Нелюбин. Контрприемы в спортивной борьбе. –Новосибирск: Пасман и Шувалов. 1997 г.

7.В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. Силовая подготовка детей школьного возраста. –М.: НЦ ЭНАС 2002 г.

8.В.И.Лях А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов М. Просвещение 2006 г.

9.А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. –М.: Дрофа. 2001 г.

10.И.Оранский. Восточные единоборства.–М.:Советский спорт. 1990 г.

11.Г.П.Пархомович. Основы классического дзюдо. –Пермь: Урал-Пресс Лтд. 1993 г.

12.В.Фомин, И.Линдер. Диалог о боевых искусствах Востока. –М.: Молодая гвардия. 1990 г.

13.П.А.Эйгминас. Самбо: первые шаги. –М.: Физкультура и спорт. 1992 г.

14. www.tatarlar.ru

15. www.sportcom.ru

16. www.Bashkortostan450.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел Животные.Класс Земноводные.

Данный ресурс состоит из 8  презентаций, относящихся к теме «Класс Земноводные»,которые являются сопутствующим иллюстрированным материалом к урокам по данной теме.Цель создания ресурса: более наг...

Методические рекомендации по организации контроля по темам раздела «Основные классы неорганических соединений» (УМК для 8 класса под редакцией Рудзитиса Г.Е.)

Авторская система контроля знаний и умений обучающихся включает несколько этапов:         1 этап: проблемные творческие задания, развивающие познавательны...

Тестовые задания по разделам-5 класс

Тестовые задания к учебнику технология 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко...

Тестовые задания по разделам-6 класс

Тестовые задания к учебнику технология 6 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко...

Итоговая контрольная работа № 1(тест) за I четверть по разделам, 5 класс

Хороший тест .Проверяе знание по всем разделам литературы 1 четверти...

Итоговая контрольная работа № 1(тест) за I четверть по разделам, 5 класс

Хороший тест .Проверяет знания по всем разделам литературы 1 четверти...

тест 2 раздел 7 класс "New Millennium English"

проверочный тест за 2 раздел...