Методические рекомендации по организации контроля по темам раздела «Основные классы неорганических соединений» (УМК для 8 класса под редакцией Рудзитиса Г.Е.)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Якунина Ирина Ивановна

 Авторская система контроля знаний и умений обучающихся включает несколько этапов:

         1 этап: проблемные творческие задания, развивающие познавательный интерес к изучаемому материалу.

         2 этап: разноуровневые задания, предполагающие промежуточный контроль знаний и умений обучающихся по вышеуказанным темам. 

         3 этап: задания, предусматривающие химический эксперимент, направленный на развитие исследовательских учений обучающихся.

          4 этап: итоговое тестирование по разделу «Основные классы неорганических соединений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimicheskiy_trenazhyor.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации контроля по темам раздела

 «Основные классы неорганических соединений»

(УМК для 8 класса под редакцией Рудзитиса Г.Е.)

Автор-разработчик:

Якунина И.И., учитель химии МАОУ «СОШ №17» г.Губкина Белгородской области

           В соответствии с авторской программой Рудзитиса Г.Е. «Химия – 8 класс» (базовый уровень) на изучение раздела «Основные классы неорганических соединений»  отводится  9 часов. В рамках данного раздела предлагаются 7 уроков:

- « Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов. Получение и применение»

- «Основания. Классификация. Номенклатура. Получение».

- «Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации»

- «Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот»

-«Соли. Классификация. Номенклатура.  Способы получения солей»

- «Физические и химические свойства солей»

 -«Генетическая связь между основными классами неорганических веществ»

          Эти темы являются одними из ключевых тем курса химии 8-го класса. Важность данных тем определяется необходимостью прочных знаний учащихся по курсу неорганической химии, так как многие темы курса химии 9-го класса используют этот материал, развивая представления обучающихся об основных классах неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации, т. е. поднимая их на более высокий уровень. Вышеуказанные темы включены в кодификатор для государственной итоговой аттестации в новой форме и единого государственного экзамена по химии.

         При изучении данных вопросов предлагаю следующую авторскую систему контроля знаний и умений обучающихся:

         1 этап: проблемные творческие задания, развивающие познавательный интерес к изучаемому материалу. Решение отдельных  заданий требует обращения к дополнительным источникам информации. (Приложение 1)

          2 этап: разноуровневые задания, предполагающие промежуточный контроль знаний и умений обучающихся по вышеуказанным темам.   Контроль знаний на данном этапе  строится на основе личностно-ориентированного подхода и  осуществляется с применением раздаточного дидактического материала, дифференцированного по степени сложности с учётом индивидуальных способностей обучающихся. Задания 1 уровня предназначены  для слабоуспевающих обучающихся. Задания  2 уровня ориентированы на школьников со средними способностями к обучению. Материал 1 и 2 уровня в основном представлен в форме тестовых заданий с выбором одного правильного ответа. Задания 3 уровня рассчитаны на учащихся с высоким уровнем обученности и предусматривают, как правило, развёрнутые ответы.     (Приложение 2).

          Контроль знаний  с использованием предложенного  материала можно осуществлять как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

       Считаю целесообразным на данном этапе использовать информационно-коммуникативные технологии (презентации, выполненные в программе          PowerPoint, интерактивные задания с использование интерактивной доски). (Приложение 3)

         3 этап: задания, предусматривающие химический эксперимент, направленный на развитие исследовательских учений обучающихся. (Приложение 4)

          4 этап: итоговое тестирование по разделу «Основные классы неорганических соединений. Структура соответствует контрольно-измерительным материалам государственной итоговой аттестации по химии в новой форме. (Приложение 5)

         Предложенная система  контроля знаний и умений обучающихся рассчитана для реализации в рамках  программы Рудзитиса Г.Е. «Химия – 8 класс» в классах, изучающих химию на базовом уровне. Задания универсальны и применимы для использования на уроках различных типов.

         Данная система контроля знаний и умений обучающихся по разделу «Основные классы неорганических соединений»  удовлетворяет требованиям государственного образовательного стандарта и способствует  прочному усвоению изучаемого материала по курсу химии 8 класса.

Приложение 1

Примеры проблемных творческих заданий к разделу «Основные классы неорганических соединений»

  1. Однажды английский ученый химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовый лепесток фиалки. Спустя некоторое время лепестки стали ярко красными. Это удивило Р.Бойля, и он провел серию опытов с разными кислотами и цветками. Оказалось, что цветки некоторых растений под действием кислот изменяли свою окраску. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. О каком удивительном открытии идёт речь? [ 1  ]
  2. Отвары каких растений можно использовать в качестве индикаторов? Какую окраску они имеют в кислой и щелочной среде?
  3. «Бабушкин рецепт". Если кожа болит и чешется от ожога крапивой, укуса комара, муравья, рекомендуется помазать больное место раствором питьевой соды. Есть ли химическое объяснение действию этих простых веществ?
  4. В редакцию одного научно-популярного журнала пришло письмо от юного химика, который утверждал, что протекание реакции в некоторых случаях зависит от последовательности сливания растворов кислоты и щелочи. В качестве доказательства своей точки зрения учащийся привел наблюдение: при приливании к окрашенному фенолфталеином раствору щелочи раствора борной кислоты индикатор не изменяет окраску; если поменять порядок смешивания растворов, т.е. к смеси растворов борной кислоты и фенолфталеина добавлять раствор щелочи, то индикатор изменяет цвет.  Объясните наблюдаемые явления.
  5. «И молоко и вода». Одно и тоже же вещество входит в состав «……воды» и  «……молока». Если в такую воду подуть через трубочку, она превратится в «молоко». О каком веществе идёт речь?
  6. В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Возможно ли это?
  7. Какую кислоту называют «купоросное масло»? Почему?

8.   Этот кислотный оксид  широко применяется в пищевой промышленности для изготовления напитков, в твердом виде этот оксид позволяет летом в жару лакомиться 9.    Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль?

Ответы

1. Роберт Бойль открыл вещества, которые он назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели».

2. В качестве индикаторов могут быть использованы отвары черники, черной смородины, краснокочанной капусты, столовой свеклы, шелухи подсолнуха.

3. «Бабушкино средство» – раствор питьевой соды нейтрализует муравьиную кислоту, которая вызывает зуд и жжение кожи.

4. Раствор борной кислоты (из-за ее небольшой растворимости) скорее всего имеет существенно меньшую концентрацию, чем раствор щелочи, поэтому у учащихся создается впечатление, что при приливании раствора борной кислоты к раствору щелочи реакция нейтрализации не идет. Чтобы решить задачу, учащиеся должны переосмыслить изначальную установку о приблизительно равной концентрации растворов. Изменение окраски индикатора происходит независимо от порядка сливания растворов.

5.Это вещество гидроксид кальция Ca(OH)2,.Его водный раствор называют известковой водой, взвесь  - известковым молоком. Если в известковую воду попадёт выдыхаемый воздух, содержащий углекислый газ, то образуется малорастворимое вещество карбонат кальция. Ca(OH)2+CO2→CaCO3+ H2O

6. Снег действительно может быть причиной пожара. В данном случае у стен дома были ямы с негашеной известью. Под действием воды, которая образовалась из снега, началась экзотермическая реакция образования гашеной извести. При этом выделилось такое большое количество теплоты, что начался пожар.

7.Серная кислота из-за масляного вида называется «купоросное масло». Это название осталось еще со времен алхимиков, когда серную кислоту получали из железного купороса.

8. Углекислый газ.    

9. В желудочном соке человека содержится соляная кислота. В присутствии соляной кислоты фермент пепсин хорошо расщепляет белки на более простые соединения, усваиваемые организмом.

Приложение 2

Разноуровневые задания, предполагающие промежуточный контроль знаний и умений обучающихся

Тема «Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов. Получение и применение»

1 уровень

1. Среди следующих формул оксидом является:

           1) НСl             2) Na2SO4       3) Na2O      4) NaOH.

2.  Среди следующих оксидов кислотным является:

           1) СО2              2) FeO             3) ZnO         4) СO.

3.  С серной кислотой будет взаимодействовать:

           1) SO3             2) Mn2O7         3) N2O5        4) MgO.

4.  С гидроксидом натрия будет реагировать:

          1) СаО            2) СО              3) SO3            4) K2O

5. При окислении ZnS образуются:

         1) Zn и  SO2       2) ZnO и  SO2           3) ZnO и  S            4) Zn и  SO3.

2 уровень

1.Укажите ряд веществ, где все соединения оксиды:

 1)  H2S,   NH3 ,  SO2 ,  KOH                            2)   CaO,  MgO,  Na2O,   SO3 

 3)   KOH,  NaOH,   Ca(OH)2 , Cu(OH)2          4)   HNO3,   HNO2 ,  H2SO3 ,  H2SO4 

2.   Только солеобразующие оксиды находятся в ряду:

 1) SeO3, SiO2, Cl2O7           2) N2O5, CO, SiO2          3) P2O5, NO, CO2         4) N2O3, Na2O, N2O

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами (продуктом) химических реакций.

1) K2O + H2SO4
2) N
2O5 + H2O
3) Li
2O + H2O
4) SO
3 + NaOH

A. LiOH
Б. Na
2SO4 + H2O
B. K
2SO4 + H2O
Г. HNO
3

4.  Укажите, какие кислоты и основания соответствуют приведенным ниже оксидам:

а) SiO2 – … , P2O5 – … , SO3 – … ,

 б) CuO – … , Na2O – … , ВаО – … .

Все ли кислоты и основания можно получить растворением этих оксидов в воде?

3 уровень

1. Из приведенного ниже перечня выпишите формулы оксидов:

а) кислотных; б) основных; в) несолеобразующих. Формулы оксидов: СО2, NO,

Li2O, Сг2О3, SO3,    Мn2О7, BaO, СО.        

Какие из них реагируют с водой? Напишите уравнения реакций.

2. В одну стадию нельзя осуществить превращения:

а) кальций → оксид кальция;               б) сера → оксид серы (VI);

в) фосфор → оксид фосфора(V);          г) магний → оксид магния.

3. Закончите уравнения реакций:

а)  К2O + СО2  →               б) MgO + HCl  →

 в) Li2O + H3PO4  →            г) NaOH + SO2  →

Ответы

1 уровень

1.Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Правильный ответ 3.

2. Кислотный оксид – оксид, которому соответствует кислота. СО2      соответствует угольная кислота       H2СO3.  Правильный ответ 2.

3. С кислотами взаимодействуют основные и амфотерные оксиды. MgO -  основной оксид. Правильный ответ 4.

4. Со щелочами взаимодействуют кислотные и амфотерные оксиды. SO3 – кислотный оксид. Правильный ответ 1.

5.  Обычно при окислении сложных веществ образуются оксиды. Правильный ответ 2 

2 уровень

1. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Правильный ответ 2.

2.  Солеобразующими оксидами являются кислотные, основные и амфотерные оксиды, способные при химических реакциях образовывать соли. К несолеобразующим оксидам относят CO, NO, N2O. Правильный ответ 1.

3. Основной  оксид  K2O  реагирует с кислотой с образованием соли и воды. Кислотный оксид  N2O5 реагирует с водой с образованием кислоты.  Оксид  активного металла Li2O реагирует с водой с образованием щёлочи. Кислотный  оксид SO3  вступает в взаимодействие  с щёлочью  с образованием соли и воды. Правильный ответ   ВГАБ.

4. Кислотным оксидам соответствую кислоты, основным оксидам – основания.

А)  SiO2 – H2SiO3 ;    P2O5 –  H3PO4 ;      SO3 – H2SO4     

 б) СuO – Cu(OН)2 ;   Na2O –  NaOН;    ВаО – Ва(OН)2

  H2SiO3 и Cu(OН)2 нельзя получить растворением соответствующих оксидов в воде.

  1. уровень

1. а) Кислотные оксиды  СО2,  SO3,    Мn2О7 

   б) Основные кислоты Li2O,   BaO.        

   В) Несолеобразующие оксиды NO, СО

Взаимодействуют с водой

СО2+ H2O= H2СO3                         SO3 + H2O= H2SO4                     Мn2О7 + H2O=2 НмnО4

Li2O+ H2O=  2LiOH              BaO+ H2O= Ва(OН)2

2. В одну стадию нельзя осуществить реакцию сера → оксид серы (VI);

S+ O2= SO2 ;                 SO2+ O2= SO3

3.  а)  К2O + СО2  → К2 СО3     основной оксид реагирует с кислотным с образованием соли

  б) MgO + 2HCl  → MgCl2+ H2O    основной оксид реагирует с кислотой с образованием соли и воды

  в) 3Li2O + 2H3PO4  → 2Li3 PO4 + 3H2O   основной оксид реагирует с кислотой с образованием соли и воды

  г) 2NaOH + SO2  → Nа2SO3  + H2O    кислотный оксид реагирует с щёлочью с образованием соли и воды

Тема «Основания. Классификация. Номенклатура. Получение».

1 уровень

1.  Общая формула основания выражена условной записью:

    1) Мe(ОН)х                2) ЭХНу.              3) НхКО,    где Мe — металл, Э—элемент,

     КО — кислотный остаток.

2. Из приведенных формул веществ выпишите только те, которыми обозначены основания, назовите их:     H2SO4, Ca(OH)2, CaO, NaOH, Na3PO4, P2O5, Fe(OH)3, Fe2O3, Cu(OH)2, LiOH
3. Щелочью является вещество с формулой:

    1) Fe(OH)2        2) КОН           3) Сu(ОН)2

4. Укажите формулу нерастворимого основания:

1) Al(OH)3    2)NaOH    3) Ba(OH)2    

5.  Гидроксид железа (II) можно получить при взаимодействии

1) FeO+ H2O →          2) Fe 2O3+ H2O →        3) FeСl2 +КОН→        4) FeСl3 +КОН→

2 уровень

 1. Установите соответствие между формулой оксида и  соответствующего ему основания

1) NaOН
2) Fe(OH)
3
3) Ва(ОН)
2
4) Сr(ОН)
2

A.СrО 
Б.  BаО
В. Na
2О
Г.  Fe
2O3
Д. FeO

2. Выпишите из приведённого списка отдельно щёлочи и нерастворимые основания: NaOH, Pb(OH)2, LiOH, Cu(OH)2, Fe(OH)2, KOH. Дайте веществам названия.

3. Вставьте пропущенные формулы, расставьте  коэффициенты

а)         ... + Н2О→  Са(ОН)2         

б)  CuCl2 +…. →  Cu (ОН)2  +  NaCl

в)  K+….→ KOH + H2

3 уровень

 1.  Напишите формулу каждого из перечисленных оснований:
  1) гидроксид железа(II)           2) гидроксид стронция

  3) гидроксид меди(II)              4) гидроксид рубидия

2. Выпишите из приведённого списка отдельно щёлочи и нерастворимые основания: Zn(OH)2, Сr(ОН)3,   СsOH, Al(OH)3, Fe(OH)3 ,  Ba(OH)2, CuOH.  Дайте веществам названия.

3. Запишите уравнения реакций получения гидроксида натрия двумя различными способами

4. Из предложенного списка выберите лишнее. Объясните свой выбор.

NaOH, LiOH, Ba(OH)2. лишний Ba(OH)2 по числу ОН - групп

NaOH, Ba(OH)2 ,Al(OH)3 лишний Al(OH)3 по силе

NaOH, LiOH, Ba(OH)2 Al(OH)3 лишний Al(OH)3 по растворимости

Ответы

1 уровень

  1. М(ОН)х ,      где М — металл

2. Основаниями называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединённые с одной или несколькими гидроксогруппами

Ca(OH)2,  NaOH,  Fe(OH)3,  Cu(OH)2,  LiOH

3.КОН является щёлочью – растворимым в воде основанием. Правильный ответ 2.

4.Al(OH)3 -   нерастворимое основание. Правильный ответ 1.

 5.Нерастворимые основания получаются при взаимодействии растворимых солей соответствующих металлов с растворами щелочей   FeСl2 +2КОН→Fe(ОН)2+2КСl

Правильный ответ 3.

  2 уровень

1.Основаниям соответствуют оксиды металлов, при этом учитывается валентность элементов. Гидроксиду железа (III) соответствует оксид железа (III). Правильный ответ  ВГБА.

2.Щёлочи  NaOH – гидроксид натрия, LiOH –гидроксид лития, KOH- гидроксид калия

 Нерастворимые основания  Pb(OH)2 –гидроксид  свинца(II)  , Cu(OH)2–гидроксид меди(II),  Fe(OH)2–гидроксид железа (II) .

3.а)  CаО   + Н2О→  Са(ОН)2      оксиды активных металлов при взаимодействии с водой образуют щёлочи   

б)    CuCl2 + 2NaOH →  Cu (ОН)2  + 2 NaCl нерастворимые основания образуются при взаимодействии растворов солей и щелочей

в)   2K+  2 Н2О → 2KOH + H2  при взаимодействии щелочного металла с водой образуется щёлочь и выделяется водород

3 уровень

1. 1)гидроксид железа(II) Fe(OH)2                         2) гидроксид стронция  Sr(ОН)2

   3) гидроксид меди(II)  Cu (ОН)2                  4) гидроксид рубидия   RbOH

2.  Щёлочи    гидроксид цезия СsOH ,  гидроксид  бария Ba(OH)2

Нерастворимые оксиды  гидроксид цинка  Zn(OH)2, гидроксид хрома (III) Сr(ОН)3, гидроксид алюминия Al(OH)3, гидроксид железа (III)  Fe(OH)3, гидроксид  меди (I) CuOH.

3. Гидроксид натрия является щёлочью. Щёлочи можно получить при взаимодействии активного  металла и его оксида с водой

2Na+  2 Н2О → 2NaOH + H2               Na2O+ Н2О → 2NaOH

4. Лишний Ba(OH)2 по числу ОН – групп;    лишний Al(OH)3 по силе;

лишний Al(OH)3 по растворимости

Тема «Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации»

1 уровень

1. В растворах щелочей фенолфталеин:

1) бесцветный;             2) синий;        3) малиновый.

2. Гидроксид натрия не реагирует с

 1)

Al(OH)3

2)

ZnO

3)

H2SO4

4)

Ba(OH)2

3.  Гидроксид калия взаимодействует с каждым из двух веществ

 1) NH3 и HCl       2) CO2 и CuCl2     3) H2SO4 и NaNO3    4) MgO и HNO3

4. Гидроксид цинка при нагревании разлагается с образованием

1)   оксида цинка и воды         2)   цинка и воды       3)  оксида цинка и водорода

5. Реакция нейтрализации происходит между

 1)

магнием и соляной кислотой

2)

серной кислотой и нитратом бария

3)

гидроксидом натрия и азотной кислотой

4)

гидроксидом калия и сульфатом меди (II)

2 уровень

1. В растворе гидроксида натрия

 а) фенолфталеин становится малиновым          б) лакмус краснеет

 в) метилоранж краснеет                                       г) фенолфталеин не изменяет цвета

2.  Гидроксид калия реагирует с каждым из двух веществ

1) цинком и едким натром                                     2) серной кислотой и гашёной известью

3) гидроксидом алюминия и соляной кислотой    4) водой и хлоридом натрия

3. Установите соответствие между исходными  веществами и продуктами реакций

  1) Fe(OH)3 →                   A) Fe O+ H2O    

  2) Fe (OH)2 →                  Б) К 2SO4+ H2O    

   3) KOH + SO2 →             В) К 2SO3+ H2O    

   4) KOH + SO3 →             Г) Fe 2O3 + H2O    

4.  Реакция нейтрализации происходит между

 1) NaOH + H2SO3 →                                

 2) LiOH + FeCl3 →

3) Ba(OH)2 + P2O5

4) HNO3+ Мg→                          

3 уровень

1.  Какое утверждение не характерно для щёлочей?

1)      основания, растворимые в воде

2)      изменяют окраску индикатора – фенолфталеина

3)      взаимодействуют с кислотами с образованием солей

4)      взаимодействуют с основными оксидами

2. Реакция нейтрализации происходит при взаимодействии

1) Fe2O3 и HCl       2)  Fe(OH)3 и HCl       3) FeCl3 и NaNO3         4) Fe и HCl

3. Даны вещества: соляная кислота, гидроксид калия, вода, оксид фосфора (V), оксид магния. С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать: а) гидроксид натрия; б) гидроксид меди? Напишите уравнения соответствующих реакций. Укажите тип каждой реакции.

Ответы

  1. уровень

1.В щелочах фенолфталеин становится малиновым. Правильный ответ 3.

2.Гидроксид натрия является щёлочью, которая не реагирует  с другой щёлочью. Правильный ответ 4.

3. Гидроксид калия является щёлочью, которая способна вступать в реакцию с кислотным оксидом, а также с раствором соли, если образуется нерастворимое соединение. Правильный ответ 2.

4. Гидроксид цинка – нерастворимое основание, которое при нагревании разлагается с образованием оксида металла и воды. Правильный ответ 1.

5. Реакция нейтрализации называется реакция обмена между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода. Правильный ответ 3.

2 уровень

1. В щелочах фенолфталеин становится малиновым. Правильный ответ 1.

2. Гидроксид калия является щёлочью, которая способна вступать в реакцию с амфотерным гидроксидом и кислотой. Правильный ответ 3.

3. Нерастворимые основания, которое при нагревании разлагаются с образованием оксида металла соответствующей валентности и воды. Шёлочи реагируют кислотными оксидами с образованием соответствующей соли и воды. Правильный ответ ГАВБ.

4. Реакция нейтрализации называется реакция обмена между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода. Правильный ответ 1.

3 уровень

1. Щёлочи     не взаимодействуют с основными оксидами. Правильный ответ 4.

2.  Реакция нейтрализации называется реакция обмена между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода. Правильный ответ 2.

3. а) Гидроксид натрия – щёлочь, которая способна взаимодействовать с кислотой, кислотным оксидом

NaOH + HCl→ NаСl+  Н2О   реакция обмена

6NaOH + P2O5→2Na3PO4+ 3 Н2О   реакция обмена

б) Гидроксид меди – нерастворимое основание, который взаимодействует с  кислотой

Сu(ОН)2+2 HCl→CuCl2+2H2O   реакция обмена

Тема  «Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот»

1 уровень

1.   Укажите формулу кислоты.

  1)   NaOH   2)   CaO   3)   BaCl2   4)   HNO3

2. Кислородсодержащей является:

   1) соляная кислота;       2) сероводородная кислота;    

   3) угольная кислота;     4) бромоводородная кислота.

3.  С каким  из приведенных веществ будет взаимодействовать серная кислота?

   1)  HCl         2)  P2O5        3)  Ca (OH)2         4)  Cu

4.  Какой цвет приобретает лакмус в кислой среде?

       1)  красный       2)  синий       3)  бесцветный       4)  малиновый

5. Какой металл можно использовать для вытеснения водорода из соляной кислоты?

      1)   медь       2)   цинк      3)   ртуть      4)   серебро

2 уровень

 1. Только кислоты расположены в ряду

 1)   НNО3, Са(OH)2,  NО2                2)  КНСОз, Ba(HSO4)2, ZnOHCl

 3)   HNO2, HNO3, CH3COOH      4)  H2S,  Na2SO3,  SO2   

2.Только двухосновные кислоты расположены в ряду:

 1)   Н2СОз, Н3РО4,  H3AsO3,  HNO3               2)   НС1O4,  H2SeO4,  HNO2,  H3PO4

 3)   H2SO3, H2SiO3, H2SO4, H2CrO4                  4)    HMnO4, H3AsO4, HClO4, H2ZnO2 

3. Разбавленная серная кислота взаимодействует с каждым из двух веществ

1) медью и гидроксидом натрия             2) магнием и сульфатом бария

3) железом и оксидом кремния (IV)       4) свинцом и нитратом калия

4. С соляной кислотой взаимодействует

1) NaHCO3     2)Hg         3) SiO2        4) S

3 уровень

1. Кислотой является      1) NaH           2) SiH4          3) HI           4) NH3 

2. Формулы   кислоты,   основания   и   основного   оксида   последовательно указаны в ряду:

 1)   Na2SiO3, КОН, К2O       2)  Са(ОН)2,  H2S, СаО

 3)   HF,  Mg(OH)2, ВаО      4) H2SO4, Ва(ОН)2,  SiO2 

3. Разбавленная серная кислота реагирует с каждым из двух веществ:

 1)

Na2SiO3  и  HNO3

2)

Fe2O3  и  KNO3

3)

Ag  и  Cu(OH)2

4)

Fe  и  Al2O3

4. Запишите уравнения реакций:

  1) соляная кислота реагирует с цинком

  2) ортофосфорная кислота реагирует с оксидом калия

  3) серная кислота реагирует с гидроксидом натрия

   Укажите тип реакции.

Ответы

1 уровень

1.Кислота – сложное вещество, состоящее из атомов водорода, способного замещаться на атомы металлов и кислотного остатка. Правильный ответ 4.

2. Кислородсодержащей является угольная кислота Н2СО3.Правильный ответ 3.

3. Кислоты взаимодействуют с основаниями.  Правильный ответ 3.

4. Лакмус в кислой среде краснеет. Правильный ответ 1.

5. Для вытеснения водорода из соляной кислоты можно использовать металл,  стоящий в ряду напряжений металлов до водорода. Правильный ответ 2.

2уровень

1. Кислота – сложное вещество, состоящее из атомов водорода, способного замещаться на атомы металлов и кислотного остатка. Правильный ответ 3.

2. Двухосновные кислоты содержат в своём составе два атома водорода. Правильный ответ 3.

3. Разбавленные кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, с солями, если образуется нерастворимое соединение. Правильный ответ 2.

4. Соляная кислота взаимодействует солями более слабых кислот. Правильный ответ 4.

3 уровень

1. Кислота – сложное вещество, состоящее из атомов водорода, способного замещаться на атомы металлов и кислотного остатка. Правильный ответ 3.

2. Правильный ответ 3.

3. Разбавленные кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, с амфотерными оксидами. Правильный ответ 4.

4.  1) 2HCl + Zn→ ZnCl2+ H2      реакция замещения

     2) 2H3PO4+3К2О→2К 3PO4+3Н2О  реакция обмена

     3) H2SO4 +  2NaOH→ Na2SO4 + 2H2O  реакция обмена

Тема «Соли. Классификация. Номенклатура.  Способы получения солей»

1 уровень

1. Выберите формулу соли.

1) К2СО3       2) КОН     3) К2О      4) НСI
2. Укажите формулу нитрата серебра.

1) Ag2SO4    2) AgNO3    3) Ag2O      4) Ag(NO3)3.

3. Укажите формулу гидрокарбоната магния.

1) Mg(HCO3)2      2) MgCO3       3) MgSO3       4) MgSO4

4. В реакции Са(ОН)2 + SО3 → образуется соль

1) CaSО3    2) CaSО4    3) Ca(SО3)2     4) Ca(SО4)2     

  1. уровень

1. Установите соответствие между химической формулой вещества и его названием.

1) FeCl3                                 А. Сульфат алюминия
2) Cu(NO
3)2                       Б. Хлорид железа(III)
3) Al
2(SO4)3                      В. Нитрат меди(II)
4) К
2СО3                              Г. Карбонат калия

                                   Д. Хлорид железа (II)

2. В перечне солей, формулы   Ag2CO3,   NaHS,   Cu(NO3)2,  Fe2(SO4)3,   Ca(HCO3)2,   KH2PO4,   KMnO4,    число кислых cолей  равно           1) 5                 2)2                    3) 3      4) 4                  

3. В реакции Ва(ОН)2 + N2О3 → образуется соль

1) BaNО3    2) BaNО2     3) Ba(NО2)2     4) Ba(NО3)2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

4.Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида цезия и серной кислоты?

1) Сульфат цезия, гидроксосульфат цезия

2) Сульфат цезия, гидросульфат цезия, гидроксосульфат цезия

3) Сульфат цезия, гидросульфат цезия

3 уровень

1.  Приведите формулы солей:

хлорид железа(II), сульфат натрия, карбонат алюминия, ортофосфат магния, нитрат железа (III), сульфит хрома (III), сульфид калия, бромид меди (II).

2. Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида натрия и ортофосфорной кислоты? Приведите уравнения реакций

1) Ортофосфат натрия, гидроортофосфат натрия

2) Ортофосфат натрия, гидрофосфат натрия, дигидроортофосфат натрия

3) Ортофосфат натрия, гидроксиортофосфат натрия

4) Ортофосфат натрия

3. При реакции С12О5 с раствором NaOH образуется

1) NaCIО2       2) NaCIO           3) NaCIО3          4) NaCl

4. Допишите уравнения реакций получения солей, используя схемы:

1) ? + HСl = AlСl3 + ?         2)  Mg + ? = MgSO4 + ?    Назовите соли.

5. Составьте уравнения реакций нейтрализации, чтобы в результате их

получились соли: нитрат натрия, хлорид железа (III).

 Ответы

1 уровень

  1. Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. Правильный ответ 1.
  2. Нитраты – соли азотной кислоты? Серебро не проявляет валентность III. Правильный ответ 2.
  3. Гидрокарбонат магния – кислая соль, продукт неполного замещения атомами металлов атомов водорода в угольной кислоте. Правильный ответ 1.
  4. Кислотный оксид SО3 соответствует серной кислоте, кальций проявляет валентность II. Правильный ответ 2.
  1. Уровень

1. Название соли определяется по кислотному остатку. Правильный ответ БВАГ.

2. Кислая соль, продукт неполного замещения атомами металлов атомов водорода в кислоте. Правильный ответ 3.

3. Кислотный оксид N2О3соответствует азотистой кислоте HNО2, барий двухвалентен. Правильный ответ 3.

4. При взаимодействии гидроксида цезия и серной кислоты можно получить среднюю и кислую соли. Правильный ответ 3.

3 уровень

1. FeCl2,  Na2SO4, Al2(СO3)3, Mg3(PO4)2,  Fe (NO3)2,Сr2(SО3)3,   К2S,   CuBr2

2.     При взаимодействии гидроксида натрия и ортофосфорной кислоты можно получить среднюю и две кислые соли.  Правильный ответ    2.

3.  Кислотный оксид С12О5   соответствует HClO3.     Правильный ответ 3.

4. 1) 2 Al + 6HСl = 2AlСl3 +3 H2                   AlСl3   хлорид алюминия

    2)  Mg + H2SO4  = MgSO4 + H2                 MgSO4 сульфат натрия

5. Реакция нейтрализации называется реакция обмена между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода.

NaOH +  НNO3→ NaNO3+ H2O

Fe(OH)3 + 3HСl  →FeCl3+ 3H2O

Тема  «Физические и химические свойства солей»

1 уровень

1.Какая из солей нерастворима в воде:

1)  нитрат меди(II)      2   карбонат калия     3)  хлорид бария     4)  ортофосфат кальция

2. Нитрат алюминия в растворе взаимодействует с

1) KCl      2) Fe (NO3)2      3) MgCl2         4) Ca(OH)2

3.  Сульфид натрия в растворе не реагирует с

1) соляной кислотой      2)  сероводородом     3) свинцом     4) сульфатом цинка

4. Реагируют друг с другом

1) ртуть и раствор нитрата свинца (II)               2) бром и раствор хлорида натрия

3) серная кислота и сульфит натрия  4) раствор гидроксида натрия и сульфид калия

2 уровень

1. И с хлором, и с гидроксидом калия, и с нитратом серебра реагирует

в растворе       1) NaI         2) FeCl3    3) FeCl2       4) CuSO4

2. Допишите уравнения реакций:

1

) Al(NO3)3 + Mg =        

2) Al(NO3)3 + Zn =

3) Al2(SO3)3 + KOH =

4) Al2(SO3)3 + Cu(OH)2 =

5) CaCl2 + Na3PO4 =

6) CaCl2 + NaNO3 =

Объясните причину, по которой некоторые из выше перечисленных реакций идут, а некоторые – нет.

3.Какая соль является основной частью мрамора, известняка – горных пород, используемых  в строительстве, отделочных работах

 1) СаСО3             2) СаSO3               3) MgCO3         4) BaCO3

3 уровень

1. С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди (II) реагирует

1) CaCO3                2) K2SO3             3) Na2SO4        4) Al2(SO4)3

2.С какими из нижеперечисленных веществ может вступать в реакцию хлорид цинка и почему? Приведите уравнения возможных реакций, определите типы химических реакций.

   Алюминий,  нитрат калия, серная кислота,  гидроксид бария, ортофосфат натрия, гидроксид алюминия,  нитрат серебра, железо, вода.

 3. .Какая масса осадка образуется при взаимодействии избытка раствора хлорида бария с 21,2 г раствора фосфата калия с массовой долей растворенного вещества 20%?

Ответы

1 уровень

1. По таблице растворимости определяем, что ортофосфат кальция не растворяется в воде. Правильный ответ 4.

2. Нитрат алюминия является солью, которая способна вступать в реакцию со щёлочью,  если образуется нерастворимое соединение. Правильный ответ 4.

3. Сульфид натрия в растворе не реагирует с сероводородом. Правильный ответ 2

4. Кислота реагирует с солью более слабой кислоты.

Правильный ответ 3

  1. уровень

1.С хлором,  гидроксидом калия,  нитратом серебра реагирует  FeCl2 

Правильный ответ 2

2.1) 2Al (NO3)3 + 3Mg = 3Mg (NO3)2 + 2Al

2)  Al(NO3)3 + Zn = не идёт, так менее активный металл не вытесняет более активный металл из раствора его солей

3) Al2(SO3)3 + 6KOH = 2Al(OH)3 +3 K2 SO3

4) Al2(SO3)3 + Cu(OH)2 = соли не реагируют с нерастворимыми основаниями

5) 3CaCl2 + 2Na3PO4 =Ca3(PO4)2+6NаCl

6) CaCl2 + NaNO3=не идёт, так как не образуется нерастворимое соединение

3. СаСО3 карбонат кальция .  Правильный ответ 1.


3 уровень

1. С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди (II) реагирует с CaCO3. Правильный ответ 1.

2.  3Zn Cl2+2Al 2Al Cl3+ 3Zn реакция замещения, более активный  металл вытесняет менее активный металл из раствора его соли

Zn Cl2+Ba(OH)2 Zn(OH)2  +  Ba Cl2    реакция обмена, образуется нерастворимое основание

Zn Cl2+ 2AgNO32Ag Cl + Zn (NO3)2    реакция обмена, образуется нерастворимая соль

3.Составлено уравнение реакции

3BaCI2+ 2K 3PO4  =Ba3( PO4)2       +6K CI

2.Рассчитана  масса и  количество вещества хлорида железа (III), содержащегося в растворе

         m(K 3PO4  )  = mр-ра w/ 100 =21,220/100 =4,42 г

          n (K 3PO4  )  =m (K 3PO4  )  /М(K 3PO4  )  = 4,42/212 =0,02моль

 3.Определена масса осадка по уравнению реакции

n (K 3PO4  ): n (Ba3( PO4)2     =2:1

n (Ba3( PO4)=  0,02/  2  =0,01

m (Ba3( PO4  )= n M(Ba3( PO4  )= 0,01 602=6,02г

Ответ:  6,02г

Тема «Генетическая связь между основными классами неорганических веществ»

  1. уровень

1.Установите соответствие между формулой вещества и классом соединений, которому оно принадлежит

Вещество        Класс

1) ВаО        А) кислота

2) Cu (ОН)2                              Б) нерастворимое основание

3) MgCl2        В) щёлочь

4) NaOH        Г) соль

                                                       Д) оксид

2. В цепочке превращений

        Cu XCuCI2 Y

X иY обозначают формулы веществ

  1.  X-Cu2O, Y- CuOH                            2)   X-Cu2O, Y- Cu(OH)2

3)    X-CuO, Y- CuOH                        4)   X-CuO, Y- Cu(OH)2

3. Осуществите превращения:

   Ва→ВаО→Ва(ОН)2→ВаSO4         

  1. уровень

1.Установите соответствие между формулой вещества и классом соединений, которому оно принадлежит

Вещество        Класс

1) Mn2O7        А) амфотерный оксид

2) Cr 2O3                                   Б) кислотный оксид

3) MgОНCl        В) щёлочь

4) Рb(OH)2        Г) основная соль

                                                       Д) основание

2. Напишите уравнения реакций по схеме, укажите тип реакции  

   Si → SiO2 → K2SiO3 → H2SiO3

3. В схеме превращений   FeCl3 →X →Y→Fe(OH)3

веществами X и Y могут быть соответственно

1) сульфат железа (III) и оксид железа (III)

2) ортофосфат железа (III) и Fe3O4

3) нитрат железа (III) и оксид железа (III)

4) гидроксид железа (III) и сульфат железа (III)

  1. уровень

1.Составить схему генетической связи веществ

металл → основной оксид → основание  → соль

2.В цепочке превращений      FeO +X →Fe                 Fe + HCl →Y

веществами Х и Y соответственно являются

1) угарный газ и хлорид железа (II)       2) уголь и хлорид железа (III)

3) водород и хлорид железа (III)            4) углекислый газ и хлорид железа (II)

 3. Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку  превращений и запишите уравнения реакций.

NaNO3,  H 3PO4 ,PbCI2,  H 2SO4,  K 3PO4,  CuO, P 2O5, Fe, CaO, P.

Ответы

1 уровень

1. ДБВГ

2.   2 Сu + O2 2СuO            CuCl2+2NaOH Сu(OH)2+2 NаCl    Правильный ответ 4

3.   2Ва+ O2 2ВаО         ВаО   +H2O   Ва(ОН)2            Ва(ОН)2 + H 2SO4   →ВаSO4 + H2O

2 уровень

1.БAГД

2.   Si+О2 → SiO2           SiO2+2KOH→ K2SiO3+H2O          K2SiO3+2HCl → H2SiO3+2КСl

реакция соединения           реакция обмена                            реакция обмена

3.    Нерастворимое основание получают при взаимодействии растворов солей с щелочами.    Правильный ответ 4.

3 уровень

1.Ва→ВаО→Ва(ОН)2→ВаSO4

2.   FeO +CO →Fe+ CO2      Угарный газ восстанавливает металлы из их оксидов                   Fe + 2HCl → FeCl2+ H2         При взаимодействии железа с соляной кислотой образуется соль  двухвалентного    железа

3. P→ P 2O5   →H 3PO4     K 3PO4           металл → кислотный оксид → кислота → соль

4P+5О2→ 2P 2O5               P 2O5 +   3H2O  → H 3PO4                   H 3PO4  +3  KOH→ К 3PO4  + 3H2O

Приложение 3

Примеры заданий на основе применения ИКТ

Презентация Тест «Кислоты» 

         Презентация выполнена в программе PowerPoint 97-2003 Slide Show

Тест включает следующие задания:

Слайд 3_-  составление химической формулы кислоты. При неправильно выбранном индексе, все цифры исчезают. При правильном ответе индекс направляется на свое место. Результат тестирования виден по количеству формул записанных с индексами. Слайд 4 –  номенклатура кислот. Из трех предложенных названий кислот, необходимо выбрать то, которое соответствует написанной формуле кислоты. При не правильном ответе все названия кислот в ряду исчезают.

 Слайд 5 – тест работает по аналогии, но в обратном порядке: названию кислоты надо выбрать соответствующую формулу.

Слайд 6 – «Третий лишний». Из трех представленных веществ необходимо выбрать кислоту. При неправильном ответе весь ряд исчезает. При правильном - кислоты выстраиваются в столбик.

Слайд 7 – предполагает знания учащихся об окраске индикаторов в кислой среде. При правильном ответе  кислота в пробирке окрашивается, при неправильном – все исчезает.

Слайд 8 – предполагает знание химических свойств кислот. Необходимо дописать уравнения реакции. При нажатии на правильный ответ, вещества перемещаются на свое место в уравнении, при неправильном ответе – все формулы исчезают.

Слайд 9 – техника безопасности. Работает по аналогии.

Презентация Тест «Соли»

         Презентация выполнена в программе PowerPoint 97-2003 Slide Show

Тест используется для проверки номенклатуры солей. Оценку выставляет в автоматическом режиме.

Интерактивное задание «Оксиды»

Задание, направленное на проверку умения классифицировать оксиды.

Презентация «Основные классы неорганических соединений»

         Данная презентация  включает в себя задания теоретического и практического характера. Используется на уроке по систематизации знаний и умений обучающихся по вышеуказанной теме. Задания практического характерно удобно выполнять  и на интерактивной доске.

Приложение 4

Примеры экспериментальных заданий к разделу «Основные классы неорганических соединений»

1.Как в растворе обнаружить щелочь и кислоту?

2. Как очистить старые монеты от темного налета оксида меди в домашних условиях

3. Лакмус в кислой среде – красный, в щелочной – синий. Какой будет окраска лакмуса, если слить кислоту и щелочь? Проведите эксперимент.

4. В стеклянных бюксах без надписей находятся образцы следующих оксидов:

а) оксида алюминия                  б) оксида хрома(III)             в) оксида марганца(IV)    

  г) оксида железа(III)                д) оксида меди(I)                 е) оксида меди(II)

Как, не пользуясь никакими реактивами, различить эти вещества? [2]

5. При проведении реакции нейтрализации был получен странный результат: при добавлении к раствору щёлочи первой порции  кислоты изменилась окраска индикатора; если же продолжать добавлять кислоту, происходит удивительное явление. Проведите эксперимент и объясните его результаты.[1]

Ответы

1. Обнаружить щелочь и кислоту можно с помощью специальных веществ -индикаторов, которые меняют свою окраску под действием растворов кислот и щелочей.

2.Старинное средство для чистки медных и латунных предметов — «уксусное тесто». Это смесь муки и столового уксуса, которую замешивают непосредственно перед использованием. «Тесто» наносят на металлическую поверхность, дают ему высохнуть и счищают щеткой или тряпкой. Уксусная кислота взаимодействует с оксидом меди. Мука она служит адсорбентом загрязнений.

3. Раствор становится нейтральным, т.к. в нём уже нет ни кислоты, ни щёлочи.

Реакцию между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода,

называется реакцией нейтрализации.    Например, NaOH + HCl → H2 O + NaCl

4.Все они являются оксидами металлов, поэтому при нормальных условиях это твёрдые вещества. Различить их можно по внешнему виду. Оксид алюминия белого цвета,  оксид хрома(III)  тёмно-зелёного цвета, оксид марганца(IV) тёмно-коричневого, оксид железа(III) бурого цвета, оксида меди(I) красного цвета,   оксида меди(II) чёрного цвета.5. В выданном растворе щёлочи содержится примесь карбоната натрия. Поэтому при добавлении кислоты сначала происходит нейтрализация щёлочи, а затем взаимодействие кислоты с карбонатом натрия. Это приводит к выделению газа.                                                            

Приложение  5                                                                          

Итоговое тестирование по разделу «Основные классы неорганических соединений»

А1.Основные свойства наиболее выражены у оксида, формула которого

1) Fe2O3                 2) FeO                   3) Cr2O3                 4) СгО3 

А.2  Реакция возможна между:

1)   Н2О и SО3                    2)   СО и СаО

3)   Р2O3 и SO2                  4)  Н2О и А12О3 

А3.Верны ли следующие суждения об оксидах цинка и алюминия?

А. В   результате   взаимодействия   этих   оксидов   с   водой   получаются гидроксиды.

Б.  Эти оксиды взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.

1)   верно только А                     2)   верно только Б

3)   верны оба суждения             4) оба суждения неверны

А4. Реакция нейтрализации происходит между

1)

цинком и соляной кислотой  

2)

серной кислотой и хлоридом бария

3)

гидроксидом кальция и азотной кислотой

4)

гидроксидом натрия и сульфатом меди (II)

А5. Гидроксид железа (II) образуется при взаимодействии в растворе

 1) Fe 2O3 и  H2O                                                       2) FeO и H2O  

 3) Fe Cl3 и КOH                                                                                    4) Fe Cl2 и NaОН

А6. Разбавленный раствор соляной кислоты не взаимодействует

1) с цинком                             3) с медью

4) c гидроксидом бария        2) с оксидом бария

А7. Используя в качестве реактива только фенолфталеин, можно распознать:

1) растворы серной и азотной кислот

2) раствор гидроксида натрия и известковую воду

3) соляную кислоту и раствор хлорида натрия

4) растворы азотной кислоты и гидроксида калия

 В1.Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида:

1) Na2O
2) Fe
2O3
3) ВаО
4) СО
2

A. Fe(OH)3 
Б. Н
2СО3 
В. NaOH
Г. Ва(ОН)
2
Д. H
2SO4

В2.Установите соответствие между химической формулой соли и классом, к которому она относится.

1) NaHCO3 
2) Сu(ОН)Сl
3) Na
2CO3
4) Na
2KPO4 

А. средние соли
Б. кислые соли
В. основные соли
Г. двойные соли

C1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Р —>Р2О5 —>Н3РО4—>K3 PO4 —>Ag3PO4

С2. Вычислите  массу соли, которая образуется кислоты при взаимодействии  9,8 г серной с  гидроксидом натрия.

Ответы

А1.  Основные свойства проявляют оксиды металлов с валентностью I-II, поэтому правильный ответ 2.

А2.  Определяем характер оксидов: SО3 ,Р2O3 , SO2  - кислотный,  А12О3 - амфотерный,  СО - несолеобразующий, СаО – основной. Химическая реакция возможна между кислотным оксидом SО3  и водой с образованием кислоты, в остальных случаях реакция не возможна. Правильный ответ 1.

А3. Оксиды цинка и алюминия – амфотерные оксиды, для них характерно взаимодействие с кислотами и щелочами. С водой амфотерные оксиды не реагируют, поэтому правильный ответ 2.

А4. Реакцией нейтрализации называется реакция обмена  между основанием и кислотой с образованием соли и воды, поэтому правильный ответ 3

А5. Гидроксид железа (II) –нерастворимое основание, которое получается при взаимодействии растворов солей  железа (II) со щелочами. Правильный ответ 4.

А6. Разбавленный раствор  соляной кислоты не реагирует с металлами, стоящими в ряду активности металлов после водорода. Правильный ответ 2.

А7. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде окрашивается в малиновый цвет, в кислой  и нейтральной среде остаётся бесцветным. Поэтому с помощью фенолфталеина можно распознать азотную кислоту и гидроксид калия. Правильный ответ 4.

В1. Na2O, ВаО – основные оксиды, им соответствуют основания NaOH, Ва(ОН)2,
 СО
2 – кислотный оксид, которому соответствует кислота Н2СО3,,  Fe2O3 – амфотерный оксид, ему соответствует амфотерный гидроксид  Fe(OH)3.Правильный ответ ВАГБ
В2. Средние соли – соли, в состав которых входят ионы металла (или ион аммония) и кислотного остатка. Кислые соли, помимо ионов металла и кислотного остатка, содержат ионы водорода. Основные соли, помимо ионов металла и кислотного остатка, содержат гидроксильные группы. Двойные соли – соли, состоящие их ионов различных металлов и кислотного остатка. Правильный ответ БВАГ.

C1  Фосфор – неметалл, при окислении которого образуется кислотный оксид, способный взаимодействовать с водой при нагревании с образованием ортофосфорной кислоты. Из ортофосфорной кислоты получить ортофосфат калия можно несколькими способами, например, взаимодействием с гидроксилом калия. Раствор ортофосфата калия способен взаимодействовать с раствором нитрата серебра, так как образуется нерастворимая соль.

 1)4P+5O2 —>2Р2О5

2) Р2О5+3 H2O —>2Н3РО4

3) Н3РО4 +3KOH—>K3 PO4+3 H2O

4) K3 PO4+3AgNO3—>Ag3PO4+3KNO3

C2.

  1. Записано уравнение реакции:

H2SO4 +2 NaOH = Na24 +   H2O

2) Рассчитано количество вещества серной кислоты:

n=m/M

n(SО3) = 9,8/98 = 0,1 моль

3) Определено по уравнению реакции соотношение количества вещества серной кислоты  и полученной соли

Количества веществ кислоты и соли относятся как 1 : 1, значит n(Н24) = n(Na24) = 0,1 моль

4) Вычислена масса соли     m= nM,       m (Na24)  =0,1∙142=14,2 г

Ответ: m(Na24)  =14,2

Литература

1. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека)-М., АРКТИ,1998. – 17 с.

2.Савин Г.А.Олимпиадные задания по неорганической химии.9-10.- Волгоград: Учитель, 2004. –4 с.

3.Стёпин Б.Д., Л.Ю.Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М:. Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Урок химии в 8 классе: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".

Урок-турнир в 8 классе .Систематизация знаний  по теме: " Важнейшие классы неорганических соединений"....

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...

Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...

Обобщающий урок по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе

Познавательные цели: повторение и обобщение изученного материала по теме: оксиды, кислоты, основания, соли; их классификацию; химические свойства, умение их подтверждать уравнениями реакции, умение пр...