Рабочая программа по физической культуре для 5 класса 2012- 2013 учебный год
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса 2012- 2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_3_chasa.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура"  разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под руководством доктора педагогических наук В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич, действующей с 2008 года,   охватывающая все основные компоненты системы физического воспитания. Рабочая  программа создана на основе  основных разделов   физической культуры: теория,  гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка с учетом материально-технической базы учебного учреждения.  Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе. В системе используются по данной программе различные виды мониторингов, которые помогают наблюдать в динамике за физическим развитием каждого школьника.

Содержание данного календарно – тематического планирования при 3 (трех) учебных занятиях в неделю основного общего   образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.

Помимо выполнения обязательного минимума содержания  программного материала, с учетом индивидуальных особенностей учащихся,   возможностей материальной физкультурно – спортивной базы школы, включена  дифференцированная  (вариативная)  часть физической культуры.  Она направлена на изучение  раздела «Подвижные игры» и на увеличение часов на раздел «Спортивные игры»  (волейбол, баскетбол).

 

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

 

Задачи физического воспитания обучающихся 5 класса

Решение задач физического воспитания учащихся направленно на:

  1. содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
  2. обучение основам базовых видов двигательных действий;
  3. дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
  4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  5. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  6. выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  7. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  8. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  9. содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Каждый из практических разделов рабочей программы составлен  в соответствии с задачами обучения и имеет единую структуру: теоретические сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения, упражнения для  развития двигательных качеств и навыков, требования к учащимся.

Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности. Теория  изучается на уроках, лекциях при прохождении материала соответствующего раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая культура», программно-методический материал.

Гимнастика с основами акробатики.  Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 4  классе, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Большое разнообразие, возможность строго  направленного воздействия  делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей. Начиная с  5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при дозировке гимнастических упражнений. После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках. Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать  такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма

Уроки легкой атлетики направлены на закрепление  основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы. Продолжается   обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом  воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить гимназистов проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

В разделе  «Спортивные игры» в 5 классе продолжается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр баскетбола и волейбола. Обучение сложной технике игр основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным развитием ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных действий и др.) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных). Спортивные игры благоприятно влияют  на развитие психических процессов  учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств. На учебных занятиях закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико – тактичеких взаимодействий в нападении и защите.

Лыжная подготовка посвящена изучению поперечного двухшажного и одновременного бесшажных ходов. Подъем "елочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции до 3 км без учета времени. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2- 3 км (вкатывание).Затем  с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. На каждом занятии необходимо  уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих во время выполнения занятий. Переход с хода на ход, тренировка комбинированных ходов, формирование правильного дыхания.

В целях контроля за результативностью урока физической культуры, проверки уровня общей физической подготовленности обучающихся  два раза в год проводится мониторинг физического развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места, наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и вис (девочки)

 

Успеваемость.  Знания, умения, навыки, уровень развития физических качеств оцениваются по пятибалльной системе. Может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.

Предварительный учет  осуществляется для выявления и уточнения условий проведения занятий, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, характера производственной деятельности учащихся.

Текущий учет – это учет показателей учебной работы: посещаемости, успеваемости, выполнения  программы, а также учет данных врачебного контроля и выполнения учебных нормативов.

Итоговая оценка –  за четверть, за год выставляется за сдачу конкретных нормативов. Преподаватель имеет право как повышать, так и понижать учебный норматив, в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного учащегося, а также учитывать его отношение к учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.

Содержание данной рабочей программы предназначено для учащихся  основной и подготовительных медицинских групп. Учащиеся освобожденные от уроков физической культурой, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручение учителя.

 

Общее количество часов в год - 102 (3 часа в неделю)

 

Комплексная программа физического воспитания.                                             

                           5 класс    

                                          Основы знаний

Дыхательная система и её функции при занятиях физическими упражнениями. Что такое дыхательный режим; его значение. Объяснить преимущества хорошей осанки и регулярных занятий физическими упражнениями. Влияние семьи и сверстников на индивидуальный  выбор здорового образа жизни.

Личностные положительные качества и влияние сверстников на поведение ( дать объяснение этому явлению). Что такое хорошее состояние, самочувствие ( как вы его определяете, что влияет на ваше самочувствие).

Азбука баскетбола ( основные технические приёмы).

                               О.Ф.П.

Бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50м . Бег на 60 метров. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге ( канав, рвов, изгородей).

Прыжки в глубину с высоты 60-70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину сериями; отталкиваясь правой и левой ногой. Опорные прыжки.

Метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками.

Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой; размахивание в упоре на брусьях, вис- угол в висе.

Кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приёмов.

                            СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Остановка прыжком. Ловля и передача мяча шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча одной рукой  с места. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Сочетание  пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки.

                        ПРИМЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ                

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                             ПОКАЗАТЕЛИ

      МАЛЬЧИКИ                               ДЕВОЧКИ

      5               4               3               5               4                 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Бег 20 м с высокого старта (с)

Бег 60 м   (с)

Челночный бег 4+10 м  (с)

Прыжок в длину с места (см)

Подтягивание на перекладине из виса  (раз)

Поднимание ног до угла в 90 град. Из виса на гимнастической стенке (раз)

Метание мяча на дальность (м)

Кросс 1500 м  (мин, с )

Бег на лыжах 2 км ( мин , с )

Прыжок в длину с разбега (см)

3,8

10,1

11,5

170

5

--------

30

8.30

13.00

330

4,1

10,6

12,0

160

3

-------

27

9.00

13.30

300

4,4

11,1

12,5

150

1

--------

24

9.20

14.00

290

4,1

10,5

11,7

160

------

10

20

9.30

13.30

260

4,3

11,0

12,2

150

-------

7

18

9.50

14.00

230

4,5

11,5

12,7

145

--------

4

16

10.10

14.30

200

Тематическое планирование 5 класс 1 четверть

Учебный материал

        

                               Номера уроков

  1    2   3    4    5   6    7    8    9    10  11 12  13 14  15  16 17  18  19 20  21  22  23  24 25  26

Значение физических упражнений для поддержания работоспособности

О.Р.У. для  контроля над осанкой

Бег с равномерной скоростью

Бег с максимальной скоростью

Стартовый разгон

Прыжок в длину с разбега

Бег 2000 метров

БАСКЕТБОЛ

Ловля и передача мяча двумя руками от  груди с шагом

Ведение мяча их виды

Бросок мяча от плеча после ведения

Эстафеты

Учебная игра

Подведение итогов четверти

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тематическое планирование 5 класс 2 четверть

Учебный материал

                                        Номера уроков

 27 28 29  30 31  32 33  34 35 36 37 38  39 40  41 42  43 44 45  46 47  48 49  

Построение, сообщение темы,  

задач урока

Одежда, обувь, спортивный инвентарь

           1

  РАЗУЧИВАНИЕ      

Попеременный двухшажный ход

Одновременный бесшажный ход

Подъём «полуёлочкой»

Торможение «плугом»

Поворот «переступанием»

           2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Попеременного двухшажного хода

Одновременного бесшажного хода

Подъёма «полуёлочкой»

Торможения «плугом»

Поворота «переступанием»

              3

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Попеременного двухшажного хода

Одновременного бесшажного хода

Подъёма «полуёлочкой»

Торможения «плугом»

Поворота «переступанием»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

               4

Прохождение дистанции 1 км в быстром темпе

Прохождение дистанции 2 км в быстром темпе

               5

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

Попеременный двухшажный ход

Одновременный бесшажный ход

Подъём «полуёлочкой»

Торможение «плугом» и поворот «переступанием»

Бег на лыжах 1 км на время или 2 км без учёта времени

+

+

+

+

+

+

+

Тематическое планирование 5 класс 3 четверть

Учебный материал

        Номера  уроков

 50  51  52  53  54  55   56  57 58   59  60  61  62   63  64  65  66  67  68   69 70  71   72  73  74  75  76  77

Двигатель-ный режим учащихся 5 класса

О.Р.У. для контроля за осанкой

Строевые упраж-нения

БАСКЕТБОЛ

Ловля и передача  мяча

Ведение мяча

Стойки и передвижения

Имитация броска в кольцо

Эстафеты

ФУТЗАЛ

Удар по мячу внутренней стороной частью  подъёма

Остановка мяча внутренней стороной стопы

                       

Ведение мяча , их виды

ВОЛЕЙБОЛ

Нижняя передача мяча

Верхняя передача мяча

Верхние передачи во встречных колоннах

Учебная игра

Итоги четверти

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тематическое планирование 5 класс 4 четверть

Учебный материал

        Номера уроков

 78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96   97  98  99100101102

Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой

О.Р.У. для контроля над осанкой

Высокий старт

Бег с ускорениями

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с разбега

Бег в медленном темпе

Равномерный бег

Подвижные эстафеты

Метание мяча

Бег 30 метров

Бег 2*60 метров

Бег 4*30 метров

Игра «Верёвочка под ногами

Бег 20 *7 метров

Бег 15*7 метров

Переменный бег

Ускорения 20*4 метра

Ускорения 15*3 метра, итоги четверти.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

                                   Литература:

  1. Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов.В.И Лях. А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2008г;
  2. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;
  3. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред.       Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М. Физкультура и спорт, 1991.
  4. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум -  М.: Просвещение, 1992;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...

рабочая программа по русскому языку 5 класс 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа была составлена на основе учебника и программы под ред. Ладыженской...

Рабочая программа по физической культуре 8 класс (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»В. И. Ляха, А. А. Зданевича ...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре 5 класса 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной рабоч...