Рабочая программа по физической культуре для 5 класса 2012- 2013 учебный год
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса 2012- 2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_3_chasa.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под руководством доктора педагогических наук В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич, действующей с 2008 года, охватывающая все основные компоненты системы физического воспитания. Рабочая программа создана на основе основных разделов физической культуры: теория, гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка с учетом материально-технической базы учебного учреждения. Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе. В системе используются по данной программе различные виды мониторингов, которые помогают наблюдать в динамике за физическим развитием каждого школьника.
Содержание данного календарно – тематического планирования при 3 (трех) учебных занятиях в неделю основного общего образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания программного материала, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возможностей материальной физкультурно – спортивной базы школы, включена дифференцированная (вариативная) часть физической культуры. Она направлена на изучение раздела «Подвижные игры» и на увеличение часов на раздел «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол).
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания обучающихся 5 класса
Решение задач физического воспитания учащихся направленно на:
- содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Каждый из практических разделов рабочей программы составлен в соответствии с задачами обучения и имеет единую структуру: теоретические сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения, упражнения для развития двигательных качеств и навыков, требования к учащимся.
Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности. Теория изучается на уроках, лекциях при прохождении материала соответствующего раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая культура», программно-методический материал.
Гимнастика с основами акробатики. Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 4 классе, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей. Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при дозировке гимнастических упражнений. После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках. Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма
Уроки легкой атлетики направлены на закрепление основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы. Продолжается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить гимназистов проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
В разделе «Спортивные игры» в 5 классе продолжается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр баскетбола и волейбола. Обучение сложной технике игр основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным развитием ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных действий и др.) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных). Спортивные игры благоприятно влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств. На учебных занятиях закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико – тактичеких взаимодействий в нападении и защите.
Лыжная подготовка посвящена изучению поперечного двухшажного и одновременного бесшажных ходов. Подъем "елочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции до 3 км без учета времени. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2- 3 км (вкатывание).Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих во время выполнения занятий. Переход с хода на ход, тренировка комбинированных ходов, формирование правильного дыхания.
В целях контроля за результативностью урока физической культуры, проверки уровня общей физической подготовленности обучающихся два раза в год проводится мониторинг физического развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места, наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и вис (девочки)
Успеваемость. Знания, умения, навыки, уровень развития физических качеств оцениваются по пятибалльной системе. Может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.
Предварительный учет осуществляется для выявления и уточнения условий проведения занятий, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, характера производственной деятельности учащихся.
Текущий учет – это учет показателей учебной работы: посещаемости, успеваемости, выполнения программы, а также учет данных врачебного контроля и выполнения учебных нормативов.
Итоговая оценка – за четверть, за год выставляется за сдачу конкретных нормативов. Преподаватель имеет право как повышать, так и понижать учебный норматив, в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного учащегося, а также учитывать его отношение к учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.
Содержание данной рабочей программы предназначено для учащихся основной и подготовительных медицинских групп. Учащиеся освобожденные от уроков физической культурой, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручение учителя.
Общее количество часов в год - 102 (3 часа в неделю)
Комплексная программа физического воспитания.
5 класс
Основы знаний
Дыхательная система и её функции при занятиях физическими упражнениями. Что такое дыхательный режим; его значение. Объяснить преимущества хорошей осанки и регулярных занятий физическими упражнениями. Влияние семьи и сверстников на индивидуальный выбор здорового образа жизни.
Личностные положительные качества и влияние сверстников на поведение ( дать объяснение этому явлению). Что такое хорошее состояние, самочувствие ( как вы его определяете, что влияет на ваше самочувствие).
Азбука баскетбола ( основные технические приёмы).
О.Ф.П.
Бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50м . Бег на 60 метров. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге ( канав, рвов, изгородей).
Прыжки в глубину с высоты 60-70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину сериями; отталкиваясь правой и левой ногой. Опорные прыжки.
Метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками.
Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой; размахивание в упоре на брусьях, вис- угол в висе.
Кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приёмов.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Остановка прыжком. Ловля и передача мяча шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча одной рукой с места. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки.
ПРИМЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Тематическое планирование 5 класс 1 четверть
Учебный материал |
Номера уроков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | ||||||||||||||||||||||||||
Значение физических упражнений для поддержания работоспособности О.Р.У. для контроля над осанкой Бег с равномерной скоростью Бег с максимальной скоростью Стартовый разгон Прыжок в длину с разбега Бег 2000 метров БАСКЕТБОЛ Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом Ведение мяча их виды Бросок мяча от плеча после ведения Эстафеты Учебная игра Подведение итогов четверти |
|
Тематическое планирование 5 класс 2 четверть
Учебный материал | Номера уроков 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 | |||||||||||||||||||||||
Построение, сообщение темы, задач урока Одежда, обувь, спортивный инвентарь 1 РАЗУЧИВАНИЕ Попеременный двухшажный ход Одновременный бесшажный ход Подъём «полуёлочкой» Торможение «плугом» Поворот «переступанием» 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Попеременного двухшажного хода Одновременного бесшажного хода Подъёма «полуёлочкой» Торможения «плугом» Поворота «переступанием» 3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ Попеременного двухшажного хода Одновременного бесшажного хода Подъёма «полуёлочкой» Торможения «плугом» Поворота «переступанием» |
|
4 Прохождение дистанции 1 км в быстром темпе Прохождение дистанции 2 км в быстром темпе 5 КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ Попеременный двухшажный ход Одновременный бесшажный ход Подъём «полуёлочкой» Торможение «плугом» и поворот «переступанием» Бег на лыжах 1 км на время или 2 км без учёта времени |
|
Тематическое планирование 5 класс 3 четверть
Учебный материал | Номера уроков 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 | ||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель-ный режим учащихся 5 класса О.Р.У. для контроля за осанкой Строевые упраж-нения БАСКЕТБОЛ Ловля и передача мяча Ведение мяча Стойки и передвижения Имитация броска в кольцо Эстафеты ФУТЗАЛ Удар по мячу внутренней стороной частью подъёма Остановка мяча внутренней стороной стопы
Ведение мяча , их виды ВОЛЕЙБОЛ Нижняя передача мяча Верхняя передача мяча Верхние передачи во встречных колоннах Учебная игра Итоги четверти |
|
Тематическое планирование 5 класс 4 четверть
Учебный материал | Номера уроков 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99100101102 | |||||||||||||||||||||||||
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой О.Р.У. для контроля над осанкой Высокий старт Бег с ускорениями Прыжок в длину с места Прыжок в длину с разбега Бег в медленном темпе Равномерный бег Подвижные эстафеты Метание мяча Бег 30 метров Бег 2*60 метров Бег 4*30 метров Игра «Верёвочка под ногами Бег 20 *7 метров Бег 15*7 метров Переменный бег Ускорения 20*4 метра Ускорения 15*3 метра, итоги четверти. |
|
Литература:
- Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов.В.И Лях. А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2008г;
- Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;
- Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М. Физкультура и спорт, 1991.
- Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1992;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...
Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...
рабочая программа по русскому языку 5 класс 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа была составлена на основе учебника и программы под ред. Ладыженской...
Рабочая программа по физической культуре 8 класс (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по физической культуре 8 класс разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»В. И. Ляха, А. А. Зданевича ...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре 5 класса 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной рабоч...