Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Голубенко Наталья Петровна

Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освоения программы обучающимися и варианты их оценки; литературу и средства обучения; календарно-тематический план (приложение к рабочей программе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_ist._dr._mira.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Новосельский филиал

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с. Спасское

                                       «Утверждаю»

                              ______________________________ / Киперчук И.А./

                            «_____» _______________ 2012 г.

                                                                 Рабочая программа

                                  История  Древнего мира

                                                                   

                                                 5 класс

                                               

                                  2012 – 2013 учебный год

                                               

                                         

                                           Разработчик: Голубенко Н.П., учитель истории высшей категории

Обсуждена и согласована                                                                          Утверждена

на методическом объединении                                                   на педагогическом совете

Протокол № 1 от ___             2012 г.                        Протокол № 1 от ___ сентября 2012 г.

                                                           Год разработки: 2012 г.

                                                                   

                                                          Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                                          с. 3 - 5

2. Содержание рабочей программы                                                                          с. 6 - 11

3. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса                                        с. 12

4. Планируемые результаты освоения программы обучающимися

    и варианты  их оценки                                                                                          с. 13 - 14

5. Литература и средства обучения                                                                          с. 15

6. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе)             с. 16 - 19

                                                                        3

                                                   Пояснительная записка

             Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе ФГОС ООП, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. Программа подготовлена на основе новой исторической методологии.        Сегодня в мировой науке и педагогической практике доминирует не фактологическое или социологическое, а цивилизационно – гуманитарное освещение истории Древнего мира. Согласно требованиям времени, определена концептуальная основа рабочей программы – социокультурный, цивилизационный подход. История Древнего мира

(с древнейших времен до конца V в. н. э.)  рассматривается в динамике, определены этапы, стадии всемирно – исторического процесса. Развитие каждого региона, страны, этноса показано в русле особенного, уникального пути. Усилен акцент на показ и раскрытие культурно – исторических факторов, что означает повышенное внимание к духовному наследию стран и народов, глубокое проникновение во внутренний мир человека прошлого, отказ от рассмотрения событий с узкоклассовых позиций. В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития. Цивилизационный подход в изучении истории предполагает исследование цивилизаций в их взаимосвязях с другими цивилизациями, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории. Различные цивилизации имеют свою присущую только им внутреннюю логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития других цивилизаций. Главное внимание в Рабочей программе предлагается уделить системообразующим чертам цивилизаций: особенности ведения хозяйства; формы повседневной жизни; обычаи; правила поведения; представления о добре и зле; религиозные верования; взгляды людей на окружающий мир.

          Важным методическим приемом является сопоставление различных цивилизаций, событий, процессов, личностей, культур Древнего мира. Учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы. Рабочая программа определила стремление, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием современного исторического мышления. Определена одна из важнейших задач – сформировать у учащихся понимание единства, всеобщности человеческой истории с древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления, т. к. факты могут забыться, а тип мышления, творческого и аналитического восприятия истории становится формирующей чертой личности. Для реализации данной задачи  в рабочей программе представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира: во главу угла поставлены вопросы развития цивилизаций Древнего Востока (Цивилизация Древнего Египта, Древние цивилизации Передней Азии, Древние цивилизации Южной и Восточной Азии), цивилизации Древней Греции,

                                                                        4

цивилизации Древнего Рима. При этом основной акцент делается на комплексные характеристики древних обществ с особым вниманием к культуре и религии, к

человеку: его образу жизни, ментальности, повседневности. В программе более полно представлена проблематика «Человек в истории»:  человек в мире власти, в государственной и общественной жизни, в культурных и религиозных системах, в отношениях с другими людьми, в повседневности, в семье. Особенностью истории Древнего мира выделено введение специального материала «Дети в истории». Ребенок показывается в отношениях с родителями и сверстниками, в учении, в игре, в процессе взросления.

           Рабочая  программа «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений гармонирует с учебником А.А Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», выпущенным издательством «Просвещение» (2011 г.). На основе рабочей программы и учебника сделаны попытки ввести детей в мир истории, каким он предстает в освещении современной науки, и вместе с тем показать, что история Древнего мира актуальна и для сегодняшнего дня, составляя фундамент современной цивилизации. Программа и учебник ориентированы на то, чтобы дать возможность учащимся овладеть определенным объемом знаний по истории Древнего мира и пробудить у них стремление к началу поиска ответов на важнейшие для человека и общества вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Итак, основная направленность  предлагаемого курса – гуманитарный поиск, в котором познанию истории отводится главенствующая роль.

        Принципиальное значение имеет вводная часть курса, в которой объясняется, зачем изучать историю и что собой представляет наука история сегодня. КТП

(приложение к рабочей программе) и учебник  реализуют задачу -  показать учащимся, что история – наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. Обращается внимание на вопросы хронологии, которые в последние годы оказались в центре исторических дискуссий в российском обществе.

                  Конкретными учебными целями истории Древнего мира являются:

  1. современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирования личности;
  2. формирование представлений об истории Древнего мира как  части общемирового исторического процесса;
  3. ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;
  4. объяснение ключевых исторических понятий, в том числе понятий «цивилизация», «государство» и др.;
  5. целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов;
  6. ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;                                                          

                                                               

                                                           

                                                                5

  1. показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;
  2. раскрытие специфики власти и собственности в древних цивилизациях;
  3. освещение становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире;
  4. характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и их восприятия в современной культуре;
  5. раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности.

         Прерогативой в рабочей программе  прослеживается обязательный       минимум содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Федеральному Базисному учебному плану: 68 часов в течение учебного года – по 2 часа в неделю ; по КТП-  6 плановых повторительно – обобщающих уроков(к/р – 1, тест – 5),  1 плановое итоговое повторение (блиц- опрос)  .      

                 В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по истории Древнего мира, выработать навыки работы с учебными текстами исторического характера, уметь отвечать на поставленные вопросы и выполнять предложенные задания. По истечении каждого урока для повышения качества преподавания и обучения  планируется рефлексия:

                                                                     1 вариант:

     1. Я узнал (а)…

     2. Я понял (а)...

     3. Я научился/ научилась …

     4. Я заинтересовался/ заинтересовалась…

                                                          2 вариант:

  1. Сегодня на уроке я узнал (а)…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял (а) задание…
  5. Я понял (а), что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал (а), что…
  8. Я приобрел (а)…
  9. Я научился/научилась…
  10.  У меня получилось…
  11.  Я смог (ла)…
  12.  Я попробую…
  13.  Меня удивило…
  14.  Урок дал мне для жизни…
  15.  Мне захотелось…

              Рабочая программа по истории Древнего мира соответствует современным целям и задачам изучения истории и требованиям обязательного минимума содержания исторического образования на второй ступени обучения.

                                                                            6

                                              Содержание рабочей программы

 

Раздел I. Введение в историю (1 ч.).

   Тема 1. История – наука о прошлом человечества (Что изучает история Древнего мира? Исторические источники. Исторический счет времени («лента времени».)  Цивилизация и ее составные части (Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве.).

Раздел II. Первобытный мир (6 ч.).

   Тема 1. Происхождение человека (Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные его отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания.  Занятия и жизнь древнего человека.).

   Тема 2. Природа и человек в первобытном мире (Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека древнего каменного века: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к  родовому строю. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете).

   Тема 3. Религия и искусство в первобытном мире (Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений.).

   Тема 4. Новый каменный век и «неолитическая революция» (Совершенствование орудий труда в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству – возникновение скотоводства и земледелия. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Развитие религиозных представлений.  Разложение родового строя у племен оседлых земледельцев и скотоводов – кочевников.).

   Тема 5. Возникновение цивилизаций (Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Войны между общинами и племенами, роль вождей.  Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Город и городская культура – новая ступень развития общества. Появление письменности. Первые очаги цивилизаций на планете (Африка, Европа, Азия, Америка).).

   Тема 6. Повторительно – обобщающий урок (Человеческое общество от первобытности к цивилизации.).

Раздел III. Цивилизация Древнего Египта (7 ч.).

Тема 1. Природа и занятия людей в Древнем Египте. Образование Древнеегипетского государства (Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в Древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Предпосылки и причины образования Древнеегипетского государства. Северное и Южное царства. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э. Общественное устройство Древнего Египта.) .

Тема 2. Фараон и его ближайшее окружение (Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.).

                                                                       

                                                                         7

Тема 3. Жизнь простых людей в Древнем Египте (Труд земледельцев – основа существования древнеегипетской цивилизации. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.) .

Тема 4. Военные походы фараонов (Войско фараонов. Завоевания Тутмоса III и Рамзеса II Могущество Древнеегипетского государства. Рабская судьба пленных.) .

Тема 5. Религия Древнего Египта (Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь и подготовка к «жизни вечной». Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона.)

Тема 6. Искусство Древнего Египта (Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.).

Тема 7. Школа, литература и наука в Древнем Египте (Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература. Жрецы – хранители научных знаний.).

Раздел IV. Древние цивилизации Передней Азии (6 ч.).

Тема 1. Государства Древнего Междуречья (Местоположение, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего Междуречья. Возникновение городов – государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия жрецов. Клинопись. «Сказание о Гильгамеше» - древний эпос Междуречья.) .

Тема 2. Древнее Вавилонское царство (Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Священный характер царской власти в Вавилонии. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.) .

Тема 3. Финикия (Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.).

Тема 4. Древнееврейские государства (Еврейские племена скотоводов – кочевников  во II тыс. до н. э. и завоевание ими Палестины. Мифы и предания древних евреев. Религия. Распад древнееврейского государства. Израильское и Иудейское царства.) .

Тема 5. Ассирийская держава (Положение Ассирии до конца II тыс. до н. э. Перемены в хозяйстве и в военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Отношение ассирийцев к побежденным народам. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека  Ашшурбанипала.) .

Тема 6. Нововавилонское царство и Персидская держава (Образование Нововавилонского царства. Расцвет города Вавилона. Строительство Вавилонской башни и библейские сказания о ней. Хозяйство и население древнего Ирана. Персидский царь Кир и легенда об его происхождении. Восстание персов против мидийского царя. Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран». Религия древнего Ирана,  Авеста.) .

Раздел V. Древние цивилизации Южной и Восточной Азии (4 ч.).

Тема 1. Древняя Индия (Природные условия. Население и его основные занятия. Особенности хозяйства индийской сельской общины. Загадка древнейших городов – государств долины Инда (Мохенджо – Даро и Хараппа). Вторжение на Индостан

                                                                            8

племен ариев. Индийские «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна». Представления о богах и переселении душ.) .

Тема 2. Государство и общество в Древней Индии (Древнейшие государства в Индии. Роль религии в жизни древнеиндийского общества. Варны. Учение Будды. Буддизм. Особенности государства в Индии. Держава Ашоки. Культура Древней Индии.).

Тема 3. Природа и занятия населения Древнего Китая (Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учителя мудрости – Конфуций и Лао - Цзы. Китайская религия и мифология.) .

Тема 4. Государство в Древнем Китае (Единое китайское государство (династии Цинь и Хань). Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Китай и окружающие его народы и государства. Представления китайцев об их стране и ее месте в мире. Достижения хозяйства. Великая китайская стена. Культура Древнего Китая.) .

 Повторительно – обобщающий урок. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. Их роль в мировой истории. (1 ч.)

Раздел VI. Цивилизация Древней Греции (24 ч.).

Тема 1. Природа и население Древней Греции (Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.).

Тема 2. Крит и Микены (Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Использование достижений критской культуры. «Златообильные Микены». Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен. Наступление «темных веков».).

Тема 3. Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник (Троянская война и ее причины. Вторжение северных греческих племен – дорийцев. Упадок и гибель Микенского царства. Отражение исторических событий в народных легендах и преданиях. Миф о суде Париса и похищении Елены Прекрасной. Боги и герои в поэме Гомера. «Открытие»  Г. Шлиманом Трои.) .

Тема 4. Поэма Гомера «Одиссея» (Одиссей и его спутники. Долгий путь домой. Приключения Одиссея. Возвращение на родную Итаку.).

Тема 5. Древнегреческие города – государства (Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Система ценностей древнегреческого полиса.) .

Тема 6. Древние Афины (Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.). Зарождение демократии (Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство Солона: отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Борьба с тиранами в Афинах. Основные черты афинской демократии.).

Тема 7. Древняя Спарта (Природа и хозяйство Лаконики. Законодательство Ликурга. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.).

Тема 8. Греческая колонизация (Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье

                                                                              9

   

и Причерноморье. Взаимоотношения греческих колоний и варварских племен (на примере скифов). .

Тема 9. Греко – персидские войны (Причины греко – персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Мильтиад. Марафонская битва и ее значение.).

Тема 10. Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса (Подготовка эллинов к новой войне. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье и Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.).

Тема 11. Возвышение Афин и расцвет демократии (Восстановление Афин после разрушения их персами. Быт простых граждан. Расцвет искусства, ремесла и торговли. Гавани порта Пирей. Труд рабов и их положение в в обществе. Возвышение Афин. Афинский союз – инструмент поддержания господства Афин в эллинском мире. Положение афинских граждан и их союзников.).

Тема 12. Искусство Древней Греции (Представления древних греков о красоте. Скульптура. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Мирона и Поликлета.  Расцвет древнегреческой архитектуры в классический период. Фидий и его творения. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.).

Тема 13. Афинские школы (Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры и  гимнасии). Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.).

Тема 14. Общегреческие праздники. Олимпийские игры (Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.) .

Тема 15. Религия Древней Греции (Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.).

Тема 16. Возникновение древнегреческого театра (Праздники в честь Диониса. Отец трагедии- Эсхил. Творцы комедий и трагедий (Аристофан, Софокл, Еврипид).Устройство театров и актеры. Значение театров в общественной жизни полисов).

Тема 17. Научные знания у древних греков (Древнегреческая философия и наука. «Любители мудрости» - Сократ, Платон и Аристотель, их жизненный путь и учения о человеке, природе,  обществе) .

Тема 18. Древнегреческие историки (Геродот – «отец истории». Фукидид, Ксенофонт и их произведения.).

Тема 19. Афины в V в. до н. э. (Афины при Перикле. Война со Спартой (Пелопоннесская война). Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.).

Тема 20. Возвышение Македонии. Подчинение Эллады (Македонское царство в IV в. до н. э. – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.) .

Тема 21. Создание и распад державы Александра Македонского (Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра

                                                                         10

Македонского. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра Македонского. Распад державы Александра Македонского.) .

Тема 22. Эллинистическая культура (Развитие изобразительного искусства в эпоху эллинизма. Расцвет науки и достижения техники. Знаменитые чудеса эллинистического мира (Фаросский маяк, Александрийская библиотека и Музей, Пергамский алтарь.).

Тема 23. Повторительно – обобщающий урок. Особенности развития древнегреческой цивилизации.

 Тема 24. Повторительно– обобщающий урок. Наследие древнегреческой цивилизации вокруг нас.

Раздел VII. Цивилизация Древнего Рима (18 ч.).

Тема 1. Природа и население Древней Италии (Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Этруски и Рим. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме, представления о «римском народе». Верования и обычаи древних римлян.) .

Тема 2. Свержение царской власти и установление республики в Риме (Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и ее влияние на систему управления.).

Тема 3. Завоевание Римом Италии (Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Вооружение. Организация римского легиона. Римский военный лагерь. Военная дисциплина: наказание и награды. Военные машины римлян. Военное искусство римских полководцев. Покорение народов Италии и война с царем Пирром. Образование и структура римско – италийского союза.).

Тема 4. Пунические войны (Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье.1- ая Пуническая война. Образование первых римских провинций (Корсика, Сардиния и Северная Италия). 2 – ая Пуническая война. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Новые римские владения и принцип управления ими.) .

Тема 5. Завоевание Римом Восточного Средиземноморья (Взаимоотношения с эллинистическими государствами. Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всем Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями.).

Тема 6. Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики (Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура. Римская вилла.).

Тема 7. Гражданские войны в Риме (Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в Римской республике. Гай Марий и Луций Сулла.).

Тема 8. Восстания рабов в Римской республике (Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.).

                                                                     11

Тема 9. Падение республики в Риме (Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря.

Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Октавиан Август – первый римский император.).

Тема 10. Власть римских императоров (Установление внутреннего мира при Октавиане Августе. Взаимоотношения Октавиана  Августа с сенатской аристократией и римским плебсом. Градостроительная и законодательная деятельность Октавиана Августа. Покровительство культуре. Управление империей. Роль чиновников и армии в укреплении государственной власти. Римские историки о первых императорах.)  .

Тема 11- 12. Превращение Рима в мировую державу (Взаимоотношения Римской империи с ее соседями. Захват новых владений и оборона старых. Распространение римского гражданства и романизация жителей провинций. Рим и германцы. Рим при императоре Нероне. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Пограничные римские укрепления.) .

Тема 13. Культура Римской империи (Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Портретная скульптура, фрески и мозаика. Древнеримская литература. Окончательное слияние греческих и римских традиций.).

Тема 14. Возникновение и распространение христианства в Римской империи (Особенности восточных провинций Римской империи. Иудея под римским владычеством. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Складывание книг Нового завета. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи.).

Тема 15. Поздняя Римская империя (Реформы Диоклетиана и Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Христианская церковь и императорская власть в поздней Римской империи.) .

Тема 16. Падение Западной Римской империи (Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную в конце IV в. н. э. Натиск германских племен на Западную Римскую империю. Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской  империи.).

Тема 17. Повторительно – обобщающий урок. Этапы развития римской цивилизации и ее роль в истории Европы и Западной Азии.

Тема 18. Повторительно – обобщающий урок. Наследие римской цивилизации и современность.

Итоговое повторение (1 ч.) (Становление человеческой цивилизации в Древнем мире. Различные варианты цивилизаций на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье. Наследие древних культур и современность.).

                                                                         

                                                                       12

                           Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения истории Древнего мира ученик 5 класса должен

  1. усвоить основные понятия курса:

история, общество, семья, народ, государство, исторические источники и  памятники, археология, культура, цивилизация, эволюция, орудия труда, среда обитания, присваивающее хозяйство, каменный век,  религия, искусство,  мифы,  скотоводство,

 земледелие,  родоплеменной строй,  ремесло, торговый обмен, оседлые земледельцы, скотоводы – кочевники, соседская община, знать, вожди, город, оросительная система, государственная власть, вельможи, фараон, внешняя политика, жрецы, храмы, обряды, иероглифическая письменность, эпос, законы, алфавит, единобожие, буддизм, варны, полис, граждане, политика, аристократия, демос, тирания, демократия, театр, философия, наука, эллинизм, республика, диктатура, империя, колонат, христианство, Вселенские соборы.

2. знать/ понимать:

  * основные этапы и ключевые события истории Древнего мира;

  * выдающихся деятелей истории Древнего мира;

  *важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

3. уметь:

   * осмыслять доступный для его возраста исторический материал;

   * давать общие характеристики цивилизаций и культур;

   * сравнивать факты, события, личности;

   * анализировать фрагменты исторических источников;

   * оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

      

  1. для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии  народов древности;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной  принадлежности.

                                                                     

                                                                        13

                    Планируемые результаты освоения программы обучающимися

и варианты их оценки

Оценка сформированных  личностных результатов развития учащегося 5 класса

Ф.И.

О.

Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины

Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает  и изучает историю мировых цивилизаций прошлого и современности

Определяет личностный смысл учения, выбирает

дальнейший образовательный маршрут.

Регулирует своё

поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Ответственно относится к своему

здоровью, к окружающей среде,

стремится к сохранению живой природы и социума.

Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой народов мира.

Ориентируется в понимании причин успешности/неуспешности в учёбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка предметных результатов учащегося по истории Древнего мира

Ф.И.О.

Текущая аттестация

 

Итоговая аттестация

 

устный опрос

письменная    к/р

Хронологический, понятийный диктанты

Работа с историческим источником/ документом

тесты

Мини-сочинение (эссе), творч. работа

Блиц-опрос

к/р

тесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Оценка метапредметных результатов учащегося

                                                              Регулятивные УУД:

1.   Самостоятельно формулирует задание.

2.  Выбирает для выполнения определённого задания необходимую основную и дополнительную литературу.

3.  Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.

4.  Оценивает результаты собственной деятельности.

5.  Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками.

6.   Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.

7.   Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебник и рабочие тетради по истории Древнего мира.

8.   Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

9.   Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

                           

                                                                           

                                                                                     14

                                   

                                Лист наблюдений степени сформированности УУД

Регулятивные

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрдничестве с учителем

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Работа по образцу

Самостоятельно разработать алгоритм

                                                      Познавательные УДД:

1. Ориентируется в учебниках.

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.

4. Составляет сложный/ развернутый  план исторического текста.

5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные исторические объекты, факты, события, явления.

6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, мини – сочинений (эссе), таблиц, сообщений.

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

                                                           Коммуникативные УДД:

1. Владеет монологовой и диалоговой формой речи.

2.Читает вслух и про себя тексты учебника, других книг, понимает прочитанное.

3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.

5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.

6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

8. Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

                                Лист наблюдений степени сформированности УУД

Базовый уровень (коммуникативные УУД)

Повышенный уровень

Высказывает мнение

Обосновывает позицию

Задает вопросы другим

Договаривается с другими

Слушает других

Строит алгоритм работы

Может отказаться от своего мнения в пользу группы

Предвосхищает задачу следующего этапа

Оказывает помощь товарищам

Может взять на себя роль лидера группы

                                                                                    15

                     

                                             Литература и средства обучения

                                      Основная  учебная литература:

1. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.       учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.- М.: Просвещение,

         2011.- 287 с.: ил., карт.

Дополнительная учебная литература:

  1. Варакин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.-480 с.
  2. Воробьев- Десятовский В.С., Итс Р.Ф., Липин Л.А., Петровский Н.С. Очерки истории Древнего Востока/ под ред. академика Струве В.В..- Ленинград, 1956.- 276 с.
  3. Гомер . Поэмы «Илиада» и «Одиссея».
  4. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.- 352 с.
  5. Мифы Древней Греции/ Пересказ Г. Петникова. Илл. Г. Мацыгина.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000.- 288 с., илл.

Перечень рекомендуемых средств обучения:

  1. Атлас истории Древнего мира. 5 класс.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2011.
  3. Мультимедийные материалы (компакт – диски):
  1. «Времена и войны»;
  2. «Египет».

                                   

                                                            Дидактические материалы:

  1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
  2. Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

                                                        Учебно-методическая литература:

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 класс.: Учебно – метод. пособие.- М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
  2. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 240 с.

                                                      Учебные и справочные пособия:

  1. Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.- 224 с.
  2. История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.
  3. История древнего мира и средних веков. 5-6 кл.: Справочные материалы/ Авт.-сост. Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Дрофа, 1997.- 128 с.- (Шпаргалки «Дрофы»).

                                                                                   16 - 19

             Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе)

№ п/п


Дата


              Тема

Количество

часов

Виды, формы контроля

1.

Раздел I. Введение в историю


мини- сочинение (эссе)

  Тема 1. История – наука о прошлом человечества. Цивилизация и ее составные части


1

2.

РазделII.Первобытный мир

6


устный опрос

  Тема 1. Происхождение человека    

1

 Тема 2. Природа и человек в первобытном мире

1

устный опрос

Тема 3. Религия и искусство в первобытном мире

1

работа в группах

Тема 4. Новый каменный век и «неолитическая революция»  

1

устный опрос

Тема 5. Возникновение цивилизаций    

1

устный опрос

Тема 6. Повторительно – обобщающий урок

1

            к/р

3.

Раздел III. Цивилизация Древнего Египта.

7




устный опрос

Тема 1. Природа и занятия людей в Древнем Египте. Образование Древнеегипетского государства

1


Тема 2. Фараон и его ближайшее окружение.

            1

устный опрос

Тема 3. Жизнь простых людей в Древнем Египте.

1

работа в группах

Тема 4. Военные походы фараонов.

1

иллюстрации

          уч-ся

Тема 5. Религия Древнего Египта

1

 иллюстрации

          уч-ся

Тема 6.  Искусство Древнего Египта

1

работа в группах

Тема 7. Школа, литература и наука в Древнем Египте.


1

творческие работы уч-ся

4.

Раздел IV. Древние цивилизации Передней Азии

6



устный опрос

Тема 1. Государства Древнего Междуречья


1

Тема 2. Древнее Вавилонское царство.


1

устный опрос

Тема 3. Финикия.

1

устный опрос

Тема 4. Древнееврейские государства.


1

устный опрос

Тема 5. Ассирийская держава  .

1

устный опрос

Тема 6. Нововавилонское царство и Персидская держава .

1

устный опрос

5.

Раздел V. Древние цивилизации Южной и Восточной Азии

4



устный опрос

Тема 1. Древняя Индия                  

1

Тема 2. Государство и общество в Древней Индии

1

устный опрос

Тема 3. Природа и занятия населения Древнего Китая

1

устный опрос

Тема 4. Государство в Древнем Китае 

1

устный опрос

6.

Повторительно – обобщающий урок. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. Их роль в мировой истории.

1

тест

7.

Раздел VI. Цивилизация Древней Греции.

24



устный опрос

Тема 1. Природа и население Древней Греции.

1

Тема 2. Крит и Микены.

1

Тема 3. Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и

исторический источник .


1

иллюстрации

          уч-ся

Тема 4. Поэма Гомера «Одиссея».

1

иллюстрации

          уч-ся

Тема 5. Древнегреческие города – государства .

1

устный опрос

Тема 6. Древние Афины.

Зарождение демократии.

1

устный опрос

Тема 7. Древняя Спарта.

1

устный опрос

Тема 8. Греческая колонизация.

1

1

устный опрос

устный опрос

Тема 9. Греко – персидские войны.

Тема 10. Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса

1

устный опрос

Тема 11. Возвышение Афин и расцвет демократии  .

1

устный опрос

Тема 12. Искусство Древней Греции.

1

работа в группах

Тема 13. Афинские школы.

1

творч. работы уч-ся

Тема 14. Общегреческие праздники. Олимпийские игры.

1

«круглый стол»


 

Тема 15. Религия Древней Греции.

1

иллюстрации

          уч-ся

Тема 16. Возникновение древнегреческого театра .

1

      семинар

Тема 17. Научные знания у древних греков.

1

работа в группах


Тема 18. Древнегреческие историки.

1

творч.сообщения уч-ся

Тема 19. Афины в V в. до н. э.

1

устный опрос

Тема 20. Возвышение Македонии. Подчинение Эллады


1


устный опрос

 Тема 21. Создание и распад державы Александра Македонского.

1


устный опрос


Тема 22. Эллинистическая культура.

1

работа в группах

Тема 23. Повторительно – обобщающий урок. Особенности развития древнегреческой цивилизации.


1



            тест


 Тема 24. Повторительно– обобщающий урок. Наследие древнегреческой цивилизации вокруг нас.

1

         тест

8.

Раздел VII. Цивилизация Древнего Рима.

18



устный опрос

Тема 1. Природа и население Древней Италии.

            1

Тема 2. Свержение царской власти и установление республики в Риме.

1


устный опрос


Тема 3. Завоевание Римом Италии.

1

устный опрос

Тема 4. Пунические войны.

1

устный опрос

Тема 5. Завоевание Римом

Восточного Средиземноморья.

            1

устный опрос

Тема 6. Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики.

1


работа в группах


Тема 7. Гражданские войны в Риме.

1

устный опрос

Тема 8.  Восстания рабов в Римской республике.

1

устный опрос

Тема 9. Падение республики в Риме

1

устный опрос

Тема 10. Власть римских императоров.

1

устный опрос

Тема 11- 12. Превращение Рима в мировую державу.

2

устный опрос

Тема 13. Культура Римской империи.

1

работа в группах

Тема 14. Возникновение и распространение христианства в Римской империи.


1


устный опрос

Тема 15. Поздняя Римская империя.

1

устный опрос

Тема 16. Падение Западной Римской империи.

1

устный опрос

Тема 17. Повторительно – обобщающий урок. Этапы развития римской цивилизации и ее роль в истории Европы и Западной Азии.

1




           тест




Тема 18. Повторительно – обобщающий урок. Наследие римской цивилизации и современность.

             1



тест

9.

Итоговое повторение

1

блиц- опрос

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 9 класс 2012-2013 учебный год Никольский С.М

рабочая программа составлена на основе  Сборника рабочих программ.7-9 класс\ составитель Бурмистрова Т.А.2011г.Календарно-тематическое планирование включает разделытема урока, колличествво часов,...

рабочая программа "История древнего мира" 5 класс

рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Рабочая программа истории России 9 класс 2012-2013 уч. год

Рабочая программа составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007г., авторской программы под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, издате...

Рабочая программа. "История Древнего мира" 5 класс.

Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы для 5-х классов. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер....

Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс

Данная рабочая программа курса «история Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена...

Рабочая программа.История Древнего Мира. 5 класс.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по истории,Сайт  http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838...

Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс

По учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер...