Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Ещеркина Мария Сергеевна

По учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_drevnego_mira-5_vigasin_eshcherkina_2.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей истории и обществознания

Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ СШ № 19

Им.И.П.Мытарева

__________________Степченкова  Н.В.

_____________ Волкова Е.С.

___________Дегтярева Н.А.

Протокол № 1от «  26  » августа 2015 г.

«___» _________________ 2015 г.

Приказ от                           №

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №  19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

Рабочая программа

Наименование учебного предмета ___История Древнего мира_________________________________________________________________

Класс____________5____________________________________________________________________________________________________

Уровень основного  общего образования 

Учитель Ещеркина М.С.__________________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год___2016-2017 учебный год_________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего 68  часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе 

Учебник_ «История Древнего мира» 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. ФГОС. Рекомендовано Министерством образования и культуры.М: «Просвещение» 2012 ; Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы М.: «Просвещение» 2014

Рабочую программу составили_____________________________________________________Ещеркина М.С..____________

подпись расшифровка подписи


        Содержание тем учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел1. Жизнь первобытных людей. (5 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди.Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей.Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований.Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства.Представление о зарождении произ водящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гон чарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земле дельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати.Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появ ление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории

Измерение времени по годам.Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила.Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи.О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож.

Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Военные походы фараонов.Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян.Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство Древнего Египта.Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида

фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Письменность и знания древних египтян.Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для пись ма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (мате матика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письмен ности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном

воздаянии (суд Осириса и клятва умершего)

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье.Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над

преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых

социальных группах: рос товщиках.

Финикийские мореплаватели.География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы.

Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах

Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Библейские сказания.Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского

народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские преда ния о героях.

Ассирийская держава.Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий

труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей».Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь

Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии.Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли

на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты.Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана.

Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашокой.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость —в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая.Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение.Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне.Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя.В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада».Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея».География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков.Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах.Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта.География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности.Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве.Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу.Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический

подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата»

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.

В гаванях афинского порта Пирей.В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины.Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора —главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях.Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В афинском театре.Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле.Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии.Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Алексадр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток.Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской.Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк —

одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение.Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим.Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии.Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики.Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме.Завоевательные походы Рима —главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов.Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака.Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря.Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи.Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида»

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи.Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

В Риме при императоре Нероне.Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение.Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. н. э.Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город Рим — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падениеЗападной Римской империи

Римская империя при Константине.Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание онстантинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами.Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговое повторение.Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

 

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов в рабочей программе

Количество часов в авторской программе

1

Введение

1

1

2

Жизнь первобытных людей

6

7

3

Древний Восток

20

20

4

Древняя Греция

21

21

5

Древний Рим

17

17

Повторение курса История Древнего мира

2

2

Резерв

1

0

Итого

68

68

В соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 19, утверждённым на 2016-2017 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 2 часа в неделю, т.е. на 68 часов в год. Резервное время  отведено за счёт уплотнения учебного материала  и составляет 1 час на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 1 час будет использован в конце учебного года на  уроках повторения

Считаю целесообразным объединить уроки «Введение» и «Измерение времени по годам», так как знания, полученные по теме «Измерение времени по годам», необходимы в т.ч. и для изучения Раздела 1 «Жизнь первобытных людей»

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА»

5 класс 2016-2017 учебный год

68 часов

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты УУД

Дата проведения

Примечание

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

Введение. Измерение времени по годам.

1

Что изучает история.

Измерение времени в истории (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Историческая карта. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.Источники по истории Древнего мира

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые образовательные задачи

Прочитать введение

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6ч)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники(3ч)

Древнейшие люди.

1

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: место и время их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Овладение огнем..

Формирование устойчивого познавательного интереса

Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю.

Параграф 1-пересказ,учить термины,Вопросы устно

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Формирование знания основных исторических событий развития общества.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Параграф 2-пересказ,учить термины, «Проверь себя» устно

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Параграф 3-пересказ, учить термины, «Подумайте и обсудите устно»

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

формирование уважительного отношения к труду

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию

Парагаф 4-пересказ,задания на стр. 25устно

Появление неравенства и знати.

1

От родовой общины к соседской.

Появление ремесел и торговли.

Возникновение древнейших цивилизаций

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Негативное отношение к взятничеству

Формирование способности устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Параграф 5-пересказ,учить термины,Повторить главу 2 

Появление бюрократии.Коррупция в Древнем  Египте.

Повторительно-обощающий урок:Значение эпохи первобытности для

человечества.

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Раздел 2. Древний Восток (20)

Глава 3. Древний Египет (8ч)

Государство на берегах Нила.

1

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Египта, его географических особенностях; знание достижений и культурных традиций Египта

Планировать пути достижения целей.

Устанавливать целевые приоритеты.

Параграф 6-пересказ,стр. 37-термины учить,работа с картой и иллюстрации устно

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.

формирование уважительного отношения к труду

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Параграф 7-пересказ,учить термины,составить рассказ стр. 42

Жизнь египетского вельможи.

1

Основные слои населения. Их функции в обществе.

Формирование самостоятельности, самообразования, ответственности

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Параграф 8-пересказ,Работа с документом

Военные походы фараонов.

1

Бронзовый век. Армия Египта. Походы Тутмоса III.Войско:пехота, отряды колесничих.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Параграф 9-пересказ,учить термины,стр.51-устная работа

Религия древних египтян.

1

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Освоение общемирового культурного наследия Древнего Рима. Освоение общемирового культурного наследия государств Древнего мира.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Параграф 10-пересказ,термины учить «подумайте»письменно

Искусство Древнего Египта.

1

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

 владеть монологической и диалогической формами речи

Параграф 11-пересказ,термины учить,стр. 61 составить рассказ

Письменность и знания древних египтян.

1

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира

Умение извлекать из исторических источников информацию

Параграф 12-пересказ,учить термины. Подготовить сообщение стр. 64. Повторить главу 4

Повторительно-обощающий урок.Достижения древних египтян.

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье.

1

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.Города шумеров — Ур и Урук.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

формулировать и обосновывать выводы

Параграф 13-пересказ,учить термины,стр. 69-устно

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Параграф 14-пересказучить термины,стр. 73-устно

Финикийские мореплаватели.

1

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

формирование целостного мировоззрения

анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план

Параграф 15-пересказ,учить термины,стр 77

Библейские сказания.

1

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами.

Развитие понимания идейного многообразия мира, уважение чужого мнения, толерантность

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты)

Параграф 16-пересказ,учить термины,работа с документом стр 81

Древнееврейское царство

1

Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве

осознание своей идентичности как гражданина страны,  члена этнической и религиозной группы

анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план

Параграф 17-пересказ,учить термины, «Подумайте» устно стр. 85

Ассирийская держава.

1

Ассирийская держава. Новшества в военном деле Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Представление об ассирийском искусстве. Библиотека Ашшурбанапала.

Гибель Ассирии.

формирование целостного мировоззрения

Уметь сравнивать исторические явления

Параграф 18-пересказ,учить термины,стр 90

Персидская держава «царя царей».

1

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей).

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы;

Параграф 19-пересказ,учить термины.Повторить главу 4

Глава5. Индия и Китай в древности (5ч)

Природа и люди Древней Индии.

1

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Сельское хозяйство. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.

Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, истории.

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Параграф 20-пересказ,учить термины. Сообщение стр 100

Индийские касты..

1

Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Негативное отношение к коррупции

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты)

Параграф 21-пересказ,учить термины,стр 105 сообщение Древнеиндийский трактат о коррупции

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения) Китайские иероглифы и книги

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

строить  логическое рассуждение, владение устной монологической контекстной речью

Параграф 22-пересказ,учить термины,стр 109 устно

Первый властелин единого Китая.

1

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,   осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения и познавательных задач;

Параграф 23-пересказ,учить термины. Повторить главу 6

Повторительно-обощающий урок: Вклад народов Древнего Востока в

мировую историю и культуру

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Повторить Раздел 2

Раздел 3.Древняя Греция (21ч)

Глава 7. Древнейшая Греция(5ч)

Греки и критяне.

1

Местоположение и природные условия. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Параграф 24-пересказ,учить термины,стр 120

Микены и Троя.

1

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством.. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

осознание своей идентичности

 члена, этнической и религиозной группы, локальной общности;

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

Параграф 25-пересказ,учить термины, «Подумайте» устно

Поэма Гомера «Илиада».

1

Мифы о начале Троянской войны. Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса и Гектора.Мифы и сказания об Ахиллесе, Одиссее,троянском коне и т.д. Мораль поэмы

формирование коммуникативной компетентности

смысловое чтение строить  логическое рассуждение и делать выводы

Параграф 26-пересказ, ,стр 129-сообщение

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Мифы об Одиссее. На острове циклопов,встреча с сиренами и т.д. Мораль поэмы

формирование коммуникативной компетентности

умение работать индивидуально, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Параграф 27-пересказ,стр 134

Религия древних греков.

1

Пантеон олимпийских богов. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Параграф 28-пересказ,учить термины, стр. 138 «Подумайте»

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)

Земледельцы Аттики теряют землю и  свободу.

1

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия, умение использовать речевые средства

Параграф 29-пересказ,учить термины

Зарождение демократии в Афинах.

1

Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

Умение логического рассуждения, умозаключения

Параграф 30-пересказ,учить термины, стр 146-устно

Древняя Спарта.

1

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность..

освоение гуманистических традиций и ценностей

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Параграф 31-пересказ,учить термины,стр 150

Греческие колонии на берегах Среди-

земного и Чёрного морей.

1

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

 формирование коммуникативной компетентности

Умение строить  логическое рассуждение, смысловое чтение

Параграф 32-пересказ,учить термины

Олимпийские игры в древности.

1

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Формирование любви к спорту и здоровому образу жизни

умение организовывать  учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Параграф 33-пересказ,учить термины,сообщение стр 161

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

умение  устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение,

Параграф 34-пересказ,учить термины, стр 165 «Подумайте»

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

умения работать с исторической картой, с историческими документами

Параграф 35-пересказ,учить термины. Повторить главу 8

Глава 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии(5ч)

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

Параграф 36-пересказ,учить термины, стр 175

В городе богини Афины.

1

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов

Умение составлять простой план

Параграф 37-пересказ,учить термины, стр 181- Составить рассказ

В афинских школах и гимнасиях.

1

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

формирование коммуникативной компетентности

Умение формулировать и обосновывать выводы

Параграф 38-пересказ,учить термины, стр 185

В афинском театре

1

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

 способность решать творческие задачи

Параграф 39-пересказ,учить термины,стр 190

Афинская демократия при Перикле.

1

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты)

Параграф 40-пересказ,учить термины. Повторить главу9

Глава 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.(4ч)

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

формирование целостного мировоззрения

формулировать и обосновывать выводы

Параграф 41-пересказ,учить термины,стр 200 устно

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

умения работать с исторической картой, с историческими документами 

Параграф 42-пересказ,учить термины, «работа с картой», «Подумайте»

В Александрии Египетской.

1

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Развитие интереса к памятникам культуры и её    представителям.

Умение строить  логическое рассуждение, смысловое чтение

Параграф 43-пересказ,учить термины.

Повторительно-обощающий урок «Вклад древних эллинов в мировую

культуру.

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Повторить раздел3

Раздел 4. Древний Рим (17ч)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Древнейший Рим.

1

Местоположение и природные особенности Италии. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

умения работать с исторической картой, с историческими документами

Параграф 44-пересказ,учить термины, 218-219 устно

Завоевание Римом Италии.

1

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Формирование устойчивого познавательного интереса

выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

Параграф 45-пересказ,учить термины

Устройство Римской республики.

1

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион

Формирование чувства нетерпимости к любым формам угнетения

выделять главное в тексте; выстраивать ответ в соответствие с заданием

Параграф 46-пересказ,учить термины. Повторить главу 11

Глава 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Карфаген — местоположение. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

формирование целостного мировоззрения

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Параграф 47-пересказ,стр 232

Установление господства Рима во

всём Средиземноморье.

1

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

формирование коммуникативной компетентности. Негативное отношение к коррупции

умения работать с исторической картой, с историческими документами

Параграф 48-пересказ,учить термины, стр.238 

Римское право о коррупции.

Рабство в Древнем Риме.

1

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Формирование чувства нетерпимости к любым формам угнетения

выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

Параграф 49-пересказ,учить термины. Повторить главу 12

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4ч).

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

формирование целостного мировоззрения

Умение строить  логическое рассуждение, смысловое чтение

Параграф 50-пересказ, Работа с датами стр 246

Восстание Спартака.

1

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Формирование чувства нетерпимости к любым формам угнетения

выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

Параграф 51-пересказ,стр 250-251 устно

Единовластие Цезаря.

1

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Борьба полководцев за единоличную власть.. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Формирование устойчивого познавательного интереса

выделять главное в тексте; выстраивать ответ в соответствие с заданием

Параграф 52-пересказ,255-256 устно

Установление империи

1

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Параграф 53-пересказ,учить термины

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5ч)

Соседи Римской империи

1

Территория империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Формирование устойчивого познавательного интереса

Умение строить  логическое рассуждение, смысловое чтение

Параграф 54-пересказ,учить термины

В Риме при императоре Нероне.

1

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

выделять главное в тексте; выстраивать ответ в соответствие с заданием

Параграф 55-пересказ,стр 268-269

Первые христиане и их учение.

1

Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к религии народов мира. Негативное отношение к взятничеству

осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа

Параграф 56-пересказ,учить термины Отношение к взяточниче

ству в мировых религиях.

Расцвет Римской империи во  II веке н.э.

1

 Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

формирование целостного мировоззрения

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Параграф 57-пересказ,учить термины,стр 279

Вечный город  и его жители».

1

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Развитие интереса к памятникам российской культуры и её    представителям.

Умение строить  логическое рассуждение, смысловое чтение

Параграф 58-пересказ,учить термины. Повторить главу 14

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2ч)

Римская империя при Константине .

1

 Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, вести диалог

Параграф 59-пересказ,учить термины

Взятие Рима варварами

1

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе.

Формирование устойчивого познавательного интереса

выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

Параграф 60.

Итоговое повторение (2ч)

Признаки цивилизации Греции и Рима

1

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно

следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Повторить Раздел 1-2

Признаки цивилизации Греции и Рима

1

Повторить раздел  3-4

Резерв

1

Планируемые результаты изучения предмета «История Древнего мира» в 5 классе

В результате изучения истории ученик 5 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры; 
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; 
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; 
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "История древнего мира" 5 класс

рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...

Рабочая программа. "История Древнего мира" 5 класс.

Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы для 5-х классов. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер....

Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс

Данная рабочая программа курса «история Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена...

Рабочая программа.История Древнего Мира. 5 класс.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по истории,Сайт  http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА История Древнего мира. 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА История Древнего мира. 5 класс Данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 ч в неделю) и реализуется на основе УМК по предмету: История Древнего мира: учебник для 5 класса. А...

Рабочая программа "Истории Древнего мира" - 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер

Дан календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся...